Поиск авторов по алфавиту

Я

Яблоковъ, Андрей Поликарповичъ—про-
тоіерей. Родился въ 1854 г., образованіе
получилъ въ казанской духовной академіи;
былъ руководителемъ казанскаго частнаго
миссіонерскаго пріюта, гдѣ читалъ лекціи
по обличенію магометанства. Написалъ
много трудовъ о вѣроученіи магометанства
и его обличенію.

Яблочинскій Онуфріевскій 1 класса не-
общежительный мужской монастырь, нахо-
дящійся въ Сѣдлецкой губ., Бѣльскаго у.,
въ 2 вер. отъ с. Яблочна на островѣ Буга,
основанъ, вѣроятно, въ началѣ XVI в.
Храмъ одинъ каменный. При монастырѣ
причетническая школа. Управляетъ епар-
хіальный епископъ Холмскій. Намѣстникъ—
игуменъ, братіи 35 чел.

Явленіе Богоматери преп. Еразму Пе-
черскому (икона). Пожертвовавъ все свое
богатство на украшеніе Печерскаго храма,
препод. Эразмъ, по внушенію духа злобы,
пожалѣлъ о своемъ поступкѣ и подумалъ:
лучше бы истратить имущество на нищихъ.

Не разсудивъ о такихъ помыслахъ, онъ
сталъ вести, съ унынія, разсѣянную жизнь.
Богъ наказалъ его за это и послалъ ему
тяжелую болѣзнь, во время которой яви-
лась ему Богоматерь, облегчила его стра-
данія и сказала: «встань, покайся, обле-
кись въ ангельскій образъ, а на третій день
Я тебя возьму къ Себѣ; ты украсилъ Мою
церковь, я украшу тебя въ Царствіи Сына
моего». Еразмъ принялъ схиму и въ третій
день скончался.

Явленіе Богоматери св. Ѳеодору Ростов-
скому было въ 1388 г. Во время молитвы,
св. Ѳеодоръ услышалъ голосъ, который по-
велѣвалъ ему итти въ пустыню и основать
тамъ обитель. Исполнивъ повелѣніе Бого-
матери св. Ѳеодоръ основалъ обитель въ
Ростовѣ, въ ознаменованіе чего и написана
икона. Празднованіе его совершается
27 ноября.

Явленіе Богоматери эконому Ѳеофилу.
Служившій экономомъ у епископа малоазій-
скаго города Адана, Ѳеофилъ, былъ окле-


 

2397

2398

ветанъ передъ нимъ неповинно и, не видя
иного средства для оправданія себя передъ
епископомъ, обратился къ помощи волхва.
Но получилъ просимое лишь послѣ того,
какъ письменно отрекся отъ Христа. Угры-
зенія совѣсти не давали ему покоя и онъ,
удалившись отъ дѣлъ и людей началъ
каяться въ грѣхѣ Своемъ. И за это время
3 раза являлась ему Богоматерь и укрѣп-
ляла его, прося о его прощеніи Сына
Своего. Получивъ прощеніе за свое от-
реченіе отъ Христа въ сонномъ видѣніи,
Ѳеофилъ вскорѣ скончался. Празднованіе
этого событія совершается 23 іюня.

Явленная куница съ грамотою—древне
русская пошлина за засвидѣтельствованіе
ставленныхъ грамотъ духовенства, шедшая
въ архіерейскую казну. Въ случаѣ, если у
кого-либо на ставленной грамотѣ не оказы-
валось подписей всѣхъ бывшихъ еписко-
повъ, взимался штрафъ («промытъ») въ
двойномъ противъ оклада размѣрѣ.

Яворскій Стефанъ—см. сл. Стефанъ.

Яворскій, Василій Степановичъ, ма-
гистръ богословія. Образованіе получилъ
въ московской дух. академіи, былъ препо-
давателемъ тульской духовн. семинаріи,
нынѣ—инспекторъ тульскаго учительскаго
института. Кромѣ диссертаціи: «Символи-
ческія дѣйствія пророка Осіи», написалъ
много статей по богословскимъ и педаго-
гическимъ вопросамъ.

Ягодинскій-Введенскій 3 класса обще-
жительный женскій монастырь, находящій-
ся въ Нижегородской губ., Княгининскаго у.,
при селѣ Ягодномъ, былъ прежде богадѣль-
нею, въ 1864 г. переименованъ въ общину,
въ 1882—въ монастырь. 2 храма, школа, жи-
вописная мастерская. Игуменія, 163 сестры.

Яздундокта — преподобная персидская
(по греч. произнош. Снандулія); скрывала
мощи св. мучениковъ отъ злобы враговъ;
скончалась въ 380 г. Память 3 ноября.

Языковъ, Дмитрій Ивановичъ, прото-
іерей. Родился въ 1824 г., образованіе по-
лучилъ въ московской духовной академіи.
Въ 1848 г. получилъ степень магистра бо-
гословія за сочиненіе: «О составѣ церков-
ныхъ каноновъ»; состоялъ законоучителемъ
3-й московской мужской гимназіи. Кромѣ
диссертаціи, напечаталъ нѣсколько статей
въ духовныхъ журналахъ.

Язычники, язычество. Подъ именемъ
язычниковъ разумѣются народы, не вѣрую-
щіе въ единаго Бога, а придерживающіеся

многобожія. Слово язычникъ, язычники,
еврейское Гой, означаетъ, собственно, ка-
ждый отдѣльный народъ и всѣ народы. Въ
Свящ. Писаніи оно обозначаетъ: 1) иногда
всякій народъ, и въ этомъ смыслѣ упо-
требляется и объ народѣ Израильскомъ
(Быт. 10, 5; 12, 2; 36, 11; Втор. 32, 6 и др.).
2) Преимущественно же употребляется о
всѣхъ другихъ народахъ, кромѣ израиль-
скаго (Втор. 28, 36—37; 3 Цар. 18, 10, 4 Цар.
17, 29 и др.). Опредѣленнѣе стало упо-
требляться оно о другихъ народахъ, въ
противоположность израильскому, послѣ
того, какъ народъ этотъ вполнѣ обособил-
ся отъ другихъ, со временъ пророка Мои-
сея, и сталъ именоваться народомъ Бо-
жіимъ, народомъ Израильскимъ (Исх. 15,
13—16; Втор. 4, 20 и др.). Въ религіозномъ
отношеніи особенно часто это наименованіе

употребляется о безбожникахъ, невѣрую-
щихъ, невѣдающихъ истиннаго Бога, идо-
лопоклонникахъ, нечестивыхъ и проч.
(Псал. 9, 6; Іер. 25, 31; 1 Кор. 12, 2; 1 Сол.
4, 5; Ефес. 2, 11 и др.). Съ именемъ языч-
никовъ иногда связывалось понятіе, какъ о
людяхъ презрѣнныхъ, которыхъ самъ Богъ
предоставилъ самимъ себѣ, безъ всякаго
промышленія о нихъ, съ которыми не должно
имѣть общенія. Но такъ относились къ
язычникамъ только позднѣйшіе іудеи, осо-
бенно фарисеи. Въ Свящ. Писаніи же такое
отношеніе не можетъ ни въ какомъ случаѣ
найти себѣ опоры. Всѣ предписанія Свящ.
Писанія удаляться язычниковъ, не имѣть
съ ними общенія, не вступать въ родствен-
ныя связи и не заключать съ ними сою-
зовъ,—всѣ они имѣли цѣлью огражденіе
чистоты вѣры народа израильскаго. Если
евреямъ было предписано не только не
вступать въ союзъ съ жителями земли
Ханаанской, но изгнать и даже истребить
ихъ, то здѣсь народъ израильскій былъ
лишь орудіемъ суда Божія надъ народами
ханаанскими, мѣра беззаконій которыхъ
наконецъ исполнилась (Быт. 15, 16; Втор.
12, 29—31). Вообще же нигдѣ не видно пре-
зрѣнія къ язычникамъ; и мы знаемъ, что
напр., Авраамъ имѣлъ союзниками язычни-
ковъ (Быт. 14, 3); Давидъ находился въ
дружественныхъ отношеніяхъ съ царемъ
Тирскимъ (3 Цар. 5), съ царицей Савской
(3 Цар. 10) и пр. Богъ же, какъ Творецъ и
Владыка неба и земли, есть владыка всѣхъ
народовъ, и есть Богъ также и язычниковъ,
и Онъ никогда не оставлялъ ихъ безъ сви-


 

2399

2400

дѣтельства о Себѣ, не только посредствомъ
дѣлъ творенія (Рим. 1, 19) и внутренняго
голоса совѣсти (Рим. 2, 14) но и посред-
ствомъ избраннаго народа Своего. Перво-
начальное откровеніе о Спасителѣ дано
было всѣмъ народамъ, въ лицѣ первыхъ
людей (Быт. 3, 15). И мы знаемъ изъ свящ.
Писанія, что среди язычниковъ были и му-
жи богобоязненные, получавшіе сами на-
ставленія и откровенія отъ Бога. Таковы,
напр., Мелхиседекъ Салимскій, Іовъ въ
землѣ Авситидійской,. прор. Валаамъ. Съ
другой стороны свѣтъ истины черезъ на-
родъ Божій проникалъ и къ язычникамъ,
такъ какъ съ одной стороны, слова про-
роковъ доходили и до нихъ, съ другой—
многіе изъ язычниковъ знакомы были съ
Св. Писаніемъ, тѣмъ болѣе, что во времена
господства грековъ, Св. Писаніе было пе-
реведено на греческій языкъ. И когда по
повелѣнію Спасителя, апостолы пошли съ
проповѣдью Евангелія по всему міру, то
язычники охотно принимали ихъ пропо-
вѣдь, что показываетъ, насколько велико
было среди нихъ стремленіе къ истинѣ. И,
согласно обѣтованіямъ Божіимъ, Церковь
Христова должна обнять всѣ народы, и
спасеніе Божіе должно распространиться на
всѣхъ (Быт. 12,3; Лук. 2,32; Іоан. 10,16 и др.).

Якимовъ, Иванъ Степановичъ—магистръ
богословія, профессоръ петербургской ду-
ховной академіи по каѳедрѣ Св. Писанія
Ветхаго Завѣта. Родился въ 1847 г., обра-
зованіе получилъ въ с.-петербургской дух.
академіи; скончался въ 1885 г. Кромѣ ма-
гистерской диссертаціи: «Отношеніе грече-
скаго перевода LXXтолковниковъ къ еврей-
скому масоретскому тексту въ кн. пророка
Іереміи» (Спб. 1874), издалъ много работъ
по историко-критическому изученію и тол-
кованію книгъ Ветхаго Завѣта. Завѣдывалъ
отдѣломъ толкованія Св. Писанія Ветхаго
Завѣта въ «Христіанскомъ Чтеніи».

Яковлевъ, Григорій (1704—1756)—духов-
ный писатель, авторъ сочиненія: «Извѣще-
ніе праведное о расколѣ безпоповщины»,
имѣющаго громадное значеніе для исторіи
раскола. Будучи съ дѣтства безпоповцемъ
и проживая долгое время въ безпоповщин-
скихъ монастыряхъ (20 лѣтъ въ Выгорѣц-
кой, 9 лѣтъ—въ Сергіевой пустыни), Яко-
влевъ близко узналъ всѣхъ виднѣйшихъ
руководителей раскола. Когда же благодаря
неудовлетворенности вѣроученіемъ безпо-
повцевъ, онъ рѣшилъ перейти въ право-

славіе, онъ и представилъ свое сочиненіе
Св. Сѵноду. Въ немъ Яковлевъ, излагая
исторію раскола, подвергъ его ученіе без-
пощадной критикѣ. Впослѣдствіи онъ, какъ
полагаютъ, былъ настоятелемъ Можайскаго
Колоцкаго монастыря, подъ именемъ Гермо-
гена; скончался же въ 1756 г. въ Воскре-
сенскомъ монастырѣ («Новый Іерусалимъ»).

Якутская епархія. Въ составъ якутской
епархіи входитъ православное населеніе
якутской области. По размѣрамъ террито-
ріи, входящей въ составъ Якутской епар-
хіи, это самая большая епархія во всей
Россіи. Главную массу населенія составляютъ
инородцы (около 91,5%), самымъ много-
численнымъ племенемъ которыхъ являются
якуты; русскихъ около 7,5%, представи-
телей другихъ національностей около 1%.
По вѣроисповѣданію населеніе распредѣ-
ляется такъ: большинство русскихъ и ино-
родцевъ (всего около 98%) принадлежитъ
къ православной церкви, около 0,7%—ша-
манствующихъ, приблизительно столько же
раскольниковъ и сектантовъ и магометанъ;
лицъ иныхъ вѣроисповѣданій очень мало.
Къ сожалѣнію, въ виду разбросанности на-
селенія и отсутствія сносныхъ путей сооб-
щенія, духовенство лишено возможности
удовлетворять своевременно религіозныя
нужды своей паствы, такъ что многіе изъ
инородцевъ принадлежатъ только оффи-
ціально къ православной церкви, факти-
чески же придерживаются шаманства. Цер-
квей въ епархіи свыше 120. Въ г. Якутскѣ
имѣются духовная семинарія, духовное учи-
лище и епархіальное женское училище.
Православная миссія въ Якутскѣ имѣетъ
двухклассную церковно-приходскую школу.
Кромѣ того въ епархіи имѣется 57 цер-
ковно-приходскихъ школъ и школъ грамоты;
духовному вѣдомству принадлежатъ также
2 лѣчебныхъ заведенія на 10 кроватей.
Монастырь 1, мужской. Со времени поко-
ренія якутской области, она входила сна-
чала въ составъ Тобольской епархіи (до
1706 г.), а затѣмъ (до 1853 г.)—въ составъ
иркутской епархіи; въ 1853 г. здѣсь было
учреждено викаріатство, преобразованное
въ 1869 г. въ самостоятельную епархію.
Первымъ епископомъ якутскимъ и вилюй-
скимъ былъ Діонисій (Хитровъ). Съ 12 янв.
1870 г.—еписк. Якутскій и Вилюйскій; 12 дек.
1883 г.—Уфимскій; Іаковъ Домскій съ 16 дек.
1883 г. еписк. Якутскій; Мелетій Якимовъ
5 іюля 1889 г.—епископъ Якутскій; съ 1896 г.—


 

2401

2402

епископъ Рязанскій; Никодимъ съ 1896 г.—
еписк. Якутскій; съ 1898 г.—еписк. Забай-
кальскій; Никаноръ съ 1898 г.—епископъ
Якутскій; съ 1903 г.—еписк. Пермскій;
Макарій съ 1905 г.—еписк. Якутскій; въ
1909 г.—увол. на покой; Иннокентій — съ
1909 г.—и Мелетій съ 1912 г.; мужскихъ
монастырей—1; монашествующихъ—10;
женскихъ монастырей—1; церквей-
соборныхъ 5, приходскихъ—111;
домовыхъ —4; приписныхъ-1; всего-122;
часовенъ—146; духовенства: —
протоіереевъ —8; священниковъ—105;
діаконовъ—20; псаломщиковъ—85; лицъ
православнаго исповѣданія мужскаго
пола — 128.291; женскаго—124.625;
всего—251.916; библіотекъ при
церквахъ—110; церковно-приходскихъ
попечительствъ—40; больницъ при
церквахъ и монастыряхъ, а также
богадѣленъ нѣтъ; школъ—двухлассныхъ—2;
одноклассныхъ —49; грамоты—7; всего—58;
учащихся—993.

Якутскій Спасскій 2 класса необщежи-
тельный мужской монастырь, находящійся
въ гор. Якутскѣ, основанъ въ 1664 г. Въ
1770—1781 г.г. монастырь горѣлъ, причемъ
не уцѣлѣлъ ни одинъ изъ храмовъ. Вновь
выстроенныхъ—два. Настоятель—якутскій
епископъ.—Братіи 10 человѣкъ.

Якутскія Епархіальныя Вѣдомости—
оффиціальный органъ якутской епархіи,

издающійся при духовной семинаріи въ
Якутскѣ. Выходятъ 2 раза въ мѣсяцъ.
Основаны въ 1886 г.

Янышевъ, Іоаннъ Леонтьевичъ,—прото-
пресвитеръ придворн. духовенства, извѣст-
ный богословъ, писатель, проповѣдникъ
и церковный дѣятель. Родился въ 1826 г.,
образованіе получилъ въ спб. духовн. ака-
деміи. По окончаніи академіи былъ
баккалавромъ ея, а затѣмъ былъ
настоятелемъ церквей при различныхъ
русскихъ посольствахъ въ Западной
Европѣ, гдѣ немало сдѣлалъ для
ознакомленія западныхъ богослововъ
съ православной русской церковью.
Съ 1855 г. по 1858 г. состоялъ профессоромъ
богословія и философіи въ спб. университетѣ
. Съ 1864 г. преподавалъ въ Копенгагенѣ
Законъ Божій принцессѣ датской Дагмарѣ,
нынѣ вдовствующей Государынѣ
Императрицѣ Маріи Ѳеодоровнѣ. Съ 1866
по 1883 г. былъ ректоромъ спб. духовн.
академіи и профессоромъ нравственнаго
богословія. Въ 1899 г. получилъ степень
доктора-богословія. Въ 1883 г. назначенъ
духовникомъ Ихъ Императорскихъ Вели-

чествъ и завѣдующемъ придворнымъ духо-
венствомъ. Скончался въ 1910 году. Напе-
чаталъ большое количество статей въ ду-
ховн. журналахъ, проповѣдей, учебниковъ
и т, д. Особенной извѣстностью пользуется
его книга: «Православно-христіанское уче-
ніе о нравственности».

Японская православная миссія. Первая
церковь въ Японіи открыта въ 1858 г. въ
Хакодате, при русскомъ консульствѣ, при
чемъ настоятелемъ ея былъ іеромон., впо-
слѣдствіи архіепископъ Николай (Касат-
кинъ); въ виду успѣшной миссіонерской
дѣятельности послѣдняго, въ 1870—71 г.г.
Св. Сѵнодъ организовалъ особую миссію,
подъ начальствомъ іеромон. Николая, воз-
веденнаго въ санъ архимандрита. Миссі-
онерское дѣло стало очень быстро разви-
ваться, что вызвало даже гоненіе со сто-
роны властей (1872 г.). Въ 1874 г. въ Токіо
былъ перенесенъ центръ миссіи, и здѣсь
открыты школы для катехизаторовъ и пе-
реводчиковъ. Въ 1873 г. явилась возмож-
ность совершать богослуженіе на япон-
скомъ языкѣ. Въ 1880 г. въ виду быстрыхъ
успѣховъ, сдѣланныхъ миссіей, появилась
потребность въ самостоятельномъ еписко-
пѣ, архим. Николай поставленъ во епископа
японскаго. Съ тѣхъ поръ развитіе право-
славной церковной общины пошло еще бы-
стрѣе. Установился обычай ежегодно созы-
вать соборы изъ православныхъ христіанъ
для обсужденія нуждъ миссіи; учреждена
должность благочиннаго. Содержаніе хра-
мовъ и священнослужителей производится
приходскими общинами. Въ 1909 году былъ
назначенъ въ миссію 2-й епископъ кіотос-
скій, Сергій, который, послѣ смерти архіеп.
Николая (1912 г.), занялъ его каѳедру. Въ
настоящее время число церковныхъ общинъ
—свыше 260, съ болѣе чѣмъ 30000 прихо-
жанъ. Священнослужители и катехизаторы,
за немногими исключеніями, японцы. Учеб-
ныхъ заведеній при миссіи четыре, изъ ко-
торыхъ 2—женскихъ. При миссіи состоитъ
Общество переводчиковъ религіозныхъ
книгъ, и издаются три журнала: «Право-
славн. Вѣстникъ», «Скромность» и «Право-
славная бесѣда.».

Иранскій Знаменско-Маріинскій нештат-
ный общежительный женскій монастырь,
находящійся въ Гродненской губ., въ 7 зер.
отъ гор. Яранска, основанъ въ 1884 г. въ
видѣ женской общины, въ 1888 г. переиме-
нованной въ монастырь.


 

2403

2404

Яредъ Герасимъ—родомъ сиріецъ, ма-
гистръ богословія. По окончаніи курса
с.-петерб. дух. акад. былъ оставленъ при
акад. приватъ-допентомъ по каѳедрѣ визан-
тійской исторіи въ 1871 г., съ 1876 г. былъ
рікторомъ псковск. дух. семин., а затѣмъ
рижской. Затѣмъ, не выдержавъ холоднаго
климата, уѣхалъ въ Сирію, гдѣ скоро сталъ
митрополитомъ селевкійскимъ, въ каковомъ
санѣ и скончался въ 1899 г. Магистерская
диссертація Г. называется «Отзывы о св.
Фотіи, патр. констант. его современниковъ
въ связи съ исторіей политической въ
Византійской имперіи».

Яренскій Крестовоздвиженскій нештат-
ный общежительный женскій монастырь
находящійся въ Волынской губ., Яренскаго
уѣзда, среди дремучаго лѣса, основанъ въ
1894 г. При немъ—богадѣльня.

Ярополкъ—Петръ Изяславичъ, св. бла-
говѣрный князь, сынъ вел. князя Изяслава
Ярославича и правнукъ св. равноап. князя
Владимира. Убитъ, по проискамъ князей
Ростиславичей, въ концѣ XI вѣка. Память

21 ноября.

Ярославская икона Божіей Матери, на-
ходящаяся въ каѳедральномъ соборѣ гор.
Ярославля, по преданію, очень древняя,
принесена въ Ярославль въ XIII в. Празд-
нуется 8 іюня.

Ярославская и Ростовская епар. до
1799 г. Ростовская и Ярославская. Епар-
хіальными архіереями ея были: Георгій Даш-
ковъ съ 13 іюля 1718 г.—еписк. Ростов-
скій; 15 іюля—архіеписк.; 28 дек. 1730 г.
лишенъ сана и заточенъ въ волог. Спаса-
Каменн. мон.; Іоакимъ съ 13 апр. 1731 г.—
еписк. Ростовскій; 16іюня1731 г.—архіеписк.;
Арсеній Маціевичъ съ 28 мая 1742 г.—
митр. Ростовскій; 14 апр. 1763 г. лишенъ
сана и отвезенъ сперва въ бѣлозерскій
Ѳерапонтовъ, потомъ въ Николо-Корельск.
мон.; а оттуда въ Анзерск. скитъ Соловецк.
мон.; Аѳанасій Вольховскій I 26 мая 1767 г.—
еписк. Ростовскій; Самуилъ Миславскій
съ 17 март. 1776 г.—еписк. Ростовскій; 22
сент. 1777 г.—архіеписк.; 22 сент. 1783 г.—
митр. Кіевскій; Арсеній Верещагинъ съ
22 сент. 1783 г. еписк. Ростовскій; 27 марта
1785 г.—архіеписк.; 16 окт. 1799 г.—
архіеписк. Ярославскій; Павелъ
Пономаревъ—съ 26 дек. 1799 г.—
архіеписк.Ярославскій; Антоній Зна-
менскій съ 25 мая 1806 г.—архіеписк. Яро-
славскій; 12 іюля 1820 г. увол. на покой
въ новгор. Деревяницк. мон.; Филаретъ

Дроздовъ—съ 26 сен. 1820 г.—архіеписк.
Ярославскій; 3 іюля 1821 г.—Московскій;
Симеонъ Крыловъ 3 іюня1821 г.—архіеписк.
Ярославскій; Авраамъ Шумилинъ съ 7 мая
1894 г.—архіепископъ Ярославскій; 3 сент.
1836 г. увол. на покой въ Томск. мон.,
Филаретъ Амфитеатровъ съ 19 сент. 1836 г.
—архіеписк. Ярославскій; съ 18 апр. 1837 г.
—митр. Кіевскій; Евгеній Казанцевъ
съ 9 мая 1837 г. — архіеписк. Ярославскій;
24 дек. 1853 г. увол. на покой съ управл.
Донск. мон.; Нилъ Исаковичъ 24 дек.
1853 г.—архіеписк. Ярославскій; Димитрій
Муретовъ съ 2 окт. 1874 г. — архіеписк.
Ярославскій; съ 26 апр. 1876 г.—Волынскій;
Леонидъ Краснопѣвковъ съ 15 мая 1876 г.—
архіеписк. Ярославскій; Іонаѳанъ Рудневъ
съ 28 февр. 1877 г. — еписк. Ярославскій;
15 мая 1883 г.—архіеписк.; въ 1903 г. увол.
на покой; Сергій съ 1903 г.—архіеписк. Яро-
славскій; Іаковъ съ 1904 г. — архіеписк.
Ярославскій; съ 1907 г. — Симбирскій; Ти-
хонъ съ 1907 г.—архіеписк. Ярославскій;
мужскихъ монастырей—14; монашествую-
щихъ—209; послушниковъ—319; женскихъ
монастырей — 9; монашествующихъ—230;
послушницъ—1.446; церквей соборныхъ—12;
приходскихъ—858; домовыхъ—43; кладби-
щенскихъ—18; всего—963; часовенъ—736;
духовенства:—протоіереевъ —53; священни-
ковъ — 976; діаконовъ — 362; псаломщи-
ковъ—920; лицъ православнаго исповѣданія
мужскаго пола—530.199; женскаго—600.885;
всего—1.131.084; библіотекъ при церквахъ—
888; церковно-приход. попечительствъ—210;
больницъ при церквахъ—нѣтъ; при мона-
стыряхъ — 9; богадѣленъ при церквахъ и
монастыряхъ — нѣтъ; школъ двухкласс-
ныхъ—5; одноклассныхъ—571; грамоты-
15; всего — 591; учащихся во всѣхъ шко-
лахъ 28.622.

Ярославскій—Казанскій 3 класса, не-
общежительный женскій монастырь, нахо-
дящійся въ гор. Ярославлѣ, основанъ въ
1610 г. 3 храма. Въ архивѣ хранятся ста-
ринныя царскія и патріаршія грамоты. Цер-
ковно-приходская и иконописная школы.
Игуменія, 342 сестры.

Ярославскій-Афанасьевскій 3 класса,
необщежительный мужской монастырь, на-
ходящійся въ гор. Ярославлѣ, существо-
валъ уже въ XVI в. Въ 1658 г. сгорѣлъ и
былъ возстановленъ; храмъ—одинъ. Упра-
вляетъ викарный епископъ Угличскій, бра-
тіи 22 чел.


 

2405

2406

Ярославскій Спасо-Преображенскій мо-
настырь, находящійся въ гор. Ярославлѣ,
основанъ въ 1216 г. Въ 1788 г. упраздненъ
и переименованъ въ Архіерейскій домъ. 5
храмовъ.

Ярославскій-Толгскій 1 класса необще-
жительный мужской монастырь, находя-
щійся въ 10 вер. отъ гор. Ярославля, осно-
ванъ въ 1314 г. Храмовъ—4. Намѣстникъ,
архимандритъ, братіи 57 чел.

Ярославскія Епархіальныя Вѣдомости
—духовный журналъ ярославской епархіи,

издающійся при ярославской духовной кон-
систоріи въ составѣ оффиціальной и не-
оффиціальной частей. Начали выходить въ
свѣтъ съ 1860 года. Выходятъ еженедѣльно.

Ярославъ—Георгій Владимировичъ, свя-
той, вел. князь· Скончался въ 1054 году.
Память 28 февраля.

Яскинская икона Божіей Матери. Иконъ
съ этимъ наименованіемъ—2. Одна изъ
нихъ извѣстна только по изображенію. Ни
времени, ни мѣста нахожденія ея неиз-
вѣстны. Другая явилась въ 682 г. въ Констан-
тинополѣ, оттуда перенесена была въ Кіево_
печерскую лавру. Празднованіе имъ 3 мая.

Ястребовъ, Митрофанъ Филипповичъ—
профессоръ догматическаго богословія кіев-
ской духовной академіи, магистръ богосло-
вія. Родился въ 1845 г., образованіе полу-
чилъ въ кіевской духовной академіи; удо-
стоенъ магистерской степени за сочиненіе
«Ученіе Аугсбургскаго исповѣданія и его
апологіи о первобытномъ грѣхѣ» (Кіевъ
1877). Скончался въ 1906 г. Оставилъ много
сочиненій апологетическаго и историко-
догматическаго содержанія.

Ястребская икона Божіей Матери име-
нуется такъ потому, что обрѣтена была на
островѣ Кипрѣ въ кустѣ, гдѣ запутался
ястребъ. Въ настоящее время на семъ мѣ-

стѣ выстроена церковь, куда невидимая
сила не допускаетъ войти ни одну жен-
щину. Празднованіе ей совершается 20
апрѣля.

Яхонтовъ, Іоаннъ Константиновичъ—
протоіерей, магистръ богословія; образо-
ваніе получилъ въ спб. духовн. академіи,
впослѣдствіи занялъ должность помощника
главнаго наблюдателя за преподаваніемъ
Закона Божія въ учебн. заведеніяхъ мини-
стерства народнаго просвѣщенія. Съ 1862
по 1876 г. былъ редакторомъ журнала «Ду-
ховная Бесѣда». Скончался въ 1888 г. Оста-
вилъ много трудовъ по исторіи русской
церкви и религіозно-нравственныхъ бесѣдъ
и поученій.

Яхонтовъ, Иванъ Андреевичъ,—магистръ
богословія казанской духовн. академіи. Изъ
его трудовъ особо выдающимся является
его магистерское сочиненіе: «Житія свя-
тыхъ сѣверо-русскихъ подвижниковъ По-
морскаго края, какъ историч. источникъ»
Каз. 1882).

Яхонтовъ, Иванъ Петровичъ—приватъ-
доцентъ московской духовной академіи по
каѳедрѣ основного богословія; образованіе
получилъ въ этой же академіи. Умеръ въ
1886. Оставилъ нѣсколько сочиненій по
апологетикѣ.

Яфій («блестящій, знатный», Іис. Нав.
10, 3)—царь лахисскій, одинъ изъ союзни-
ковъ царя іерусалимскаго Адониседека
Разбитый 1. Навиномъ близъ Гаваона, пы-
тался спастись бѣгствомъ, но неудачно, и
былъ убитъ.

Яффа—см. Іоппія.

Яшезерская нештатная общежительная
мужская пустынь, находящаяся въ Олонец-
кой губ., Петрозаводскаго уѣзда, при селѣ
Яшезерѣ, существовала уже въ XVI в.
Строитель, братіи 12 чел.


Страница сгенерирована за 0.44 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.