Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Как разрушали церковь в годы коллективизации. Выдержки из писем сельского священника

 


Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.

  

КАК РАЗРУШАЛИ ЦЕРКОВЬ В ГОДЫ КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ.

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ СЕЛЬСКОГО СВЯЩЕННИКА *

 

Из письма ноября 1929 г.

Когда чаша переживаний переполнена настолько, то право нет сил больше таить их в себе. А кому же я повем печаль мою, как не вам? А печаль моя и вообще всего духовенства велика. Недаром я искал подкрепления гаснущей энергии, сочувствия в нашем общем горе и беде, словом искал отдыха для души в своей недавней поездке к . . ., о чем извещал вас в открытке. И право, в этих свиданиях с близкими себе, особенно с такими, где существует так наз. единство душ, находились отчасти мир и покой. Знаете ли, милые, что значит единство душ? Конечно знаете, хотя, вероятно, не испытали этого чувства во всей его силе и красе. О нем имеют ясное представление только люди, испытывающие одинаковые удары судьбы, например, верующие первых веков христианства. Его испытывают даже каторжные в своих казармах (см. «Записки из Мертвого Дома») и вообще все угнетенные, оскорбленные и униженные. Вот с этим чувством знакомы теперь и мы, носители, проводники и защитники великих идей Христовых среди современного и, смешно даже сказать, крещеного язычества, силящегося извратить эти идеи, низринуть Церковь с ее высокого пьедестала и вытравить с корнем веру из сердец последователей великого нашего Учителя.

В чем же состоят наши беды?

Тяжкое битье нас по карману. Духовенству становится уже невмоготу платить всякие непосильные и прогрессивно растущие налоги. Я, например, платил ежегодно по разным обложениям известную сумму денег, правда в восходящем ежегодно порядке, но сравнительно в небольшом размере. В этом же году я с большими трудностями (в долги ведь залез до чрезвычайности) уплатил налоги в 7 раз большие по сравнению с прошедшим годом (одно «самообложение» в прошлом году было 22 р. 50 к., а в этом — 153 р. 90 к.). Мой доход, «прибуток» в среднем равняется 550-580 р. Для меня,

*) Публикуется впервые. Из архива архиепископа Сергия Королева, 1922-1945 епископ Пражский.

229

 

 

бессемейного, достаточно и этого, т. к. я довольствуюсь и всегда довольствовался только добровольной платой за требы. По ведомости податного фининспектора годичный мой прибуток был исчислен более или менее верно — в 600 р. Через 2 года — 800 р.; еще через два 1000 р.; далее 1200. После же жалобы нашей (моей и других) на несправедливое обложение, нам не только не сбавили, а наоборот наложили еще больший 1500 р. А отсюда уже, разумеется, словно из греховной сокровищницы, растут и мытарства по разным обложениям, наш мнимый подоходный «прибуток» с каждым годом наслаивается до невероятных размеров, несмотря на ежегодно подаваемые декларации о нашей истинной доходности. Но, увы, этим пресловутым декларациям не верят, хотя их все-таки от нас требуют формы ради или ради солидного штрафа (от 100 до 200 р.) в случае несвоевременной подачи их, даже с пропуском в один день.

Само собой разумеется, жизнь наша становится невозможной... Мы станем, а некоторые уже стали в положение истых пролетариев, с той только разницей, что «мирской пролетариат» пользуется правами государства, а «духовному» не дают и понюхать. У нас лицу духовного звания, купившему по предложению правительства не одну, а даже несколько облигаций займа индустриализации, объявлен бойкот во всех кооперативах. Из продуктов мы никаких товаров лично достать не можем. Нужно подсылать для этой цели кого-нибудь. Я, право, затрудняюсь даже, чем объяснить это странное явление. Раз бойкотируют тебя на всех фронтах (презрением, неподачей руки, ненавистью, отворачиванием от тебя, провожают тебя насмешливыми взглядами, шуточками, а иногда бранными словами и даже плевками), то зачем еще отказывать в жизненных продуктах. Например, женщина, в хате которой я живу (хата куплена за мои деньги на ее имя, ибо на свое имя я ничего не имею право покупать) и которая владеет 1/2 десят. земли, уродившей всего 4 копы пшеницы, «предложено» дать хлебозаготовки 50 пудов. Когда она по бабьему своему обыкновению расплакалась в канцелярии «сельрады», справляясь там о причинах такого несправедливого обложения, то ей публично заявили: «выжены попа з хаты, то и зерна з тебе не возьмем». Словом, нужно научиться переносить все эти оскорбления и лишения героически безропотно, а главное все-таки плати и плати без конца и краю. А из какого источника? Прихожане в основном сделались байдужными (равнодушными) к нуждам духовенства и Церкви — у самих ведь карманы пустуют. Надоедать же им про уплату необходимых вещей, требуемых от нас свыше, не хватает

230

 

 

духу и совести. Вот и жизнь! В силу материальной невозможности платить у многих священников продано с публичного торга их наличное жалкое имущество. Многие, за то же самое, сидят на собственных харчах в «допре», т. е. в доме обществ, принудительн. работ.

Итак, беды наши заклевывают нас помаленьку.

Другие наши беды беды так сказать чисто внутренние, т. е. не материального характера. Они для меня кажутся еще более ужасными, чем первые. Разумею совершенно плачевное состояние православной Церкви. Она ведь уже влачит жалкое существование. Не знаю, по привычке ли к давно минувшим часам, когда состояние нашей Церкви казалось каким-то светлым золотым состоянием по сравнению с его теперешним, по некоторой ли склонности моей к пессимизму, по некоторым ли имеющимся налицо данным, построенным отчасти на слове Божием (Лука 18, 8), я прихожу к страшному, может быть, заключению: мне кажется, что нашу украинскую русскую ждет печальная судьба семи апокалиптических церквей. Где они? Кроме филадельфийской их уже нет. Я может быть ошибаюсь, но все наличные данные (уменьшение веры среди верующих, ненависть и вражда разных партий и течений, полная распущенность молодежи, незаконные сожительства, множество некрещенных детей, участившиеся случаи закрытия храмов и превращения их в театры, обворовывание уцелевших храмов, богохульство, кощунство и т. д.) убеждает меня в справедливости вышесказанного. Если б еще не избранные, то казалось бы, что Церковь у нас больше не существует. Способные священники наши от Богом данной им службы уходят во «страну далече», «оставив овцы своя», т. е. уходят за штат, а некоторые, правда немногие, совсем отказываются от священства, в чаянии получения какой-нибудь советской службы. Если последнее им удается, то не иначе как под условием выполнения самых позорных действий: отречения от своих религиозных предрассудков и публичного заявления своим бывшим прихожанам про то, что он их обманывал. Это уже такой соблазн для неустойчивых последователей Христовых, такое искариотство по отношению к самому Господу, каких, право, не было никогда, даже в лютые для Церкви времена Нерона и Диоклетиана.

Институт псаломщиков тоже сократился до минимума... Даже кандидатов нет на вакантные места. У меня, например, после С. М. и К. П., обложенных чрезвычайными податками (как землеробы и в то же время псаломщики) невозможно найти псаломщика. Обращался было в церковное управление о назначении мне псаломщика

231

 

 

хоть какого-нибудь, но и там кандидатов не имеется. Пробовал было опять подготовить своего — некоего К. Л., но ему тотчас же пригрозили налогом, так что я теперь сам в церкви читаю и пою и возгласы делаю. На Литургии хотя и поет хор, но без регента. Вот как у нас обстоят дела с многострадальною Церковью! А под впечатлением того, что проектируется нам в будущем, — право, не хочется и жить...

/ ... / Про В. Л. ничего нового не узнал (он сидит в «допре»), на его месте другой священник... Дядя Е. хандрит вроде меня. У нас еще морозов не было. Завтра праздник Введения, начинается пение Рождеств. Ирмосов, а на дворе теплынь такая, что я почти не отапливал хоры от начала осени.

(Приписка) — Утешьте меня или дайте хороший совет.

 

Из письма от 26 янв. 1930 г.

... теперь о минувших праздниках. Если вас интересует вопрос, как я их провел, как чувствовал себя, что делал и проч., о чем несомненно вы спросите в будущем письме, то я ограничусь неясным ответом: „Христос наша радость» ... после некоторого размышления он, т. е. ответ мой, станет вполне ясным. Дело в том, что в силу некоторых имевшихся налицо данных я предполагал и даже был уверен, что святые дни Рождества я проведу преглупо: в тоске и мерзейшем настроении духа... Ан сверх всякого ожидания вышло наоборот: я и раньше (в течение 40 лет своего священства) не ощущал в дни Рождества Спаса нашего столь святых чувств и столь светлых переживаний души, как именно в Рождество 1929 г. Всякие мирские увеселения (театр, музыка и кино, поставляемые с нарочито известною целью), благодаря отсутствию на них нашей „малокультурной публики» — не состоялись. Церковь не вмещала и половины молящихся. Видно Младенец Иисус дает сердцам этих „малокультурных» людей что-то более важное и более возвышенное, чем дают всякие, не в урочный час предлагаемые, развлечения. Пришлось бы мне по этому поводу описать много, но опять ограничусь только тем, что выскажу свое личное убеждение: нет никакой силы ни физической, ни нравственной, не удастся убить в нашем народе нашей святой христианской религии, а тем более вытравить из сердца человека идею о Божестве, ибо она врождена человеку, даже тому, кто мечтает вытравить ее в себе подобных. Жаль только, что все эти

232

 

 

мечтатели не хотят сознать этой драгоценной истины, не сознавая при этом и цели жизни человека на нашей планете, кроме цели одной (1 Кор. 15, 32). Им кажется, что с отнятием молитвенных домов и уничтожением священников канет в вечность и дело Христово... искра кино должна потушить искру Божию в сердцах людей. Впрочем, довольно об этом.

За последнее время я узнал много неприятных новостей. Женя ... арестован, таким обр. оба моих племянника сидят в «до пре», на собств. иждивении. Церковь в ... пока еще не закрыта. Почтеннейший ... (ему теперь, помнится, должно быть лет 85) из-за больших податков отказался от должности. То же самое в ... и др. Новых священников, имеющих поползновение к занятию вакантных мест, местные «сельрады» сразу облагают таким колоссальным «самообложением», какого ни община, ни священник внести не в состоянии, а вследствие этого вакантных мест очень много. Вероятно и мне придется отказаться от ... (приписной приход), т. к. она не дает мне даже 1/10 налога, какой требуется от меня, а она ведь считается у них за целую паражию. Зима у нас довольно мягкая, ни снегу, ни сильных морозов. Виды на урожай по-видимому хороши, но они не радуют нашего дядька... «А.» по обыкновению бедствуют и сидят словно улитки в своей скорлупе. Я приглашал было их к себе на сочельник, но они хорошо сделали, что не пришли, т. к. у них не было по их словам — одежи, а у меня на вечернем столе не было ни рыбы, ни кутьи (рыбы вообще у нас нет и не было с прошлой весны, сахар же отпускают по 1/2 ф. на душу в месяц). Где уж тут наслаждаться кутьей! Со святой водой по домам мне было запрещено ходить. Так и не ходил. Даже коляды воспрещены... и это к лучшему ... меньше пьянства и буянства.

 

Из письма, только что полученного (февраль 1930 г.)

Дорогие мои! Садимся на мель. Сообщение с епархией прекращено. Синод молчит. Духовенство теряется и массами снимается с учета. Такие столпы православия и корифеи богословской науки, как ... Е. и Л... . уже недели 2 как снялись с учета, 1-й ... к дочери, а 2-й временно проживает в ... и не знает, куда направит свои стопы. Позавчера, в четверг 13 февр., был у брата (священник 74 лет). Его бедного при его старческой немочи тоже выселили из квартиры и вдобавок реквизировали много домашн. вещей. На

233

 

 

днях приезжает Женя и везет дядю в ... Не стану описывать его жалкого вида и морального состояния. Впрочем, причину такого морального состояния я объясняю тем, чем объясняю и свое, т. к. через какую-нибудь минуту и я очутился в таком же состоянии. Дело в том, что дядя на вопрос «отчего у тебя такой убийственный вид?» молча подает газету «... край» и уныло заявляет: «если ты не слишком восприимчив для страха, читай вот это». Читаю распоряжение такого рода.

(Следует украинский текст распоряжения «Радгоспцентра Радгосптрестам о взятии на учет, письменном предупреждении и выселении с территории к ... без пособия на перевоз вещей и пропитание — бывших помещиков, кулаков и всех слуг религиозных культов ... и т. д.)

Разумеется, когда прочел это предписание, нахлынули на душу разные тревожные думы: где, как, куда? И главное за что и с какой целью все это производится над уже обиженными судьбою, как морально, так и материально?

Значит, к Страстному Понедельнику (как будто нарочно!) во всей России и Украине не должно быть в селах ни священников, ни псаломщиков, ни даже епископов... Нас к Пасхе словно метлой какой сметут куда-то, как сор ненужный... Воображаю, как будет чувствовать себя православный народ в Св. Пасху, если даже сегодня (Сретенье) многие в церкви навзрыд плакали, предчувствуя наше выселение.

Дайте совет, что делать и как поступить, не хочется поступать как ... (что уехал к дочери), но не хочется прозябать где-то в далекой Карелии. Духовенство приуныло духом!

Целую, обнимаю, упиваюсь вами, ибо чувствую, что ... 2 Тим. 4, 6. * Многие просят меня, чтобы вас просить о вызове меня к вам. Но я против этого! Что Бог даст, то и будет.

*) «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало»

234


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.