13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Арсеньев Николай Сергеевич
Арсеньев Н.С. Таинство евхаристии в жизни церкви
Величайшей святыней христианской, центром богослужебной жизни общины, живой связью ее с ее Учителем и Господом уже с самых первых времен является Таинство Евхаристии. И вместе с тем оно есть особенно яркое выражение всего миросозерцания христианства, всей его «философии» с самых же первых времен.
«Сие есть Тело Мое!»… Он здесь, Он присутствует и будет присутствовать среди них, каждый раз, что они будут творить сие в Его воспоминание. Он уже раньше обещал им: «где двое или трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них»1). А теперь, идя на добровольную смерть, предвидя их скорбь разлуки, в последний раз вкушая с ними от пасхальной трапезы, Он не хочет их оставить без утешения. Так и в Евангелии от Иоанна в прощальной беседе с учениками, где Иоанн не рассказывает установления Евхаристии, тем не
______________________
1) Мтф. 18, 20.
346
менее настойчиво проводится та же мысль: Он придет к ним, Он пребудет с ними, Он не оставит их. «Еще немного, и мир уже не увидит Меня, а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить. В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня… и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам… и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим»2). Так и заключительное слово Евангелия Матфея гласит: «Вот, Я с вами во все дни до скончания века3)). Здесь же, в таинстве Евхаристии, это обетование выражено с величайшей наглядностью и конкретностью. Когда они ели, Он взял хлеб и, благословив, преломил и подал им, говоря: «Примите, ядите. Сие есть тело Мое, которое за вас отдается. Сие творите в Мое воспоминание». Недаром ряд явлений Воскресшего соединяется с преломлением хлеба и вообще со вкушением пищи. Так читаем о том, как Он был узнан учениками, шедшими в Эммаус: «И случилось, когда Он возлег с ними — Он взял хлеб, благословил и, преломив, подал им. И открылись глаза их, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них.» И потом они рассказывают прочим ученикам «о происшедшем на пути, и как Он узнан был ими в
__________________________
2) Иоанн. 14, 19-21. 23.
33) Мтф. 28, 20.
347
преломлении хлеба»4). Здесь мы имеем явление прославленного Иисуса.
Но вся радость Его присутствия, соединенная с чаянием грядущей славы, когда «Я буду пить новое вино вместе с вами в царстве Отца Моего», не должна и не может затемнить, затушевать и всю скорбь и горечь момента: близость смерти и надвигающихся страданий. Обетования куплены Его смертию: «Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови»5). Тело «за вас предается»6), кровь «за многих» или «за вас изливается»7). Поэтому «каждый раз, что вы едите хлеб сей и пьете чашу сию», пишет Павел к Коринфянам, «смерть Господню возвещаете, доколе Он не приидет»8). С особой яркостью, как в фокусе, выступает здесь основное содержание христианства: «Новый Завет», т. е. новый союз, новые отношения с Богом, примирение с Богом, объединение с Богом, но в Его крови, т. е. через (смерть Иисуса. Вся суть христианства в этом: наша
____________________________
44) Лук. 24, 30. 31. 35; Срв. Иоанн. 21, 9-14; Лук. 24, 41-43. Об этом, напр., R. Seeberg, Der Ureprung des Christusglaubens, 1914, стр. 10, прим. 1; он же Lehrbuch dor Dogmengesch. I·, 1922, стр. 166 прим;; von der Goltz, Das Gebet in der ältesten Christenheit, 1901, стр. 214; G. P. Wetter, Altchristliche Liturgien, 1921, стр. 22, прим. 39.
55) I Кор. 11, 26; Лук. 22, 20; срв. Мтф. 26, 28; Марк. 14, 24.
6) Лук. 22, 19; I Кор. 11, 24.
7) Мтф. 26, 28; Марк. 14, 24; Лук. 17, 20.
8) I Кор. 11, 26.
348
жизнь чрез Его смерть. «Хлеб, который я дам, есть плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира», говорит Иисус у Иоанна9).
И с этим связано величайшее обетование, еще большее, чем обетование только присутствия Его, именно: органическое объединение с Ним и приобщение к Его преображенной, Вечной Жизни: «Я — хлеб живый, сшедший с небес: идущий хлеб сей жить будет вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя... Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день; ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек»10). Т. е. преображение жизни и самой природы человека через органическое, духовное и физическое восприятие прославленной природы Его, вкушение Его тела и крови.
Итак: Его постоянная близость и присутствие, уже здесь, в условиях земного бытия;
Новый Завет через смерть Его;
_______________________
9) Иоанн. 6, 51.
10) Иоанн. 6, 51. 54-57.
349
преображение всего существа, органическое объединение с Ним во вкушении Его плоти и крови;
вот — смысл Таинства Евхаристии, как он ощущался еще первыми поколениями христиан и как он явился питающим, интимным центром всей последующей жизни Церкви. Здесь даны, с особой силой и яркостью, основные тенденции, основные струи, все содержание, вся суть христианского благовестия: «юродство» и «соблазн» Креста, и вместе с тем просветление мира и материи, и победа Вечной Жизни над смертию и царством тления через воплощение и подвиг Сына Божия. Это восприятие Таинства Евхаристии утверждалось, развивалось и закреплялось и в дальнейшие века, начиная с жизни первой же общины.
*
Ощущение близости, присутствия Его в Таинстве, трепет и страх и радость! Павел весь проникнут сознанием великой тайны и трепетной святыни совершаемого действия: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова11)?» «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен бу-
______________________
11) I Кор. 10, 16.
350
дет против тела и крови Господа. Итак, да испытывает себя человек, и так от хлеба сего да ест и от чаши сей да пьет. Ибо кто ест и пьет (недостойно), тот суд себе ест и пьет, не рассуждая о теле (Господнем)»12). Ибо Господь здесь, подлинно и реально здесь, в Своей плоти и крови,, в момент совершения таинства. Это ощущение близости Господа, приближения Его в Евхаристических Дарах пробегает через заключительные слова древнейшей дошедшей до нас Евхаристической молитвы (в «Учении 12 апостолов», д. б. конца 1-го века): «Да приидет благодать и да прейдет мир сей! Осанна Богу Давидову! Если кто свят, то пусть приступаетъ; если же нет, то пусть покается.» И, наконец, завершительный, благоговейно-трепетный возглас: Μαρανα θα (т. е.: «Ей, гряди, Господи!)13). Этот молитвенный возглас на арамейском языке возводит нас к древнейшим временам первой иерусалимской общины: его встречаем, в качестве традиционной формулы, уже у Павла (в конце 1-го послания к Коринфянам), и по аналогии к «Учению 12 апостолов», естественно предположить, что и у Павла он имеет евхаристическое значение14).
___________________________
12) I Кор. 11, 27-29.
13) Didache, с. 10. Срв. евхаристическую молитву, сохраненную в «Актах Фомы»: «’Еλθὲ νῦν καὶ κοινώνησον ἡμῖν» («Прииди ныне и вступи в общение с нами!» с. 50).
14) Послания, по-видимому, прочитывались во время бо-
351
«Приветствуйте друг друга лобзанием святым», пишет Павел… «Μαρανα θα (Гряди Господи!)»15).
ТТем же духом живут и дышут и все христианскиЕ литургии, начиная с самых древних.
Весь центр древних литургий есть моление об этом пришествии Господа, о сошествии Духа или Логоса на предложенные Дары и освящение их в плоть и кровь Христову. Так называемая «анафора Серапиона» — евхаристическая молитва (из Египта), восходящая, д. б., к 3-му веку, взывает: «Господи сил, полны небеса, полна и земля величественной славы Твоея. Исполни и жертву сию силою Твоею и приобщением к Тебе! (πλήρωσον καὶ τὴν θυσίαν ταύτην τἡς σῆς δυνάμεως καὶ τῆς σῆς μεταλήφεως)». И далее «Да приидет, о Боже истины, Слово святое Твое (т. е. Логос Божий — ὁ ἄγιος σου λόγος) на хлеб сей, чтобы стал хлеб сей телом Слова (σῶμα τοῦ λόγου) и на чашу сию, чтобы стала чаша сия кровью Истины16)!» «Молим Тебя, Господи», возглашает так назвываемая «климентовская» литургия (самый пространный из дошедших до нас древ-
_____________________
гослужения общины и, может быть, непосредственно затем следовала евхаристическая трапеза, на которую в таком случае и указывал возглас.
15) I Кор 16, 20. 22; срв. Апок. 22, 20.
16) Греческий текст хотя бы у G. Rauschen'а, Florilegium patristicum, VII; Monumenta eucharistica... 1914, стр. 29 и 30.
352
них литургических текстов, в нынешней форме не моложе 4-го века, по-видимому, сирийского происхождения), «пошли Духа Твоего Святаго на жертву сию, свидетеля страданий Господа Иисуса Христа, да сотворит Он хлеб сей телом Христа Твоего и чашу сию кровью Христа Твоего17)!» Еще более древним является призывание Св. Духа в молитве освящения Даров, что сохранена (в эфиопской и латинской редакциях) в так называемых «Египетских Церковных Постановлениях», носящих печать большой старины17*): «Мы молим Тебя ниспослать Духа Твоего Святого на сие приношение Церкви, дабы тем, кто вкушают от него, было оно в святость и во исполнение Духом Святым»18). Моление об освящении Даров Духом Святым, о сошествии Духа Святого (эпиклеза) становится неотъемлемой и основной частью не только всех восточных, но также и древних западных литургий (на Западе она потом исчезает, или, вернее, совершенно стушевывается перед установительными словами Таинства и теряет свое значение)19). «Ниспошли Всесвя-
_________________________
17) Греческий текст напр. у Brightmann, Liturgies eastern and western, I 1896, стр. 21; Rauschen, 1. с. стр. 157.
17*) Этот памятник составлен, по-видимому Ипполитом Римским в начале 3-го века (см. А. Baumstark, Vom geschichtlichen Werden der Liturgie, 1923, стр. 18).
18) Эфиопский текст см. J. H. Srawley, The early history of the liturgy, Cambridge 1913, стр. 57-58.
19) Срв. об этом, напр., Maltzew, Liturgikon, 1902,
353
того Духа Твоего, Господи, на нас и на предлежащие Св. Дары сия», говорится в греческой древней литургии Св. Иакова (в нынешней форме своей не моложе начала 5-го века)20). Сходны призывания Св. Духа в литургиях Василия Великого, Иоанна Златоустого и вообще во всех других восточных. А в одном из древних западных чинов читаем: «Мы молим владычество Твое, Господи, да снизойдет на хлеб сей и на чашу сию полнота Божества Твоего»21). Все эти горячие призывы и моления Церкви вырастают из того древнейшего евхаристического зова ранней общины: «Ей, гряди, Господи! — Μαρανα θα!» «Предстань, предстань посреди нас, Иисусе, благий первосвященник», взывает, напр., и вестготская (мозарабская) — западная литургия 5-го — 6-го века, «подобно тому, как Ты был посреди учеников Твоих, и освяти приношение сие»...22) Сходно и в эфиопском чине обедни: «Просим и молим Тебя, Господи, да будешь Ты с нами в час сей; яви лице Твое нам, будь с нами и посреди нас23)!»
_______________________________
стр. 421-426; J. Н. Srawley, 1. с. 205 сл.; Watterich, Das Konsekrationsmoment im heil. Abendmahl u. seine Geschichte, 1826; Heiler, Der Katholiziemus, 1923, стр. 400-408.
20) Brightman, 54.
21) Férotin, Le libre ordinnm en usage dans l’église wisigothique в «Monumenta ecclesiae liturgica», ed. Cabrol et Leclerqne, V, Paris 1904, стр. 265; срв. Wetter, I c. 72-73.
22) Приведено у Wetter’a, 1. c. 14.
23) Renaudot, Liturgiarum orientalium collectio, 1847, I, стр. 479.
354
Наконец: совершилось великое таинство, и трепетно и радостно склоняются верные перед пришедшим Владыкой. Как и в молитве древней «Didache», слышим тот же восторженный возглас встречи Господа, грядущего в Евхаристических Дарах. «Слава в вышних Богу и на земле мир и в человеках благоволение И Осанна сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам! Осанна в вышних!» — так возглашает «Климентова» литургия24). «... Се бо входит Царь Славы», поется в Константинопольской литургии преждеосвященных Даров: «се жертва тайная совершенна дориносится. С верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем, Аллилуиа.» Обыкновенно, впрочем, этот момент встречи Царя Славы предвосхищается, еще до освящения Даров, как в ангельском возгласе анафорической («возносительной») молитвы: «Свят, свят, свят Господь Саваоф… Осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» (который лишь в Климентовой литургии следует после освящения, а в прочих литургиях предшествует ему25)), так и в песнопениях, которые поются во время перенесения приготовленных к освящению Даров с жертвенника на престол: «Да молчит всяка плоть человеча», (так уже в древ-
______________________
24) Brightman 29.
25) См. Maltzew, 124, 416.
355
ней греческой литургии Иакова; теперь это песнопение поется лишь раз в год — за литургией Василия Великого в Вел. Субботу, вместо обычной Херувимской), «и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет. Царь бо Царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».... И то же в обычной Херувимской (по-видимому, Константинопольского происхождения, 2-й половины VI-го века): «...Всякое ныне житейское отложим попечение, яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуиа»26).
Ибо ангелы невидимо сослужат верным при совершении великой Тайны, в трепете предстоят силы небесные («ныне силы небесныя с нами невидимо служат»)27), верные перенесены в иную
_________________________
26) В чине армянской литургии священнослужители ноют одновременно с пением в церкви Херувимской: «поднимите, врата, верхи ваши и поднимитеся, врата вечныя, и внидет Царь Славы! Кто есть сей Царь Славы? — Господь крепкий и сильный, Господь сильный в брани. Благословен грядый во имя Господне!» (Brightman, 431-432). Срв. и в римской мессе: «Benedictus qui venit in nomine Domini».
27) О невидимом сослужении ангелов говорится вообще нередко в чинах литургий — так в литургиях Василия Великого, Иоанна Златоуста и родственной с ними армянской во время «малого входа» (см. Brightman, 312, 368, 423), далее в византийской литургий Преждеосвященных Даров (ibid. 348). «Ангельскими чинами наполнил Ты храм Твой святой, о Господи. Тысячи тысяч ангелов
356
плоскость бытия, здесь на земле предвосхищается Царство вечной жизни, полнота присутствия Бога. «Христос меж нас!» возглашают друг другу священнослужители при поцелуе мира (при сослужении нескольких священников) и отвечают друг другу: «И есть и будет!» (так в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста). «Таким образом Ты прославлен и пребываешь среди людей, не чтобы опалить их огнем, но чтобы просветить их», говорит евхаристическая молитва одной из сирийских литургий28). Чин армянской церкви (византийского происхождения)
______________________________
стоят перед Тобою и тьмы тем ангелов служат Тебе», возглашает армянская литургия во время «великого входа» (Br. 430-431). В литургии абиссинских яковитов читаем (после «Отче наш»): «Воинства ангельския предстоят перед Спасителем мира и окружают Спасителя мира, плоть и кровь Спасителя мира» .... (Br. 235). При преломлении хлеба Евхаристий в восточно-сирийской литургии говорится: «Херувимы и Серафимы и архангелы в страхе и трепете предстоят алтарю и взирают на священнослужителя, преломляющего и разделяющего Тело Христа, во оставление грехов» (Br. 290; срв. 253). И т. д. (срв., напр., Br. 58,131. Renaudot, Т. I, стр. 28,93; Т. II, 40). О том же часто говорится в поучениях и проповедях отцов, так напр., у Иоанна Златоуста (напр., «De poenitentia» Hom. IX, Mi. 49, col. 346; «De Sacerdoti, VI, 4 — Mi. 48, col. 682), или, напр., в проповедях армянского святителя Иоанна Мандакуни (цитата у Wetter, 192) или несторианца Нарзая (The liturgical homilies of Narsai, by Dom. R. H. Conolly, Texts & Studies, VIII, 1, Cambr. 1909, стр. 7 и passim). И т. д. и т. д.!
28) Brightman, 254; срв. Wetter, 11.
357
возглашает сходно о византийским: «Христос явился среди нас»... И далее: «Вы, что предстоите святой трапезе Царевой, зрите Царя Христа, восседающего и окруженного воинствами небесными»29). Отодвигается завеса (так в ряде чинов древних литургий)30), разверзаются небесные врата31). «Станем со страхом и трепетом, со смирением и святостью», возглашает, напр., древний чин сирийской литургии Иакова: «ибо се приношение приносится и восстает величество (et majestas exoritur). Двери небесные раскрываются, и Дух Святой нисходит на святые Тайны сия и исполняет их. На месте страшном и трепетном стоим мы, предстоя с херувимами и серафимами. Братьями и сослужителями ангелов мы соделались и купно с ними совершаем служение огня и духа»...32).
Впрочем, не только таинственное пришествие и преображающее присутствие небесного Царя, окруженного славою и сонмами ангелов, переживают верные в литургии. Один тон является основным и центральным, доминирующей и всепроникающей ее стихией: «Смерть Госпо-
______________________
29) Brightman, 434.
30) Так в сирийской литургии Иакова и в несторианской (см. об этом Wetter, 16-17). В византийских литургиях завеса, как известно, отодвигается при выносе Даров для приобщения верных.
31) Срв. Wetter, 76, 85.
32) Из сирийской литургии Иакова (Renaudot, 1. с. Т. II, стр. 30; срв. Wetter, 17).
358
дию возвещаете, доколе Он не приидет!»33). Его смерть и Голгофская жертва заново переживаются в таинстве, как потрясающая, вечно живая, вечно реальная действительность. Здесь выразилась, сконцентрировалась, как в фокусе, основная «философия» христианства: преображение действительности, новая божественная плоскость бытия, вечная жизнь, являющаяся среди земной жизни, и все это только чрез смерть Его, чрез подвиг креста, чрез муки Его, чрез «юродство Креста» и уничижения, без чего нет вечной Жизни! «Воспоминание» и переживание Его смерти, воспроизведение жертвы Голгофской есть центральный нерв всего таинства: недаром «Новый Завет» был дан «в Его крови»34). Вслед за Павлом и апологет Юстин говорит об евхаристии христиан: «Они вспоминают при этом и страдание, которое претерпел за них Сын Божий»35). «Страдания Господа есть та жертва, которую мы приносим», говорит Киприан Карфагенский36).
Вся литургия, можно сказать, сводится к этому! Начиная с православной проскомидии: «Жрется (т. е. приносится в жертву) Агнец
_________________________
33) I Кор. 11, 26.
34) I Кор. 11, 26; Лук. 22, 20.
35) Justin, Dial. 117 …τῆσ τροφῆς αὐτῶν ξηρᾶς τε καὶ ὑγρᾶς ἐν καὶ τοῦ παδους ὄ πέπονβε δι᾽ αὐσοὺς ὁ ὑιὸς τοῦ θεοῦ μέμνηται*. Срв. c. 41.
36) Ep. 63, 17. Срв. также Оригена, In Jesu Nave, II, 1.
359
Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение»... «Да молчит всякая плоть человеческая», поется — мы видели — при перенесении Даров с жертвенника на престол в древней литургии Иакова: «Царь бо царствующих и Господь: господствующих приходит заклятися»... Одной из составных частей великой «возносительной» молитвы является уже с древнейших времен так называемая ««анамнеза» — воспоминание страстей Богочеловека и Его воскресения37). Так уже в чине литургии «Египетских Церковных Постановлений» читаем: «Сего ради
________________________
37) Так подробно вспоминаются страдания Христовы уже в одной из евхаристических молитв «Актов Фомы», исполненной высокой религиозной силы (гл. 168 греческой редакции; перевод сирийского текста, который привожу, у Wright, Apocryphal Acts of Apostles, II, 290; Woolley, 1. c. 146-147): «Тело Твое святое, которое было распято ради нас, мы едим и Твою животворящую кровь, которая пролита была ради нас, мы пьем. Да будет Тело Твое нам в жизнь и Кровь Твоя во оставление грехов. За желчь, которую Ты выпил ради нас, да отойдет от нас горечь врага нашего. И за вкушение Тобой уксуса ради нас, да будет подкреплена наша немощь. И ради оплевания, которое Ты получил, да получим мы Твою совершенную жизнь! И как Ты получил ради нас терновый венец, то да получим мы от Тебя венец, который не ветшает. И как Ты ради нас обвит был полотняным покровом, то дай нам подпоясаться Твоей непобедимою силой. И как Ты погребен был в новом гробе ради смертности нашей, то дай нам получить общение с Тобою в небесах. И как Ты восстал, так и нам даруй восстать и стать пред Тобою на Суде Правды».
360
вспоминая страдания Его и воскресение Его, приносим мы Тебе Хлеб и Чашу»...38). Особенно пространно вспоминаются спасительные страдания в сохранившей печать древности коптской литургии св. Григория: «Ты претерпел», говорит иерей, «надругания нечестивых, хребет Свой ты предал бичеваниям и ланиты заушениям, лица же Своего Ты ради меня, Господи, не отвратил от позора бичевания». Народ: Господи, помилуй. Иерей: Пришел Ты на заклание, как агнец, даже до креста; показал Ты попечение Твое обо мне; умертвил Ты грех мой погребением Твоим; вознес даже до небес начатки естества моего»…39). А после произнесения установительных слов таинства священнослужитель в целом ряде древних литургий возглашает еще от лица Господа, сходно со словами Павла к Коринфянам: «Каждый раз, что будете есть от хлеба сего и пить от чаши сей, будете возвещать смерть Мою и. исповедывать воскресение Мое и память Мою совершать, доколе я не прииду»40). И
__________________________
38) Текст у Wolley, 153. «Возвещаем смерть Твою, исповедуем воскресение Твое» .... — так гласит анамнеза уже в древнем литургическом папирусе из Верхнего Египта (Dêr-Balyzeh), сходно в литургии Марка и т. д. (См. Srawley, 1. с. 75, 204). Срв. и в каноне римской мессы: «Undo et memores .... Christi Filii Tui, Domini Nostri tam beatae passionis necnon et ab inferis resurrectionis, sed et in coelis gloriosae ascensionie».... (Gelasiannm).
39) Renaudot, I, 29.
40) Сходно уже в «Климентовой» литургии (Ranschen, 156).
361
народ ответствует: «Смерть Твою возвещаем, Господи, и исповедуем воскресение Твое»41). Одним словом: Агнец Божий, добровольно идущий на заклание, стоит в центре всего чина литургии42). Здесь кстати можно поставить вопрос, не слышится ли уже отзвук евхаристического культа, евхаристического поклонения в одной сцене в «Откровении» Иоанна: «И я взглянул и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный.... И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьма тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились»43).
И вместе с тем, этот страждущий Господь — мы видели — есть прежде всего и Живый,
_______________________
41) Срв., напр., Renaudot, I, 16. 30. 46; II, 32.
42) Срв., напр., поучения Иоанна Златоуста или сирийца Нарзая (см. Connoly, The liturgical homiliee of Narsai, Texts a. Studies, VIII, 1, Cambr. 1909, стр. 3; Wetter 53).
43) Апокал. 5, 6, 11-14.
362
и Прославленный, и Воскресший, лучами славы Его, лучами воскресения озарено все таинство евхаристии.
Итак, не только Его присутствие, но воспроизведение, переживание заново спасительных страданий и прославления Богочеловека! Особенно понятным становится теперь то чувство страха и трепета, ощущение безмерной святыни, страшной тайны, тайны всемирного, космического значения, которое проникает литургии: «Станем добре, станем со страхом святое возношение в мире приносите!»44). Александрийская литургия после совершения таинства восклицает: «Тайна совершена. Благодарим Тебя, Господи, Боже Отче Вседержителю, что милость Твоя велика на нас и что Ты уготовал нам то, на что жаждут воззреть и ангелы (...Κατηρτίσω ἡμῖν εἰς ἀ ἐπιθυμοῦσιν ἄγγελοι παρακύφαι)»45). Один из древнейших имеющихся у нас чинов литургии — сирийский чин Иакова, с особой силой выражает — мы отчасти уже видели выше — это состояние страха и благоговения перед лицом тайны. Снова и снова возглашает здесь диакон, возбуждая вни-
__________________________
44) Так в литургиях Иоанна Златоуста и Василия Великого.
45) Renaudot, I, 75. А после причастия в александрийской литургии Василия Великого говорится: «.... Чего око не видело, и ухо не слышало и что не приходило на сердце человеку, то уготовал Ты, Господи, любящим святое имя Твое и открыл Ты малым Церкви святой Твоей» (ibid. I, 81).
363
мание и благоговение верных: «Се ныне время страха, се час полный ужаса! Вышние силы предстоят в страхе и служат Ему с трепетом … Час, когда жертва умилостивления приносится, и грехи бегут от лица ее. Служители Церкви, трепещите, ибо огнь живый раздаете вы! Власть, данная вам, превосходит мощь Серафимов. Блаженна душа, которая ныне в чистоте предстоит в церкви, ибо Дух Святый пишете имя ее и возносит на небеса. Диаконы, стойте с трепетом в это время святое, когда Дух Святый нисходит для освящения телес тех, что воспринимают Святая, сия. Силы небесные предстоят с нами посреди святилища и совершают служение Телу Сына Божия, который заклан на глазах у нас. Приступите и получите от него оставление грехов и прегрешений! Аллилуиа!»46). Сходным
_______________
46) Renaudot, II, 38. 40; срв. 32. 30. 136 и т. д. Срв. с этим, напр., некоторые поучения Иоанна Златоуста: «Что ты делаешь, человек? .... Разве ты не боишься и не краснеешь» оказаться недостойным «в сей страшный час? О великое чудо! Уготована мистическая трапеза, агнец Божий ради тебя закапается. . .. Херувимы предстоят, Серафимы летают, шестикрылые закрывают свои лики, все бесплотные силы: вместе с. иереем ради тебя совершают служение, огнь духовный нисходит, кровь в чаше для твоего очищения источается из пречистого бедра — г а ты не трепещешь и не стыдишься!» ... (De poenitentia, hom. — Migne, 49, col 345). Или вот еще: «Когда ты зришь, что Господь соделался жертвою и лежит перед нами .... и что все обагряются сею драгоценною кровью, думаешь ли ты еще, что ты находишься между человеков
364
образом в восточно-сирийской обедне священнослужитель тайно говорит в анафорической молитве: «Увы мне, увы мне, я трепещу, ибо человек я с оскверненными устами и обитаю среди народа с оскверненными устами, и Господа владык, Сильного узрели очи мои. Как страшно ныне место сие: не иначе, как здесь дом Божий и врата небесные, ибо лицом к лицу узрели мы Тебя, Господи. Да будет же с нами милость Твоя!... Слава милосердию Твоему, ибо нас земнородных объединил Ты с небесными!»47).
Ибо пало средостение — чрез смерть Его и воскресение Его! Потому-то в ряде литургий, как мы уже указывали, отодвигается завеса (как та завеса в храме Иерусалимском разорвалась надвое). «Пусть никто не будет связан, но да дерзает приступить к тайнам сим, ибо
__________________
и стоишь на земле, или не переносишься ты тогда сразу На небо, отгоняешь все плотские помышления от души и созерцаешь свободной душой и чистым духом то, что на небе?» (In Ep. l. c. Cor. homil. 25,5). Srawley (1. c. 241—42) указывает на известное возрастание в истории развития литургии этого чувства страха и трепета, выразившегося с особенной яркостью в писаниях Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и в литургии Иакова (а также, хотя и в меньшей степени, и в византийских литургиях — Василия Великого и Златоуста).
47) Renaudot, II, 584. Срв. также литургические поучения Нарзая, напр : «Священник приносит таинство искупления жизни нашей, исполненный трепетом и облеченный страхом и великим ужасом» и т. д. (The liturgical homilies of Narsai .... стр. 7.)
365
отымается завеса, и ниспосылается благодать и изливается милосердие!»48).
Еще больше! Верные не только ощущают реальное присутствие распятого и прославленного Господа в евхаристических Дарах, но их собственное существо преображается, они объединяются с Ним, они становятся участниками Его прославленной Вечной Жизни через приятие Его в себя, духовное и физическое, через вкушение Его плоти и крови, освящающее и преображающее дух и саму телесную природу. Мы приводили уже слова из 6-й главы Евангелия Иоанна: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь во Мне пребывает и Я в нем. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день».... В этом теснейшем органическом объединении с Ним, с прославленным Господом, и в приобщении к Его божественной вечной жизни — высший смысл таинства Евхаристии, это ставит Евхаристию в центр всей мистической жизни Церкви. Наша древнейшая евхаристическая молитва (в «Учении 12 апостолов») возглашает: «Ты, Владыка Вседержитель..... дал людям пищу и питие для вкушения, чтобы они благодарили Тебя, а нам даровал Ты духовную
________________________
4·) «Nullus porro ligatus sit, qui audeat accedere ad mysteria haec, quia velum tollitur et gratia demittitur» и т. д. (сирийская лит. Иакова — Renaudot, II, 30)
366
пищу и питие и жизнь вечную через Отрока (Сына) Твоего»49).
Игнатий Антиохийский говорит о хлебе Евхаристии, как о «лекарстве бессмертия (φάρμακον ἀθανασίας), средстве целебном, чтобы не умереть (ἀντίδοτος τοῦ μὴ θανεῖν), но чтобы жить в Иисусе постоянно50)». Согласно Иринею Лионскому, как может тело наше не быть причастником вечной жизни, «раз оно питалось плотью и кровью Господа и является частью тела Его?» И еще: «тела наши, вкушающие Евхаристию, уже не тленны, но имеют надежду воскресения… Они восстанут в свое время51)». «Под видом хлеба дается тебе тело и под видом вина дается тебе кровь», так наставляет Кирилл Иерусалимский новокрещенных христиан в таинствах веры: «чтобы, приявши от тела и крови Христовой, ты стал единым телом и единой кровью с ним (σόσσωμος καὶ σύναιμος αὐτοῦ). И таким образом мы становимся и христоносцами, ибо тело Его и кровь Его распространяются по всем членам нашим (τοῦ σώματος αὐτοῦ καὶ τοῦ αἴματος εἰς τὰ ἡμέτερα ἀναδιδομένου μέλη). Таким образом согласно Петру мы становимся «общниками естества божественного»52).
_________________________
49) Didache, с. 10.
50) Ignat, Ephes. 13.
51) Adv. haeres. V, 2-3; IV, 18, 5.
52) Cyrilli, Catech. mystagog 4, 3. См у него же (6, 22) об освящении чрез прикосновение к Евхаристии всех членов тела.
367
«Христос закаляемый», пишет Афанасий Великий в своих замечательных пасхальных письмах, «щедро преподает Себя каждому, и в каждом отдельном обитая, Он становится в нем источником воды, текущей в жизнь вечную63)». «Дух в хлебе Твоем, огнь в вине Твоем суть совершенно новые чудеса, воспринимаемые устами нашими», восклицает Ефрем Сирин. «Так как Господь снизошел на землю к смертным, то сделал Он их новой тварью... Плотским существам дает Он вкушать огня и Духа — Вы вкушаете огнь в хлебе сем и принимаете жизнь54)!»
Господ в Евхаристии «соединяется с телами верных, дабы чрез соединение с Бессмертным и человек достиг бессмертия», пишет Григорий Нисский55). Для Амвросия тот, кто вкусит от сего хлеба живого, подающего вечную жизнь, «не умрет во век и становится сам Телом Христовым (… est corpus Christi)56)».
Можно бы привести еще много сходных выражений у ранних отцов.
И то же говорят тексты литургий, начиная с самых древнейших. Евхаристия питает «надежду жизни вечной» (εἰς ἐλπίδα τῆς μέλλοους αἰωνίου ζωῆς —
__________________________
53) Athanasius, Epistolae heortasticae, 11, 14 (Migne, t. 26).
54) Bibliothek der Kirchenväter. Ausgewählte Schriften des heil. Ephräm, 1873, 2. Bd. S. 76. Aus dem Syrischen übersetzt von P. Zingeil.
55) Catech. magn. c. 37.
56) Ambros, De mysteriis, 8, 47.
368
литургический папирус из Dêr-Balyzeh)57), она есть «лекарство жизни» (φάρμακον ζωῆς — «анафора Серапиона»)58). Да будет же она причащающимся «к здравию душ их и к жизни тел их в Твоем мире живом» (Молитва из «Актов Фомы»)59), «к оставлению грехов и к великой надежде воскресения из мертвых и к новой жизни в Небесном Царствии» (из древней восточно-сирийской литургии Адая и Мари)60). Причастие пречистых Таинств освящает душу, тело и дух, мы становимся σύσσωμοι καὶ συμμέτοχοι καὶ σύμμορφοι τοῦ Χριστοῦ σου — общниками телесной природы причастниками, носителями образа Христа Твоего (Молитва «преклонения главы» александрийской литургии Василия Великого)61). И т. д. В последовании перед Причащением Православной Церкви читаем между прочим: «Хлеб живота вечнующаго да будет ми Тело Твое Святое, бла-
_________________________
57) (Может быть уже 3-го века) Th. Schermann, Aegyptische Abendmahlslituigien... (Studien z. Gesch. und Kultur d. Altertums, VI. Bd., 1/2 Heft, 1912, стр. 86).
58) Rauschen, 1. с. 31.
59) И еще там же: «... к отпущению грехов и в вечному воскресению», «Хлеб живый, идущие который не умирают! Ты достоин принять приношение (сие) ... дабы все вкушающие Тебя не умерли» ... «Да будет же вам евхаристия сия в жизнь, покой, радость и здравие, и во исцеление душ и телес» и т. д. (см. Wright, Apocryphal Acts of the Apostles, II, стр. 180-190; 268; 290; Woolley, 1. c. 140-147, срв. выше стр. 10, прим. 1).
60) См. Srawley, 1. с. 127-128.
61) Renaudot, I, 75.
369
гоутробне Господи, и честная Кровь и недуг многообразных исцеление. Трепещу приемля огнь, да не опалюся яко воск и яко трава. Оле, страннаго Таинства. Оле, благоутробия Божия, како Божественнаго Тела и Крове, брение, причащаюся и нетленен сотворяюся62)».
Но это не есть чисто-внешнее, «магическое» приобщение человека к Божественной сущности, независимое от нравственного процесса: действие Таинства неразрывно связано с нравственной жизнью человека. Лишь нравственно очищенные, просветленные, святые, достойны приступать к таинству сему. «Да испытывает себя человек, и так от хлеба да ест, и от чаши да пьет. Ибо кто ест и пьет недостойно, суд себе ест и пьет, не рассуждая Тела Господня», так — мы видели — писал уже Павел к Коринфянам. «Если кто свят, то да приступает!» возглашает Didache, «а если нет, то пусть покается»63). Игнатий призывает совершать Евхаристию в мире и единомыслии64). Уже Юстин знает о братском
__________________________
62) Канон, песнь 1 и 8. Срв. в римской Церкви Евхаристия есть «immortalitatis alimonia» («Postcommunio» 21-го воскресенья по Пятидесятнице), «pignus salutis aeternae» («Postcommunio» пятницы по 2 Quadragesima) и. т. д (приведено у Heiler’a, Der Katholizismus, 1923, стр. 398)
63) Didache, с. 10. Так и Литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста возглашают: «Святая Святых!» а в ответ раздается: «Един свят, Един Господь, Иисус Христос»...
64) Ephes. 13; Philod. 4.
370
целовании, которым (как символом единения и любви) обмениваются верные перед совершением Таинства65). Все литургии, начиная с самых древних, имеют этот поцелуй мира. «Приветствуйте друг друга лобзанием святым», возглашается, напр., в «климентовской» литургии. Так изображается в чине армянской обедни это значение поцелуя мира: «мир возвещен, Церковь стала единым духом; лобзание дано, чтобы быть связью совершенства; вражда удалена и распространилась любовь66)». Наряду с этим все литургии, и древние и современные, полны, как известно, и как мы отчасти уже видели, молитв об очищении верных и в частности священнослужителей и о соделании их достойными предстоять при совершении таинства и о сподоблении их «неосужденно причаститься» страшных и божественных Таин. Так, напр., в греческой литургии св. Иакова перед освящением евхаристических Даров священник взывает: «яви нам святые Дары сия в сиянии лучезарном, исполни наши очи духовния светом беспредельным, очисти бедность нашу от всякой скверны плоти и духа и сделай ее достойной сего страшного и трепетного предстояния67)!» Или вот у
_______________________
65) Apol. 1. c. 66.
66) Brightman, 434.
67) Brightman, 49. Подробный разбор аналогичных молитв в римско-католической мессе дает Еv. Underhill, The mystic way, 1913, 344 сл.
371
Василия Великого: «очисти нас от всякия скверны плоти и духа и научи совершати святыню во страсе Твоем, яко да с чистым свидетельством совести нашея святынь Твоих часть приемля, соединимся святому Телу и Крови Христа Твоего, и, приемше их достойне, имамы Христа, живуща в сердцах наших, и будем храм Духа Твоего Святого»....68).
Со всех сторон, изо всех литургий звучит этот один немолчный, непрерывный, неутомимый зов души — мольба об очищении, о нравственном возрождении, об освящении души и тела. Это — основная ткань, основная струя, это — доминирующая стихия всего христианского и в частности евхаристического молитвенного порыва. Этим духом особенно дышит «последование ко св. Причащению» Православной Церкви.
Это причастие Таинства — мы отчасти также уже видели — уже с древнейших времен воспринимается как источник, питающий новую духовную жизнь, как путь к нравственному преображению69). Древнейшие анафорические молитвы просят о «святости и исполнении Духом Святым»70), о «приложении веры» (προσθήκη πίστεως)71), об «усилении всякой добродетели»72), — как
________________________
68) Греч. текст у Brightman, 338.
69) Срв. Didache, с. 10; Ignat. Rom. 7, 3.
70) Литургия «Эфиопских Церковных Канонов».
71) Литургический папирус из Dêr-Balyzeh — см. Schermann, 1. с. 83.
72) Anaphora Serapionis Rauschen, 31.
372
следствии причастия Таинства: «да будет (нам) сие не в суд или осуждение, но во обновление души, тела и духа»73). Мы воспринимаем Христа внутрь себя, внутрь груди своей (σωτῆρα ἐνστερνίσασθαι), «чтобы исправить страсти плоти нашей», пишет Климент Александрийский. «С верою причащающиеся» Евхаристии «освящаются душой и телом»74). С чрезвычайной силой вылилось моление об этом двояком воздействии Евхаристии — физическом и духовном, т. е. о просветлении телесного естества и о нравственном преображении человека, напр., в одной уже более поздней молитве Православной Церкви (Симона Метафраста, 10-го в., — третья из благодарственных молитв, читаемых по Причащении): «Давый пищу мне плоть Твою волею, огнь сый и опаляй недостойныя, да не опалиши меня, Содетелю мой; паче же пройди во утробу, в сердце; попали терние всех моих прегрешений. Душу очисти, освяти помышления. Составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети просту пятерицу. Всего мя спригвозди страху Твоему. Присно покрый, соблюди же и сохрани мя от всякаго дела и слова душетленнаго, очисти и омый, и украси мя, удобри, вразуми и просвети мя. Покажи мя Твое селение единаго Духа и не ктому селение греха. Да яко Твоего
________________________
73) Литургия «Эфиопских Церковных Канонов».
74) Clem. Alex. Paed. I, 6; II, 2.
373
дому входом причащения, яко огня меня бежит всяк злодей, всяка страсть»....
Мы видим: начинается новая духовная жизнь, питаемая приятием Господа в евхаристических Дарах Его, а вместе с тем и тело просветляется, одухотворяется и принимает в себя семя вечной жизни.
Но значение Евхаристии в глазах уже древней Церкви далеко вырастает за пределы воздействия на отдельного человека: ее значение космическое, как воспроизведения Голгофской жертвы. Здесь, говорит уже Игнатий Антиохийский, примиряется Земное с Небесным: οὐδέν ἐστιν ἄμεινον, ἐν ᾔ πᾶς πόλεμος καταργεὶται ἐπουρανίων καὶ ἐπιγείων75). Для Иринея Лионского дары Евхаристии — хлеб и вино, приносимые Богу и преображающиеся в плоть и кровь Христову — суть представители всей видимой природы, начатки от творения: «мы приносим Богу то, что является Его собственностью, провозглашая согласно сему общение и единение между плотью и духом». Ибо «хлеб земной, над которым совершено призывание Бога, уже не есть простой хлеб, а Евхаристия, составленная из двух элементов — Земного и Небеснаго»76). Через освящение хлеба и вина, начатков видимой природы, в Тело и Кровь Господа, освящается в потенции вся видимая природа. Недаром
______________________
75) Ignat. Ephes. 13.
76) Adv. haeres. IV, 18,5.
374
Он «чашу, взятую от творения, признал Своею кровью... а хлеб, взятый от творения, Он нерушимо объявил Телом Своим» (τὸν ἀπὸ τῆς κτίσεως ποτήριον αἴμα ἴδιον ὠμολόγησεν ... καὶ τὸν ἀπὸ τῆς κτίσεως ἄρτον ἴδιον σῶμα διεβεβαιώσατο). Ибо «лоза, посаженная в землю, принесла плод во время свое, и зерно пшеничное, брошенное в землю и разложившееся на части, было умножено и воскрешено всеохватывающим Духом Божиим, а потом они, по премудрости Божией попав в пользование человеку и, восприняв слово Божие, стали Евхаристией, т. е. Телом и Кровью Христа. Точно так же — мы уже видели — и наши тела, которые питались той же Евхаристией, пролежавши в земле и разложившись, восстанут в свое время, ибо Логос Божий им дарует воскресение во славу Бога Отца»77). Поэтому, заключает Ириней, «наше учение (о том, что материя сама по себе не дурна и что плоть воскреснет) согласуется с Евхаристией, и Евхаристия подкрепляет наше учение»78). И для Ефрема Сирина в установлении Евхаристии дана реабилитация материи: Господь хотел через преломление хлеба показать, «что не нечистое Тело воспринял Он на Себя» 79).
________________
77) Adv. hаeres. V, 2—3.
78) Ibid. IV, 18, 5. Превосходное изложение учения Иринея об Евхаристии дает Renz, Die Geschichte des Messopfer-Begriffs, Bd I, 1901, стр. 179—190.
70) Слово 47-е (2. Вd., S. 294).
375
Сходные настроения — просветление твари в связи с таинством Евхаристии — просвечивают и в чинах древних литургий: Уже древний ритуал субботнего богослужения еврейской синагоги был полон восхвалений Господа за сотворение мира, переходивших потом в благодарение Его за Его благодеяния к избранному народу. Евхаристические молитвы христианских литургий внешним построением своим теснейшим образом связаны с этими молитвами древней синагоги80): и они начинают с прославления творческой деятельности Божией и с изображения Его водительства родом человеческим в Ветхом Завете. Но они центрируют затем в основоположном факте всей истории мира — в воплощении, жизненном пути, страданиях, крестной смерти и воскресении Сына Божия и установлении Им «в ту ночь, когда Он предан был», таинства Евхаристии. «Религиозно проясненому взору», пишет проникновенный исследователь литургической жизни древнего христианства Odo Casel, «все земное и временное представлялось теперь в другом свете. Творение получало новый смысл, с тех
__________________________
80) См. об этом, напр., О. Сasel, Das Gedächtnis des Herrn in der altchristlichen Liturgie, 1920, стр. 9, 21—22, 27—30; A. Baumstark, Die Messe im Morgenland, 1906, 24—26; онъ же, Vom geschichtlicben Worden der Liturgie, 1923, стр. 13—14, 17—18; Monumenta ecclesiae liturgica, ed. Cabrol-Leclercq, vol. I: Reliquiae liturgicae vetustissimae, 1902, стр. XXV, сл.
376
пор, как оно получило цель и центр во Христе» ...81). Поэтому эти упоминания и прославления творения Богом мира в евхаристических молитвах, не есть только внешнее унаследование традиционных форм культа, но вырастают органическим путем, силою внутренней необходимости из настроения и всего миросозерцания первого христианства, из всего его нового восприятия истории мира, как процесса избавления, освящения и возвращения твари к Богу. Здесь нашла себе выражение глубочайшая потребность ранней Церкви благодарить Бога за все дела Его по отношению к твари, увенчанные теперь и завершенные в «полноту времен» пришествием в мир и воплощением Сына. Теперь мы понимаем, почему значительная часть уже древнейших евхаристическим молитв христианства столь видное место уделяет упоминанию творения Божия: ибо все, и это самое творение, получает новый одухотворенный смысл и ценность с того центрального пункта, с того средоточия мировой жизни и развития, в котором — «во Христе» — ощущают себя верные.
Приведу некоторые примеры. Уже евхаристическая молитва в «Didache» говорит: «Ты, Господи Вседержитель, сотворил все ради имени Твоего»82)... В середине 4-го века Кирилл Иерусалимский описывает современный ему чин
______________________
81) Ο. Casel, Das Gedächtnia des Herrn ...5.
82) С. 10; срв. Justin I, Apol. 13.
377
литургии: «После сего (т. е. начала «анафоры») мы вспоминаем небо и землю и море, солнце и луну, звезды и всю тварь словесную и бессловесную, видимую и невидимую, Ангелов, Архангелов, Силы, Господства, Начала и Власти, Престолы, Херувимов многоликих, и с силой восклицаем слова Давида: «возвеличьте Господа со мною!»83). Вся тварь призывается участвовать в восхвалении Бога. Не слышатся ли отголоски такой евхаристической молитвы в приведенном уже выше видении «Откровения» Иоанна, где все падают ниц перед закланным Агнцем со словами: достоин Агнец закланный принять силу, и богатство, и премудрость, и крепость, и честь, и славу, и благословение. «И всякое создание, находящееся на небе, и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков»84)....
В первом послании Климента римского к Коринфянам (конца 1-го в.) имеем пространный гимн творения, носящий, по мнению исследователей, явно культовый характер и связанный м. б. с совершением Евхаристии85). Так называемая
____________________
83) Cyrilli, Catech. myst. 5, 6.
84) Апок. 5, 6, 8, 12-13. Срв., напр., Schermann, Die altcbristliche Kirchenordnung.
85) Гл. 33 и 20. Срв. об этом, напр., О. Casel, Das Gedächtnis des Herrn, 1920, стр. 24 сл.
378
«климентова» литургия (4-го в.) останавливается в своей евхаристической анафоре как раз особенно пространно на делах творения. «Ты еси тот», говорится здесь, «кто утвердил небеса, как горницу» и «распростер их как кожух» и «землю утвердил над бездной» мановением воли Твой; кто укрепил твердь и соделал ночь и день, кто вывел свет из хранилищ его... и мрак послал для отдохновения животных, движущихся в мире, кто солнце установил на небе «для владычества над днем» и луну «для владычества над ночью» и хор звезд начертал на небесах для восхваления величествия Твоего; кто сотворил воду для питья и очищения, воздух живоносный для вдыхания и выдыхания кто сотворил огонь для облегчения темноты, для восполнения нужды нашей, для согревания нашего и освещения; кто великое море отделил от земли... и наполнил его животными, малыми и великими, а землю наполнил зверями ручными и дикими и увенчал ее травами и украсил цветами и обогатил семенами; кто утвердил бездну и окружил ее, как валом, пучинами вод соляных и «прикрыл ее вратами» тончайшего песку....; кто опоясал реками мир сей, сотворенный чрез Христа Тобою, и оросил его потоками и вечными источниками напоил его, и скрепил его горами кругом, дабы не подвиглись и нерушимо стояли основания земли!
Ибо Ты наполнил сей мир Твой и изукра-
379
сил его травами благовонными и целебными, животными многими и различными, сильными и слабейшими, полезными для приятия в пищу и для работы, ручными и дикими, шипеньем пресмыкающихся, голосами разнообразных птиц, далее — круговоротом годов, последованием месяцев и дней, цепью сменяющихся ветров, пробегом облаков, источающих дожди — для рождения плодов и для сохранения жизни животных и размножения трав и растений»... Вспоминаются восторженные хвалы творению в писаниях Ветхого Завета — особенно в книгах Иова и в так называемом «псалме творения», с которыми связывает и общий тон и отдельные дословные цитаты. Впрочем, в других анафорах вся эта часть значительно короче, а иногда отсутствует вовсе. Так напр., в греческой литургии Иакова говорится только: «Тебя славят небеса небес и вся сила их, солнце, луна и весь хор созвездий, земля, море и все, что в них, Иерусалим небесный, Церковь первородных, написанная на небесах, ангелы и архангелы» и т. д.86). «Ибо Ты сотворил небеса и все, что в небесах», молится священник в анафоре литургии Марка, «землю и то, что на земле, море, источники, реки и все, что в них, а человека Ты сделал по образу и подобию Твоему»87).
_________________________
86) Brightman, 50; срв. 85.
87) Br. 125.
380
Но все это в христианских литургиях, — как, мы уже указывали, — лишь вступление к изображению центрального, весь мир в потенции уже освящающего и приобщающего к нетлению, акта в жизни мира — вочеловечения и крестного подвига Слова, переживаемого заново в Евхаристии. Недаром, напр., египетская литургия св. Марка возглашает перед самым освящением евхаристических Даров: «Поистине полны суть небеса и земля святой славы Твоей чрез явление Господа и Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа — πλήρης γάρ ἐσην ὡς ἀληθῶς ὁ οὐρανὸς καὶ ἡ γῆ τῆς ἁγίας σοῦ δόξης διὰ τῆς ἐπιφανείας τοῦ κυρίου καὶ θεοῦ καὶ σωτῆπος ἠμῶν Ἰησοῦ Χριστοῦ» 88)·Ибо «чрез страдания единородного Сына Твоего все твари обновлены и человек опять стал бессмертным, облеченный в одеяние, которое никто не может отнять у него», говорится в начале армянского чина обедни 89). И далее в анафоре: «благоугодно Ему было обитать среди нас в плотском естестве, воспринятом от Девы, и как Божественный Архитектор образовал Он новую тварь, землю творя небесами» 90) ... Та же мысль
__________________-
88) Br. 132, 176; срв. 232; Renaudit I, 45 (коптская литургия св. Кирилла).
89) Brightman, 413.
90) Срв. молитву при преломлении евхаристического хлеба в александрийской литургии св. Григория: «Испустив дух Свой, Ты излил из бога кровь и воду, дабы чрев них было освящение всему миру» (Renaudot, I, 108).
381
в молитве перед каждением в обедне сирийских Якобитов: «МЫ покланяемся Тебе.... корень благословенный, что прозяб из земли жаждущей — Марии, и исполнилась вся тварь благоуханием пречистой сладости его»91). «На всю тварь распространилась благодать … излилась благодать Твоя», читаем в рукописном отрывке древней анафоры персидской Церкви. «Вся Твоя суть! И нас со всеми тварями соделал Ты Своими»92)
Поэтому вокруг этого центрального акта — освящения евхаристической жертвы, имеющего космическое значение, сосредоточиваются усиленные молитвы Церкви — за всю Церковь святую, за всех людей, живых и умерших, и за всю тварь93). «Мы молим и призываем Тебя, Благий и человеколюбец», так взывает, напр., литургия Марка: «Помяни, Господи, Твою святую, единую, соборную и апостольскую Церковь, что распространена от одного края земли до другого, помяни все народы и все стада Твои. Излей в сердца
_________________________
91) Renaudot, II, 18.
92) Br. 514.
93) Иоанн Златоуст так изображает этот момент в древнем чине антиохийской Церкви (после освящения Даров): «вот лежит очистительная жертва за всю вселенную, за Церковь соборную от края вселенной до края. И приступает (священник) к Богу, моля об угашении войн, о прекращении смятений, о мире, о благословении года, о скором набавлении от всех зол, частных и общественных и т. д.» Срв. Cyrilli, Cat. myst. 5, 9; Const. Apost. VIII, 12, 40-49.
382
наши мир небесный и даруй нам мир жизни сей». Далее идет молитва о всех властях и о всем народе, о всех больных, страждущих, угнетенных, о скорбящих и путешествующих. «Но и наше странствие в жизни сей сохрани, Господи, до конца безвредным и безбурным. Ниспошли обильно благие дожди на места, нуждающиеся в них. Обрадуй и обнови сошествием их лице земли, дабы она, зеленея, радовалась о каплях дождя94).... Напои борозды земли и преумножь произведения ее. Благослови, Господи, плоды земные, сохрани нас здравыми и невредимыми и уготовай их нам к посеву и жатве Благослови и ныне, Господи, венец благости Твоея ради бедных народа Твоего, ради вдовы и сироты, ради странника и пришельца и ради всех нас, уповающих на Тебя и призывающих имя святое Твое»95).
Сходные молитвы имеем и в других литургиях египетского типа96), и в древней «Климентовой» литургии97), и в сирийской ап. Иакова98), и производных от нее, и в чине эфиопской Церкви99), и в чине Василия Великого100). Во-
_______________________
94) Собственно, «чтобы она, произращая, радовалась о каплях своих».
95) Brightman 126-128.
96) Br. 167, 208; Renaud. I, 8, 16-17, 30, 41, 69.
97) Rauschen, 165.
98) Br. 90; Renaud. II, 207 и т. д.
99) Renaud., I, 479.
100) Br. 337,409; срв. также в несторианской литургии — Br. 281.
383
обще же пространное поминовение живых и умерших в молитвах, произносимых перед Дарами, обще всем последованиям обедни, как западным, так и восточным, (но не везде имеются упоминания видимой Природы — их нет, напр., в соответствующих молитвах в чине Иоанна Златоуста и в римской мессе)101).
Здесь находит свое выражение дух соборности, братской, органической связи, объединяющей друг с другом в едином акте молитвы и благодарения Богу всех верных — живых и усопших, всю Церковь — торжествующую и земную, и более того — даже всю тварь, и вместе с тем мистически и действенно объ-
________________________
101) Невольно вспоминаются тут переживания одного средневекового мистика (Seuse): в момент, когда он перед освящением евхаристических Даров возглашал слова: Sursum corda! (Горе имейте сердца!), — «радостно расширялись и простирались вдаль любящие объятия» его души, и он все твари мысленно ставил вместе с собой вокруг жертвенника славы, «все твари, какие только Господь сотворил в небе, на земле и в четырех стихиях каждую по имени ее, будь то птица небесная, зверь лесной, рыба или листья и трава земная, н весь неисчислимый песок моря, и все мелкие пылинки, что играют в лучах солнца, и все капли воды, что когда-либо выпали или еще выпадут в дожде, росе или снеге! И я желал, чтобы каждая из них имела в себе сладостное струнное звучание, уготованное из внутреннейших соков сердца моего, и сим образом воспевали бы новую возвышенную хвалу возлюбленному Господу, от века и до века!» (Seuse, Leben, с. IX).
384
единяющей верных с единою «главою тела Церкви, с начатком, первенцем из умерших»102) и «Начальником жизни» — Господом, присутствующим в евхаристических Дарах. Таким образом в Евхаристии, которая есть момент наивысшего напряжения мистической жизни Церкви, со всей реальностью осуществляется и переживается основная идея Церковного организма: «Одно тело и один дух, как вы и призваны в одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Которой надо всеми и чрез всех и во всех нас»103). И вместе с тем в этом высшем проявлении единой жизни Церкви — в таинстве Евхаристии, уже предвосхищается новый миропорядок, грядущая полнота откровения славы, то царство Бога, о котором говорит Апокалиптик: «Се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними».
Итак заключаем: Евхаристия есть поистине центральный нерв жизни Церкви. Здесь переживается присутствие Господа, прославленного, окруженного сонмами ангелов; здесь воспоминается и мистически воспроизводится Его смерть, согласно слову: «Сие творите в Мое воспоминание»... «Смерть Господню возвещаете»; здесь просветляется окружающая действительность, верные переносятся в иную — высшую плоскость
______________________
102) Колосс. 1, 18.
103) Ефес. 4, 4-6.
385
бытия и предстоят со страхом и трепетом; здесь обожается человек, становится общником божественного естества, общником прославленных плоти и Крови (σύσσωμος καὶ σύνοαμος) Сына Божия; здесь весь мир, как единая семья, призывается к восхвалению Господа, и за весь мир, за всю тварь приносятся молитвы перед Престолом Славы. И, наконец, здесь в Таинстве Евхаристии, с особой силой мистически проявляется и осуществляется то всеохватывающее единство тела Церкви, которое объединяет в союзе любви дальних и ближних, Горнее и Дольнее — чрез Богочеловека (согласно словам Павла: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду» ... «ибо благоугодно было Отцу... посредством Него примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, кровию креста Его, и земное и небесное»)104).
Дух, веющий в этих древних литургиях, органически вырастает изо всего мировоззрения христианства: обновление и преображение мира чрез Его явление в мире, чрез Его воплощение, победа над смертью чрез Его муки и распятие и смерть и чрез воскресение Его! В этом — основа христианства, центр благовестия Павла, глубочайший смысл литургии, «философия» отцов. Так Афанасий пишет о радости чрез смерть
___________________________
104) Ефес. 2, 14; Колос. 1, 20.
386
Его: «Да поистине, это есть нечто высокорадостное, эта победа, торжествующая над смертью, наше нетление, завоеванное чрез тело Его!»105). «Он соединился с нашим естеством», говорит Григорий Нисский, «чтобы наше естество чрез соединение с Богом стало божественным, как избавленное от смерти и освобожденное от рабства врагу: ибо Его восстание от мертвых есть для смертного рода начаток восстания к бессмертной жизни»106). «Ты соединил, Господи», так возглашает сирийская литургия Иакова, «Божество Твое с человечеством нашим, и человечество наше с Божеством Твоимъ; жизнь Твою со смертностью нашей и смертность нашу с Твоею жизнью. Ты восприял наше (естество) и дал нам Свое, к жизни и спасению душ наших, Тебе слава во веки»107).
Полнота преображения, полнота славы еще впереди! Отсюда это устремление вперед, присущее христианству; отсюда эсхатологическая струя и в таинстве Евхаристии. Иисус говорит, прощаясь с учениками за последней вечерей Своей, о «новом вине», которое Он будет пить вместе с ними «в Царствии Отца Своего»108). И Павел напоминает верным: «Всякий раз, что вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Го-
________________________
105) Epistnlae heortasticae, 1, 14 (Mi., Patr. Gr. 26).
106) Catech. magn. c. 26.
107) Renaudet, II, 41.
108) Мтф. 26, 29; Марк. 14, 25; срв. Лук. 22, 18, 16.
387
сподню возвещаете, доколе Он не приидет»109). «Да придет благодать и да прейдет мир сей», возглашает уже древнейшая дошедшая до нас евхаристическая молитва ранней общины110). Надеждами приобщения к Вечной Жизни, чаянием «нетления», «бессмертия», будущего Царствия и полноты радования пред лицем Божиим дышут, как мы отчасти уже видели, и молитвы Православной Церкви перед Причащением и писания Отцов об Евхаристии. В литургиях в «возносительной молитве» звучит ожидание грядущего пришествия Господа во славе. «Ты, Который еси и Которой был, Который пришел и опять имеешь прийти, Сидящий одесную Отца!» — так молится, напр., древняя александрийская литургия св. Григория при преломлении евхаристического хлеба111).
Но уже теперь в Таинстве Плоти и Крови дано объединение Земного с Небесным, просветление земного естества, присутствие воскресшего и прославленного Сына Божия — Царя Славы. И мы имеем здесь не две различные струи, различные плоскости религиозной психики или две противоречащие друг другу точки зрения: Церковь воспринимает здесь одну единую религиозно-мистическую реальность, где снимаются грани времени, где раскрываются пе-
______________________
109) I Кор. 11, 28.
110) Didache, с 10.
111) Renaudot, I, 105.
388
ред нами глубины Вечности, где будущее и настоящее претворяется уже в единую Вечную Жизнь, к которой мы, земные и грешные, прикасаемся в Таинстве Евхаристии: «Ибо вот входит Царь Славы, вот жертва тайная совершена дориносится. С верою и любовью приступим, да причастниками жизни вечной будем! Аллилуия».
Николай Арсеньев.
389
Страница сгенерирована за 0.16 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.