Поиск авторов по алфавиту

Автор:Леонид (Поляков), митрополит

Леонид (Поляков), митр. Слово в неделю Ваий

Журнал Московской Патриархии, 1965, № 4, стр. 49—50

 «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне, Царь Израилев! (Иоан. 12, 13)


Радостен для нас сегодняшний день,— день торжественного входа Господа в Иерусалим. Но это торжество радости в преддверии скорбных дней.

Когда Господь Иисус Христос приближался к Иерусалиму, народ встречал Его радостными восклицаниями: «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Некоторые из благоговения к Господу постилали по пути Его свои одежды и древесные ветви. И даже дети, чистыми сердцами узревшие Господа, присоединили свои восторженные приветствия к общему ликованию.

Народ ликует, а Христос въезжает в город грустным, со слезами, думая о судьбе города и храма, о судьбе этого торжественно встречающего Его народа. Сквозь торжественное «Осанна» сегодняшнего дня Он уже слышал яростное «Распни» нескольких дней спустя. Он видел за этой приветствующей Его толпой крест, терновый венец, и -плакал, потому что не того искали они, не того ожидали.

И сбылось через несколько дней то, что провидел Христос, потому что обманулись в ожидании иудеи, исполненные земных мечтаний, не думавшие о духовном, для чего пришел Христос.

Вход Господень в Иерусалим знаменует торжество веры, любви и благодарности. Но одновременно с этим торжеством веры и любви восстают превозношение и гордость, восстает зависть, доходящая до того, что враги Господа ищут погубить не только веками ожидаемого Мессию, но и воскрешенного Им Лазаря.

Упоенные преимуществами своего внешнего положения, как вождей Израильского народа, занимавшиеся изучением и истолкованием Божественного Писания, изрекавшие суд и правду для -всего Израиля, книжники и фарисеи, своею мудростию превосходившие мудрость тогдашних мудрейших язычников, не могли понять сущности совершающегося события.

При стечении множества народа, при воздаваемых Ему почестях Иисус Христос входил в Свой царственный город — Иерусалим, «седя на жребяти осли», окруженный не блестящей свитой, а бедными людьми — апостолами; встречается Он не воинством, а мирным народом с пальмовыми ветвями.

Смысл происходящего был непонятен для поклонников внешнего величия. Но для того, кто привык проникать в сущность дела, а не удовлетворяться только видимостью его, — для того вход Господень в Иерусалим не может не быть поистине самым торжественным и величественным.

Это вступление Господа Иисуса Христа во Иерусалим служит точным осуществлением всей Его деятельности на земле, осуществлением того, к чему Он призывал, говоря: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Он учил людей в духе кротости и любви, учил кротости, смирению, терпению и чистоте, нимало не заботясь о внешних преимуществах.

Все учение Христа было направлено на внутреннее возрождение человека.

Истинные последователи Господа Иисуса Христа глубоко прониклись духом Его учения и, сделавшись носителями и провозвестниками миру Истины и Правды Христовой, также старались насадить между уверовавшими во Христа кротость, смирение и прочие добродетели. Так, в Послании к филиппийцам апостол Павел пишет: «Кротость ваша да будет известна всем человекам» (Филип. 4, 5). И далее он иризьгвает христиан всегда пребывать в молитве и помышлять только о том, что истинно, честно, справедливо, чисто, любезно, достославно, «что только добродетель и похвала» (Филип. 4, 8).

Мытари и блудницы, заслужившие всеобщее презрение, учением Господа Иисуса Христа, исполненным кротости и смирения, приводятся к познанию того, что достоинство человека зависит от его внутренних качеств, от внутренней чистоты и святости. Через покаяние и труд над приобретением добродетелей и они молут достигнуть высокого нравственного совершенства. И сколько таких примеров являет нам история Нового Завета! Мы видам мытаря в лике апостольском (Мф. 9, 9), раскаявшуюся трешницу, помазующую ноги Христа миром (Лк. 7, 37—50); мы видим, наконец, среди жен-мироносиц женщину, бывшую вместилищем семи бесов (Мрк. 16, 9). И такое нравственное перерождение стало возможным лишь потому, что в мир пришел Господь, чтобы грешников спасти. Он пришел на землю, как пастырь добрый, чтобы добровольно положить душу Свою за Своих овец. Он .пришел спасти заблудившегося человека, привести к свету находящихся во тьме, ввести спасительное богопазнание и освятить мир.

И сегодня грядет Он во Иерусалим, чтобы подъять, грехи всего человечества. Он грядет на вольную страсть нашего ради опасения. «Грядет крест прияти, испытания и раны… да спасет человека» (седалея по 3‑м стихословии утрени Великого (понедельника).

Да поможет же нам Иисус Христос в эту неделю предстоящих Страстей уразуметь и ярко запечатлеть в своем сердце всю силу и значение Его Голгофсиих страданий, чтобы, начав сегодня «Осанна», мы неуклонно шли по пути Христа и чтобы наше сегодняшнее «Осанна» не перешло через некоторое время в «Распни, распни Его». Аминь.

Леонид, архиепископ Пермский и Соликамский


Страница сгенерирована за 0.18 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.