Поиск авторов по алфавиту

Ш

Шабскій (или Жабскій) Вознесенскій за-
штатный общежительный мужской мона-
стырь находящійся въ Бессарабской губ.,
Сорокскаго уѣзда, при селѣ Шабкѣ, осно-
ванъ въ половинѣ ХVIІ в., - въ видѣ пещер-
наго скита. С-китъ татарами былъ разо-
ренъ, чо въ 1770 г. возобновленъ и въ
1818 переименованъ въ монастырь. 3 ка-

менныхъ храма. При монастырѣ: гостиница,
виноградники, фруктовые сады, огороды,
пасѣка, мельница и прочія угодья. Архи-
мандритъ, братіи 25 чел.

Шавровъ, Михаилъ Владиміровичъ, ду-
ховный писатель, родился въ 1828 году. По
окончаніи московской духовной академіи,
онъ былъ профессоромъ словесности въ


 

2377

2378

спб. духовной семинаріи, а впослѣдствіи
былъ назначенъ чиновникомъ особыхъ по-
рученій при оберъ-прокурорѣ Святѣйшаго
Сѵнода. Изъ его работъ можно указать
слѣдующія: «Школа фрагментистовъ и ея
попытки опровергнуть цѣлость и единство
книги «Бытія», «О третьей книгѣ Эздры» и
другія. Умеръ въ 1884 году.

Шала(о)путы—по малороссійски «без-
принцыпные», секта, возникшая во второй
половинѣ ХIХ столѣтія. Они отвергаютъ
православное ученіе о церкви и признаютъ
лишь внутреннія силы человѣка: совѣсть
и разумъ, ибо, говорятъ они у человѣка
вѣрующаго ихъ направляетъ Св. Духъ.
Они признаютъ Іисуса Христа Сыномъ Бо-
жіимъ, такъ какъ его признавали древніе
адопціане, т. е. въ томъ смыслѣ, въ ка-
комъ называются сынами Божіими бого-
вдохновенные люди, и потому считаютъ
возможнымъ воплощеніе Св. Духа въ пред-
ставителяхъ своей секты, которые, благо-
даря своей нравственной чистотѣ и строгой
религіозности, якобы удостоились этого вы-
сокаго назначенія. Они не признаютъ абсо-
лютнаго авторитета за книгами Священ-
наго Писанія, но считаютъ ихъ спаситель-
нымъ руководствомъ въ жизни. Храмовъ
православныхъ не посѣщаютъ, не призна-
ютъ почитанія иконъ, а если иногда и вѣ-
шаютъ ихъ, то лишь для того, чтобы слиш-
комъ рѣзко не выдѣляться среди осталь-
ного православнаго населенія. Моленіе со-
вершается на славянскомъ языкѣ, а потомъ
поются пѣсни духовнаго содержанія, такъ,
въ Тверской области они извѣстны подъ
именемъ богомоловъ, въ Тамбовской—«ка-
душечниковъ» и др.

Шалкинскій, Павелъ Дмитріевичъ—свя-
щенникъ, миссіонеръ и писатель, родив-
шійся въ 1848 году въ семьѣ крестьянина
безпоповца, въ Саратовской губ., перешелъ
затѣмъ въ православіе. Изъ его трудовъ
можно указать; «Автобіографія—жизнь въ
расколѣ и православіи и дѣятельность
епархіальнаго миссіонера, свящ. П. Ш.»,
«Зерцало для безпоповцевъ», «Обозрѣніе
раскола въ Саратовской епархіи» и др.

Шалфеевъ, Петръ Ивановичъ—магистръ
бог. и профессоръ с.-петербургской духов-
ной академіи, оставившій много сочиненій
по вопросамъ древней церковной письмен-
ности, исторіи церкви, монашества и др.
Изъ его трудовъ можно указать: «Общій
обзоръ отечественной письменности въ IV

и V вв.», «О монашествѣ противъ проте-
стантовъ», «Христіанство и прогрессъ»,
«Мысли о православіи» и др. Умеръ въ
1862 году.

Шаргородскій Николаевскій 1 класса
мужской монастырь, находящійся въ По-
дольской губ., Могилевскаго уѣзда, при
мѣстечкѣ Шаргородѣ, основанъ въ 1717 г.
уніатами базиліанами. Въ 1795 обращенъ
въ православный. Архимандритъ, братіи
16 человѣкъ.

Шарпанскій раскольническій скитъ.

находившійся въ деревнѣ Шарпанъ, Семе-
новскаго уѣзда Нижегородской губерніи.
Этотъ скитъ основанъ во второй поло-
винѣ ХVIІ столѣтія. Основателемъ его
является монахъ Арсеній, который бѣжалъ
изъ Соловецкаго монастыря во время осады
его царскими войсками. Это былъ одинъ
изъ древнѣйшихъ и высокочтимѣйшихъ
раскольниками скитовъ, ибо здѣсь находи-
лась икона Казанской Божіей Матери, при-
несенная Арсеніемъ изъ Соловецкаго мо-
настыря. Онъ описанъ въ произведеніи
Мельникова-Печерскаго: «Въ лѣсахъ». Су-
ществовалъ до 1848 года, когда былъ за-
крытъ по распоряженію правительства.

Шаховской, Семенъ Ивановичъ, кн., ду-
ховный писатель. Жилъ онъ въ ХVIІ вѣкѣ.
Сначала онъ служилъ на военномъ попри-
щѣ. Затѣмъ былъ отлученъ отъ церкви и
заключенъ въ темницу. Вина его состояла
въ томъ, что послѣ смерти своихъ трехъ
женъ онъ вступилъ въ четвертый бракъ,
а также обвинялся въ государственномъ
преступленіи. Будучи въ темницѣ, онъ
оттуда писалъ патріарху Филарету посла-
ніе въ которомъ сознавался и каялся въ
Своихъ проступкахъ и просилъ помилова-
нія. Повидимому онъ былъ помилованъ,
ибо патріархъ давалъ ему нѣкоторыя по-
рученія, какъ, напримѣръ, составленіе по-
сланія къ персидскому шаху Аббасу, въ
которомъ выражалась благодарность за
присланную ризу Господню. Главнѣйшими
его сочиненіями были посланія, по кото-
рымъ можно было также прослѣдить и его
собственную жизнь. Что касается вопро-
совъ, служившихъ темами его посланія, то
они весьма разнообразны: такъ, онъ писалъ
о правилахъ церкви, о ея обрядахъ, о бо-
гослужебныхъ книгахъ и т. д. Изъ его по-
сланій можно указать слѣдующія: «Къ нѣ-
коему любомудрецу, безсмысленно говорив-
шему, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ,


 

2379

2380

вмѣсто человѣческой души, принялъ «Духа

Святаго», «Къ нѣкоему другу, вопросив-
шему, отъ чего повелось инокамъ не ѣсть
мяса», «Къ боярину, князю Ивану Борисо-
вичу Черкасскому» и др. Онъ также пи-
салъ и на историческія темы, таковы, на-
примѣръ, его: «Повѣсть преславна о при-
несеніи ризы Господней въ царствующій
городъ Москву», и слово похвальное тремъ
московскимъ святителямъ: Петру, Алексію
и Іонѣ и др.

Шашинъ, Алексѣй Егоровичъ—миссіо-
неръ. Еще въ ранней молодости онъ обна-
руживаетъ сильную склонность къ изуче-
нію Св. Писанія. Будучи православнымъ,
онъ въ 19 лѣтъ уходитъ изъ православной
церкви въ расколъ спасова согласія, но
черезъ три года снова переходитъ въ пра-
вославіе, главнымъ образомъ, благодаря
вліянію архимандрита Павла Прусскаго.
Подъ руководствомъ послѣдняго онъ из-
учаетъ пріемы полемики и становится мис-
сіонеромъ. Происходитъ онъ изъ Нижего-
родской губ., родился въ 1851 году. Изъ
его сочиненій можно указать: «О двухъ
бесѣдахъ съ старообрядцами въ с. Зуе-
вѣ» и др.

Шацкая Успенская Вышинская, не-
штатная общежительная мужская пустынь,
находящаяся въ Тамбовской губ., въ 25 вер.
отъ уѣзднаго гор. Шацка, основана неиз-
вѣстно когда, но въ 1625 г. уже упоми-
нается. Храмовъ—5. Архимандритъ, братіи
42 чел.

Шемокмедскій Спасскій 2 класса не-
общежительный мужской монастырь, нахо-
дящійся въ Казанской губ., Озургетскаго
уѣзда, въ селеніи Шемокмеди. Во главѣ
архимандритъ, братіи 8 чел.

Шенкурскій св. Троицкій нештатный
общежительный женскій монастырь нахо-
дящійся въ Архангельской губ., въ гор.
Шенкурскѣ, основанъ въ 1637 г. преобра-
зованъ въ женскій. Въ 1764 г. былъ упразд-
ненъ, въ 1778 снова обращенъ въ мужской,
и въ 1865—снова въ женскій. 3 каменныхъ
храма. При монастырѣ мастерскія различ-
ныхъ ремеслъ. Игуменія, схимонахиня, 116
сестеръ.

Шеолъ Быт. 37, 35. Числ. 16, 30. Втор.
32, 22. Исаіи 14, 9. 15. Іез. 31, 16. Іов. 7,
9. Псал. 6, 6. и др.—Еврейское слово Шеолъ
въ русскомъ переводѣ нигдѣ не удержано.
Оно соотвѣтствуетъ греческому Адъ (Ἂδης)
и латинскому Orcus, и выражаетъ разныя

понятія, наприм., гробъ, могилу, жилище
мертвыхъ, состояніе мертвыхъ, царство
мертвыхъ, и пр. и пр.

Шереметевъ, Иванъ Васильевичъ (Боль-
шой). Жизнь его относится ко второй по-
ловинѣ XVI столѣтія. Постригся въ Ки-
рилловскомъ монастырѣ на Бѣлоозерѣ подъ
именемъ Іоны въ 1570 году. Въ мірѣ онъ
былъ однимъ изъ извѣстнѣйшихъ бояръ
и воеводъ и принималъ участіе во мно-
гихъ походахъ того времени. Въ Москвѣ
онъ впалъ въ немилость и подвергся зато-
ченію въ тюрьму и пыткѣ, но былъ выпу-
щенъ обратно. Имя его также встрѣчается
въ земскомъ соборѣ 1566 года. Умеръ Ш.
въ 1577 году.

Шестаковская Вознесенская женская
община, находящаяся въ Тверской губ.,
Кашинскаго уѣзда, близъ села Боженокъ,
основана въ 1887 г. При ней училище, бо-
гадѣльня. Начальница, сестеръ 176 чел.

Шестой вселенскій соборъ - былъ въ 680 г
въ Константинополѣ, при импер. Констан-
тинѣ Погонатѣ, изъ 170 отцовъ, противъ
моноѳелитовъ, признававшихъ въ I. Хри-
стѣ не двѣ воли, но лишь одну. См. ка-
ноны вселенскихъ соборовъ.

Шестой часъ—см. часы.

Шестоковская или Шелтомежская икона
Божіей Матери, явилась въ ХVIІІ в. въ
Москвѣ. Названа она такъ потому, что
икона, написанная на холстѣ, выпала не-
ожиданно для жившихъ въ домѣ, изъ трубы
на шестокъ. Извѣщенные раньше мало-
умной дѣвицей о томъ, что въ печи нахо-
дится образъ Богоматери домашніе ея не
вѣрили ей и топили печь, отъ чего на пра-
вой рукѣ Богоматери имѣются слѣды ожога.
Послѣ смерти владѣтеля ея, икона была
перенесена въ церковь села Шелтомежа,
Тверской губ., Кашинскаго уѣзда. Нынѣ
она украшена драгоцѣнной ризой. Празд-
нуется 6 марта,

Шестокрылатый—названіе серафимовъ,
изображаемыхъ съ шестью крылами.

Шестодневъ—экзегетическія произведе-
нія философско-богословскаго характера-
состоявшія изъ шести трактатовъ и объяс-
нявшія вопросы мірозданія, исходя изъ
основъ христіанскаго ученія. Ими опровер-
гались теоріи древнихъ философовъ, какъ
несогласныя съ христіанскимъ представле-
ніемъ о началѣ міра; въ шестодневахъ ука-
зывалась несостоятельность математиче-
скихъ, астрономическихъ и другихъ науч-


 

2381

2382

ныхъ методовъ изслѣдованія, въ вопро-
сахъ мірозданія и опровергавшій ученія о
томъ, что видимый міръ совѣченъ Творцу;
Составители Ш. своей работой имѣли въ
виду показать всю силу и величіе Бога,
какъ Творца всей вселенной, Его прему-
дрость и могущество. Обычно подъ Шесто-
дневномъ разумѣется великое произведеніе
Св. Василія Великаго, состоящее изъ шести
«бесѣдъ». Въ нихъ онъ опровергаетъ сво-
ихъ предшественниковъ въ вопросахъ міро-
зданія и предлагаетъ христіанамъ основы-
вать свои представленія лишь на Библіи-
Въ своей работѣ онъ обнимаетъ многія
стороны жизни христіанъ, какъ семейной,
такъ и общественной, приводя различные
примѣры и сравненія изъ жизни растеній
и животныхъ, какъ подтвержденіе своихъ
мыслей. Написанъ Ш. Василія Великаго
очень живо и образно и этимъ объясняется
его популярность. 2) Ш. Іоанна Злато-
устаго. Самостоятельность этого Ш. не
вполнѣ доказана. Здѣсь, главнымъ обра-
зомъ, опровергаются языческія теоріи, о
четырехъ стихіяхъ міра: водѣ, воздухѣ,
огнѣ и землѣ и разъясняется смыслъ Мои-
сеева сказанія о шести дняхъ творенія
міра. 3) Ш. Іоанна—болгарскаго экзарха,
онъ представляетъ собою переводъ Ш. Ва-
силія Великаго, Северіана, а также компи-
ляція изъ сочиненій Григорія Нисскаго,
Іоанна Дамаскина, Аристотеля, Демокрита
и др. У него также встрѣчаются мѣста,
гдѣ описываются современныя ему ереси, а
также бытъ славянъ и хозаръ. 4) Ш. Се-
веріана, епископа гавольскаго, 5) Ш. Георгія
Писида 6) Ш. приписываемый Кириллу Фи-
лософу и 7) Ш., составленный въ XVII в.
неизвѣстнымъ русскимъ книжникомъ.

Шестопсалміе. Шесть псалмовъ: 3, 37,
62, 87, 102 и 142, которые читаются въ на-
чалѣ утрени. Въ нихъ изображаются гро-
зящія намъ опасности и выражается на-
дежда на милосердіе Бога. При ихъ чтеніи
обыкновенно гасятъ свѣтильники; это дѣ-
лается во-первыхъ, для того, чтобы возбу-
дить болѣе внимательное и сосредоточенное
настроеніе и во-вторыхъ, какъ въ напоми-
наніе о томъ мракѣ, который царилъ во
время шествія вифлеемскихъ пастырей на
поклоненіе Богомладенцу.

Шива—др.-еврейское слово, которое въ
переводѣ значитъ —«клятва». Этимъ име-
немъ былъ названъ Исаакомъ колодезь, въ
долинѣ Герарской, гдѣ Исаакъ и герарскій

царь Авимелехъ заключили союзъ. Заклю-
ченіе союза было освящено принесеніемъ
клятвы какъ Исаакомъ, такъ и Авимеле-
хомъ.

Ширинскій-Шихматовъ, князь Сергѣй
Александровичъ. Родился въ 1783 году.
Окончилъ морской корпусъ, былъ инспе-
кторомъ Царскосельскаго лицея. Но въ
1828 принялъ монашество подъ именемъ
Аникиты и поселился въ Юрьевскомъ мо-
настырѣ. Отправившись въ путешествіе въ
Іерусалимъ, онъ скончался въ Аѳинахъ.
Имъ были написаны: «Пѣснь сотворившему
вся», «Пѣснь россійскому слову» и др. Его
стихотворенія пользовались вниманіемъ
императора Александра I и за это ему даже
была назначена пенсія въ размѣрѣ 1500 р.
въ годъ. Былъ академикомъ импер. акаде-
міи наукъ. Умеръ въ 1837 году.

Ширскій, Семенъ Ивановичъ—духовный
писатель. Былъ прокуроромъ и управляю-
щимъ канцеляріей грузино-имеретинской
синодальной конторы, до этого былъ сна-
чала преподавателемъ въ костромской ду-
ховной семинаріи, а потомъ служилъ въ
костромской духовной консисторіи, гдѣ за-
нималъ должность секретаря. Изъ его тру-
довъ можно указать: «Къ вопросу о пре-
подаваніи Закона Божія, въ начальныхъ
училищахъ», «Чего надобно желать для на-
шей церкви», «Правда о выборномъ началѣ
въ духовенствѣ». Умеръ въ 1891 г.

Шишковъ, Петръ Алексѣевичъ. Одинъ
изъ дѣятельныхъ сторонниковъ единовѣ-
рія, благодаря его бесѣдамъ и стараніямъ
въ православіе перешли многіе расколь-
ники. По своему происхожденію—москов-
скій купецъ, онъ долгое время былъ рев-
ностнымъ послѣдователемъ австрійской
іерархіи и лишь на 47 году жизни пере-
шелъ въ единовѣріе. Имъ написана и из-
дана его бесѣда съ раскольничьимъ архі-
епископомъ Савваріемъ. Умеръ въ 1894 г

Шіо-Мгвимскій нештатный необщежи-
тельный мужской монастырь, находящійся

въ Тифлисской губ., и уѣзда, въ ущельѣ,
въ 10 вер. отъ селенія Мцхетъ, основанъ
въ V в. Храмовъ 2. Управляетъ викарный
епископъ Горійскій, братіи 9 чел.

Шостьинъ, Александръ Павловичъ, про-
фессоръ московской духовной академіи; въ
которой онъ получилъ и свое образованіе.
Работы его слѣдующія: «Превосходство
исповѣди православной предъ исповѣдью
іезуитски-католическою»,«Источники и пред-


2383

2384

метъ догматики, по воззрѣніямъ католи-
ческихъ богослововъ послѣдняго полусто-
лѣтія», «Имѣютъ ли религію животныя?»,
«Нравственно-воспитательное значеніе му-
зыки, по воззрѣніямъ Платона и Аристо-
теля» и др.

Шпаковскій, Евгеній Степановичъ—ду-
ховный писатель. Родился онъ въ Херсон-
ской губ. въ семьѣ священника въ 1850 году.
Образованіе свое получилъ въ кіевской ду-
ховной академіи, а затѣмъ сталъ препода-
вателемъ въ волынской духовной семина-
ріи. Изъ его работъ можно указать слѣ-

дующія: «Расписаніе недѣльныхъ уроковъ»
«Мелетій Хребтовичъ - Литоворовичъ-Богу-
ринскій, архимандритъ Кіево-Печерской
лавры, Владимірскій и брестскій епископъ»
и друг.

Шуамтинскій Рождество - Богородицкій

2 класса общежительный мужской мона-
стырь, находящійся въ Тифлисской губ.
Телавскаго уѣзда, надъ полотномъ Гамбор-
скаго шоссе. Управляетъ имъ епископъ
алавердскій. Братіи 21 чел. и 6 монаховъ
изъ приписаннаго къ монастырю Алаверд-
скаго Георгіевскаго Собора.


Страница сгенерирована за 0.44 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.