Поиск авторов по алфавиту

Ѳ

Ѳавмасій—одинъ изъ десяти мучениковъ,
пострадавшихъ въ концѣ III в. за вѣру
Христову, въ гор. Кизикѣ. Пам. 29 апр.

Ѳаворовъ, Назарій Антоновичъ,—духов-
ный писатель, магистръ богословія, родился
въ 1820 году, скончался—1897; былъ про-
фессоромъ богословія въ кіевскомъ универ-
ситетѣ. Изъ трудовъ Ѳ. замѣчательны:
«Очерки нравственнаго православно-хри-
стіанскаго ученія», «Очерки догматическаго

православно-христіанскаго ученія», «Собра-
ніе проповѣдей», «Руководство къ церков-
ному собесѣдованію или гомилетика», «Чте-
нія о догматическихъ истинахъ православ-
но-христіанской вѣры», всѣ ѳни выдержали
по нѣсколько изданій, а кромѣ нихъ Ѳ. на-
писалъ также много статей, помѣщенныхъ
въ духовныхъ журналахъ.

Ѳаворскій свѣтъ тотъ свѣтъ, коимъ
просіяло лицо Спасителя при Его Преобра-


 

2407

2408

женіи. Въ средніе вѣка по вопросу о Ѳ.
свѣтѣ велись безконечны, споры и толко-
ванія. Особенно замѣчателенъ богословско-
философскій споръ между Варлаамомъ
Калабрійскимъ, Никифоромъ Григорой и др.,
признававшими Ѳ. свѣтъ созданнымъ для
просвѣщенія апостоловъ и безслѣдно исчез-
нувшимъ.—Противниками этого взгляда,
какъ-то—преп. Григоріемъ Синаитомъ, преп.
Григоріемъ Паламой, монахомъ Давидомъ,
Ѳеофаномъ Никейскимъ, Николаемъ Кава-
силой, патріархами Каллистомъ и Филофе-
феемъ—выдвигалось мнѣніе, что Ѳ. свѣтъ
есть таинственное проявленіе божествен-
ной славы. Борьба этихъ взглядовъ про-
должалась долго, но въ концѣ концовъ
побѣдителями оказались сторонники вто-
рого взгляда.

Ѳаворъ—гора, расположенная въ 9 килм.
отъ Назарета, у грековъ извѣстная подъ
именемъ Итавиріумъ, у арабовъ Джебель-
Торъ; вообще имя Ѳ. давалось преиму-
щественно для обозначенія горъ и въ Индіи,
и на остр. Родосѣ; собственно Ѳ. означаетъ
выпуклое мѣсто. Полагаютъ, что и въ Гали-
леѣ было много горъ подъ этимъ именемъ,
одна изъ которыхъ и была тою, гдѣ пре-
образился I. Христосъ. Ѳ.—гора Преобра-
женія Господня достигаетъ вышиною 11/2 вер-
сты, и стоитъ отдѣльно отъ другихъ горъ
и съ подошвы до вершины была округлена
и имѣла величественный видъ, такъ что
нерѣдко служила идеей возвышеннаго и
величественнаго. Она замѣчательна мно-
гими событіями изъ исторіи какъ Новаго,
такъ и Ветхаго Завѣта. Такъ, тамъ Ба-
ракъ, сошедши съ нея съ войскомъ (т. е. Ѳ.)
разбилъ Сисару, военачальника царя асор-
скаго, тамъ же въ битвѣ погибли братья
Гедеона, тамъ со временъ Антіоха Вел. было
укрѣпленное мѣсто римскаго гарнизона,
тамъ укрѣпились евреи съ Флавіемъ про-
тивъ Веспасіана; впослѣдствіи здѣсь былъ
построенъ храмъ Равноапостольной Еленой
во имя апостоловъ Іоанна, Петра, Іакова,
свидѣтелей Преображенія Господня - тамъ
въ VIII в. былъ построенъ монастырь съ
церковью. Между 1088—1112 гг. были по-
строены тамъ церковь и монастырь, впо-
слѣдствіи разрушенные сирацинами въ
1263 г. Теперь же на Ѳ. красуются два
монастыря, одинъ греческій, а другой ла-
тинскій, и каждый полагаетъ, что построенъ
на мѣстѣ Преображенія Господа Іисуса
Христа.

Ѳаддей—одинъ изъ 70 апостоловъ, еврей
изъ Эдессы; впервые Слово Божіе услы-
шалъ онъ отъ I. Крестителя, а потомъ отъ
Самого Учителя Господа I. Христа, и, при-
нявъ крещеніе, былъ избранъ въ число
70 ап., онъ проповѣдывалъ Слово Божіе въ
Месопотаміи, Сиріи, обратилъ кн. Эдесскаго
Авгаря и его народъ, и около 44 г. (какъ
полагаютъ) скончался, оставивъ вполнѣ
устроенную церковь эдесскую. Пам. 4 янв.
и 21 авг.

Ѳаддей (Іуда)—одинъ изъ 12 ап. См. Іуда-Ѳ.

Ѳалалей—святые православн. ц.: 1) преп,
проповѣдникъ Слова Божія въ Сиріи, сна-
чала находился въ обители Саввы Освя-
щеннаго, скончался ок. 460 г.; пам. его
27 фев.; 2)св. мученикъ, 18 л., пострадавшій
при царѣ Нумеранѣ въ Килликіи около
284 г. Пам. 20 мая.

Ѳаддей, еп. Владиміро-Волынскій, вика-
рій волынской еп., въ мірѣ Иванъ Успен-
скій, урож. Нижегор. губ., род. въ 1872 г.,
въ 1896 г. окончилъ курсъ Моск. дух. акад.,
въ 1897 г, постриженъ въ монашество, въ
1901 г. удостоенъ степени магистра богосл.,
въ 1908 г. хиротонисанъ во епископа.

Ѳалассій—преп., пустынникъ Сирійскій,
жившій въ V в. Пам. 22 фев.

Ѳалассій—Авва, современникъ Максима
Исповѣдника, находившійся въ дружбѣ съ
послѣднимъ. Ѳ. былъ пресвитеромъ одного·
изъ Ливійскихъ монастырей. Скончался
около второй половины VIІ столѣтія. Пам.
въ римск. церкви—13 авг., въ греческой—
21 января. Его письма къ Максиму Испо-
вѣднику богаты многими изъясненіями Св.
Писанія, а кромѣ того онъ послѣднему по-
святилъ свой трудъ, изъясняющій трудныя
мѣста Св. Писанія.

Ѳамарь—имя 3-хъ женъ, упоминаемыхъ
въ Библіи. Изъ нихъ: 1) Ѳ. жена Ира, сына
патріарха Іакова, невѣстка Іуды, 2) дочь
Давида, 3) дочь Авессалома, жена Ровоама,
сына Саломона, и мать Авіи.

Ѳарра—(евр.—путешествіе, медлитель).-
патріархъ по счету 10-й отъ Ноя, отецъ
Авраама, Нахора, Аррана; родился Ѳ., со-
гласно указаніямъ Библіи, въ 3878 г. отъ
сотворенія міра, и жилъ между Евфратомъ
и Тигромъ въ г. Урѣ. Ему было 130 л.,
когда у него родился сынъ Авраамъ. Скон-
чался въ Харранѣ.

Ѳекла—св. родомъ изъ Иконіи, ученица
св. ап. Павла, названная первомученицей


 

2409

2410

такъ какъ первою была изъ христіанокъ,
пострадавшихъ за вѣру Христову; и равно-
апостольной—такъ какъ много язычниковъ
обратила въ христіанство. Она скончалась
90 л. отъ роду, находясь въ Селевкіи Иса-
врійской, гдѣ ревностно распространяла
христіанство. Пам. 24 сентября.

Ѳемистоклей—св. мученикъ, пострадав-
шій при Деціи (249—251 г.), былъ родомъ
изъ Миръ Ликійскихъ. Пам. 21 дек.

Ѳеогенъ—св. мученикъ, епископъ парій-
скій; въ царствованіе Лицинія за то, что
исповѣдалъ Христову вѣру,пострадалъ около
320 г. Пам. 2 янв.

Ѳеогнидъ—одинъ изъ 9 мучениковъ Ки-
зикійскихъ, пострадавшій въ III в. за рас-
пространеніе христіанства. Пам. 29 апр.

Ѳеогній—св. мученикъ, пострадавшій при
Максиміанѣ по доносу своего отца, жреца
Валерія. Пам. его 21 авг.

Ѳеогностъ—св. митрополитъ кіевскій,
грекъ по происхожденію, преемникъ св. ми-
трополита Петра, получившій посвященіе въ
Константинополѣ около 1328 г. Ск. 1353 г.
Пам. 14 мар.

Ѳеогностъ—епископъ варскій и пере-
яславскій, съ 1269 г., участникъ Владимір-
скаго Собора въ 1274 г.

Ѳеогностъ— митрополитъ кіевскій, въ
мірѣ Егоръ Ивановичъ Лебедевъ, родив-
шійся въ 1829, а скончавшійся 1903 г., окон-
чилъ тверскую семинарію и спб. дух. ака-
демію, родомъ изъ Тверской губ., въ 1876
хиротонисанъ во епископа; занималъ ка-
ѳедры епископскія въ Астрахани, во Вла-
димірѣ, Каменецъ-Подольскѣ—въ 1883 воз-
веденъ въ санъ архіепископа новгород-
скаго, въ 1900 переведенъ былъ въ Кіевъ.

Ѳеодора Солунская—святая правосл.-
греч. церкви. Жившая въ IX в. (812—892),
послѣ смерти мужа постриглась въ мона-
хини Солунскаго св. Епифана монастыря,
гдѣ прожила 55 л.

Ѳеодора Цареградская (скончавшаяся
940 г.)—благочестивая старица, извѣстная
изъ житія св. Василія Новаго. Память ея
30 дек. Греческаго житія ея нѣтъ.

Ѳеодора — имя нѣсколькихъ святыхъ
православной церкви. Изъ нихъ: 1) Ѳ. св.
мученица, пострадавшая при Діоклетіанѣ въ
304 г. въ Александріи. Память ея 27 мая.

2) Ѳ. Кессарійская, преп. Память 30 де-
кабря. Скончалась около 750 г. 3) Ѳ. препо-
добная, подвизавшаяся при импер. Зенонѣ,
правившимъ съ 474 по 491 годъ.

Ѳеодоритъ блаженный—епископъ кирр-
скій (386 или 393 по 457) родомъ изъ Антіо-
хіи, рано поступилъ въ монастырь св.
Евпретія. Главнымъ дѣломъ было обращеніе
еретиковъ въ Сиріи, которыхъ было чрез-
вычайно много. Онъ выступилъ противъ
Несторія, а равно и Евтихія. Ѳ. извѣстенъ
какъ самый всесторонній и глубокій писа-
тель V в. Его труды касаются и догматики, и
апологетики, и экзегетики и исторіи цер-
кви, замѣчательны также его проповѣди и
письма. Главное его сочиненіе, изв. подъ
названіемъ «Эранистъ», а также «Противъ
маговъ персидскихъ», «Противъ іудеевъ»,
«Врачеваніе эллинскихъ недуговъ», «Исто-
рія церкви», обнимающая періодъ отъ 324
до 429 года.

Ѳеодоритъ—просвѣтитель лопарей, ро-
дился около 1480 г. и, еще будучи молодымъ,
принялъ постриженіе въ Соловецкомъ мо-
настырѣ; онъ является основателемъ цер-
кви Св. Троицы при устьѣ р. Колы. Онъ
училъ лопарей вѣрѣ христовой на родномъ
ихъ языкѣ, переводилъ имъ молитвы, и
вообще былъ однимъ изъ дѣятельнѣйшихъ
ихъ просвѣтителей. Оклеветанной врагами
за единомышліе съ еретиками, Ѳ. былъ за-
ключенъ въ Кирилло-Бѣлозерскій мона-
стырь, откуда, освобожденный, онъ былъ
отправленъ въ Грецію I. Грознымъ къ
восточнымъ патріархамъ для испрошенія
утвержденія имъ царскаго титула для Гроз-
наго. Мѣсто, а равно и время кончины Ѳ.
въ точности не установлено, одни утвер-
ждаютъ что онъ около 1576 г. мирно скон-
чался въ уединеніи, другіе передаютъ, что
онъ будто бы за то, что онъ осмѣлился
просить прощенія Курбскаго у Грознаго,
былъ по приказанію послѣдняго утопленъ
въ рѣкѣ.

Ѳедотьевская икона Божіей Матери- і
явившаяся въ 1483 г. близъ гор. Рязани
въ пустынномъ мѣстѣ, называемомъ «Ста-
рое», находится въ соборномъ храмѣ гор.
Рязани. Прославлена многими чудесами.
Празднованіе ей совершается 2 іюля.

Ѳеодоръ Граптъ—святой Исповѣдникъ
и защитникъ иконопочитанія. Родомъ изъ
Іерусалима. При императорѣ Львѣ Армя-
нинѣ онъ пріѣхалъ въ Константинополь
для защиты иконопочитанія, но вскорѣ
былъ изгнанъ послѣднимъ. Послѣ, при Ѳео-
филѣ за нежеланіе отказаться отъ почи-
танія иконъ, О. былъ подвергнутъ истяза-
ніямъ. Въ 833 г., къ Апамеѣ Виѳинской Ѳ.


 

2411

2412

скончался Онъ признанъ святымъ какъ,
Греческою, такъ и римскою церковью. По-
слѣ него осталось Посланіе къ епископу
Іоанну Кизическому, и др. труды.

Ѳедоръ Студитъ—преподобный, аскетъ;
писатель и дѣятель, родившійся въ 759 г.
скончавшійся въ 826 г. Онъ 22 л. поступилъ
въ монастырь и сдѣлался тамъ однимъ изъ
примѣрныхъ и дѣятельныхъ иноковъ. Онъ
принималъ также дѣятельное участіе въ
борьбѣ за иконопочитаніе, въ которой онъ
и выступилъ защитникомъ послѣднихъ, за
свою борьбу онъ былъ заключенъ въ тем-
ницу. Студитомъ онъ былъ прозванъ потому,
что главнымъ мѣстомъ его дѣятельности

былъ монастырь Студійскій. Изъ литера-
турныхъ трудовъ Ѳ. замѣчательны его
проповѣди, собранныя въ двухъ Катихизи-
сахъ—Большомъ и Маломъ, далѣе, извѣст-
на его переписка, содержащая до 550 пи-
семъ, касающихся самыхъ разнообразныхъ
сторонъ церковной жизни.

Ѳедоръ Тиронъ—(новобранецъ, грч.) св.
мученикъ, за вѣру Христову пострадавшій
въ 306 г. въ г. Анасіи. Пам. 17 фев. и въ
суб. первой седмицы Вел. Поста.

Ѳеодоръ— св. архіепископъ ростовскій,
племянникъ преподобнаго Сергія, въ мірѣ
Іоаннъ. 13-ти лѣтъ Ѳ. въ Сергіевой пустыни
принялъ монашество, а впослѣдствіи осно-
валъ монастырь, нынѣ извѣстный подъ име-
немъ Симонова, находящійся недалеко отъ р.
Москвы. Димитрій Донской избралъ его
своимъ духовникомъ. Въ Ростовѣ Ѳ. осно-
валъ женскій монастырь въ честь Рожде-
ства Богородицы и написалъ Икону Бого-
родицы, которая и пребываетъ въ томъ же
монастырѣ. Скончался въ 1394 г. Пам. его
28 ноября.

Ѳеодоръ, еп. сумскій, вик. харьк. епар-
хіи, урож. Ряз. губ , въ мірѣ Ѳеодоръ Ле-
бедевъ, род. въ 1873 г., въ 1904 г. оконч.
казанскую духовную акад. и постриженъ
въ монашество, въ 1911 г. хиротонисанъ
во епископа Сумскаго.

Ѳеодоръ, еп. волоколамскій, вик. Моск.
еп., урож. Костр. губ., въ мірѣ Александръ
Позднѣевскій, въ 1900 г. оконч. моск. дух.
акад. и постриженъ въ монашество, въ
1909 г. назначенъ ректоромъ моск. дух.
акад. и хиротонисанъ во епископа.

Ѳеодоръ—имя святыхъ православной
церкви, изъ которыхъ: 1) Ѳ. одинъ изъ 40
мучениковъ, пострадавшихъ при Деціи въ
Африкѣ Пам. 10 апр.

2) Ѳ. мученикъ пострадавшій при Діоклеті-
анѣ въ Мелитинѣ; въ 298 г. Пам. 7 ноября.

3) Ѳ. мученикъ, епископъ киринейскій, по-
страдавшій въ 810 г. на островѣ Кипрѣ.
Пам. 4 іюля; 4) Ѳ. Стратилатъ свят., муче-
никъ, въ 130 г. былъ замученъ при Лициніи;
Пам. 8 февраля и 8 іюня; 5) Ѳ. мученикъ,
пострадавшій при Юліанѣ. Пам. 23 ноября,

6) Ѳ. Освященный преподобный, ученикъ
Пахомія Великаго. Пам. 16 мая; сконч. 368 г.

7) Ѳ, Трихина, препод., жившій въ V в. Пам.
20 апр. 8) Ѳ. Сикеонъ скончался въ 613 г.
Пам. 22 апрѣля; 9) Ѳ. мученикъ Греческій
пострадавшій около 847 г. Пам. его 6 марта.
10) Ѳ. епископъ едесскій, скончался въ
848 г. Память его 9 іюля; 11) Ѳ. св., пер-
вый епископъ ростовскій, скончался въ
1023 г. Пам. 8 іюня; 12) Ѳ. преподобный
печерскій, пострадавшій въ 1098 г. Пам.
11 авг. 13) Ѳ. преподобный, основатель
Борисоглѣбскаго монастыря на р. Устьѣ, и
р. Ковжѣ-Ковженскаго Николаевскаго. Скон.
1409 г. Пам. 22 нояб.

Ѳеодоръ Ростиславовичъ по прозвищу
Черный—св. кн. смоленскій, сынъ кн. Рости-
слава Мстиславича. Скончался въ 1298 г.,
принявъ передъ смертью постриженіе. Пам.
19 сентября.

Ѳеодоръ (Александръ Васильевичъ Про-
зоровскій) родился въ 1876 г., окончилъ
курсъ казанской дух. академіи. Изъ его
трудовъ извѣстны: «Аскетическія воззрѣ-
нія преподобнаго Іоанна Кассіана», «Къ
вопросу о христіанскомъ аскетизмѣ»—и др.

Ѳеодоръ Михайловичъ (въ монашествѣ
Ѳеодоритъ)—кн. мологскій, сынъ кн. Миха-
ила Давидовича, участникъ Куликовской
битвы, а равно и похода Димитрія Донского
на Тверь. Скончался въ 1408 г., принявъ
передъ смертью монаш. санъ.

Ѳеодоръ (въ монашествѣ Симеонъ) по
прозвищу красивый—кн. Ѳоминскій, родо-
начальникъ кн. Ѳоминскихъ. Сконч. 1387 г.

Ѳеодоръ Чтецъ-церковный историкъ VI
в., родомъ изъ Пафлагоніи. Историческій
трудъ его обнимаетъ періодъ съ 28-го года
царствованія Константина до вступленія на
престолъ Юліана (это первая часть) и отъ
Юліана до 439 г. Эта часть его исторіи
касается соборовъ съ царствованія Ѳеодо-
сія Младшаго до начала царствованія
Юстина 1 (этотъ трудъ не дошелъ до насъ
въ подлинникѣ) и есть только извлеченіе
свѣденій изъ трудовъ Ѳ. Никифора Кал-
листа.


 

2413

2414

Ѳеодоръ Аскида еп., одинъ изъ горя-
чихъ сторонниковъ взглядовъ Оригена.

Ѳеодосій—Великій, преподобный, основа-
тель общежитія монаховъ, родившійся
около 424 г., сперва поселившейся вблизи
Метого (теперь Умъ-Туби), потомъ осно-
валъ монастырь въ пещерѣ, гдѣ, по преда-
нію, провели ночь евангельскіе волхвы, воз-
вращаясь изъ Виѳлеема, и устроилъ его по
новому, имъ же составленному, правилу.
Скончался Ѳ. 11 января 529 г. на 105 г.
отъ рожденія.

Ѳеодосій (Александръ Николаевичъ Ма-
каревскій)—духовный писатель, родившійся
въ 1825 г·, † 188 г., происходилъ изъ Чер-
ниговской губерній. Издалъ «Самарскій Пу-
стынно-Николаевскій монастырь Екатери-
нославской епархій » и др.

Ѳеодосій Тырновскій — болгарскій ми-
стикъ XIV в., первой его половины, извѣст-
ный поборникъ правъ вселенскаго патріарха
надъ Балгарскою церковью. Скончался въ
Константинополѣ.

Ѳеодосій — архіепискомъ Новгородскій
(1491—1531), авторъ 15 посланій, имѣющихъ
большой какъ государственный, обществен-
ный, бытовой такъ и литературный инте-
ресъ. Ѳ. участвовалъ въ засѣданіяхъ Сто-
главаго собора. Изъ посланій его особенно
интересно—посланіе къ царю Іоанну Ва-
сильевичу.

Ѳеодосій (Бывальцевъ) — митрополить
Московскій (съ 1461) послѣ Св. Іоны; съ
Ѳ. начинается независимость русскихъ
митрополитовъ отъ константинопольскаго
патріарха. Ѳ. является первымъ митропо-
литомъ, котораго утвердилъ не Константи-
нопольскій патріархъ, а соборъ русскихъ
епископовъ. Ѳ. извѣстенъ своими попытками
поднять умственный уровень русскаго ду-
ховенства. Скончался въ 1475 г. Онъ на-
писалъ два слова: «На Рождество Богородицы
и похвальное слово апостоламъ Петру и
Павлу», имъ оставлены и др. труды.

Ѳеодосій (Углицкій) св. архіепископъ
Черниговскій, родомъ изъ Подольской гу-
берніи, родившійся въ 30-хъ годахъ ХVIІ в.,
получилъ образованіе въ Кіевской Акаде-
міи и въ заграничныхъ православныхъ
школахъ; извѣстенъ своею подвижническою
жизнью. Скончался въ 1696 г. 5 февр. Мо-
щи его почиваютъ въ Спасо-Преображен-
скомъ храмѣ. Память его 5 февраля.

Ѳеодосій (грекъ)—игуменъ Кіево-Печер-
скаго монастыря (1142—1156), получившій

образованіе въ Византіи, и прибывшій въ
Россію въ первой четверти XII в. Изъ сочи-
неній Ѳ. извѣстны: 1) переводъ «богомудрой
и догматической эпистоли» папы Льва 1
Великаго къ констант. патр. Флавіану о
IV вселен. халкидонскомъ «соборѣ и ереси
Евтихія», 2) «Сказаніе римскія эпистоліи»,

3) Отвѣтъ на вопрошеніе Изяслава князя,
сына Ярослава, внука Владимира», 4) «Трак-
татъ о значеніи празднованія воскресенія и
отношеніи его къ другимъ днямъ недѣли»,

5) «Слово Отца нашего Ѳ. игумена Печер-
скаго къ Изяславу князю о латинахъ»,

6) «Поученіе въ субботу сырнопустную»,

7) «Повѣсть о крещеніи кн. Владимира», и
другихъ.

Ѳеодосій (Печерскій) — преподобный,
игуменъ Кіево-Печерскій, учредитель ино-
ческаго общежитія на Руси. Родился около
1036 г. Уже 14 л. отъ роду онъ рѣшилъ
сдѣлаться монахомъ и несмотря на неже-
ланіе матери видѣть его монахомъ и стро-
гія наказанія за попытки къ бѣгству, онъ
не отрекся отъ этой мысли и, прибывъ въ
Печерскую Лавру, принялъ постриженіе отъ
препод. Антонія. Ѳ. велъ самую строгую
подвижническую жизнь и, скончался въ
ново построенной имъ пещерѣ въ 1091 г.
Память его .3 мая и 14 авг. Препод. Ѳ.
оставлено пять поученій печерскимъ ино-
камъ, которыя характерезуютъ тогдашніе
нравы и обычаи. Изъ поученій, обращен-
ныхъ къ народу, извѣстно «о казняхъ Бо-
жіихъ».

Ѳеодосій—святые православной церкви:

1) Ѳ. преподобный родомъ болгаринъ, ск.
въ 1362 г.—пам. 17 фев. 2) Ѳ. Глушицкій,
препод. XV в. ученикъ препод. Діонисія.
Пам. 12 окт. 3) Ѳ. Тотимскій препод. (фа-
милія Суморинъ). Сконч. 1568 г. Пам. 28
января.

Ѳеодосія—имя нѣсколькихъ святыхъ
православной церкви: 1) Мученица, постра-
давшая въ Кесаріи Палестинской въ
308 г. Пам. 29 мая. 2) Мученица, дочь му-
ченицы Аѳанасіи, пострадавшая въ 311 г.
въ Александріи. Пам. 31 янв. 3) Ѳ. Царе-
градская, мученица монахиня, пострадавшая

за почитаніе иконъ при императорѣ Львѣ
Исаврѣ. Память ея 29 мая.

Ѳеодосій еп., Оренбургскій и тургайскій,
въ мірѣ Петръ Олтаржевскій, урож. Кіев-
ской еп., въ 1893 ,г. окончилъ Кіевскую
дух. акад., въ 1900 г. утвержденъ въ сте-
пени магистра богосл., въ 1901 г. назна-


 

2415

2416

йенъ ректоромъ Кіевской академіи, въ 1903 г:
хиротонисанъ во епископа Елисаветград-
скаго, затѣмъ еп. Чистопольскій, Уман-
скій, и въ 1910 г. Оренбургской.

Ѳеодосій, еп., смоленскій, въ мірѣ Ни-
колай Ѳеодосіевъ, род. въ 1864 г. въ Чер-
ниговской губ·, въ 1890 г. оконч. курсъ
СПБ. дух. акад., въ 1897 г. постриженъ въ
монашество, въ 1903 г. хиротонисанъ во
епископа Кирилловскаго, въ 1908 г. назна-
ченъ на Смоленскую каѳедру.

Ѳеодота—св.—мать чудотворцевъ Козь-
мы и Даміана. Память—2 января, 1 ноября
и въ сырную субботу.

Ѳеодотіонъ—переводчикъ Св. Писёнія
на греческій языкъ. Происходилъ изъ Пон-
та, принадлежалъ къ ереси Маркіана Си-
нопца, а затѣмъ перешелъ на іудейство.
Жилъ раньше имп. Коммода и въ его цар-
ствованіе, но когда, въ точности неизвѣстно

Ѳеодотія — имя нѣсколькихъ святыхъ
православной церкви: 1) св. мученица по-
страдавшая при Траянѣ въ 108 г. Пам.
4 іюля 2) св. муч. вдова, пострадавшая при
Діоклетіанѣ около 304. Пам. 29 іюл. и 22 дек.

Ѳеодотъ—святые православной церкви:

1) св. мученикъ одинъ изъ тридцати, по-
страдавшихъ г. Мелитинѣ въ 298 г. Пам.
7 ноября; 2) св. муч., пострадавшій при
Максиміанѣ. Пам. 15 сентября; 3) св. муч.,
одинъ изъ 9 пострадавшихъ въ Кижкѣ въ
III в.; 4)0. Анкирскій, св. мученикъ, постра-
давшій въ 303. Пам. 18 мая и 7 іюня;
5) О. Исповѣдникъ, епископъ киринейскій,
пострадавшій при Лициніи, но освобожден-
ный при Константинѣ. Скон. ок. 325. Пам.
2 марта.

Ѳеодулія—св. мученица, пострад. при
Діоклетіанѣ и Максиміанѣ. Пам. 5 фев.

Ѳеодулъ—святые православной церкви:

1) св. муч. воинъ, пострадавшій въ Три-
поли Финикійскомъ зъ 73 г. Пам. 18 іюля

2) св. мученикъ, пострадавшій при Адріанѣ
въ Атталіи Памфилійской. Пам. 2 мая

3) св. мученикъ, пострадавшій около 303 г.
въ Солуни. Пам. 5 апр. 4) муч., старецъ,
пострадавшій около 309 г. въ Кесаріи Па-
лестинской. Пам. 23 дек. 5) Муч., постра-
давшій при Деціи въ 251 г. на остр. Кри-
тѣ. Пам. 23 декабря, 6) Ѳ. Одинъ изъ 30
муч., пострадавшихъ въ Мелитинѣ въ 298 г.
Пам. 7 ноября 7) Ѳ. пред. жившій въ V в.
Пам. 14 янв.

Ѳеоктистъ—имя нѣсколькихъ святыхъ
православной церкви: 1) преподобный, игу-

менъ въ Кукумѣ Сицилійскомъ (недалеко
отъ нынѣшняго Палермо) скончался въ
800 г. Пам. 4 янв. 2) св. епископъ Черни-
говскій, подвизавшійся сначала въ обители
препод. Антонія и Ѳеодосія, скончался
послѣ 1120 г. Память его 6 августа 3) Ѳ.
св., архіепископъ новгородскій, скончав-
шійся въ 1310 г. 23 декабря. Прославился
впервые въ 1786 г. Пам. 23 дек.

Ѳеона или Ѳеонъ—епископъ мармарик-
скій, извѣстенъ какъ участникъ аріанскаго
спора.

Ѳеона—св. православные: 1) Ѳ. волхвъ,
мученикъ, пострадавшій при Діоклетіанѣ
въ 303 г. пам. 5 янв. 2) Препод. IV в. пам.
5 апр., 3) св. мученикъ, пострадавшій въ
303 г. въ Никомидіи, бывшій копьеносецъ
Діоклетіана. Пам. 19 апрѣля.

Ѳеона— епископъ александрійскій, управ-
лявшій александр. церковью съ 282-300 г.г.
Пам. въ рим. церкви—23 авг., въ коптской—
28 декабря.

Ѳеонилла—св. мученица, пострадавшая
въ 285 году при Діоклетіанѣ. Память ея
празднуется 29 октября.

Ѳеопемтъ—св. мученикъ, епископъ ни-
комидійскій, пострадавшій при Діоклетіанѣ.
Память его 5 января.

Ѳеопустія—св. мученица, жена вел. му-
ченика Евстаѳія Плакиды, пострадавшая
при Адріанѣ въ 118 г. Пам. 20 сент.

Ѳеопистъ—св. мученикъ, сынъ велико-
мученика Евстаѳія Плакиды, пострадавшій
при Адріанѣ въ 118 г·. Пам. 20 сентября.

Ѳеопреній—св. мученикъ, пострадавшій
при Максиміанѣ. Пам. 22 авг.

Ѳеостирактъ—преподобный подвизался
въ IX вѣкѣ близъ горы Олимпа. Память
10 ноября.

Ѳеотихъ — одинъ изъ 9 мучениковъ,
пострадавшихъ въ г. Кизикѣ въ III вѣкѣ.
Память его 29 апрѣля.

Ѳеотимъ—епископъ гор. Томъ (въ Ма-
лой Скиѳіи). Скончался около 412 года.
Память его 20 апрѣля.

Ѳеофанія — общежительный мужской
скитъ, находящійся въ Кіевской губ., того
же уѣзда, въ урочищѣ Лазаревщинѣ, воз-
никъ въ 1861 г. Храмовъ три. При скитѣ
гостиница.

Ѳеофанъ — имя святыхъ православной
церкви: 1) препод. въ Антіохіи, скончался
въ 369 г. Пам. 10 іюня, 2) Начертанный,
препод., оставилъ послѣ себя 4 книги, на-
писанныя противъ евреевъ, скончался 84 л.


 

2417

2418

Пам. 11 октября; 3) Ѳ. препод. печерскій,
жившій въ XIII в. Пам. 11 октября.

Ѳеофанъ Византійскій—св исповѣдникъ,
хронархъ, родившійся въ Константино-
полѣ въ VIII в. и скончавшійся 12 марта
817 г. Замѣчателенъ его трудъ: «Historia
tripartita», имѣвшій большой успѣхъ на
Востокѣ равно какъ и на западѣ.

Ѳеофанъ (Прокоповичъ) - извѣстный про-
повѣдникъ и государственный дѣятель
Петровской эпохи. Родился онъ въ 1681 г.
въ Кіевѣ, образованіе получилъ въ кіево-
могилевской академіи, потомъ уѣхалъ въ
Римъ, гдѣ слушалъ лекціи въ іезуитской
коллегіи св. Аѳанасія—тамъ принялъ като-
личество, но въ 1704 г., возвратившись въ
Кіевъ, снова обратился въ православіе.
Онъ написалъ «Владимира»—«трагедоко-
комедію», осмѣивая въ ней язычниковъ и
сторонниковъ старыхъ предразсудковъ.
Благодаря своимъ способностямъ, онъ
вскорѣ сдѣлался извѣстнымъ Петру I, ко-
торый приблизилъ его и воспользовался
его способностями для своихъ государствен-
ныхъ реформъ. Ѳ. написалъ «Духовный
регламентъ», «Объявленіе» о монашествѣ
«Первое ученіе отрокомъ», «Правда воли
монаршей во опредѣленіи наслѣдника дер-
жавы своей», и мн. др. Скон. 1736 г.

Ѳеофанъ (Георгій Васильевичъ Гово-
ровъ),— епископъ Владимірскій, впослѣд-
ствіи затворникъ Вышинской пустыни; окон-
чилъ Орловск. семин. (1837 г.) и Кіевскую
духовную академію. Изъ его трудовъ из-
вѣстны: «Путь ко спасенію», «Толкованіе
посланій св. Апостола Павла», «Письмо о
христіанской жизни», «Истолкованный 118-й
псаломъ», «Евангельская исторія о Богѣ
Сынѣ» и др. † 6 янв. 1894 г.

Ѳеофанъ,—еп. Астраханскій, урожд. Спб.
еп., въ мірѣ Василій Быстровъ, въ 1896 г.
оконч. Спб. дух. акад., въ 1893 г. постри-
женъ въ монашество, въ 1905 г. удостоенъ
магистра богословія, въ 1909 г. назначенъ
ректоромъ Спб. дух. академіи, въ 1910 г.
ео. Таврическій, въ 1912 г. Астраханскій.

Ѳеофилактъ,—еп. Таганрогскій, викарій
Екатеринославской еп., урожд. Харьковск.
епархіи, въ мірѣ Ѳеодоръ Климентьевъ,
оконч. курсъ Харьк. универс. и Спб. дух.
академіи, въ 1911 г. хиротонисанъ въ епи-
скопа Таганрогскаго.

Ѳеофила — св. мученица—пострад. въ
302 г. вь Никомидіи. Память ея празднуется
28 декабря.

Ѳеофилактъ исповѣдникъ—еп. Нико-
мидійскій, скончавшійся около 845 года,
память его 8 марта.

Ѳеофилактъ—архіепископъ Охриды (въ
нынѣшней Македоніи), прозванный Балгар-
скимъ. См. Благовѣстникъ и въ доп.

Ѳеофилова пустынь—с. Спб. губ., Луж-
скаго у.

Ѳеофилъ—великій богословъ IV—V в.в.,
сконч. въ 412 г. Написалъ много сочиненій.

Ѳеофилъ—св. епископъ антіохійскій, пи-
сатель—апологетъ III в. Изъ его сочиненій
уцѣлѣло только «Посланіе къ Автолику»,
въ которомъ онъ доказываетъ истинность
ученія христіанскаго и его божественность.
Писалъ онъ также противъ Марконія, про-
тивъ ереси Гермогена, толкованіе не Еван-
геліе, на Притчи Соломона и мн., др.

Ѳеофилъ. Одинъ благочестивый и досто-
почтенный мужъ, къ коему евангелистъ
Лука писалъ свое Евангеліе и книгу Дѣ-
яній Апостольскихъ. Подробностей о немъ
никакихъ неизвѣстно. Выраженіе «досто-
почтенный, державный» показываетъ, что
онъ принадлежалъ къ знатнымъ лицамъ.

Ѳеофилъ имя святыхъ православной
церкви: 1) св. муч., пострадавшій въ Кеса-
ріи Кападокійской около 300—312 г. Пам.
6 февр. 2) Св. муч. діаконъ, пострад. при
Діоклетіанѣ. Пам. 3 сент. 3) Св. муч., по-
страдавшій въ Ликіи—въ 305 г. Пам. 23 іюля

4) Одинъ изъ 40 севатійскихъ муч,—Пам.
9 марта. 5) Одинъ изъ 42 амморійскихъ
муч —Память 6 марта. 6) О. Исповѣдникъ,
скончав. въ VIII в. Память его 10 октября.
7) О. Плачливый, препод. печерскій. Пам.
29 декабря. 8) О. Ому чскій —препод., скон-
чавшійся ок. 1412 г. Пам. 21 октября.

Ѳеофилъ архіеписк. новгородскій, скон-
чавшійся около 1480 г. Пам. 28 авг.

Ѳерапонтъ — священномученикъ, епи-
скопъ кирскій, пострадавшій при Діокле-
тіанѣ, пам. его 25 мая.

Ѳерапонтъ — (Ѳеодоръ) Бѣлоозерскій,
препод. Скончался въ 1426 г. Пам. 27 мая.

Ѳерапонтъ Монзенскій - препод. Скон-
чался въ 1591 г. Пам. 12 дек.

Ѳерапонтіевскій мужской скитъ, при-
писной къ Измаильскому мужскому мона-
стырю, находится въ Бессарабской губ.,

Измаильскаго уѣзда, близъ села Сарунова.

Ѳерапонтовъ—Бѣлозерскій женскій мо-
настырь, находящійся въ Новгородской губ.,
Кирилловскаго уѣзда, въ 17 вер. отъ гор.
Кириллова, между озерами Паскимъ и Бо-


 

2419

2420

родавскимъ, основанъ въ 1398 г. въ видѣ
мужского. Въ XVI в. выгорѣлъ и возобно-
вленъ, затѣмъ разоренъ и въ 1614 разгра-
бленъ казаками и литовцами, а въ 1798 г.
упраздненъ. Въ 1903 г. возстановленъ, какъ
женскій. Монастырь издревле славился про-
свѣщеніемъ иноковъ и умѣньемъ ихъ пе-
реписывать книги, которыя и находились
въ монастырѣ. Храмовъ 5. Въ одномъ изъ
нихъ почиваютъ мощи преп. Мартіана.

Ѳессалоника, Ѳессалоникскій. Ѳесса-
лоника—главный городъ второго округа Ма-
кедоніи. Лежитъ при сѣверо-восточномъ
концѣ залива Ѳермейскаго въ Эгейскомъ
морѣ. Названъ такъ македонскимъ царемъ
Кассандромъ въ честь супруги своей Ѳес-
салоники. Прежнее имя города было Ѳерма
(Herod. 7,121). Ап. Павелъ, во время втораго
своего путешествія, прибывши сюда изъ
Филиппъ, съ успѣхомъ проповѣдывалъ
здѣсь Евангеліе, и такимъ образомъ поло-
жилъ основаніе хр. церкви большею частію
изъ язычниковъ и прозелитоцъ (Дѣян. 17,
4); послѣ, для утвержденія ея, онъ посы-

лалъ туда Тимоѳея, и церковь ѳессалоній-
ская стояла на твердомъ основаніи (1 Солун.
3, 1—8); только мысль о скоромъ прише-
ствіи Господа смущала ихъ; и апостолъ
не замедлилъ на счетъ сего успокоить ихъ
(2 Солун. гл. 2). Нынѣшняя Салоника, послѣ
Константинополя, есть первый торговый и
мануфактурный городъ въ Европейской
Турціи, имѣетъ много прекрасныхъ церквей,
къ сожалѣнію, обращенныхъ нынѣ въ мече-
ти. Населеніе города простирается до 70.000
душъ, между коими до 20.000 іудеевъ.

Ѳирсъ—св. мученникъ, пострадавшій при
Деціи. Пам. 14 дек.

Ѳома—Маминъ—препод., скончался въ
X в. Пам. 7 іюля.

Ѳома—(близнецъ евр.) одинъ изъ 12 апо-
столовъ родомъ изъ Пенеады.

Ѳомаида— св. мученица, пострад. въ 476 г.
Пам. 13 апр.

Ѳомисты—христіане—въ Индостанѣ на
Малаборгскомъ берегу. Основаніе христіан-
ской общины положено было здѣсь апосто-
ломъ Ѳомой.


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.