Поиск авторов по алфавиту

Ч

Чагринскій Покровскій нештатный об-
щежительный женскій монастырь находя-
щійся въ Самарской губ., Николаевскаго
уѣзда, при селѣ Покровскомъ, основанъ,
подъ видомъ общины, въ 1874 г., въ 1884—
переименованной въ монастырь. При немъ
богадѣльня и училище. Игуменія, 261 мо-
нахиня.

Часовни—такъ называются особыя зда-
нія, увѣнчанныя, обычно, крестомъ, въ ко-
торыхъ могутъ быть совершаемы богослу-
женія—кромѣ литургіи, — послѣдняя мо-
жетъ быть совершаема на переносномъ
антиминсѣ. Часовни устраиваются на клад-
бищахъ, при селеніяхъ, на площадяхъ,
какъ для религіозныхъ потребностей, такъ
и въ ознаменованіе какихъ-либо важныхъ
въ церковномъ отношеніяхъ событій. Пер-
воначально, въ древности, часовни устро-
ялись надъ входомъ въ подземныя клад-
бища или надъ подземными церквами, на
гробахъ мучениковъ, тѣмъ самымъ служа
памятникомъ для нихъ. Но они также
строятся въ ознаменованіе явленія милости
Божіей или церковно-государственныхъ со-
бытій Ч. берутъ свое начало съ древнихъ
христіанскихъ временъ, и у разныхъ наро-
довъ извѣстны подъ различными наимено-
ваніями, такъ V грековъ онѣ назывались—
«εὑτῄριὰт. е. дома молитвы, у римлянъ са-
рае, capellae. У насъ (въ Россіи) онѣ по-
являются съ принятіемъ христіанства—
и строились въ различныхъ мѣстахъ. Въ
царствованіе Петра 1 послѣдовало запре-
щеніе строитъ Ч. въ виду особенно того,
что раскольники тайно могли въ нихъ
совершать богослуженія. Но явная нужда
въ нихъ привела къ отмѣнѣ этого запре-
щенія. Часовни должны быть непремѣнно
приписаны къ какой-либо церкви.

Часословъ—церковно-богослужная кни-
га, содержащая неизмѣняемыя къ каждо-
мому дню молитвословія—утрени, полу-
нощницы, часовъ съ междучасіемъ, изо-
бразительныхъ, вечерни и повечерія; кромѣ
того въ часословѣ содержатся чины и мо-
литвословія, относимыя къ дневному кругу
означенныхъ выше службъ, присоединяются

также къ нему тропари, кондаки, богородич-
ны, и причастны, принадлежащіе къ бо-
гослуженію круга седьмичнаго и годового.
При немъ прилагается зрячая пасхалія,
индиктіонъ и лунникъ для опредѣленія, въ
какіе дни приходятся посты и праздники
подвижные. Ч. есть великій и малый. Про-
исхожденіе. Ч. относятъ къ древности и
приписываютъ составленіе его преп. Саввѣ
Освященному; сперва онъ заключалъ въ
себѣ чинопослѣдованіе ежедневной церков-
ной службы—потомъ къ нему сдѣланы были
дополненія (какъ предполагаютъ) св. Іоан-
номъ Дамаскиномъ, и Ѳеодоромъ Студи-
томъ;—затѣмъ были внесены дополненія,
сдѣланныя церквами какъ греческой такъ
и русской. Малый Ч. издавался съ учебною
цѣлью и былъ сокращеніемъ большого.

Часы—богослуженіе 1, 3, 6, и 9 ч. дня,
обозначаемое такъ въ часословѣ. Ч. бы-
ваютъ: трипсалмные (т. е. заключающее по
3 псалма), изъ которыхъ состоятъ Ч.
обычные, вседневные, великопостные, цар-
скіе; затѣмъ бываютъ Ч. безъ псал-
мовъ, а только изъ воскресныхъ пѣсно-
пѣній (пасхальные).Ч. имѣютъ двѣ части—
въ одной заключаются псалмы, а въ дру-
гой—тропари, кондаки, и заключательныя
молитвословія. Служба часа, начинающа-
гося рядомъ службъ, начинается возгласомъ
священника и начальными молитвами; а
служба Ч., слѣдующаго непосредственно за
другою службою, начинается «Пріидете по-
клонимся». Происхожденіе и цѣль службы
перваго часа. На ряду съ утренею совер-
шается служба перваго часа, который со-
отвѣтствуетъ седьмому, осьмому и девя-
тому часамъ утра по нашему счисленію.
Объ этой службѣ упоминаютъ, подъ име-
немъ утренней молитвы или молитвы на
разсвѣтѣ, постановленія апостольскія
(VIII, 4) и Василій Великій. Точное упоми-
наніе о службѣ перваго часа принадле-
житъ пятому вѣку. Для христіанъ этотъ
часъ получилъ особое значеніе въ силу
воспоминанія о томъ, какъ въ этотъ часъ
I. Христосъ былъ веденъ отъ Каіафы къ
Пилату, былъ оболганъ врагами и осуж-


 

2359

2360

денъ. Сообразно съ такими воспоминанія-
ми, на службѣ перваго часа положено чи-
тать псалмы: 5, 89 и 100. Въ первомъ мы
просимъ Господа руководить насъ путемъ
правды и сохранить насъ отъ пути лжи,
которымъ шли враги Спасителя, оболгав-
шіе и осудившіе Его; во второмъ изобра-
жаются вѣчность и неизмѣнность Господа
въ противоположность съ скоропреходно-
стію нашей жизни, изъ чего . научаемся
должному пользованію временемъ; въ треть-
емъ напоминается путь правды, которымъ
шелъ Давидъ и которымъ долженъ итти
всякій, чтобы не быть потребленнымъ отъ
Господа, когда настанетъ утро вѣчности.
Послѣ псілмовъ читается тропарь и бого-
родиченъ и двѣ молитвы: Стопы моя на-
прави и Да исполнятся уста моя хваленія,
которыя составляютъ продолженіе моленій
о направленіи насъ путемъ правды. Про-
исхожденіе, цѣль установленія и содержа-
ніе третьяго и шестаго часа. Третій часъ
соотвѣтствуетъ нашимъ десятому, один-
надцатому и двѣнадцатому дня, а шестой -
первому, второму и третьему пополудни.
Службы этихъ часовъ приняты Церковію
отъ древнихъ временъ. Третій и шестой
часы сдѣлались особенно важными для
христіанъ по знаменательности совершив-
шихся въ нихъ событій. Поэтому уже апо-
столы освящали ихъ молитвою (Дѣян. 11,
15; X, 9). А св. Кипріанъ, изъясняя по-
бужденія древней Церкви, по которымъ она
освящала означенные часы молитвою, ука-
зываетъ ихъ для третьяго часа въ соше-
ствіи Св. Духа на апостоловъ, а для ше-
стого—въ распятіи Спасителя. Распредѣ-
леніе псалмовъ, которые нынѣ читаются
на каждомъ часѣ, является извѣстнымъ
въ IV в. при Ѳеодосіи Старшемъ. Сдѣлано
оно, какъ полагаютъ, Пахоміемъ Великимъ
Въ настоящее время православная Церковь
со службою третьяго часа соединяетъ во-
споминанія о судѣ Пилата надъ Спасите-
лемъ и мученіяхъ, претерпѣнныхъ Имъ въ
преторіи, а также о сошествіи Св. Духа
на апостоловъ. Соотвѣтственно съ време-
немъ службы и соединенными съ нею во-
споминаніями, на третьемъ часѣ положено
читать псалмы: 16, 24 и 50. Въ первыхъ
двухъ, вмѣстѣ съ молитвою къ Богу о на-
правленіи насъ на путь истины и прощеніи
уклоненій отъ него, изображаются: стра-
дальческій путь земной жизни Спасителя
среди враговъ, неодолимая злоба, съ ка-

кою они домогались смерти Спасителя, и
Его предкрестные часы. Въ третьемъ псал-
мѣ, при основномъ содержаніи покаян-
номъ, излагается молитва о ниспосланіи
Св. Духа. На шестомъ часѣ воспомина-
ются шествіе Спасителя на пропятіе, са-
мое пропятіе и крестныя страданія. Псалмы
положены: 53, 54 и 90. Въ первыхъ двухъ
псалмахъ излагается молитва къ Господу
объ избавленіи отъ враговъ, явными и тай-
ными кознями препятствующихъ итти по
пути спасенія, и надежда, что Господь не
оставитъ Своею .помощью обращающихся
къ Нему съ молитвою непрестанно. Въ по-
слѣднемъ изображается счастіе человѣка,
вполнѣ отдавшаго себя подъ защиту и по-
кровъ Господа Бога. На службѣ того и
другого часа послѣ псалмовъ читаются
соотвѣтственные службамъ тропари и мо-
литвы. О часѣ 9-омъ—см. сл. Девятый
часъ.

Чаша—см. потиръ.

Чебоксарскій Троицкій Чувашскій необ-
щежительный мужской монастырь, 3 класса,
въ гор. Чебоксарахъ, Казанской губ. Осно-
ванъ въ 1566 г. Управляетъ имъ игуменъ,
братіи 21 человѣкъ.

Челишскій Успенскій необщежительный
мужской монастырь, 2 класса, находящійся
въ Кутаисской губ., Рачинскомъ уѣздѣ, въ
селеніи Никорцминда. Управляется архиман-
дритомъ, братіи 8 человѣкъ. Въ владѣніи
м-ря около 300 дес. земли.

Чельцовъ, Иванъ Васильевичъ—извѣст-
ный церковный историкъ, жившій между
1828 и 1878 гг., окончившій рязанскую си-
минарію и въ СПБ. Духовную Академію.
Изъ трудовъ Ч. замѣчательны—«Исторія
христіанской церкви» (1861 г.), «Древнія
формы Символа вѣры» (1869 г.), «Р. Като-
лическая церковь во Франціи», «О павли-
кіанахъ», «Внѣшнее состояніе Греческой
Церкви съ 1054 по 1204 г.»,

Чельцовъ Михаилъ Васильевичъ—духов-
ный писатель, окончившій спб-ую Духовную
Академію, родившійся въ1851 г. Изъ трудовъ
Ч. Извѣстны: «Полемика между греками и
Латинянами по вопросу объ опрѣснокахъ
въ XI—XII вѣкахъ», «Царствованіе Импе-
ратора Александра II. Историческая запи-
ска», «Историческое значеніе св. Кирилла и
Меѳодія», «Истинная вѣротерпимость въ ея
отличіи отъ индифферентизма», «Объ обу-
ченіи Церковному пѣнію,» «О религіозно-
нравственномъ воспитаніи и обученіи дѣ-


 

2361

2362

тей въ связи съ вопросомъ о преподаваніи
Закона Божія въ начальныхъ школахъ»,
«Постановка и способъ преподаванія
Свящ. Исторіи въ начальныхъ школахъ»,
«Географическія свѣдѣнія, вспомоществующія
изученію Свящ. Исторіи въ школахъ въ связи
съ наученіемъ учениковъ понимать и
чертить географическія карты».

Чельцовъ Михаилъ Павловичъ—извѣст-
ный писатель, родившійся въ 1870 г., и
окончившій Казанскую Дух. Академію; из-
вѣстенъ также какъ миссіонеръ противо-
раскольническій. Его труды: «Церковь коро-
левства Сербскаго со времени пріобрѣтенія ея
автокефальности въ 1879—1896г.», «Примѣр-
ное распредѣленіе апологетическаго матеріа-
ла въ курсѣ Закона Божія для одноклассныхъ
церковно-приходскихъ школъ среди расколь-
ничьяго населенія» и статьи въ «Миссіон.
обозрѣніи» и др.

Чельцовъ Григорій Васильевичъ, духов-
ный писатель XIX в., родившійся въ 1840 г.,
въ Ряз. губ., протоіерей. Изъ его трудовъ
извѣстны: «Теорія Бокля и христіанское
ученіе о промыслѣ Божіемъ», «Объясненіе
символа вѣры, молитвъ и заповѣдей съ
подготовительными къ нему разсказами
Св. Исторіи и съ краткимъ ученіемъ о бого-
служеніи православной Церкви, а кромѣ
указанныхъ—много еще статей, помѣщен-
ныхъ въ «Христіанскомъ чтеніи», «Духовной
Бесѣдѣ», «Странникѣ» на религіозно—нрав.
тему.

Ченстоховская икона Божіей Матери на-
писана по преданію, св. евангелистомъ Лу-
кою. Въ 66—67 гг. икона, спасаемая отъ
римлянъ была спрятана христіанами въ пе-
щерахъ Іудеи. Въ 326 г. св. царица Елена,
получившая сію икону въ даръ, увезла ее
въ Царьградъ, гдѣ она пробыла почти 5 вѣ-
ковъ. Затѣмъ перенесена была въ Россію
въ городъ Львовъ, гдѣ и прославилась мно-
гими чудесами. Отнятая, въ скоромъ вре-
мени поляками, чуть было не попала въ
руки татаръ: желая разстрѣлять икону, та-
тары послѣ выстрѣла, увидѣли на ней кровь
и въ ужасѣ, ослѣпленные бѣжали. Икона
была перенесена на Ясную гору Ченстохов-
скую. Чудесно спасенная отъ рукъ гусси-
товъ и шведовъ, икона пребываетъ и нынѣ
благополучно на Ясной горѣ, близъ гор.

Ченстохова, Петровской губ. и празднуется
6 марта и 27 августа.

Честнокрестная икона Божіей Матери
находится въ гор. Грубешовѣ, Люблинской

губ. Была украшена богатой ризой съ драго-
цѣнными каменьями, которая въ 1786 г. была
снята австрійками, нынѣ пребыватъ въ
бѣдномъ видѣ, въ мѣдной ризѣ. Празднуется
14 сентября.

Чермное море. Чермное море есть
длинный узкій заливъ Индійскаго моря,
отдѣляющій Аравію отъ Египта и Азію
отъ Африки, идущій отъ Аравійскаго
Адена чрезъ проливѣ Бабельмандебскій
на сѣверо-западъ до Синайскаго
полуострова, и здѣсь на южной
оконечности полуострова раздѣляющійся на
два рукава—одинъ простирающійся на сѣ-
веро-востокъ до Акабы, другой—на сѣверо-
западъ до Суэца (Сл. Атл. Менке № 1).
Море это весьма глубоко, и на самомъ зна-
чительномъ разстояніи отъ берега, потому
что лотъ въ 1200 футовъ длины нигдѣ не
находитъ дна. Водяный этотъ путь, такъ
далеко простирающійся между двумя конти-
нентами и отдѣляемый отъ третьяго только
перешейкомъ, представляетъ повидимому
самый благопріятный путь для торговли; и
дѣйствительно, съ древнѣйшихъ временъ до
настоящаго времени онъ не теряетъ своего
значенія. Видъ окрестностей Чермнаго моря
и всѣ геологическія изслѣдованія показы-
ваютъ, что Азія и Африка нѣкогда были
соединены между собою, но въ неизвѣстное,
можетъ быть, доисторическое время дѣй-
ствіемъ подземныхъ вулкановъ, или земле-
трясеній, или другой какой либо чрезвычай-
ной катастрофы, онѣ были разорваны между
собой, и образовавшаяся огромнѣйшая про-
дольная между ними разсѣлина тотчасъ же
была наполнена океаномъ, ворвавшимся
сюда у Бабель-мандеба; и вѣроятно, обра-
зовавшееся Чермное море далеко простира-
лось тогда на сѣверъ, такъ что восточный
заливъ Акаба, судя по положенію его по-
верхности и характеру, простирался чрезъ
всю долину Араба, за Мертвое море и озе-
ро Геннисаретское, до подошвы Ливана;
равнымъ образомъ и на западномъ заливѣ
море простиралось дальше, потому что такъ
называемыя селитряныя или горькія озера
высохшія, покрытыя морскою солью болота
съ большими лужами морской воды и соле-
ной грязи, очевидно, входили прежде въ
составъ самого моря, и вѣроятно съ тече-
ніемъ времени поднятіемъ дна отрѣзаны
были отъ Суэзскаго залива. Была, вѣроятно,
не одна катастрофа въ этой мѣстности,
Во время одной изъ нихъ вулканическая
подземная сила, не имѣя для себя исхода.


 

2363

2364

на сѣверѣ подняла наверхъ горныя массы
нынѣшняго Синайскаго полуострова, а на
югѣ, открывшись въ вулканическихь извер-
женіяхъ, дала поднявшимся массамъ снова
глубже опуститься, и на Африканско-Ара-
війскомъ континентѣ образоваться огром-
ной продольной разсѣлинѣ, тотчасъ напол-
нившейся воргшимися въ нее водами Ин-
дійскаго Океана. Чрезъ многіе періоды вре-
мени произошло, вѣроятно, новое землетря-
сеніе, поднявшее снова земную поверхность
и давшее ей настоящій видъ. Для насъ осо-
бенное значеніе имѣетъ Чермное море по
чудесному переходу чрезъ него Израильтянъ,
по выходѣ ихъ изъ Египта.

Череменецкій Іоанно-Богословскій об-
щежительный мужской монастырь, 2 класса
Находится въ С.-Петербургской губ., въ
20 вер. отъ г. Луги, на островѣ Череменец-
каго озера. Основанъ, по преданію, въ
XV вѣкѣ при великомъ князѣ Іоаннѣ III.
Управляетъ имъ игуменъ, братіи 73 чело-
вѣка. Храмовъ два, каменныхъ. Во владѣ-
ніи м-ря 755 дес. земли.

Чернавскій, Николай Михайловичъ, пи-
сатель, родившійся въ 1872 г., окончившій
казанскую дух. академію; нынѣ пом. смотр.,
Пермскаго дух. училища. Его труды - «Орен-
бургская епархія въ прошломъ ея и на-
стоящемъ», «Учрежденіе оренбургской епар-
хіи и раздѣленіе ея на уфимскую и собствен-
но оренбургскую», «Общій взглядъ на исто-
рію оренбурской епархіи». (Изданъ въ Орен-
бургѣ 1899 г.).

Черниговская епархія — была однимъ
изъ тѣхъ епископствъ, которыя появились
вскорѣ послѣ принятія христіанства Русью.
Въ 1197 г. отъ нея отдѣлилась рязанская епар-
хія. Когда Юго-Западная Русь подпала подъ
владычество Польши, Ч. еп. потеряла свое
значеніе, и хотя въ 1620 г. она и была воз-
становлена, но значеніе ея потерянное уже
не возвратилось; однимъ изъ ревностныхъ
устроителей ея былъ извѣстный Лазарь
Барановичъ, архіепископъ черниговскій и
сѣверскій. Въ ХVIІІ в. въ Еп. Чер. насчи-
тывалось до 16 мужскихъ и 4 женскихъ
монастырей. Съ 16 окт. 1799 г. — до
4 дек. 1803 г. — именовалась Малорос.
сійская и Черниговская. Епархіальными
архіереями ея были: Антоній Стахов.
скій съ 20 сент. 1713 г. — архіеписк.
Черниговскій; въ 1721 г.—митрополитъ Си-
бирскій; И. одіонъ Жураковскій съ 3 мая
1722 г.—архіепископъ Черниговскій; въ

1734 г. вышелъ на покой въ Кіево-Межигорск.
монастырь; Илларіонъ Рогалевскій съ 29 март.
1735 г.—архіеписк. Черниговскій; 11 окт.
1738 г.—вышелъ на покой въ Кіево-Печерскую
лавру; Никодимъ Сребницкій—съ 6 дек.
1738 г.—еписк. Черниговскій; 29 мая 1770 г.—
митрополитъ Тобольскій; Антоній Чернов-
скій съ 29 мая 1770 г. митрополитъ Черни-
говскій; Амвросій Дубневичъ съ 8 сент.
1742 еписк. Черниговскій; Ираклій Комаров-
скій съ 8 сент. 1752 г. еписк. Черниговскій;
въ 1761 г.—увол. на покой съ управленіемъ
Ильинск. мон.—Кириллъ Ляшевицкій съ
19 окт. 1761 г,—еписк. Черниговскій; Ѳе-
офилъ Игнатовичъ съ 17 окт. 1770 г,—
еписк. Черниговскій; Іерофей Малицкій съ
6 дек. 1788 г.—еписк. Черниговскій; 1 апр.
1796 г.—митр. Кіевскій; Викторъ Садковскій
съ 13 мая 1796 г.—архіепископъ Чернигов-
скій; Михаилъ Десницкій съ 18 дек. 1803 г.—
еписк. Черниговскій; 18 ноябр. 1806 г,—
архіеписк. 26 марта 1818 г.—митр. Петер-
бургскій; Симеонъ Крыловъ съ 16 іюня 1818 г.
—епископъ Черниговскій; 17 сент. 1819 г.
—архіепископъ; 26 сент. 1820 г.—
архіеписк. Тверской; Лаврентій Бакшевскій
съ 26 сент. 1820 г.—еписк. Черниговскій;
22 авг. 1826 г.—архіеписк.; 14 марта 1831 г.—
увол. на покой въ переясл. мон.; Влади-
миръ Ужинскій съ 28 марта 1831 г. архі-
епископъ Черниговскій; 19 сент. 1836 г.—
Казанскій; Павелъ Подлинскій съ 26 сент.
1836 г. еписк. Черниговскій; 27 марта
1839 г.—архіепископъ; 18 апр. 1859 г.
увол. на покой въ Переясл. Троицк. мон.;
Филаретъ Гумилевскій 2 мая 1859 г.
—архіеписк. Черниговскій; Варлаамъ
Денисовъ съ 9 ноябр. 1866г.—еписк.
Черниговскій; 31 марта 1868 г.—архіеписк.;
16 авг. 1871 г. увол. на покой
въ новгор.-сѣверск. Спасск. мон.; Наѳанаилъ
Савчёнко съ 18 авг. 1871 г.—еписк. Черни-
говскій; 31 марта 1874 г.—архіеписк.; Се-
рапіонъ Маевскій съ 15 мая 1876—г. епи-
скопъ Черниговскій; 6 марта 1882 г.—Архан-
гельскій; Веніаминъ Быковскій съ 5 апр.·
1882 г.-епископъ Черниговскій; Сергій Со-
коловъ съ 26 марта 1893 г.—еписк. Черни-
говскій; Антоній Соколовъ 3 сент. 1893 г.—
еписк. Черниговскій; Василій съ 1912 г.—
еписк. Черниговскій; мужскихъ монасты-
рей—9; монашествующихъ—151; послушни-
ковъ—55; женскихъ монастырей—6; мона-
шествующихъ—198; послушницъ—247; цер-
квей-соборныхъ —15; приходскихъ—1.266;
домовыхъ—146; приписныхъ—82; всего—


 

2365

2366

1.564; часовенъ—17; духовенства—протоіере
евъ—43; священниковъ—991; діаконовъ—68;
псаломщиковъ—1.065; лицъ православнаго
исповѣданія мужскаго пола — 1.167.101;
женскаго—1.164.953; всего—2.332.054;
библіотекъ при церквахъ—603; церковно-
приходскихъ попечительствъ—980; больницъ
при церквахъ—нѣтъ; при монастыряхъ—4; бо
гадѣленъ при церквахъ—9; школъ двух-
классныхъ—8; одноклассныхъ—610; грамо-
ты—139; всего—757; учащихся—39.389.

Черниговскій Елецкій Успенскій необще-
жительный мужской монастырь, 1 класса,
въ г. Черниговѣ. Основанъ м-рь княземъ
Святославомъ Ярославичемъ въ XI вѣкѣ;
въ 1240 г. онь былъ сожженъ Батыемъ и
до 1445 г.- находился въ запустѣніи, когда
возстановленъ; затѣмъ его дважды (въ 1579
и 1611 г.) разоряли поляки, съ 1624 г. по
1649 г. на развалинахъ его обитали іезуиты
и доминиканцы, изгнанные Богданомъ Хмѣль
ницкимъ, послѣ чего м-рь началъ было воз-
станавливаться, но въ 1718 г. значительно
пострадалъ отъ пожара и къ былому бла-
госостоянію своему сталъ возвращаться
только съ конца ХVIII вѣка. Въ настоящее
время м-рь владѣетъ 2-мя домами въ Чер-
ниговѣ, 223 дес. земли, водяною мельницею
и проч. имуществомъ. Храмовъ три, камен-
ныхъ. Управляетъ обителью новгород.-сѣ-
верскій викарій, братіи 13 человѣкъ. Въ
зданіи м-ря находится духовная консисто-
рія и духовное училище съ домовой цер-
ковью.

Черное духовенство — см. духовен-
ство, монашество.

Черноризецъ филологъ — извѣстный
проповѣдникъ XVI в.; черноризецъ—было
его прозвищемъ, а настоящее его имя было
Аникита Левъ, происходилъ онъ изъ Сер-
біи, на что ясно указываетъ его языкъ
письма и правописаніе. Онъ извѣстенъ въ
Россіи, какъ составитель нѣсколькихъ по-
хвальныхъ словъ въ память русскихъ свя-
тыхъ, (Савватію Соловецк. св. благов. кн.
Михаилу Чернигов. препод. Зосимѣ ..), кото-
рыя обнаруживаютъ его прекрасный ора-
торскій талантъ, выработанный изученіемъ
проповѣдническихъ образцовъ, а также и
практикой.

Черноризецъ Храбръ—болгарскій мо-
нахъ, жившій въ концѣ IX и началѣ X в.,
извѣстной знатокъ болгарскаго языка и
греческой письменности. Первичныя данныя
объ азбукѣ славянской и письменности -

принадлежатъ ему, они извѣстны подъ на-
званіемъ «О писменахъ Чръноризьця Хра-
бра» и «Сказаниіе како състави святый
Курилъ Словѣнамъ писмена противоу іазы-
коу». Они сохранились въ четырехъ спи-
скахъ, древнѣйшій изъ которыхъ хранится
въ московской сѵнодальной библіотекѣ,
относясь къ 1348 г. Предположенія, выво-
димыя изъ свидѣтельствъ Ч. Хр. сво-
дятся къ слѣдующимъ: а) что славяне до
принятія христіанства не имѣли азбуки,
пользуясь для этого черточками и др. зна-
ками, б) что послѣ принятія христіанства
до Кирилла и Меѳодія они (т. е. славяне)
пользовались латинскими и греческими бук-
вами и, наконецъ, в) что только Кириллъ
«сотвори имъ писмена тридесяте и осмь,
ова оубо по чиноу, грѣчьскыхъ писменъ,
ова же по словѣньстѣй рѣчи».

Четвероевангеліе (см. Евангеліе). — Ч.
иначе и называется Евангеліемъ; Ч. обни-
маетъ собою четыре книги Евангелія отъ
Матѳея, отъ Марка, отъ Луки и отъ Іоанна.

Четвериковъ, И. П., проф. Кіевской ду-
ховной академіи. Его труды: «О Богѣ, какъ
личномъ существѣ и др. четырехъ законо-
положительныхъ книгъ Н ,ваго Завѣта».

Четки и Лѣстовка. Ч. представляютъ
собою ни что иное, какъ шарики (стеклян-
ные, костяные, янтарные и др.), нанизанные
на шнурокъ и увѣнчанные крестикомъ, или
отдѣльныя звенія которыхъ соединены ме-
таллическими крючками—служатъ для под-
счета молитвъ, поклоновъ; отъ слова счи-
тать произошло и названіе Ч. Употребля-
бляются Ч. въ правосл. церкви только мо-
нахами и монахинями. Л. же представляетъ
собою круглый ремень, у котораго вмѣсто
креста находится 4 лапостка, а между ними
7 передвижекъ и 9 ступенекъ кожаныхъ
и 100 такъ наз. «бабочекь»; Л. по своему
назначенію совпадаетъ съ Ч., служа также
для счета молитвъ и поклоновъ; она сохра-
нилась у раскольниковъ и единовѣрцевъ.
Происхожденіе Ч. преданіе относитъ ко
времени препод. Пахомія Великаго, который,
будучи основателемъ монашескаго обще-
житія, ввелъ Ч. для неграмотныхъ своихъ
учениковъ-монаховъ, обязанныхъ произно-
сить каждый день извѣстное число молитвъ
и поклоновъ. Л. есть только позднѣйшее
измѣненіе Ч.

Четыредесятники —раскольники, празд-
новавшіе Пасху въ одинъ день съ евреями.
Ч. извѣстны уже во II-мъ вѣкѣ въ Римѣ,


 

2367

2368

но есть данныя за то, что они были тамъ
и немного раньше, а осуждены были толь-
ко Лаодикійскимъ соборомъ, признавшимъ
ихъ ученіе еретическимъ. Основателемъ
этой секты былъ нѣкій монахъ римскій.
Властъ, который хотѣлъ ввести на Западѣ
малоазійскій обычай празднованія Пасхи
въ день вмѣстѣ съ іудеями, и не призна-
валъ другого для сего празднества срока.
Противъ Власта и его послѣдователей вы-
ступилъ св. Ириней, написавшій по поводу
этого раскола нѣсколько сочиненій.

Четыредесятница св.—такъ именуется
Великій постъ. См. сл. посты.

Чеховичъ—Венедиктъ Павловичъ,, писа-
тель, жившій между 1804 и 1862 гг., уро-
женецъ Вологодской губерніи, окончившій
курсъ Кіевской Духовно академіи. Участво-
валъ въ изданіи «Трудовъ Кіевской Духов-
ной Академіи», завѣдуя преимущественно
латинскими переводами; большая часть пе-
реводовъ твореній св. Кипріана—принадле-
житъ Ч.

Чечелевскій Іоанно-Предтеченскій не-
штатный общежительный женскій мона-
стырь находящійся въ Херсонской губ.,
Александрійскаго уѣзда, въ Душенкевич-
ской волости, въ селѣ Чечелевкѣ, основанъ
въ 1870 г. 2 каменныхъ храма, школа, го-
стиница. Игуменія, 10 монахинь.

Чигиринскій Троицкій заштатный не-
общежительный женскій монастырь нахо-
дящійся въ Кіевской губ., въ 2 вер. отъ
уѣзднаго гор. Чигирина, существуетъ, какъ
мужской, съ 1627 г., въ 1735 г. переимено-
ванъ въ женскій. Игуменія, 234 монахини.

Чижевскій, Іоаннъ Лукичъ—духовный
писатель, родившійся въ 1821 г. Изъ его
трудовъ замѣчательны слѣдующія: «Цер-
ковное хозяйство», «Общіе способы при-
зрѣнія священно-церковно-служителей и
ихъ семействъ», «Руководство къ произ-
водству слѣдствій къ удостовѣренію дѣй-
ствительности браковъ и рожденій», «Цер-
ковное письмоводство», «Устройство пра-
вославной россійской церкви, ея учрежденія
и дѣйствующія узаконенія по ея управле-
нію», «Златое Сочиненіе Самуила раввина
іудейскаго». Чижевскій состоялъ также ре-
дакторомъ до 1883 г. «Харьковскихъ Еп.
Рѣдомостей».

Чикойскій Іоанно-Предтеченскій обще-
жительный мужской монастырь, заштатный,
находящійся въ Забайкальской области.
Верхнеудинскомъ округѣ, въ 6 вер. отъ се-

ленія Урлука, при р. Чикоѣ, правомъ при-
токѣ р. Селенги. Основанъ въ 1820 г. въ
видѣ скита, который возведенъ въ степень
монастыря въ 1835 г. Храмовъ три, дере-
вянныхъ. Братіи 14 человѣкъ, во главѣ
ихъ игуменъ.

Чиновники архіерейскіе свѣтскіе. Съ
принятіемъ христіанства Русь переняла
многое изъ устройства греческой прав.
церкви. При епископахъ, митрополитахъ и
патріарховъ, для лучшаго исполненія лежа-
щихъ на нихъ обязанностей, состоялъ цѣ-
лый штатъ разныхъ чиновниковъ, число
которыхъ достигало до 45, избираемыхъ
изъ духовныхъ лицъ; въ русской церкви
сначала такими Чин. были клирики Каѳе-
дральнаго Собора, но съ конца XIV в. они
стали вытѣсняться свѣтскими служилыми
людьми архіерея. Чин. архіерея вскорѣ дѣ-
лаются чиновниками епархіальнаго упра-
вленія. Въ XV и XVII вв. Ч. дѣлаются уже
необходимымъ и вполнѣ организованнымъ
институтомъ. Свѣтскіе Ч. архіерея были
3 разрядовъ: А. завѣдывающіе различными
отраслями епарх. упр.: а) архіерейскіе бояре,

б) дьяки, в) намѣстники, г) десятильники,
д) тіуны арх., е) праветчики и доводчики,
ж) пристава. В. завѣдующіе архіер. дво-
ромъ: а) дворецкій архіер. б) волостели,

в) архіер. приказчики, г) стряпчіе; С. зани-
мающіе придворные должности: а) архіер.
стольники, б) кравчіе, в) конюшій, г) чаш-
ники. Ч. вызывали большое неудовольствіе
духовенства, въ виду своего свѣтскаго ха-
рактера, и мало-по-малу, благодаря настойчи-
вости послѣдняго, они (т. е. Ч.) были уни-
чтожены (соборы 1666 и 1675 г.) и замѣняемы
духовными лицами.

Чиновникъ архіерейскаго священно-
служенія—
такъ называется служебникъ,

заключающій въ себѣ тѣ обряды и моли-
твословія, которыя бываютъ только при
архіерейскомъ богослуженіи—чины посвя-
щенія чтеца, діакона, священника, освяще-
нія антиминса и др.

Чинопослѣдованіе — молитвословія въ
богослужебныхъ книгахъ, къ которымъ
примѣняется слово «чинъ» и «послѣдова-
ніе»—«Чинъ»—какъ для извѣстнаго бого-
служенія изложены всѣ молитвы и порядокъ
ихъ, а «послѣдованіе»—какъ слѣдовать бо-
гослуженіе должно за другимъ въ извѣст-
номъ порядкѣ. Такая книга подъ названіемъ
Ч. и содержитъ изв. порядокъ слѣдованія
молитвъ.


 

2369

2370

Чинъ—означаетъ порядокъ, и однозна-
чущъ съ словомъ уставъ. Такъ, напримѣръ,
бываютъ Ч·: «Ч. божественной литургіи»,
«Ч. преждеосвященныхъ даровъ», «Ч. надъ
кутіею», «Ч. великія вечерни сіе есть бдѣ-
нія всенощнаго» или «Уставъ священно-
служенія, сирѣчь какъ служатъ діаконъ со
священникомъ на велицѣй вечерни» Чинъ,
бываемый въ недѣлю православія и др.

Числъ книга-четвертая каноническая
книга Ветхаго Завѣта, извѣстная въ древ-
ности у евреевъ подъ названіемъ «Вай-
дабберъ», а въ греческой библіи называется
«Αρὶμοι (числа) такъ какъ въ первыхъ ея
главахъ исчисляются народъ, левиты, пер-
венцы. Появленіе ея относятъ къ концу
40 года странствованія израильтянъ. Кромѣ
историческихъ данныхъ, она содержитъ
много законовъ, хотя извѣстныхъ уже въ
книгахъ Исходъ и Левитъ, но касающихся
большею частью священническаго чина, а
равно праздниковъ, жертвъ, обѣтовъ.

Численская икона Божіей Матери. Бого-
матерь изображена на ней во весь ростъ,
стоящею на облакахъ въ коронѣ съ Пред-
вѣчнымъ Младенцемъ на рукахъ. Празд-
нуется 30 октября.

Чистительная икона Божіей Матери на-
ходится въ монастырѣ на островѣ Кипрѣ.
Названа она чистительной потому, что къ
ней прибѣгаютъ и получаютъ исцѣленіе
больные глазами. Празднованіе ей 20 апрѣля.

Чистопольскій Успенскій нештатный,
необщежительный женскій монастырь, на-
ходящійся въ Казанской губ., въ гор. Чисто-
полѣ, основанъ въ 1864 г. подъ видомъ
общины. 2 храма, церковно - приходская
школа, богадѣльня, больница.

Чистовичъ, Илларіонъ Алексѣевичъ пи-
сатель, профессоръ жившій съ 1828 до
1893 г., окончившій курсъ СПБ. Духовной
Академіи Ч. написалъ много трудовъ по
исторіи рус. церкви, изъ коихъ замѣча-
тельны слѣдующіе: «Древне-греческій міръ
и христіанство въ отношеніи къ вопросу о
безсмертіи и будущей жизни человѣка», «Вы-
гоцкая раскольническая пустынь», «Испра-
вленіе славянской Библіи передъ изданіемъ
1751 г.», «Рѣшиловское дѣло», «Исторія
православной церкви въ Финляндіи», «Нов.
городскій митрополитъ Іовъ и его перепи-
ска», «Очеркъ исторіи западно-русской
церкви», «Руководящіе дѣятели духовнаго
просвѣщенія въ Россіи въ первой половинѣ
текущаго столѣтія. Комиссія дух. дѣлъ» и др.

Чтецы—см. церковные чтецы.

Читинскій Богородицкій нештатный обще-
жительный женскій монастырь, находящійся
въ Забайкальской области въ гор. Читѣ,
основанъ въ 1886 г. въ видѣ общины, ко-
торая въ 1893 г. переименована въ мона-
стырь. Храмъ одинъ. Церковно-приходская
школа. Игуменія, 20 монахинь.

Чонско-Макаріевъ 2 класса необщежи-
тельный женскій монастырь, находящійся
въ Могилевской губ., въ 12 вер. отъ уѣзд-
наго гор. Гомеля. Игуменія, 48 сестеръ.

Чудеса. Чудо есть доступное внѣшнему
наблюденію дѣйствіе или событіе сверхъ-
естественное, но ни противоестественное,
производимое непосредственно силою Бо-
жіею для достиженія важныхъ религіоз-
ныхъ цѣлей на пути спасенія. Самъ Іисусъ
Христосъ въ чудѣ, какъ самомъ очевид-
номъ и доступномъ доказательствѣ, нахо-
дилъ свидѣтельство Божественности Сво-
его посланничества. «Когда не вѣрите Мнѣ,
то вѣрьте Моимъ дѣламъ», говорилъ Онъ
(Іоан. 10, 38). На нихъ опирались въ своей
проповѣди и св. апостолы (2 Кор. 12; 11,
12; Гал. 1, 15 —17; Дѣян. 11, 17 и др.). На
силу Божію, какъ на дѣйствующую причи-
ну чудесъ, или на источникъ ихъ указы-
ваетъ Св. Писаніе, когда называетъ чудеса
силами (Матѳ. 11, 20—23; 13, 58). Съ дру-
гой стороны, всѣ библейскія чудеса совер-
шались именно для достиженія важныхъ
религіозныхъ цѣлей. Такъ, чудеса ветхо-
завѣтныя имѣли цѣлью—воспитать еврей-
скій народъ въ особый народъ Божій, со-
хранить и черезъ него распространить во
всемъ родѣ человѣческомъ истинное бого-
познаніе и богопочтеніе, всѣ религіозныя
преданія, чаянія и надежды; чудеса ново-
завѣтныя имѣли цѣлью — убѣдить людей,
что Іисусъ Христосъ есть истинный Сынъ
Божій, посланный Богомъ Отцомъ въ міръ,
и тѣмъ расположить къ принятію Его Бо-
жественнаго ученія. Въ этомъ смыслѣ чу-
деса называются въ Новомъ завѣтѣ зна-
меніями (Матѳ. 12; 38. 39; Іоан. 2; 11, 18;
6; 30), т.-е. видимыми знаками, очевидными
доказательствами того, что въ данномъ
случаѣ говоритъ и дѣйствуетъ непосред-
ственно, или въ лицѣ своихъ посланни-
ковъ, самъ Богъ. Чудеса въ Св. Писаніи
называются еще дивными дѣлами (Псал.
138, 14). Всѣми вышеприведенными назва-
ніями характеризуются различныя свойства
чуда, изъ соотношенія которыхъ можно


 

2371

2372

составить общее понятіе о чудѣ (высказ.
вначалѣ). Видимая отличительная черта
чуда—это его поразительность, необычай-
ность. Съ представленіемъ о чудѣ всегда
соединяется мысль о явленіи, не вытекаю-
щемъ изъ обычнаго дѣйствія силъ и зако-
новъ природы. Процессъ совершенія чуда
непостижимъ и необъяснимъ естествен-
нымъ путемъ, потому что источникъ чуда
заключается въ силѣ Божіей, возводящей
его на степень явленія сверхъестественна-
го въ полномъ смыслѣ этого слова. Еги-
петскіе волхвы въ чудесахъ Моисея видѣли
«перстъ Божій». Слѣдуетъ замѣтить, что
чудеса совершались и совершаются не
только при наличности внѣшней причины,
если есть на лицо самый чудотворецъ, а,
главнымъ образомъ, если имѣются вну-
треннія нравственныя условія для ихъ со-
вершенія. Чудодѣйственная сила Іисуса
Христа, конечно, никогда не умалялась и
не прекращалась, но Онъ далеко не всегда
творилъ чудеса, а нерѣдко отказывалъ въ
нихъ (Матѳ. 12, 38—39; 13; 58). Большею
частію чудеса дѣйствуютъ на внѣшнія чув-
ства толпы, и усвоеніе истины подъ влія-
ніемъ ихъ бываетъ механическимъ, не глу-
бокимъ; гораздо вѣрнѣе были тѣ ученики,
разсуждаетъ Іоаннъ Златоустъ которые не
чудесами только были привлекаемы ко
Христу, но и ученіемъ Его, ибо чудеса
увлекали болѣе грубыхъ, а болѣе разум-
ныхъ — пророчества и ученіе. Поэтому тѣ,
которые были плѣнены ученіемъ, были твер-
же привлеченныхъ знаменіями; ихъ-то Хри-
стосъ ублажалъ, говоря: «блаженны не ви-
дѣвшіе, но увѣровавшіе» (Іоан. 20, 29). И,
дѣйствительно, Іисусъ Христосъ открывалъ
Свою чудодѣйственную силу только передъ
вѣрующими въ Него. Онъ порицалъ тѣхъ,
которые окружали Его только изъ жажды чу-
десъ (Лук. 11, 29). Онъ не творилъ чудесъ
тамъ, гдѣ не находилъ соотвѣтствующихъ
нравственныхъ условій для ихъ совершенія;
это и понятно, потому что чудеса въ этомъ
случаѣ теряли свой нравственный смыслъ
и значеніе для людей. «И не совершилъ
тамъ многихъ чудесъ по невѣрію ихъ»,
сказано въ Евангеліи по поводу посѣщенія
Іисусомъ Христомъ жителей Назарета
(Мате. 13, 58). Тутъ, между прочимъ, ле-
житъ ключъ къ отличенію истинныхъ чу-
десъ отъ мнимыхъ, ложныхъ, языческихъ,
совершаемыхъ демонами по попущенію Бо-
жію. Это дѣйствія, лишенныя нравственно-

обусловленнаго характера. Они поражаютъ
своею странностію и чудовищностію, но
не отличаются нравственными благотвор-
ными цѣлями. Чудеса демонскія всегда
служатъ лжи и злу (исторія Іова, Товита,
искушеніе Іисуса Христа). Главное, по-
стоянно повторяемое, возраженіе противъ
чудесъ заключается въ томъ, что чудо
есть нарушеніе законовъ природы, а нару-
шеніе законовъ природы, въ силу ихъ не-
измѣнности и необходимости—невозможно.
Но противъ этого слѣдуетъ прежде всего
сказать слѣдующее. Законы природы не
противорѣчатъ волѣ Божіей; вселенная не
есть машина, и отношеніе къ ней ея Твор-
ца нисколько не походитъ на отношеніе
мастера къ своей машинѣ. Сами по себѣ
законы не могутъ производить ничего; они
просто обозначаютъ неизмѣнную послѣдо-
вательность явленій—и ничего больше. За-
коны природы не объясняютъ, почему вещи
дѣйствуютъ такимъ-то образомъ, а только
высказываютъ въ общей формулѣ, какъ
они дѣйствуютъ. Въ механизмѣ, создан-
номъ человѣкомъ, дѣйствуютъ уже данныя
силы по даннымъ законамъ, которые не
зависятъ отъ воли мастера или художника,
а потому если что измѣнить въ устрой-
ствѣ, то механизмъ или совсѣмъ разстро-
ится, или будетъ дѣйствовать не такъ,
какъ должно. Поэтому утверждать, что
міръ управляется законами и въ этомъ
управленіи не участвуетъ Высочайшій ис-
точникъ этихъ законовъ, это значитъ
олицетворять законъ и поставлять миѳи-
ческое и баснословное существо на мѣсто
истиннаго и живого источника всякой
жизни—Бога. Вмѣстѣ съ этимъ намъ из-
вѣстно, что всевозможные законы міровой
жизни подчинены одному общему, вслѣд-
ствіе чего тамъ, гдѣ сталкиваются два за-
кона, одинъ уступаетъ мѣсто другому,
низшій—высшему, слабѣйшій сильнѣйшему.
Вездѣ вокругъ себя мы видимъ ограниче-
ніе механическихъ законовъ динамически-
ми, химическихъ жизненными, физическихъ
нравственными, но во всѣхъ подобныхъ
случаяхъ мы не имѣемъ права говорить, что
произошло нарушеніе извѣстнаго закона,
или что совершилось нѣчто, противное при-
родѣ. Когда я поднимаю руку и долго держу
ее въ такомъ положеніи, то законъ тяготѣ-
нія относительно моей руки не отрицается
и не уничтожается; онъ по-прежнему силенъ,
но его задерживаетъ высшій законъ моей


 

2373

2374

воли. Химическій законъ разложенія мерт-
ваго тѣла не уничтожается, когда при
помощи другихъ веществъ задерживается
разложеніе. Законъ грѣха въ возрожден-
номъ человѣкѣ непрестанно ограничивает-
ся закономъ духа. Всѣ эти примѣры, взя-
тые изъ опыта, служатъ пояснительной
аналогіей для того положенія, что дѣйствія
Божіи, проявляемыя въ чудесахъ не суть
нарушеніе законовъ природы; тѣмъ болѣе мы
не имѣемъ права видѣть въ чудесахъ на-
рушеніе законовъ природы, что чудеса
являются уничтоженіемъ ненормальнаго
порядка природы и возстановленіемъ есте-
ственнаго, нормальнаго. Самое великое чудо
воскресенія мертвыхъ не заключаетъ себѣ
ничего, противнаго природѣ, ничего не-
естественнаго, потому что основной законъ
нашего созданія — жизнь, а не смерть. Въ
чудесахъ природа возвращается къ своимъ
основнымъ законамъ, вложеннымъ въ нее
при твореніи. Этимъ устраняется и то
возраженіе, что понятіе чуда заключаетъ
въ себѣ будто бы мысль о противорѣчіи
Бога Самому Себѣ и Его неизмѣняемости.
Въ чудесахъ, напротивъ, высказывается
неизмѣняемость Божественныхъ опредѣле-
ній и положенныхъ Имъ законовъ, когда
они приводятся Божественною силою къ
нормальному дѣйствію. Если знаніе врача
можетъ останавливать и уничтожать то
или другое дѣйствіе болѣзни, разруши-
тельное для нашего организма; если знаніе
физика можетъ предотвращать нѣкоторыя

опасныя для насъ явленія, напр., громовые
удары, и употреблять въ нашу пользу са-
мыхъ могучихъ дѣятелей природы, какъ
паръ, электричество и т. п., то тѣмъ бо-
лѣе Творецъ природы, воля Котораго есть
высшій всеобщій и вѣчный законъ для
всего существующаго, можетъ обновлять
природу путемъ вышеестественнымъ, не
противорѣча ея законамъ и не нарушая ея
чина и порядка. Говорятъ: «вѣкъ чудесъ
прошелъ: умершіе не воскресаютъ, больные
не исцѣляются, духи добра и зла не явля-
ются на помощь человѣку, солнце и луна
не останавливаются въ своемъ теченіи,
воды морей и рѣкъ не отступаютъ предъ
человѣкомъ, пророки умолкли. То, что
прежде считали дѣйствительнымъ, теперь
признается невозможнымъ. Если же, будто-
бы и по сіе время въ разныхъ мѣстахъ
случаются чудесные случаи, то это не бо-
лѣе, ни менѣе, какъ обманъ и заблужденіе

очевидцевъ чудесъ. Значитъ чудесъ нѣтъ.
Но такого рода отрицательныя положенія
прямо показываютъ, что на нихъ нельзя
ссылаться, какъ на рѣшительныя доказа-
тельства; именно, исторія показываетъ, что
факты, которые прежде не подтверждались
никакимъ опытомъ, часто повторялись по-
томъ, и были оцѣнены какъ истинные
факты. Опытомъ провѣрить чудо, какъ ка-
кое-нибудь физическое явленіе, нельзя. Съ
другой стороны, чудеса происходятъ и те-
перь, только они легче замѣчаются вѣ-
рующими. Мы убѣждены, что Богъ откры-
вая Себя немногимъ въ знаменіяхъ и чу-
десахъ, могъ бы открыть Себя и всякому
человѣку; людямъ не было бы нужды тогда
спорить о достовѣрности чудесъ. Но мы
видимъ въ дѣйствительности, что Богъ,
будучи недалеко отъ каждаго изъ насъ,
остается незамѣченнымъ многими по не-
вѣрію ихъ (Матѳ. 17, 20). Если человѣкъ
остается глухъ и нѣмъ къ добрымъ при-
зывамъ Евангелія, то Богъ не откроетъ
Себя ему ни въ душѣ его, ни въ жизни, и
во вселенной онъ не будетъ видѣть Бога
и Его дѣлъ: міръ будетъ для него лишь
громаднымъ безстрастнымъ механизмомъ,
производящимъ и разрушающимъ свои со-
зданія безъ цѣли и смысла. Божественныя
чудеса будутъ оставаться незамѣченными
для такого человѣка. Этимъ и объясняет-
ся, почему Іисусъ Христосъ во время Сво-
ей земной жизни весьма часто отказывал-
ся совершать чудеса, запрещалъ разгла-
шать о чудесахъ, уже совершенныхъ и т. п.
Вотъ почему большинство чудесъ Онъ со-
вершилъ среди простыхъ, безхитростныхъ
галилеянъ, добрыхъ и вѣрующихъ въ
Него. Говорятъ еще, что для признанія из-
вѣстнаго явленія за чудо нужно знать всѣ
законы природы, а поэтому относить къ
разряду чудесныхъ слѣдуетъ только такія
событія, которыя не объясняются есте-
ственнымъ путемъ. Но для признанія из-
вѣстныхъ явленій за чудеса вовсе нѣтъ
нужды знать всѣ силы природы и образъ
ихъ дѣйствія. Тутъ достаточно устано-
вить, могла ли данная причина—слово,
прикосновеніе и т. д. — сама по себѣ про-
извести разсматриваемое чудесное явленіе.
Конечно, мы не умѣемъ опредѣлить какъ
велика сила гипнотическаго внушенія или
самовнушенія, но мы знаемъ вѣрно, что
она не можетъ дать слѣпорожденному зрѣ-
нія, глухонѣмому—слуха. Мы не знаемъ,


 

2375

2376

какъ долго можетъ пробыть человѣкъ въ
мнимой смерти—летаргическомъ снѣ, но
намъ вѣрно извѣстно, что умершій,
находившійся нѣсколько дней во гробѣ
и уже подвергшійся тлѣнію и разложенію,
какъ, напр., Лазарь, не
возвращается къ жизни есте-
ственною силою. Всѣмъ извѣстно, что
гніеніе и разложеніе противоположны жиз-
ни, а тутъ изъ нихъ возникаетъ жизнь. Для
правильнаго понятія и оцѣнки чудесъ впол-
нѣ достаточно неповрежденности внѣшнихъ
чувствъ и здраваго ума, т. е. свободнаго
отъ предразсудковъ и увлеченій. А всего
этого въ простыхъ людяхъ бываетъ боль-
ше, чѣмъ въ высокоумной учености. Сви-
дѣтелями многихъ поразительныхъ чудесъ
во время земной жизни Іисуса Христа были
фарисеи, ученые знатоки закона, и садду-
кеи, образованные раціоналисты своего
времени; но ни тѣхъ ни другихъ чудеса
Христовы не привели къ вѣрѣ въ Него.
Причиною этого были предразсудки ихъ:
для фарисеевъ уничиженное состояніе Хри-
ста, несоотвѣтствующее ихъ личному пред-
ставленію о Мессіи, а для саддукеевъ—
ихъ раціонализмъ. Только подъ условіемъ
обращенія къ Господу, сердечнаго измѣне-
нія, нравственнаго перерожденія, достовѣр-
ность чудесъ становится очевидною и убѣ-
дительною. А нравственное перерожденіе
требуетъ внутренней работы надъ собою
и благодати Божіей.

Чудецкій Павелъ Ивановичъ,—дух. пи-
сатель, ректоръ въ Тифлисской дух. семи-
наріи, †1886 г., сочиненія: «Опытъ истори-
ческаго изслѣдованія о числѣ монастырей
русскихъ закрытыхъ въ XVIII и XIX вв.,
«Родной языкъ: обученіе механическому
чтенію и письму».

Чудовъ, каѳедральный 1 класса необще-
жительный мужской монастырь, находящій-
ся въ г. Москвѣ, въ Кремлѣ, основанъ
святителемъ Алексіемъ въ 1365 году. Въ

1382 г. горѣлъ, былъ возстановленъ, но въ
1493 и 1547 г.г. былъ опустошенъ и въ
1501 г. и въ 1556 г. снова возстановленъ.
Несмотря на бѣдствія, которыя монастырь
преслѣдовали, онъ къ XVI в. достигъ про-
цвѣтанія и получилъ наименованіе Вели-
кой Лавры. Въ 1764 г. монастырь зачисленъ
въ ставропигіальные. Въ 1812 г. монастырь
былъ ограбленъ и поруганъ французами. Мо-
настырь имѣетъ и историческое значеніе,
такъ какъ въ немъ были крещены и по-
стрижены многіе цари и князья. 4 храма,
всѣ очень благолѣпные. При монастырѣ
хранятся многіе древніе предметы: церков-
ная утварь, облаченія, въ библіотекѣ—
цѣнныя старинныя рукописи. Во главѣ его
намѣстникъ-архимандритъ, братіи 49 чело-
вѣкъ.

Чудо отъ иконы въ Кіево-Печерскомъ мо-
настырѣ. Нѣкій Сергій, кіевлянинъ родомъ,
завладѣлъ деньгами, оставленными дру-
гомъ его, Іоанномъ, въ наслѣдство его
малолѣтнему сыну. Не желая разстаться
съ ними, онъ далъ ложную клятву передъ
иконой Богоматери, что денегъ для на-
слѣдника не имѣетъ, и хотѣлъ облобызать
икону, но невидимая сила не допустила
его до образа и это заставило его при
всѣхъ покаяться въ своемъ преступленіи.
Деньги спрятанныя въ его горницѣ оказа-
лись, благодаря заступничеству Богомате-
ри, въ удвоенномъ количествѣ и были
отданы наслѣдникомъ на построеніе храма.
Празднованіе этого событія совершается
24 марта.

Чуровскій (или Хировскій) Николаев-
скій заштатный общежительный женскій
скитъ, находящійся въ Бессарабской губ., въ
10 вер. отъ уѣзднаго гор. Оргѣева, осно-
ванъ неизвѣстно когда. По преданію, прежде
здѣсь находился мужской скитъ, въ 1803 г.
сгорѣвшій, въ 1805 г. — возобновленный
Одинъ каменный храмъ. Игуменія, 72 сестры.


Страница сгенерирована за 0.38 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.