Поиск авторов по алфавиту

У

Убійство—есть посягательство на выс-
шее и самое реальное благо человѣка—на
его жизнь.—У. извѣстно всѣмъ уголовнымъ
кодексамъ съ древнѣйшихъ временъ. Основ-
ные его признаки и главныя условія нака-
зуемости въ современной доктринѣ и въ
положительномъ законодательствѣ евро-
пейскихъ государствъ не вызываютъ суще-
ственнаго различія взглядовъ, но характе-
ристика отдѣльныхъ видовъ представляется
далеко не одинаковой. Объектъ У.—жизнь
другого человѣка. Отсюда слѣдуетъ, что
самоубійство (см. это слово) разновидности
его не составляетъ: такою разновидностью
можетъ быть лишь участіе въ самоубійствѣ,
путемъ подговора или пособничества. Какъ
и въ отношеніи всякаго правонарушенія,
для состава убійства недостаточно посяга-
тельства на благо жизни, само-по-себѣ взя-
тое; необходимо, чтобы это благо даннаго
лица въ данный моментъ имѣло правовую
охрану. Въ былое время существовали цѣ-
лыя категоріи лицъ, которыя могли быть
убиваемы безнаказанно: рабы, цыгане, при-
говоренные къ нѣкоторымъ наказаніямъ
(въ Римѣ, въ Германіи) и т. п. Современ-
ное право такихъ лицъ не знаетъ: и при-
говоренный къ смертной казни не лишенъ
охраны, и онъ можетъ быть убитъ лишь
назначеннымъ для того палачемъ. И совре-
менному праву извѣстны, однако, случаи,
когда сознательное и намѣренное У. не со-
ставляетъ преступленія; таково, напр., при-
чиненіе смерти въ состояніи необходимой
обороны или во исполненіе закона: пала-
чемъ, приводящимъ въ исполненіе смертный
приговоръ, часовымъ—бѣгущаго изъ-подъ

стражи, чинами войска—при призывѣ для
содѣйствія гражданскимъ властямъ, когда
будетъ отдано приказаніе дѣйствовать ору-
жіемъ и т. д. Случаевъ подобнаго рода
много и всѣ они обыкновенно охватываются
опредѣленіями общей части уголовнаго ко-
декса. Дѣйствующее уложеніе о наказ., не
довольствуясь этими общими опредѣленіями
и не содержа прямого общаго указанія,
что дѣяніе, совершеннное во исполненіе за-
кона, непреступно, въ ст. 1471 исчисляетъ,
когда «смертоубійство не вмѣняется въ пре-
ступленіе». Этотъ перечень въ сущности,
есть, только собраніе примѣровъ; въ него
не включены случаи, занесенные въ воин-
скій и военно-морской уставы о наказа-
ніяхъ, въ правила употребленія оружія по-
граничной стражей и въ другія спеціальныя
узаконенія. Изъ понятія У. вытекаетъ, да-
лѣе, что тотъ, противъ кого было напра-
влено посягательство, въ моментъ его со-
вершенія долженъ быть живъ. Посягатель-
ство на трупъ, хотя бы виновный ошибочно
считалъ, что предъ нимъ живой человѣкъ,
не есть У. Въ какой мѣрѣ человѣкъ обла-
даетъ жизнеспособностью и соотвѣтствуетъ
ли онъ типу нормальнаго человѣка или
нѣтъ, это безразлично. Со стороны вну-
тренней различаютъ случайное лишеніе
жизни, неосторожное и умышленное. Слу-
чайное У. ненаказуемо. Неосторожное У.,
въ виду особенной важности блага, уничто-
жаемаго виновнымъ, — всегда наказуемо.
Условія его наказуемости опредѣляются
общими правилами о неосторожности
и потому кодексы обыкновенно ограничи-
ваются краткимъ указаніемъ, какая кара-


 

2201

2202

тельная мѣра должна быть назначена за
неосторожное лишеніе жизни. Такъ посту-
паетъ и проектъ нашего угол. уложенія.
Уложеніе же дѣйствующее трактуетъ о во-
просѣ въ длинномъ рядѣ статей, разбро-
санныхъ по разнымъ отдѣламъ, и столь
неопредѣленно, что, по свидѣтельству объяс-
неній къ проекту угол. улож. (т. VI, стр.
129), невозможно отграничить постановле-
нія эти ни одно отъ другого, ни даже отъ
постановленій объ умышленномъ У. Глав-
ныя начала выражены въ ст. 1466 и 1468,
различающихъ: лишеніе жизни, бывшее по-
слѣдствіемъ дѣйствія, противнаго ограждаю-
щимъ личную безопасность и общественный
порядокъ постановленіямъ (тюрьма или
наказ. по правиламъ о совокупности), и
причиненіе смерти дѣяніемъ закономъ не
воспрещеннымъ, но явно неосторожнымъ
(тюрьма, арестъ, выговоръ). Третій видъ
неосторожнаго У.—ненамѣренное лишеніе
жизни при возстаніи, насильственномъ со-
противленіи властямъ и т. п. (ст. 1459; ка-
торжныя работы до 12 лѣтъ). Затѣмъ уло-
женіе сюда же относитъ случаи причине-
нія смерти при посягательствѣ на тѣлесную
неприкосновенность—при умышленномъ на-
несеніи ранъ.

Убрусъ св.—полотенце, на которомъ, по
преданію, отпечатлѣлся Ликъ Спасителя,
когда Господь отеръ Лице Свое. Этотъ
Убрусъ посланъ былъ къ Авгарю, царю
Эдесскому (см. сл. Авгарь). Въ Эдессѣ
Убрусъ находился до 994 г. Въ этомъ году
греческій императоръ Романъ перенесъ
убрусъ въ Царьградъ, въ придворную Фа-
росскую церковь. Въ память перенесенія
установленъ праздникъ 16 авг. Въ 1204 г.,
когда Царьградъ взятъ былъ латинянами—
крестоносцами, Убрусъ, при раздѣлѣ ими
добычи, отданъ былъ Венеціанскому дожу
Дандолю. Онъ отправилъ его на кораблѣ
въ Венецію. Корабль въ Пропонтидѣ (Мра-
морномъ морѣ) утонулъ со всѣмъ, что было
въ немъ. Иконы, изображающія Ликъ Спа-
сителя на Убрусѣ, называются иконами Не-
рукотвореннаго Образа. Чудотворная ико-
на Нерукотвореннаго Образа находится,
между прочимъ, въ г. С.-Петербургѣ, въ
Домикѣ Петра Великаго и благоговѣйно
чтится молящимися.

Убѣжища на Востокѣ. — Древнѣйшія
обстоятельныя постановленія объ убѣжищѣ
находимъ въ Моисеевомъ правѣ. Цѣлью
ихъ было провести практическое различіе

между умышленнымъ и невольнымъ убій-
ствомъ; невольный убійца находилъ без-
опасность у алтаря скиніи; умышленный же
убійца долженъ былъ взять оттуда для
казни. Алтарь іерусалимскаго храма также
былъ убѣжищемъ; искавшій защиты хва-
тался за рога жертвенника»; отсюда выра-
женіе «рогъ спасенія». Въ финикійскихъ
храмахъ также существовали «рога» на
жертвенникахъ. Въ Египтѣ, по указаніямъ
Геродота, устья Нила служили убѣжищемъ.
Въ средніе вѣка христіанскій храмъ
является убѣжищемъ довольно долго. Зна-
ченіе убѣжища въ варварскихъ государ-
ствахъ было велико, съ принятіемъ хри-
стіанства У. теряло свое значеніе, такъ
какъ нѣкоторые папы отрицательно отно-
сились къ праву церковнаго убѣжища для
тяжкихъ преступниковъ, во-вторую поло-
вину среднихъ вѣковъ распространились
смѣшанныя убѣжища и чисто свѣтскія.
Классическимъ типомъ смѣшаннаго цер-
ковно-свѣтскаго убѣжища являются, такъ
называемыя, французскія «спасенныя мѣ-
ста»—это продуктъ первоначальнаго пред-
ставленія о религіозномъ убѣжищѣ. Въ
смутное время феодальной анархіи такими
убѣжищами служили монастыри. Въ XI в.
появился новый типъ убѣжища, въ кото-
ромъ преобладалъ свѣтскій элементъ. Та-
кими убѣжищами были села или замки,
основанные свѣтскими баронами и поста-
вленные подъ покровительство какого-ни-
будь святого или патрона ближайшаго мо-
настыря. Такимъ образомъ такія мѣста
быстро заселялись и образовались города.
Человѣкъ, который совершилъ преступле-
ніе, достигши эти селенія или города, из-
бавлялся отъ наказанія.

Уводскій, Николай Петровичъ, (1818—
1900) — инспекторъ волынской семинаріи,
магистръ кіевской духовной академіи, сынъ
протоіерея. Напечаталъ рядъ статей по
церковной исторіи края въ «Волынскихъ
Епарх. Вѣдомостяхъ».

Угличскій-Алексѣевскій необщежитель-
ный мужской монастырь, 3 класса, въ г.
Угличѣ, Ярославской губ. Основанъ въ
1371 г. Имѣетъ 3 храма. Управляетъ имъ
игуменъ, братіи 23 человѣка.

Угличскій Николо-Улейминскій муж-
ской монастырь, находящійся въ Ярослав-

ской губ., въ 12 вер. отъ г. Углича, при
сліяніи рѣкъ Улеймы и Воржехота. Осно-
ванъ въ 1460 г., числится заштатнымъ, не-


 

2203

2204

общежительный. Управляетъ имъ игуменъ,
братіи 19 человѣкъ. Храмовъ три, въ со-
борномъ Никольскомъ храмѣ находится чу-
дотворная икона св. Николая съ частью
его мощей.

Угличскій Богоявленскій необщежи-
тельный женскій монастырь, 3 класса, въ
Ярославской губ., при въѣздѣ въ г. Угличъ
по Ростово-Углич. тракту. Время основа-
нія его не установлено, но онъ, несомнѣнно—
существовалъ въ XVI вѣкѣ, такъ какъ въ
1591 г., въ немъ была пострижена царица
Марія Ѳеодоровна, мать убитаго царевича
Димитрія. Въ 1609 г. онъ былъ разоренъ
поляками, но вскорѣ возстановленъ, а че-
резъ 19 лѣтъ послѣ разоренія достигъ
прежняго благосостоянія. Управляетъ имъ
игуменія, сестеръ 126. Храмовъ четыре.
При м-рѣ—больница.

Угличскій Покровскій необщежитель-
ный мужской монастырь, 3 класса, въ 2 вер.
отъ г. Углича, Ярославской губ. Основанъ
въ 1460 г. преп. Паисіемъ, мощи котораго
покоятся подъ спудомъ въ единственномъ
храмѣ монастыря. Братіи 15 человѣкъ, во
главѣ ихъ архимандритъ.

Уздринская (или Уздренгская) женская
пустынь, находящаяся въ Архангельской
губ., въ 112 вер. отъ г. Шенкурска, близъ
впаденія р. Уздры въ р. Пую. Приписана къ
Шенкурскому Св. Троицкому монастырю,
основана въ XVII вѣкѣ. Храмъ одинъ, де-
ревянный.

Указъ—одинъ изъ видовъ или формъ
объявленія Высшею Властью какого-либо
постановленія, распоряженія, опредѣленія.
Различаются указы: именные Его Импера-
торскаго Величества, Святѣйшаго Сѵнода,
Правительствующаго Сената. Усвояется
именованіе указовъ письменнымъ распоря-
женіямъ нѣкоторыхъ правительственныхъ
учрежденій, напр., Духовныхъ Консисторій.
Указы Св. Сѵнода являются однимъ изъ
источниковъ дѣйствующаго русскаго церк.
права. Слово «указъ» настолько самобыт-
ное и древнее русское слово, что даже не
переводится на иностранные языки.

Укропцъ—такъ въ служебникѣ (литур-
гія Св. Іоанна Златоуста) называется «те-
плота», т. е. теплая вода, вливаемая въ
потиръ съ виномъ.

Умершіе—какъ міряне, такъ и священ-
нослужители должны быть полагаемы въ
церкви и могилѣ лицомъ къ востоку. Су-
ществующій въ нѣкоторыхъ мѣстахъ (напр.,

въ западныхъ губерніяхъ) обычай полагать
умершихъ священниковъ лицомъ къ западу
или къ городу, (какъ бы для благословенія
его) заимствованъ изъ католической церкви
и долженъ быть оставляемъ, какъ несоглас-
ный съ практикой древней христіанской
церкви. См. сл. погребеніе.

Умовеніе рукъ, совершаемое священно-
церковно-служителями, по облаченіи, предъ
совершеніемъ проскомидіи, означаетъ, что
они приступаютъ къ служенію, очистивши
себя, насколько возможно, для силъ чело-
вѣческихъ, отъ всякія скверны плоти и
духа, приступаютъ съ незлобивою душою,
съ правотою сердца. Служащій архіерей,
кромѣ того, умываетъ руки во время пѣнія
херувимской пѣсни и освящаетъ воду, кото-
рою помазываетъ очи свои, уши, ноздри и
уста.

Умовеніе ногъ—чинъ, совершаемый архі-
ереемъ послѣ литургіи въ Великій Четвергъ,
въ каѳедральномъ соборѣ. Послѣдованіе
чина изложено въ особой книжкѣ и въ
Большомъ Требникѣ.

Уральскій-Николаевскій единовѣрческій
мужской монастырь, общежительный, нахо-

дящійся въ Уральской области, въ 15 вер.
отъ г. Уральска, на Сутяшномъ островѣ.
Основанъ въ 1879 г. Управляетъ имъ игу-
менъ, братіи 23 человѣка. Храмовъ два.

Уральскій Покровскій единовѣрческій
женскій монастырь въ 6 вер. отъ г. Уральска,
Уральской области. Основанъ въ 1881 г.
въ видѣ общины, впослѣдствіи обращенной
въ монастырь. Числится нештатнымъ, об-
щежительный. Управляется игуменіей, се-
стеръ 64. Храмъ одинъ.

Урванъ—святые православной церкви
1) св. мученикъ, отрокъ, пострадалъ около
251 г., при Деціи, былъ обезглавленъ. Па-
мять 4 сентября; 2) св. мученикъ, постра-
далъ при Максиміанѣ въ Анкирѣ, былъ усѣ-
ченъ мечомъ; Память 23 іюня; 3) св. муче-
никъ, пострадалъ при Валентѣ въ 370 г.;
вмѣстѣ съ 79 другими мучениками былъ
потопленъ въ морѣ въ зажженномъ кораблѣ.
Память 5 сентября.

Урванъ—апостолъ изъ числа семидесяти
сотрудниковъ апостола Павла. По преданію
былъ епископомъ въ Македоніи и скончался
мученически. Память 4 января и 31 октября.

Уримъ и Туммимъ (евр. переводъ «явле-
ніе и истина», или «свѣтъ и правда»). Въ
книгѣ Исходъ сказано: «Сдѣлай наперсникъ
судный искусной рукой... и вставь въ него


 

2205

2206

оправленные камни въ четыре ряда... Сихъ
камней должно быть 12, по числу двѣнад-
цати именъ сыновъ Израилевыхъ»... «На
наперсникъ судный возложи Уримъ и Тум-
мимъ, и они будутъ у сердца Ааронова,
когда онъ будетъ входить въ святилище
предъ лице Господне». Отсюда видно, что
Уримъ и Туммимъ составляли особое укра-
шеніе. Во Второзаконіи Уримъ и Туммимъ
представляется какъ великое преимущество
первосвященника, которымъ онъ превозне-
сенъ отъ Бога.

Уріилъ (евр. «свѣтъ Божій, имъ Богъ
свѣтъ есть» ангелъ, посланный къ Ездрѣ
для его наставленія и объясненія ему со-
кровенныхъ путей Божихъ. Празднуется
Уріилъ вмѣстѣ съ прочими архангелами
8 ноября.

Урія—Въ Библіи извѣстны: 1) Урія хет-
теянинъ храбрый воинъ Давида, мужъ Вир-
савіи, которой беззаконно завладѣлъ Да-
видъ, а Урія отосланъ на первую позицію
во время войны, гдѣ его убили. 2) Урія-
пророкъ во времена Іереміи и царя Іоакима,
убитый царемъ за предсказанныя бѣдствія
на Іудеевъ.

Урусова (урожд. Соковнина, княгиня
Евдокія Прокофьевна)—извѣстная старооб-
рядка временъ царя Алексѣя Михайловича.
Подъ вліяніемъ сестры своей Морозовой и
протопопа Аввакума, ея духовника, сдѣла-
лась ярой защитницей старой вѣры. Ника-
кія увѣщанія, преслѣдованія и пытки не
могли поколебать ее. Она вмѣстѣ съ се-
строй была уморены голодомъ въ темницѣ
въ 1672 г. Погребена въ Боровскѣ.

Улфила по происхожденію готъ—былъ
Евсевіемъ Константинопольскимъ не за-
долго предъ смертію его, Евсевія, (341 г.)
рукоположенъ въ епископа готскаго. Еще
въ 328 г. Улфила съ своими соплеменни-
ками данъ былъ въ заложники Имперіи,
принялъ св. крещеніе, образовался въ нау-
кахъ и посвященъ въ пресвитера. Въ санѣ
епископа онъ сочувствовалъ ереси Арія и
постепенно утвердилъ ее между своими па-

сомыми, за Дунаемъ. Онъ извѣстенъ какъ
переводчикъ Библіи на готскій языкъ.

Уніаты, унія—см. сл. Флорентійскій со-
боръ.

«Урюпинская икона Божіей Матери, на-
ходящаяся въ храмѣ станицы Урюпинской,
въ области Войска Донского, явилась въ
1827 г. и нѣсколько лѣтъ была келейной
у нѣкоей подвижницы Ирины. Икона про-

славлена множествомъ чудесъ. Празднуется
8 іюня.

«Услышательница»—икона Божіей Ma-
тери, находящаяся на Аѳонѣ въ Заграж-
скомъ монастырѣ названа такъ потому,
что молящійся передъ нею преподобный
Косма получилъ отъ Богоматери все, про-
симое по вѣрѣ и молитвѣ своей. Празд-
нуется 22 сентября.
Усопшій—такъ на церковно-
богослужебномъ языкѣ именуются
умершіе. Усопшій—значитъ уснувшій.
Этимъ указывается, что смерть не есть
прекращеніе бытія духа, уничтоженіе
всего существа человѣка, а только форма
перехода къ новой, духовной жизни,
подобно тому, какъ сонъ, несмотря на
видимое прекращеніе дѣятельности
сознанія есть лишь время отдыха и
обновленія организма для новой
работы въ жизни.

Успеніе Божіей Матери—дванадесятый
богородичный праздникъ. По
общепринятому преданію церкви,
событіе это представляется въ
слѣдующемъ видѣ: послѣ вознесенія I.
Христа на небо Пресвятая Дѣва, какъ
извѣстно, осталась на попеченiи
св. Іоанна, пребывала постоянно въ
постѣ и молитвѣ и въ живѣйшемъ
желаніи созерцать Сына, сѣдящаго
одесную Бога-Отца. День кончины
ея былъ открытъ Ей Господомъ. Въ
этотъ день апостолы были восхищены
на облакахъ изъ разныхъ странъ земли
и поставлены въ Іерусалимѣ, въ
Геѳсиманіи, между гробами Ея родителей
и обручника. На третій день послѣ
кончины Богоматери ап. Ѳома пришелъ ко
гробу, тѣла Ея уже не было въ гробницѣ.

Церковь всегда вѣровала, что тѣло Ея бы-
ло взято на небо. Праздникъ Успенія Бого-
матери восходитъ къ древнѣйшимъ време-
намъ христіанства. Въ IV в. онъ уже
является повсемѣстнымъ. Первоначально
онъ совершался 18 января, но въ нѣкото-
рыхъ мѣстахъ праздновался 15 августа.
Всеобщее празднованіе его 15 августа
установлено при императорѣ Маврикіи
съ 582 г. Въ настоящее время онъ
чествуется церковью съ 14
по 23 августа. Ему предше-
ствуетъ двухнедѣльный Успенскій постъ
съ 1 по 15 августа. Вмѣстѣ съ событіемъ
У. Богоматери церковь насъ учитъ, что
смерть не есть уничтоженіе нашего бытія,
а только переходъ отъ земли на небо, отъ
тлѣнія и разрушенія къ вѣчному безсмертію

«Успеніе»—Флорищевская икона Божіей
Матери, находящаяся въ соборномъ храмѣ


 

2207

2208

Флорищевой Пустыни, написана во время
царствованія Алексѣя Михайловича, его
любимымъ «изографомъ» Симономъ Уша-
ковымъ. Икона чудотворная, богато укра-
шена драгоцѣнными каменьями. Празднуется
15 августа.

Успенская Шалочская Гурьева мужская
пустынь, приписанная къ Моденскому Ни-
колаевскому монастырю, находящаяся отъ
него въ 5 вер., на большой дорогѣ изъ
г. Устюжны въ г. Череповецъ. Время осно-
ванія ея не установлено, но она существо-
вала уже въ 1603 г. Храмъ одинъ каменный.

Успенская женская община, единовѣр-
ческая, въ г. Твери, учрежденная въ 1905 г.
Имѣетъ одинъ храмъ.

Успенскій мужской монастырь, нынѣ
архіерейскій домъ, въ г. Орлѣ. Основанъ
въ 1716 г. Храмовъ три. Іеромонахъ и 4
послушника.

Успенскій мужской общежительный мо.
настырь, находящійся въ Амурской обла-
сти, Зазейскомъ краѣ, на устьѣ рѣки Бу-
рунды, учрежденный въ 1905 г.

Успенскій Александро-Куштскій муж-
ской монастырь, приписанный къ Спасо-
каменному монастырю, находящійся отъ
него въ 8 вер. Основанъ въ началѣ XV
вѣка преп. Александромъ, мощи котораго
покоятся въ обители подъ спудомъ. Хра-
мовъ два.

Успенскій Желтиковъ необщежитель-
ный мужской монастырь, 2 класса. Нахо-
дится въ 4 вер. отъ г. Твери, на берегу
р. Тьмаки. Основанъ въ XIV вѣкѣ. Въ су-
ществующихъ въ монастырѣ «чертогахъ»,
по преданію, нѣкоторое время жили царе-
вичъ Алексѣй Петровичъ. Храмовъ три,
каменныхъ, въ соборномъ храмѣ покоятся
мощи св. Арсенія, архіеп. Тверского. Въ
ризницѣ м-ря хранятся древнія рукописи,
относящіяся къ XV, XVI, XVII и XVIII в.,
въ храмахъ имѣются рѣдкой живописи
древнія иконы. Братіи 21 человѣкъ, во
главѣ ихъ архимандритъ.

Успенскій мужской монастырь, 1 класса,
въ Китаѣ, въ г. Пекинѣ. Существуетъ съ
1732 г., въ 1900 г. былъ разрушенъ боксе-
рами, а въ, 1902 г. возстановленъ. Имѣетъ
4 храма. При монастырѣ двѣ школы, метео-
рологическая станція. Управляетъ м-ремъ
начальникъ Пекинской и Маньчжурской пра-
вославной духовной миссіи, епископъ Пере-
яславскій. Намѣстникъ—архимандритъ.Бра-
тіи 24 человѣка.

Успенскій скитъ, находящійся при Ни-
ло-Сорской мужской пустыни, съ двумя
часовнями, устроенными въ 1861 г. схимо-
нахомъ Ниломъ.

Успенскій общежительный женскій мо-
настырь. нештатный, въ г. Кинешмѣ, Ко-
стромской губ. Время основанія его не
установлено. Управляетъ имъ игуменія,
сестеръ 99.

Успенскій общежительный женскій мо-
настырь. Находится въ Новгородской губ.,
Валдайскомъ уѣздѣ, при сельцѣ Успен-
скомъ. Основанъ помѣщицей Камецкой въ
1873 г. въ видѣ общины, которая переиме-
нована въ монастырь въ 1899 г. Сестеръ 18,
во главѣ ихъ игуменія. Во владѣніи м-ря
625 дес. земли.

Успенскій общежительный женскій мо-
настырь при г. Нижнемъ-Ломовѣ, Пензен-
ской губ. Обращенъ въ монастырь изъ
общины, которая была преобразована изъ
богадѣльни, устроенной купцомъ Волко-
вымъ въ 1849 г. М—рь владѣетъ 841 дес.
земли. Управляется игуменіей, сестеръ 311.

Успенскій Александровскій женскій мо-
настырь, 1 класса, въ г. Александровѣ,
Владимірской губ. Основанъ въ половинѣ
XVII вѣка. Съ 1698 по 1707 г. въ м—рѣ
проживала царевна Марфа Алексѣевна, по-
стриженная въ иночество. Храмовъ четыре,
каменныхъ. При м—рѣ больница, странно-
пріимный домъ и школа. Сестеръ 264, во
главѣ ихъ игуменія.

Успенскій Лысогорскій женскій мона-
стырь. Находится въ Воронежской губ., въ
20 вер. отъ г. Новохоперска, между селомъ
Троицкимъ и слоб. Красною. Основанъ въ
1878 г. подъ видомъ общины, которая пере-
именована въ монастырь въ 1895 г. Чи-
слится нештатнымъ, общежительный. Упра-
вляетъ имъ игуменія, сестеръ 50. Храмъ
одинъ.

Успенскій женскій скитъ, принадлежитъ
Свято-Троицкой женской общинѣ, нахо-
дится отъ нея въ 1/2 вер. Имѣетъ одинъ
деревянный храмъ.

Успенскій Софійскій общежительный
женскій монастырь, 3 класса, находящійся
въ Тамбовской губ., въ 3 вер. отъ г. Усма-
на, при с. Новоуглянскѣ. Основанъ въ
1654 г., въ 1764 г. былъ упраздненъ, но въ
1799 г. возстановленъ на средства г. Η. Е.
Ѳедоровой. Управляется игуменіей, сестеръ
200. Храмъ одинъ. Во владѣніи м-ря
486 дес. земли.


 

2209

2210

Успенско-Драндскій мужской монастырь,
общежительный. Находится въ Кутаисской
губ., въ 18 вер. отъ г. Сухума, въ мѣстно-
сти «Дранды», при р. Мал. Кодоръ. Осно-
ванъ въ 1883 г. Управляетъ имъ епископъ
Сухумскій. Монастырь имѣетъ подворья въ
городахъ: Сухумѣ, Екатеринодарѣ, Ново-
россійскѣ и Ейскѣ. При м—рѣ: архіерей-
скіе покои, больница, училище, гостинница
и странно-пріимный домъ. Во владѣніи
м-ря болѣе 1500 дес. земли.

Успенско-Иверскій общежительный жен-
скій монастырь, нештатный, находящійся
въ Тульской губ., въ 12 вер. отъ г. Вене-
ва, при сельцѣ Борщевкѣ. Основанъ въ
1855 г. мѣстной землевладѣлицей Е. П.
Хрипковой. Управляетъ имъ игуменія, се-
стеръ 60. Храмовъ два.

Успенско-Макарьевскій общежительный
мужской монастырь, 2 класса, находящійся
въ 15 вер. отъ г. Оренбурга. Основанъ на
средства Оренбургскихъ купцовъ Г. Н. и
А. Г. Мещеряковыхъ въ 1895 г. Одинъ де-
ревянный храмъ. Управляется игуменомъ,
братіи 47 человѣкъ.

Успенско-Серафимовскій общежитель-
ный женскій монастырь, нештатный. Нахо-
дится въ Харьковской губ., Купянскомъ
уѣздѣ, въ дер. Ѳомовкѣ. Основанъ былъ
въ видѣ единовѣрческаго пріюта, который
въ 1897 г. обращенъ въ общину, а эта по-
слѣдняя въ 1904 г. переименована въ мо-
настырь.

Успенскій, Ѳеодоръ Павловичъ, свящ.,
проф. Кіевской дух. акад. по каѳедрѣ исто-
ріи Греко-Восточной ц. со времени отпаде-
нія Западной отъ вселенской до настоящаго
времени, въ связи съ исторіей славянскихъ
церквей и румынской.

Успенскій, Евгеній Николаевичъ (ум. въ
1887) духовный писатель, преподаватель въ
пермской и пензенской духовной семинаріи;
высшее образованіе получилъ въ Казан-
ской духовной академіи. Главные его труды:
«Христіанское умозрѣніе и человѣческій
разумъ». «Обличительное богословіе».

Успенскій постъ—см. Посты.

Успенскій соборъ (въ Москвѣ, въ Кремлѣ)
основанъ въ 1326 г. Іоанномъ Калитой, по
совѣту св. Петра, митрополита московскаго.
При Іоаннѣ соборъ разобранъ за ветхо-
стью и въ 1472 г. начата новая постройка,
которая за непрочностью матеріала обру-
шилась въ 1474 г.; послѣ чего Іоаннъ III вы-
звалъ изъ Венеціи мастера, который по-

строилъ соборъ по образцу собора во Вла-
димірѣ. Соборъ неоднократно подвергался
поврежденіямъ отъ пожаровъ, отъ разоре-
нія татаръ, поляковъ и въ особенности въ
1812 г. отъ французовъ. Въ эти годы
Успенскій соборъ лишился большей части
своей драгоцѣнной утвари, золотыхъ и се-
ребряныхъ окладовъ гробницъ, крестовъ,
лампадъ, подсвѣчниковъ и др. Французы
пытались даже взорвать соборъ, но стѣны
его уцелѣли. Въ соборѣ находится много
чудотворныхъ богато украшенныхъ иконъ,
здѣсь же хранятся частицы мощей разныхъ
святыхъ угодниковъ Божіихъ. Въ золотомъ
ковчегѣ хранится желѣзный гвоздь Госпо-
день, одинъ изъ четырехъ, которыми былъ
пригвожденъ Спаситель ко Кресту. Величина
его около трехъ вершковъ. Онъ принесенъ
въ Москву въ 1686 г. изъ Грузіи царемъ
Аргаломъ Вахтанговичемъ. Изъ священныхъ
предметовъ, хранящихся въ ризницѣ со-
бора, особенно замѣчательно евангеліе на-
престольное, большое, принесенное въ даръ
царицей Наталіей Кирилловной. Къ числу
историческихъ памятниковъ въ соборѣ от-
носится: 1) древнее царское мѣсто, называе-
мое трономъ Мономаха; 2) царское мѣсто
болѣе новаго устройства; 3) мѣсто па-
тріаршее. Хранится много драгоцѣнныхъ
ризъ и масса другихъ драгоцѣнностей. Въ
Успенскомъ соборѣ производилось вѣнча-
ніе на царство всѣхъ государей со временъ
Іоанна IV.

Уссурійская Рождество - Богородицкая
женская община въ Южно-Уссурійскомъ
краѣ, въ 8 вер. отъ г. Никольска-Уссурійска,
въ 3 вер. отъ праваго берега р. Суйфуна.
Основана въ 1900 г. Храмовъ два. Владѣетъ
435 дес. земли. Управляется игуменіей, се-
стеръ 63. При общинѣ—школа, рукодѣльная
мастерская, странно-пріимница.

Уставъ (церковный)—см. Типиконъ.

Уставъ Іерусалимскій—см. Типиконъ.

Уставъ духовныхъ консисторій изданъ
въ 1841 г. въ первый разъ, въ 1883 г. въ
исправленномъ видѣ во второй разъ. Онъ
раздѣляется на четыре разряда: въ 1-мъ
излагаются основные законы для дѣятель-
ности консисторіи, во 2-мъ указаны пред-
меты и предѣлы консисторской власти, въ
3-мъ говорится объ епархіальномъ судѣ,
въ 4-мъ—о личномъ составѣ консисторіи и
о порядкѣ веденія ею дѣлъ.

Усть-Карабольская Покровская женская
община, находящаяся въ Пермской губ., въ


 

2211

2212

Шадринскомъ уѣздѣ, въ сельцѣ Усть-Кара-
болкѣ; учреждена въ 1900 г.

Усть-Медвѣдицкиій Преображенскій не-
общежительный женскій монастырь, 2 клас-
са. Находится въ Области Войска Донского,
въ 4 вер. отъ станицы Усть-Медвѣдицкой,
въ урочищѣ, при впаденіи р. Медвѣдицы въ
р. Донъ. Основанъ въ 1665 г.; первоначально
былъ мужскимъ и находился на другомъ
мѣстѣ, откуда перенесенъ на теперешнее
мѣсто въ 1754 г.; обращенъ въ женскій въ
1798 г. Имѣетъ земли 1197 дес., богадѣльню,
школу. Управляется игуменіей, сестеръ 249.

Усть - Сысольскій Троицкій Стефано-
Ульяновскій мужской монастырь. Находит-
ся въ Вологодской губ., въ 165 вер. отъ г.
Усть-Сысольска, близъ р. Вычегды. Осно-
ванъ въ 1860 г., числится нештатнымъ, об-
щежительный. Имѣетъ болѣе 800 дес. земли,
значительный капиталъ, образцовое хозяй-
ство, водопроводъ, паровую мельницу, кир-
пичный заводъ, разныя мастерскія, боль-
ницу. Благосостояніемъ своимъ м-рь все-
цѣло обязанъ своему многолѣтнему настоя-
телю, архимандриту Матѳею, скончавшемуся
въ 1895 г. Управляетъ м-ремъ игуменъ,
братіи 100 человѣкъ.

Устюжскій Михайло-Архангельскій не-
общежительный мужской монастырь, 2 клас-
са, въ г. Великомъ Устюгѣ, Вологодской
губ. Основанъ въ половинѣ XIII вѣка. Хра-
мовъ пять. Монастырь имѣетъ капиталъ
около 100.000 р., земли 377 дес., рыбныя
ловли. Управляется викарнымъ епископомъ
Великоустюжскимъ. Братіи 19 человѣкъ.

Устюжскій Іоанно-Предтечевъ необще-
жительный женскій монастырь, 3 класса.
Находится на окраинѣ гор. Великаго Устюга,
Вологодской губ. Основанъ въ 1262 г., пер-
воначально былъ мужскимъ, обращенъ въ
женскій въ 1764 г. Храмъ одинъ, каменный.
При м-рѣ: кирпичный заводъ, нѣсколько
мастерскихъ, епархіальное женское учили-
ще, больница и богадѣльня. Управляется
игуменіей, сестеръ 106 и проживающихъ
на испытаніи 300.

Усыпальницы такъ называются особыя
помѣщенія при храмахъ и часовняхъ (на
кладбищахъ), гдѣ покойники могутъ нахо-
диться нѣсколько дней непохороненными,
какъ въ цѣляхъ предосторожности отъ мни-
мой смерти (летаргіи) такъ и въ видахъ
нѣкоторыхъ удобствъ для родственниковъ.
Много такихъ усыпальницъ имѣется въ
епархіяхъ Самарской и Воронежской.

Усѣкновеніе главы Іоанна Предтечи—

такъ называется праздникъ, посвященный
воспоминанію событія, описаннаго у еван-
гелистовъ Матѳея и Марка. Начало празд-
ника относится къ древнимъ временамъ,
когда жили еще его ученики, тѣло его по-
гребли въ Севастіи, самарійскомъ городѣ и
творили память его. Въ 362 году язычники
разрыли гробъ для поруганія и сожгли
кости пророка Елисея и Іоанна Крестителя.
Христіане пріобрѣли части мощей Крести-
теля и препроводили ихъ въ Александрію.
Въ VII в. св. Андрей Критскій, въ VIII в.
Іоаннъ Дамаскинъ и Германъ Константино-
польскій написали пѣснопѣнія, которыми
нынѣ православная церковь прославляетъ
страданія и смерть Крестителя. День Усѣк-
новенія Предтечи— праздникъ табельный,
хотя и не дванадесятый. Въ этотъ день
установленъ постъ (29 августа). Церковь
въ этотъ день совершаетъ поминовеніе пра-
вославныхъ воиновъ, за вѣру, царя и оте-
чество на брани убіенныхъ.

Утварь церковная. Подъ утварью разу-
мѣются всѣ вещи и предметы, необходимые
и потребные для совершенія божественныхъ
службъ. Сюда должны быть отнесены—ко-
локола, свѣтильники, священныя одежды и
облаченія, кресты, и разнаго рода церков-
ные сосуды.

«Утоли моя печали»—икона Божіей Ма-
тери находится въ Москвѣ въ церкви свя-
тителя Николая Чудотворца. Принесена туда
казаками въ 1640 г. Чудесъ, прославившихъ
икону, безчисленное множество. Того же
наименованія иконы въ Москвѣ имѣется
еще 4. Есть таковая и въ С.-П;тербургѣ и
еще во многихъ мѣстахъ Россіи. Вездѣ
глубоко чтится вѣрующими и даруетъ боль-
нымъ исцѣленіе и скорбящимъ утѣшеніе.
Празднуется 25 января и 9 октября.

Утреннія молитвы—молитвы, назначен-
ныя для домашняго, келейнаго моленія. Онѣ
находятся въ Часословѣ, Слѣдованной Псал-
тири, въ Правильникѣ, Акаѳистникѣ и др.
богослужебныхъ книгахъ. У. молитвами
наз. также такія, которыя по служебнику
читаетъ іерей на утрени, во время чтенія
чтецомъ шестопсалмія.

Утреня. Утреня получила свое названіе
отъ времени совершенія. Ею начинается
рядъ дневныхъ службъ. По своему содер-
жанію она раздѣляется на три части, изъ
которыхъ въ первой мы исповѣдываемъ
свои грѣхи и испрашиваемъ милостей Бо-


 

2213

2214

жіихъ въ предлежащій день, во второй—
прославляемъ лица или событія, сообразно
съ воспоминаніями дня, а въ третьей сла-
вословимъ Самого Господа. Утреннее Бого-
служеніе, согласно заповѣди ап. Павла
(1 Тим. II, 1—14), начинается моленіемъ о
царѣ, которое и составляетъ какъ бы осо-
бую службу. Послѣ начальныхъ молитвъ
читаются пс.: 19 и 20, которые состоятъ
изъ моленій о царѣ. Эти моленія, послѣ
трисвятаго и молитвы Господней, продол-
жаются въ тропаряхъ и богородичнѣ и за-
канчиваются въ сугубой ектеніи сокращен-
ной; Затѣмъ испрашивается благословеніе
на окончаніе службы. Это благословеніе
преподается въ возгласѣ: Слава Святѣй и
проч., которымъ и начинается собственно
утреня. Послѣ возгласа читается шесто-
псалміе (пс. 3-й, 37-й, 62-й, 87-й, 102-й и
142-й). Оно предваряется пѣснію, воспѣтою
ангелами при рожденіи Спасителя и имѣю-
щею отношеніе къ рожденію животворнаго
свѣта дневного, и молитвою къ Господу—
отверзть уста наши для хвалы Господу.
Самое шестопсалміе есть изображеніе грѣ-
ховнаго состоянія, грозящихъ намъ отъ
множества враговъ опасностей и надежды
на милосердіе Божіе и Его избавленіе.
Каждые три псалма сопровождаются славо-
словіемъ, которое есть выраженіе состоя-
нія души, получившей утѣшеніе въ слуша-
ніи псалмовъ. Во время чтенія трехъ по-
слѣднихъ псалмовъ священникъ, изображая
изъ себя ходатая за молящихся предъ Бо-
гомъ, какъ и на вечернѣ, читаетъ молитвы
утреннія (12), имѣющія отношеніе къ со-
держанію псалмовъ. Какъ бы оправданіемъ
исповѣданія грѣховъ и надежды на мило-
сердіе Божіе служитъ произносимая послѣ
шестопсалмія великая ектенія. Послѣ екте-
ніи поется пѣснь: Богъ Господь и явися
намъ, служащая продолженіемъ ангельскаго
славословія. При пѣніи ея поются стихи
изъ пс. 117, возвѣщающаго благость и ми-
лость Божію. Какъ бы въ доказательство
милости и благости Божіей, въ слѣдую-
щихъ за указанными пѣснями тропаряхъ
прославляется святой или событіе изъ
исторіи вѣры. Потомъ стихословятся ка-
ѳизмы, которыми Церковь руководствуетъ
насъ къ сознанію нашей грѣховности, мо-
ленію и славословію. Каѳизмы сопровожда-
ются умилительными сѣдальными изъ окто-
иха, изъ минеи; иногда за каждой каѳиз-
мой предъ сѣдальномъ полагается малая

ектенія. За каѳизмами читается покаянный
псаломъ 50-й. Теперь начинается вторая
часть утрени—торжественная. Она посвя-
щена прославленію событія или святого
дня. Этой цѣли особенно служитъ канонъ.
Послѣ прославленія событія или святого
въ канонѣ служба утрени переходитъ къ
прославленію Господа въ псалмахъ хвалит-
ныхъ: 148, 149 и 150-мъ. Прославленіе Го-
спода продолжается въ славословіи, кото-
рое переходитъ потомъ въ прошеніе къ
Господу—сподобить насъ сохраниться въ
предлежащій день безъ грѣха. Потомъ про-
износится ектенія: исполнимъ утреннюю
молитву нашу Господеви, въ которой по-
дробно раскрываются прошенія, выраженныя
въ славословіи только вообще. Послѣ екте-
ніи бываетъ преподаніе мира и главопри-
клоненіе, во время котораго священникъ
тайно молитъ Господа простить намъ со-
грѣшенія наша и даровать мірная и пре-
мірная блага Своя. Въ слѣдующихъ за
тѣмъ стихирахъ на стиховнѣ, съ одной
стороны, оканчиваются прошенія вышеозна-
ченной ектеніи и высказывается чувство
радости и благодаренія, съ другой,—пред-
ставляются примѣры того, какъ Господь
осіяваетъ свѣтомъ благодати праведныхъ»
такъ какъ въ этихъ стихирахъ просла-
вляются святые или событія изъ исторіи
вѣры. Сообразно съ содержаніемъ стихиръ,
Церковь внушаетъ далѣе: благо есть испо-
вѣдатися Господеви и пѣти имени Твоему,
Вышній,—и это исповѣданіе согрѣшеній и
прославленіе имени Божія выражаетъ въ
трисвятомъ, молитвѣ къ Пр. Троицѣ, въ
двухъ краткихъ славословіяхъ и молитвѣ
Господней. Потомъ поется тропарь и бого-
родиченъ, называемый отпустительнымъ,
произносится ектенія: помилуй насъ, Боже,—
и бываетъ отпустъ. Обычай освящать утро
дня соотвѣтствующими времени пѣснопѣ-
ніями есть, безъ сомнѣнія, обычай древній.
Объ этомъ христіанскомъ обычаѣ упоми-
наетъ уже Плиній Младшій. О совершеніи
утренняго Богослуженія упоминаютъ также
апостольскія постановленія (кн. VII. 48).
Евсевій называетъ псалмы и пѣсни, кото-
рыми прославляется божество Іисуса Хри-
ста на утреннемъ Богослуженіи, издревле
установленными и сложенними (кн. V, 28).
Подобное же свидѣтельство находимъ въ
дѣяніяхъ собора антіохійскаго. Василій Ве-
ликій упоминаетъ о способѣ стихословство-
ванія псалмовъ, отличая ихъ отъ молитвъ


 

2215

2216

и псалма покаяннаго (посл. 204). Главное
содержаніе утренняго Богослуженія соста-
вляли псалмы хвалебные, отчего и самая
служба называлась чиномъ хваленій. Ука-
заніе на употребленіе славословія великаго
находимъ въ постановленіяхъ апостоль-
скихъ, равно какъ и у Аѳанасія Великаго.
По мѣрѣ развитія христіанскихъ пѣснопѣ-
ній ими умножался составъ утренняго Бо-
гослуженія. Особенно въ этомъ отношеніи
замѣчательны труды Іоанна Дамаскина,
какъ составителя каноновъ.

Утѣшитель—наименованіе третьяго Ли-
ца Св. Троицы—Св. Духа, заимствованное
изъ послѣдней прощальной бесѣды Іисуса
Христа съ учениками. «Я умолю Отца»,
говорилъ Христосъ, обращаясь къ своимъ
ученикамъ, «и дастъ вамъ другого Утѣши-
теля, да пребудетъ съ вами во вѣкъ, Духа
истины, Котораго міръ не можетъ принять,
потому что не видитъ Его, и не знаетъ
Его; а вы знаете Его, ибо Онъ съ вами
пребываетъ, и въ васъ будетъ» (Іоан. XIV
16. 17). «Когда пріидетъ Утѣшитель, кото-
раго Я пошлю вамъ отъ Отца, Духъ истины,
Который отъ Отца исходитъ, онъ будетъ
свидѣтельствовать о Мнѣ». (Іоан. XV 26).

Уфимская и Мензелинская епархія.
21 марта 1859 г. отдѣлена отъ Оренбург-

ской. Епархіальными архіереями ея были:
Порфирій Соколовскій съ 21 марта 1859 г.—
епископъ Уфимскій; 13 сент. 1860 г,—Том-
скій и Енисейскій; Филаретъ Малишев-
скій 13 сен. 1860 г.—епископъ Уфимскій;
28 февр. 1869 г.— Нижегородскій; Петръ
Екатериновскій съ 4 апр. 1869 г.—еписк.
Уфимскій, 19 ноября 1876 г.--Томскій; Ни-
каноръ Бровковичъ съ 25 дек. 1876 г.—
еписк. Уфимскій; 12 декабря 1883 г.-Хер-
сонскій; Діонисій Хитровъ съ 12 декабря
1883 г.—епископъ Уфимскій; Іустинъ съ
1896 г.—епископъ Уфимскій; Антоній съ
1900 г.—еписк. Уфимскій; въ 1902 г.—еписк.
Волынскій; Климентъ съ 1902 г.-епископъ
Уфимскій; въ 1903 г.—епископъ Подольскій;
Христофоръ съ 1903 г.—епископъ У фимскій
въ 1908 г. увол. на покой; Наѳанаилъ съ
1908 г. еписк. Уфимскій; съ 1912 г.—епи-
скопъ Михей. Мужскихъ монастырей—6;
монашествующихъ—71; послушниковъ 193;
женскихъ монастырей—9; монашествую-
щихъ—315; послушницъ—1.656: церквей со-
борныхъ—7; приходскихъ - 432; домовыхъ—
21; приписныхъ—22; кладбищенскихъ—6:
всего—526; часовенъ — 225; духовенства;

протоіереевъ—18; священникивъ—519; діа-
коновъ—171; псаломщиковъ — 387; лицъ
православнаго исповѣданія: мужескаго по-
ла— 512.871; женскаго — 522.609; всего—
1.035.450; библіотекъ при церквахъ—388;
церковно-приходскихъ попечительствъ —
369; больницъ при монастыряхъ—2; при
церквахъ—2; богадѣленъ при монасты-
ряхъ—2; при церквахъ—1; школъ двух-
классныхъ—5; грамоты-8; одноклассныхъ-

307; всего-320, учащихся—14.142.

Уфимскій Успенскій необщежительный,
мужской монастырь, 3 класса, въ 21/2 вер.
отъ г. Уфы, на правомъ берегу рѣки
Уфимки, при впаденіи ея въ рѣку Бѣлую.
Съ первой четверти ХVIІ вѣка по 1764 г.
находился въ самомъ городѣ, затѣмъ былъ
упраздненъ, а въ 1800 г. заложенъ на те-
перешнемъ мѣстѣ. Управляетъ имъ архи-
мандритъ, братіи 16 человѣкъ. Храмовъ
два, каменныхъ. М-рь имѣетъ 470 дес. земли.

Уфимскій Благовѣщенскій общежитель-
ный женскій монастырь, 3 класса, въ г. Уфѣ.
Основанъ въ 1826 г. въ видѣ общины въ
селѣ Бетькахъ Мензелинскаго уѣзда, а
оттуда переведенъ на настоящее мѣсто въ
1832 г.; переименованъ въ монастырь въ
1838 г. Имѣетъ 614 дес. земли. Управляется
игуменіей, сестеръ 422. Храмовъ два.

Уфимскія Епархіальныя Вѣдомости из-
даются въ г. Уфѣ.

Ухановъ Владиміръ Павловичъ, (род. въ
1862 г.)—писатель, воспитанникъ казанской
духовной академіи, помощникъ смотрителя
въ Макарьевскомъ духовномъ училищѣ. Изъ
трудовъ его извѣстны: «Карамзинъ и Жу-
ковскій»; «Св. Василій Великій и Григорій
Богословъ».

Учебный обиходъ нотнаго пѣнія—пред-
назначается, главнымъ образомъ, для об-
учающихся нотному пѣнію, но употребляется
и въ церкви. См. сл. обиходъ.

Учебный комитетъ при св. Сѵнодѣ
учрежденъ въ 1867 г. для обсужденія под-
лежащихъ разрѣшенію главнаго духовнаго
управленія вопросовъ по учебно-педагоги-
ческой части и для наблюденія, посред-
ствомъ ревизіи, за состояніемъ сей части
въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ. См. сл.
комитетъ.

Ученіе апостоловъ—памятникъ этотъ
написанъ въ первой половинѣ III в. въ
Сиріи, хотя само ученіе указываетъ Іеру-
салимъ. Апостолы, опасаясь искаженія вѣ-
ры со стороны лжеучителей, собрались буд-


 

2217

2218

тобы въ Іерусалимѣ и составили это ученіе.
Оно содержитъ систематическое изложеніе
христіанской нравственной доктрины, цер-
ковнаго устройства и дисциплины. Подлин-
ный текстъ Ученія не дошелъ до насъ,
остались только переводы на сирійскій,
арабскій, эѳіопскій и коптскій языки. Въ
IV в. Ученіе было интерполировано ерети-
ками и цѣликомъ вошло въ сборникъ апо-.
стольскихъ постановленій.

Ученіе двѣнадцати апостоловъ—при-
надлежитъ къ числу самыхъ древнихъ па-
мятниковъ церковной письменности. Оно
было извѣстно древнимъ писателямъ и
считалась въ числѣ спорныхъ писаній. Въ
V в. Ученіе исчезло изъ виду и только въ
1875 г. оно было открыто никомидійскимъ
митрополитомъ Филоѳеемъ Вріенніемъ въ
библіотекѣ Іерусалимскаго монастыря въ
Константинополѣ. Изданіе его вызвало
обширную литературу во всѣхъ странахъ
христіанскаго міра. По мнѣнію новѣйшихъ
изслѣдователей оно было составлено въ
Сиріи или Египтѣ, между 96 и 112 г., хри-
стіаниномъ изъ евреевъ, въ качествѣ ру-
ководства по всѣмъ сторонамъ христіан-
ской жизни, ученія, богослуженія и упра-
вленія, съ цѣлью противопоставить истину
евангельскаго и апостольскаго ученія со-
временнымъ автору заблужденіемъ. Значе-
ніе Ученія весьма велико: оно проливаетъ
яркій свѣтъ на церковное устройство и
жизнь древней христіанской общины. Уче-
ніе двѣнадцати апостоловъ издано въ Рос-
сіи г. Поповымъ въ «Трудахъ Кіевск. Дух.
Акад.» за 1884 г.

Училища духовныя уѣздныя свое суще-
ствованіе въ видѣ, близкомъ къ современ-
ному, получили на основаніи проекта Ко-
митета 1808 г. Первые уставы какъ для
нихъ, такъ и для семинарій и академій,
были изданы въ 1814 г., написанные Спе-
ранскимъ и Ѳеофилактомъ.

Училища женскія духовнаго вѣдомства
для дѣвицъ духовнаго званія получили
свое начало въ 1843 г. подъ покровитель-
ствомъ Императрицы Маріи. Первое учили-
ще такого рода было открыто въ Царскомъ
Селѣ, на средства Св. Сѵнода, за нимъ
стали открываться въ другихъ городахъ.
Съ 1860-хъ годовъ, съ возбужденіемъ въ
средѣ духовенства сословной самодѣятель-
ности, по епархіямъ начали заводиться
епархіальныя женскія училища, содержа-
щіяся на епархіальныя средства.

Училище церковнаго пѣнія въ Москвѣ
(синодальное) учреждено въ 1898 г. и имѣетъ
ближайшею цѣлью подготовку искусныхъ
регентовъ церковнаго пѣнія въ епархіяхъ.
Особенно славится хоръ пѣвчихъ при са-
момъ училищѣ — такъ называемый сино-
дальный хоръ..

Училище Благочестія—журнал, изда-
вавшійся въ Ригѣ, при духовной семинаріи,
съ 1857—1860 г., по 4 книжки въ годъ; въ
первый годъ изданія журналъ печатался
на русскомъ, эстонскомъ и латышскомъ
языкахъ, въ послѣдующіе—только на рус-
скомъ.

Училищный Совѣтъ при св. Сѵнодѣ -
учрежденъ въ 1885 г. для наилучшаго
устройства церковно-приходскихъ школъ
и управленія ими, подъ предсѣдательствомъ
одного изъ присутствующихъ въ св. Си-
нодѣ архіереевъ, въ составѣ помощника
предсѣдателя и четырехъ членовъ изъ
числа лицъ, знакомыхъ съ народнымъ обра-
зованіемъ. При У. совѣтѣ состоитъ изда-
тельская комиссія для снабженія церковно-
приходскихъ школъ и школъ грамоты учеб-
никами и учебными пособіями по предме-
тамъ курса этихъ школъ.

Учители вселенскіе или, точнѣе, отцы
и учители вселенской церкви—почетное на-
званіе для тѣхъ знаменитыхъ мужей, въ
твореніяхъ которыхъ Христ. церковь ви-
дитъ раскрытіе и изъясненіе своей вѣры.
Это названіе встрѣчается еще въ Ветхомъ
Завѣтѣ: ученики именовали своихъ на-
ставниковъ «отцами и учителями». Отсюда
это названіе перешло въ Новый Завѣтъ.
Отличительными признаками твореній О.
и У. церкви обыкновенно признаются пра-
вославное ученіе, святость жизни, одобре-
ніе церкви, древность. Учители вселенскіе
являются свидѣтелями и истолкователями
христ. ученія для всей церкви. Для разрѣ-
шенія вопросовъ и сомнѣній церковь по-
стоянно обращается къ твореніямъ вселен-
скихъ отцовъ и учителей. Изложеніе жизни
и ученія отцовъ и учителей церкви соста-
вляетъ предметъ особой науки—патроло-
гіи. Важнѣйшимъ трудомъ въ нашей лите-
ратурѣ по этому предмету является сочи-
неніе Филарета, архіеп. Черниговскаго:
«Историческое ученіе объ отцахъ церкви».

Учительное Евангеліе—см. Константинъ
болгарскій.

Учительное Извѣстіе— составлено въ
концѣ XVII стол., по приказанію патр.


 

2219

2220

Іоакима, монахомъ. Евѳиміемъ. Оно вызвано
было распространеніемъ латинскаго ученія
Симеона Полоцкаго о времени пресуще-
ствленія Св. Даровъ. Цѣль Евѳиміева труда
состояла въ томъ, чтобы ввести возможное
единство въ богослужебной практикѣ. Цер-
ковно-практическое значеніе Учительное
Извѣстіе получило у насъ въ XVIII в., обыч-
но Учительное Извѣстіе печатается въ кон-
цѣ служебника.

Ушаковъ (Симонъ или Пименъ Ѳедоро-
вичъ, 1626-86)—знаменитый московскій
иконописецъ, происходилъ изъ посадскихъ
людей. Съ раннихъ лѣтъ получилъ осно-
вательную подготовку по своей спеціаль-
ности и рано былъ принятъ въ царскіе
«жалованные» мастера Серебряной палаты
при оружейномъ приказѣ. Здѣсь прямыми
его обязанностями было дѣлать рисунки

для разныхъ предметовъ церковной утвари
и церковнаго обихода, преимущественно
для золотыхъ, серебряныхъ и эмалиро-
ванныхъ издѣлій, расписывать знамена,
сочинять узоры для рукодѣлій и т. д.
Исполняя эту работу, онъ пріобрѣлъ извѣст-
ность лучшаго въ Москвѣ иконописца. До
насъ дошло много иконъ, писанныхъ У.,
но большинство искажено позднѣйшими
реставраціями и записями.

Ущельская преп. Іова женская община.
Находится въ Архангельской губ., Мезен-
скаго уѣзда, въ селѣ Ущельѣ. Основана
на мѣстѣ упраздненнаго въ 1764 г. дре-
вняго Ущельскаго мужского монастыря,
открыта по опредѣленію Св. Сѵнода отъ
19 октября—1 ноября 1901 г. Храмъ одинъ,
въ немъ покоятся подъ спудомъ мощи
преп. Іова.


Страница сгенерирована за 0.36 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.