Поиск авторов по алфавиту

Открыть душу навстречу Божественной благодати. О синергии Бога и человека

ОТКРЫТЬ ДУШУ НАВСТРЕЧУ БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ

 

О синергии Бога и человека

 

Духовное восхождение требует от человека большого напряжения всех его внутренних ресурсов. Речь идет о необходимости духовного сосредоточения, о воспитании ума, воли, чувств, плоти. Но все это невозможно совершить должным образом, опираясь только на человеческие силы. Конечно, без нашего благого произволения, без усилий в духовной жизни вообще не происходило бы никаких добрых перемен.

Бог устроил человека, даровав ему Свой образ и ту свободу, которой Сам обладает. И потому без нашего участия, только по воле Божией, ничто не может произойти в нашей жизни. Вот почему для того, чтобы сила Божия преобразовала нашу душу, мы должны сотрудничать с Богом. Этот принцип на греческом языке называется «синергия», и в творениях святых отцов это слово используется для обозначения великой тайны взаимодействия Божественного Промысла и человеческой свободы. Сила Божия в нашей человеческой немощи совершается (2 Кор. 12, 9), и синергия, то есть совместная энергия, совместное действие Бога и человека — это реальность, которая лежит в основе нашего спасения.

Философы и богословы немало рассуждали и рассуждают на тему соотношения человеческой свободы и Божиего Промысла. И для многих этот вопрос остается неразрешимым.

157

 

 

 

Святоотеческий духовный опыт помогает человеку находить то соотношение благодати Божией и человеческой свободы, которое становится понятным и даже очевидным для него только тогда, когда он реально вступает на путь преодоления греха. В таком случае он точно знает, где его силы, а где сила Божия, где его произволение, а где благой Божественный Промысл. Только очень важно, чтобы эти силы тесно взаимодействовали, — как научает нас святитель Иоанн Златоуст: «Божия благодать сделала бы нас тверже алмаза и совершенно непобедимыми, если бы мы пожелали».

Замысел Бога о людях заключался в том, чтобы все были здоровы. Болезнь есть некое внутреннее разрушение человеческого организма, нарушение порядка, который был Богом определен и заложен в природу человека. Причина болезней в роде человеческом, несомненно, связана с грехом, то есть с отказом человека жить по Божиему плану, по Божиему замыслу, по Божиему закону. Это не значит, что каждое заболевание — от насморка до самой тяжелой болезни — непременно является результатом какого-то греха. Так думать не следует. Но результатом греха является болезнь как явление. Беспорядок в физическом теле человека есть результат беспорядка в душе человеческой, результат разрыва между Богом и человеком. Человечество пошло не по тому пути, цивилизационная дорога оказалась искривленной, а потому все пошло не так, — вот и болезни стали разрушать человеческое тело.

В евангельском повествовании об исцелении расслабленного (Мк. 2, 1-12) образ человека, лишенного целостности, потерявшего богозданную красоту своей природы, — это как бы видимый образ греха. Не личного — еще раз повторяю — греха, а греха, начавшегося с Адама и умножавшегося в каждой человеческой личности настолько, что в какой-то момент род человеческий был, как мы знаем, смыт водой

158

 

 

Всемирного потопа (Быт. 7, 10-12). Но и это не остановило людей, так что и после потопа инерция греха продолжала приводить ко все новым и новым тяжким последствиям.

Господь, обращаясь к расслабленному, говорит: Прощаются тебе грехи твои (Мк. 2,5). Конечно, Он имеет в виду не только личные грехи этого человека, которые, несомненно, присутствовали в его жизни, но Он говорит: «Ты освобождаешься от греховных последствий развития человеческого рода, в этот момент с тебя снимается печать наказания в виде болезни».

Все присутствующие были крайне удивлены: Кто же может прощать грехи, кроме одного Бога? (Мк. 2, 7). Спаситель не стал убеждать их в том, что Он — Сын Божий, что Он единосущен Отцу, что Он имеет право прощать грехи, потому что действительно только Бог прощает их. Он сказал нечто иное, но очень понятное людям. А что означают Его слова: Возьми свою постель и ходи (Мк. 2,9)? Может ли так сказать парализованному тот, кто не имеет права прощать грехи? — вот логика ответа Спасителя. Он не дожидается никакого ответа, а тут же говорит: Возьми постель твою и иди (Мк. 2, 11). И встал расслабленный, как будто и не было никакой болезни, и пошел. И все это разрушение целостности организма, весь беспорядок во внутреннем состоянии тела — все прошло, и тело наполнилось силой. Откуда же эта сила, способная восстановить разрушенный человеческий организм и снова объединить то, что разъединено в человеческой природе? Внутри человеческого организма таких сил нет. Достаточно спросить любого медика, и он скажет: «Полного паралича тела человек силой своего организма преодолеть не может; нужна какая-то особенная сила воздействия извне». И мы знаем, что в данном случае этой силой была благодать Божия.

Есть раздел физики, который называется термодинамикой. Второй закон термодинамики предполагает возрастание

159

 

 

в мире, в космосе так называемой энтропии. Что же такое энтропия? Это разрушение, это хаос, это нарастание беспорядка; и ученые твердо доказали, что всякая система стремится к такому разрушению. К примеру, крепкое, устойчивое здание, за которым никто не присматривает, через какое-то время начинает разрушаться. В чем же дело? Оно «запрограммировано» на разрушение, и если двести, триста или пятьсот лет на это здание никто не будет обращать внимания, от него останется только холм — все будет разрушено. Каждый знает, во что превращается дом, если за ним не ухаживать. Каждый знает, во что превращается наш организм, если его не лечить. Каждый знает, во что превращается окружающий мир, если не заботиться о нем. Значит, для сохранения жизни нужно некое энергетическое влияние извне.

И таким влиянием в случае с евангельским расслабленным была Божественная энергия. Разрушающаяся жизненная система, неспособная к самовосстановлению, получила мощный энергетический заряд, — и встал расслабленный, взял постель свою и пошел в дом свой.

В тот момент, когда расслабленный вставал, на нем была эта Божественная энергия. Мощный Божественный импульс организовал дезорганизованное, интегрировал разделенное, соединил распадающееся и явил человека здоровым, хотя мгновением ранее он был больным.

Никто, никакая система не может преодолеть энтропию, опираясь на собственный внутренний ресурс. Только Божественная сила, Божественная энергия способна предотвратить нарастание энтропии в человеческом роде, его распад и гибель.

Размышляя на тему Святого Духа и Его значения для жизни всей вселенной, святой Василий Великий замечательно говорит о том, что именно Святой Дух является источником, то есть причиной жизни вечной.

160

 

 

 

Каждому по собственному опыту известно: для существования живого нужна энергия. Человек умирает, если не вкушает пищи, если не получает энергии извне. Земля погибнет, если потухнет солнце, которое сообщает ей энергию. Благодаря этой солнечной энергии существует все живое на нашей планете. И в масштабах космоса, в масштабах всего творения также необходим источник энергии для физического существования.

Устроение мира учит нас тому, что только при наличии некоего внешнего источника энергии может существовать жизнь, может существовать космос и все творение Божие. И если мы говорим о бессмертной жизни человеческой души, то и для такой жизни необходим внешний источник энергии, потому что сам в себе человек такой энергии не содержит. Без внешнего воздействия человек не только не мог бы жить физически, но и душа его умирала бы вместе со смертью тела.

Святой Василий Великий говорит нам о том, что источником этой энергии для человеческой души является благодать Святого Духа, то есть энергия Самого Бога. Святым Духом мы живем, жива наша душа. Именно поэтому без Святого Духа душа человека не только не может войти в Царствие Божие после смерти, но и существовать там не сможет.

Дело спасения души — это дело Божие. А человек свободно участвует в этом процессе, либо открывая свою душу навстречу Божественной благодати, либо закрывая ее. В этой синергии гармонично сочетается Божественное всемогущество и человеческая свобода, возможность выбирать и сила Божественного Промышления.

Очень часто мы сталкиваемся с трудностями, которые кажутся нам непреодолимыми. Мы забываем о Боге, о вере, о самых главных вопросах бытия, без размышления над которыми не может состояться человек в полном смысле слова.

161

 

 

Мы прилагаем все силы, чтобы обеспечить материальные условия для жизни, а уж если кто-то приболеет, всё бросается на помощь организму.

Однако главное в нашей жизни — это ее вертикальное измерение, это связь человека с Богом. Если эта связь сохраняется и крепнет, то человек попадает в орбиту Божиего воздействия и не может погибнуть только потому, что на улице холодно или еды не хватает. Мы знаем, как часто в самых тяжелых обстоятельствах даже далекие от веры люди сердцем чувствовали, что главное — обратиться к Богу. Как мне говорили фронтовики, прошедшие суровыми дорогами Великой Отечественной войны, в окопах не было атеистов. Поднимались в атаку и шли навстречу огню со словами: «Господи, помоги!», и ведь многие оставались живы...

Современная цивилизация развивается таким образом, что переводит фокус человеческого внимания с главного на второстепенное — быть может, нужное, но второстепенное. Церковь учит нас правильному построению жизни, созданию такой системы ориентиров и координат, в центре которой — Бог. И если связь с Богом прочна, если молитва является реальной потребностью человека, то Бог входит в его жизнь.

Взаимодействие Божественной благодати и человеческих усилий можно сравнить с движением парусного судна. Судно может быть прекрасно оснащено, на нем может быть подготовленная команда, но если ветер не будет дуть в паруса, то яхта останется на месте. В этом сравнении ветер — это и есть действие Божественной благодати, а парус — это человек, наши земные дела, человеческая цивилизация. От того, как мы ее построим, как мы организуем нашу жизнь, будет зависеть, наполнит паруса Божественный ветер или нет. И нужно, чтобы тот, кто ведет корабль, понимал, как ставить парус. И если мы будем создавать великолепные сверхтехнологичные суда,

162

 

 

но не заботиться о том, чтобы сила Божественной благодати наполняла развернутые над ними паруса, то тщетны наши усилия.

У человека есть много способов отказаться от источника внешней энергии. Человек может отказаться от пищи. Мы знаем, что это иногда бывает — либо когда человек заболевает душевной болезнью, либо когда он, стремясь достичь какой-то цели через воздействие на окружающих, добровольно отказывается от пищи. И нередко такой отказ от пищи приводит к смерти.

Мы можем отказаться принимать энергию солнца — загородиться бетонными стенами, можем зарыться в землю, изолироваться от этого внешнего источника энергии, но в таком случае мы долго не проживем. Аналогично человек не может отгородиться и от энергии Святого Духа.

Человеческие страсти делают душу такой же неспособной принять благодать Святого Духа, как больной глаз не способен принять солнечный свет. Это сравнение очень точное и очень правильно описывает положение человека в деле спасения. Своей силой человек спастись не может — только Святой Дух спасает человека и вводит его бессмертную душу в Божественное Царство. Но подобно тому, как мы можем отказаться от пищи или отгородиться от лучей солнечного света, так своими страстями и своим грехом мы можем закрыть душу от воздействия благодати Святого Духа, и тогда — никакого Божественного Царства, никакой жизни души!

Грех обладает огромной притягательной силой, потому что вдохновляется диаволом, который сильнее человека. А диавольский ум, воля, его злые чувства сильнее нашей воли, нашей мысли и наших чувств. Запечатлевая в себе добродетели, изгоняя пороки, мы боремся не только с собой; мы боремся не с плотью и кровью, как говорит апостол,

163

 

 

но с духами злобы поднебесными (Еф. 6,12), потому что грех, совершаемый человеком, является следствием тех искушений, которые темная сила предлагает людям и к которым она нас склоняет. Темная диавольская сила во много крат превышает любую человеческую силу. Даже совокупностью всех человеческих усилий люди не могут соперничать с диаволом — он сильнее. И поскольку грех совершается нами по своей воле в ответ на диавольское искушение, на внушение извне, то есть в совершении греховного поступка участвует как наша, так и зловещая сверхъестественная сила, то и в очищении от греха должна участвовать не только наша человеческая сила, но и сила Божия.

Напрягая свои внутренние силы в духовном сосредоточении, в воспитании ума, воли, чувств, плоти, мы как бы соработничаем Богу в том великом делании, которое Он совершает над нами силой Своей благодати. Поэтому освободиться от притяжения греха, от порока, опираясь исключительно на свои силы, — невозможно. Вот почему апостол Павел и говорит в Послании к Ефесянам: Благодатью вы все спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2, 8-9). Апостол учит, что преодоление греха может совершаться только силой Божией, потому что Бог неизмеримо сильнее диавола. И когда Бог сообщает нам Свою благодать, Свою энергию, Свою силу, мы этой силой, этой энергией преодолеваем грех.

А что же тогда пост, молитва, добрые дела? — А это те средства, которыми мы готовим свою душу к принятию Божественной благодати. Спасает нас благодать, но без наших усилий и благодать тщетна. Господу было благоугодно, чтобы спасение человека совершалось не только Его силой, но и при участии людей. А наше участие выражается в попытках ограничить греховные стремления своей природы, вступить

164

 

 

с Богом в молитвенное общение, научиться взаимодействовать друг с другом, будучи тесно связанными через милосердие.

Вспомним евангельское чтение об исцелении Спасителем бесноватого молодого человека (Мк. 9,17-29), которого отец привел к Иисусу Христу как к последней надежде, потому что сын его был болен непонятной болезнью: он был глухим, немым, дух злобы бросал его на землю, он скрежетал зубами, испускал пену и не мог жить среди людей. Господь, увидев этого несчастного человека с его сыном, сжалился над ним и изгнал духа злобы из юноши, и тот исцелился. И когда ученики спросили: «Почему мы не могли сделать то же самое?», Господь сказал слова, которые каждому из нас помогут и ныне противостоять духам злобы: «Сей же дух изгоняется только молитвою и постом» (Мк. 9, 28-29).

Почему же не силой? Почему дух злобы не изгоняется силой мысли, силой логики, силой убеждения, не говоря уже о материальной силе, силе власти? Почему этот дух невозможно изгнать тем, чем можно изгнать любую внешнюю силу, — вплоть до самой мощной военной агрессии?.. Не сказано, что молитвою и постом нужно изгонять внешнего врага. Не сказано, что молитвою и постом нужно преодолевать преступность или коррупцию. Не сказано, что молитвою и постом нужно преодолевать трудности в социально-экономической жизни. Но Господь ясно говорит: сей дух, то есть дух зла, можно изгнать только молитвою и постом.

Почему так? — Потому что тот, кто одержим духом зла, духом диавольским, делает то, что угодно диаволу, а диавол есть лжец и отец лжи (Ин. 8, 44), как свидетельствует Слово Божие. Поэтому человек, впускающий в свою душу темную силу, становится его служителем — он начинает жить, действовать, мыслить по чужой логике — логике диавольской.

165

 

 

Вот почему нередко людей, одержимых темной силой, трудно переспорить в открытой и честной дискуссии — они живут, работают, мыслят в ином поле, чем человек, который не захвачен духом злобы. У человека, не находящегося под диавольской властью, есть своя логика — логика правды, справедливости. Он апеллирует к нравственным ценностям, таким как любовь, патриотизм, честность, правда, жертвенность, чистота телесная и душевная, самоограничение. А тот, кто живет по диавольской логике, пребывает в другой системе, которая отрицает все перечисленное и где ценностями являются ложь, клевета, злоба, зависть, ненависть, гнев. И когда эти две реальности сталкиваются, то тот, кто отстаивает диавольское дело, действуя в рамках своей внутренней логики, нередко убеждает людей больше, чем тот, кто живет и действует по логике Божией.

И здесь нужно ответить на главный вопрос: почему? А потому что диавол, помимо ума человека, захватывает и его физическую природу — его плоть, его тело. Тот евангельский несчастный страдал от недуга. Но необязательно испускать пену и скрежетать зубами, будучи бесноватым. Достаточно отдать себя в руки диавола-лжеца, оставаясь внешне обычным человеком, может быть, даже симпатичным, убедительным, но живущим в соответствии с разрушительной логикой.

Диавол проникает внутрь человека, используя в первую очередь его инстинктивную природу, воздействуя на биологические программы поведения, снимая всякие нравственные табу, всякие ограничения, налагаемые культурой, традицией, верой, раскрепощая внутреннее животное чувство человека. И тогда тот, кто погружается в стихию безумия, становится убедительным для многих, кто живет по закону плоти.

«Многими трудами и подвигами, с продолжением времени, после испытаний и различных искушений приемлет душа духовное возрастание», — поучает нас преподобный

166

 

 

Макарий Великий. Работа над самим собой требует большого напряжения ума, воли и чувств. Но будет глубочайшей ошибкой считать, что достаточно лишь сконцентрировать свое внимание, напрячь волю — и можно победить порок и взрастить добродетель.

Вот поэтому Господь и сказал: «Род сей изгоняется только молитвою и постом». Не чтением книг, не получением дипломов, не повышением в карьере, а молитвою и постом, потому что молитва ограждает разум от диавольского действия и вооружает человека внутренним духовным опытом общения с Богом, который куда сильнее, чем опыт человека от общения с диаволом.

Молитва соединяет нашу мысль, нашу душу, наше сердце с Источником жизни и дает величайшую силу, способную одержать победу над силой диавольской. А пост, ограничивая и воспитывая наше физическое естество, делает его невосприимчивым к воздействию диавольских энергий, — и мы не отдаем себя в руки диаволу, мы сопротивляемся искушениям, соблазнам и остаемся в Божественном поле жизни. Только молитва и пост — и никаких других средств! Тогда мы духовно, интеллектуально, физически становимся здоровее тех, кто живет в поле диавольского притяжения, и побеждаем диавола и плоды его дел.

Это и есть явление силы Божией, когда те, кто уповает на человеческую силу, со снисходительной и иронической улыбкой воспринимают нашу надежду на Бога, а мы отвечаем им не иронией и тем более не злобой, — мы отвечаем молитвой за весь мир, понимая, что молитва сильнее денег, сильнее власти, сильнее оружия.

Стяжать благодать Божию человек может не только своими духовными подвигами и нравственным самосовершенствованием, но и участием в святых Таинствах. Спасение

167

 

 

человека совершается в Церкви Христовой силой благодати в ответ на наши человеческие устремления.

Особенным образом Божественная энергия преподается нам в таинстве Святой Евхаристии, когда мы причащаемся Тела и Крови Спасителя.

Именно в этом Таинстве разрушаются преграды между Богом и человеком. Именно в таинстве Святого Причащения в ответ на покаяние, на молитву, на желание разрушить греховное средостение, отделяющее человека от Бога, Он сугубо дарует такому человеку Самого Себя. Если нет наших усилий, то тогда причащение Святых Христовых Таин происходит не во спасение души, а «в суд и во осуждение».

Когда мы причащаемся Тела и Крови Спасителя, то благодать Божия реально (не символически, а в действительности), восполняя наши недостатки, дарует нам духовные силы. Это и есть спасительное сопряжение человеческих усилий и Божией благодати, открывающее путь духовного совершенствования.

Господь дарует нам Свою благодать не по нашим заслугам, не потому, что мы усердно постимся или ходим в Божий храм, а потому, что Сын Его Единородный ради нас пострадал и умер, потому, что Сын Божий принес Себя в жертву за грехи человеческие, и потому, что Богу было угодно, чтобы совершенная некогда на Голгофе жертва всегда оставалась величайшим духовным достоянием каждого человека, который стремится в ней участвовать.

Силой Святого Духа в Церкви Божией единожды совершенная Крестная жертва актуализируется в каждый момент времени для всех времен и народов. И таинственно, но реально каждый из нас силой благодати Божией становится соучастником евангельских событий, в том числе Голгофской жертвы и Сионской трапезы — Тайной Вечери. Мы приобщаемся не хлеба и вина, мы приобщаемся подлинного Тела и подлин-

168

 

 

ной Крови Спасителя, потому что хлеб и вино силой Святого Духа становятся Кровью и Телом Господа.

Все это сокрыто от нашего человеческого ума, нам открыто только одно и самое главное: мы не знаем как, но знаем почему мы соединяемся с Богом в Святой Евхаристии. Мы соединяемся потому, что Он этого возжелал. И для того, чтобы это соединение с Богом стало возможным, для искупления множества человеческих грехов, отделяющих людей от их Творца, Он отдает в жертву Своего Сына. Мы знаем также, для чего мы соединяемся с Богом в Святой Евхаристии. Мы соединяемся с Ним для того, чтобы Его жизнь — конечно, частица Божественной жизни — стала нашей, именно нашей жизнью. И происходит это тогда, когда Божественная благодать восполняет наши немощные физические и духовные силы. Именно этой Божественной благодатью мы и преодолеваем грех в самих себе, способствуя делу нашего спасения. Без Святой Евхаристии, без общения с Господом в таинстве Святого Причащения спасение невозможно. Нет такой человеческой силы, которая могла бы разрушить греховную преграду между Богом и людьми и избавить человека от греха, — это может сделать только сила Божией благодати. Вот почему каждый христианин должен как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин.

Полнота бытия обретается человеком только на определенном уровне его духовной жизни — нельзя обрести ее внизу, где грязь и скверна. Для того чтобы вдохнуть полной грудью чистый воздух, надо подняться высоко вверх: только там можно почувствовать свежесть атмосферы. Вот такой свежий воздух Божественной благодати наша душа ощущает тогда, когда она поднимается ввысь, возносится над нечистотой, грехом и скверной повседневной жизни.

169


Страница сгенерирована за 0.31 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.