Поиск авторов по алфавиту

Автор:Дионисий, патриарх Константинопольский

Дионисий, патр. Константинопольский Грамота к государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу от 1688 г.

„Дионисий милостию Божиею архиепископ прежде бывший константинопольский нового Рима и вселенский патриарх.

Державнейшие, Богом венчанные, Богом почтенные, Богом избранные. Богом возвеличенные, благочестивейшие и православных православнейшие, святые и самодержавные великие цари московские и всеа северные страны и иных великих государств, земель, стран и княжеств цари, государь, государь Иоанн Алексеевич, и государь, государь Петр Алексеевич, державнейшее и святое ваше царствие молитвою осеняю, благословляю, любызаю о Христе Бозе нашем, моляще присно иже в Троице Бога, во еже сохранити и соблюсти божественные особы вашего святого царствия превыше всякого противного обстояния, покоряя под ноги ваша всякого врага и супостата и варваров множество—аминь.

Видя Бог род человеческий от диавола мучимый, и, не потерпя делу рук его обладатися им, умудрствова, яко отец чадолюбивый, и посла единородного Сына своего и соедини Божество человеческим естеством, и восприя все смешение к

1) Грамоты к государям: константинопольского патриарха Дионисия, сербского Арсения и валахского воеводы Щербана, мы приводим в полном виде, потому что они доселе нигде не были напечатаны.

 

 

— 267 —

себе кроме единого греха, и истощи себе, зрак раба прияв, и наконец и смерть укорительную крестом, излия всесвятую свою кровь, да нас искупит, яко сыноположение восприимет, и не токмо рукописание греха раздра, но и наследников нас сотвори, оставляя нам образ и изображение и любовь к Нему и ко искреннему, даруя дары различныя: царствие, глаголю, и священство, яко да через сих и жительства, и церкви сохраняются: чрез царство убо правятся гражданския дела, через священство же духовные, и якоже душа с телом оживляется, сице и царствие со священством укрепляется и обладает царство, заступляет напаствуемых и пособляет немощным. Священство освящает и просвещает затемненных лестию и молится непрестанно о утверждении царствия, объявляя тело и душу, тело—царствие, душу же—священство, и якоже душа кроме тела не может быти, ниже тело кроме души не состоится, подобным-же образом и царство кроме священства и священство кроме царства не может составити православие, ниже утвердити догматы духовные и спасительные, ниже утвердити церкви и проповедати тайны веры.—И к чему предисловие сие мое святые мои и Богом венчанные цари? Несть иное, кроме того, во еже объявите простыми речениями без риторических сладословий или витийств элинских, понеже несть время ныне таковым, но увещание помощи и избавление веры, зане достигохом в последние времена и мучими бываем от неверных: церкви запустеют, монастыри раззоряются, крест обругается, иконы омерзаются, христиане пленятся, грады благочестивых запустеют, молбища их от основания подкопаются, и ничесо иное не слышать от убогих христиан, кроме— горе, оле—болезнь и воздыхание. И кто может нас

 

 

268 —

избавити,—кроме един Сын Божий по благодати; и кто есть сей, — кроме царствия вашего, которое можете, яко превосходящее богатством и силою и войска множеством? И кое иное благополучнейшее время будет, яко сие время, егда всякия государства и власти благочестивых королей и князей православных все вкупе восташа на антихриста, воююще на него сухим путем и морем, во еже одолети зверя сего, а царство ваше дремлет? Имени ради сладчайшего Иисуса Христа нашего востанете и возмете оружие и щит на безбожных агарян, и утвердите непорочную веру, ничесо бо невозможно вам, яко умалихомся кроме всех языков грехов ради наших. Все благочестивии святого вашего царствия ожидают: сербы и болгары, волохи и мултяне, вышние и нижние Мизии; востанете убо и не дремлите и приидите во еже спасти нас,—мене малого богомольца вашей державы, понеже писал с послами, которые присланы были во время Сулейман паши ради хиротонии киевской, отставили от престола константинопольского, и рекох и я со Давидом: лутче низвержену быти в дому Господни, нежели жити в селениях грешников, и отступих и приидох в сия страны нижния Мисии, се есть во Унгровлахии. И обретох преправославнаго и благочестию заступника и борителя христиан господаря мултянского Щербана, сущего от рода оных приснопамятных царей Кантакузинов, который сияет днесь посреди агарян светильник православия сиятельный, которого имеют все предстения в нынешния неблагополучные времена: патриархи, архиереи, иереи, монахи и инокини, и аще-б предварилась милость и помощь державнейшаго и святого вашего царствия к нему, не гли кая слава, кая похвала или повышение державе вашей была. Сего ради время есть бодрости,

 

 

— 269

а не лености, ныне является любовь к ближнему, ныне показуются ревнители веры и подражатели Христовы, время угодное ныне и не всегда тоежде, якоже и прежде писах к державе вашей и словесным приказом послам вашим рекох в Костянтинополе, и ныне тоежде пишу и коленом вашим прикасаюсь и молюся о избавлении церкви Христовой и непорочной веры утверждении и благочестивых христиан освобождении. Талант, иже уверовався от Господа моего, се пред святым вашим царствием вержу, а еже умножити его и сохранити (дело) вашей державы есть, якоже ревнители и подражатели царю царствующих..—Господь Бог да сохранит ваше святое царствие радостно, безпечально, долголетно и превыше всякого достояния противного, и да дарует вам со настоящим иже на небеси присно пребывающее царствие, аминь. Лета 1688, месяца июня—индиктиона II.

Дионисий милостию Божиею архиепископ прежде бывший Константинопольский нового Рима и вселенский патриарх, недреманный богомолец державнейшаго и святого вашего царствия».


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.