Поиск авторов по алфавиту

Э

Эгидій—французскій отшельникъ, при-
численный къ лику святыхъ. Свѣдѣнія о
его жизни въ различныхъ источникахъ не-
одинаковы; неизвѣстно даже время его
жизни (VI, VII или VIII в.). Въ 1865 г. от-
крытъ гробъ съ его останками. Память—
1 сентября.

Эдиктъ—св. мученикъ, пострадалъ во
Ѳракіи при Діоклетіанѣ; память 13 ноября.

Экзархъ—см. Екзархъ, Э. Грузинскій—
см. сл. Грузинскій е.

Эксуперъ—святой, епископъ Тулузскій.
Пріобрѣлъ извѣстность праведной жизнью
и дѣлами благотворительности. Въ 408 г.


 

2385

2386

спасъ Тулузу отъ вандаловъ благодаря
своему мужеству. Скончался около 411 г.
Память—25 сентября.

Элеимонъ— преподобный монахъ; былъ
сначала воиномъ; отличался особеннымъ
человѣколюбіемъ. Скончался въ IV в. Па-
мять его—въ субботу сырной седмицы.

Элиса или Елиса—сынъ Іавана, сына
Іафетова. Іаванъ считался родоначальни-
комъ грековъ, Элиса же—родоначальникъ
греческаго племени эолійцевъ (по мнѣнію
Іосифа Флавія и бл. Іеронима).

Элифазъ —ѳеманитянинъ, одинъ изъ по-
томковъ Исава, изъ числа друзей Іова, упре-
кавшихъ его въ нечестіи и совѣтовавшихъ
ему покаяться, чтобы избѣжать несчастій,
которыя, по ихъ мнѣнію, Богъ посылалъ
Іову въ наказаніе за грѣхи (Іова, гл. 4—5;
15; 22). Однако Самъ Богъ обличилъ не-
правоту Элифаза и его сторонниковъ.

Эліавъ («Богъ есть отецъ» 1 Цар. 16, 6;
17, 13, 28, 2 Парал. 11, 18)—братъ Давида,
старшій сынъ Іессея. Сопровождалъ Саула
на войну съ филистимлянами. Когда Да-
видъ вознегодовалъ на вызовъ Голіаѳа,
Эліавъ упрекалъ его за высокомѣріе. Въ
царствованіе Давида былъ вождемъ колѣна
Іудина. Дочь его Авихаиль была замужемъ
за царемъ Ровоамомъ.

Эліаѳа («Богъ грядетъ»; 1 Парал. 25,4,27)
—одинъ изъ 14 сыновей Емана, прозорливца.
Въ числѣ другихъ былъ въ чредѣ служенія
пѣвцовъ при храмѣ.

Эліезеръ («Богъ есть помощь»): 1) Быт.
15, 2; гл. 25; рабъ Авраама, родомъ изъ
Дамаска, которому Авраамъ поручилъ вы-
брать невѣсту для Исаака, и который при-
велъ Ревекку. 2) Парал. 20, 35—31; 3 Цар.
22, 48—49; пророкъ, родомъ изъ Марещи,
сынъ Додавы. Предсказалъ гибель кораблей,
посланныхъ царемъ Іоасафатомъ изъ
Еціонъ-Гавера, и обличалъ Іоасафата за
союзъ съ израильскимъ царемъ Охозіею.

Эліуй («Богъ мой Онъ» Быт. 22, 21;
Іов. 32—37)—одинъ изъ друзей Іова, про-
исходившій отъ Вуза, сына Нахорова, и
потому бывшій родственникомъ Іову. Онъ
старался примирить спорившихъ съ Іовомъ
друзей и утверждалъ, что бѣдствія посы-
лаются Богомъ для испытанія людей.

Элія Капитолина — названіе римской
колоніи, основанной на мѣстѣ Іерусалима.
См. Іерусалимъ.

Элкана (1 Парал. 6, 27, 34) —отецъ про-
рока Самуила, левитъ; жилъ въ городѣ )

Рамѣ (въ колѣнѣ Ефремовомъ). Имѣлъ
двухъ женъ, Феннану и Анну. Сыномъ по-
слѣдней и былъ Самуилъ, отданный въ
младенческихъ лѣтахъ въ храмъ на слу-
женіе Господу (Цар., гл. 1 и 2).

Элулъ (Неем. 6, 15; 1 Макк. 14, 27)—
шестой мѣсяцъ іудейскаго церковнаго года.
Въ этомъ мѣсяцѣ были закончены стѣны
вокругъ Іерусалима, возобновлявшіяся
Ездрой; и составленъ актъ объ избраніи
Симона Маккавея начальникомъ и перво-
священникомъ. Элулъ соотвѣтствовалъ по-
слѣдней половинѣ сент. и первой—окт.

Эммаусъ см. Еммаусъ.

Эммерамъ — св. мученикъ, епископъ
галльскій. Проповѣдовалъ вѣру Христову
въ Баваріи, въ Регенсбурѣ. Убитъ вслѣд-
ствіе ложныхъ обвиненій со стороны нена-
видѣвшихъ его язычниковъ въ 715 г. Па-
мять 22-го сентября.

Эн-Гадди —см. Енгедди.

Эн-доръ—см. Ендоръ и Аэндорская вол-
шебница.

Энезій—преподобный іерихонскій (IV в.)
подвижникъ. Память въ субботу сырной
седмицы.

Эпархія—см. Епархія

Эпитимія—см. Епитимія.

Эпонихъ—преподобный, настоятель жен-
ской обители, ученикъ препод. Пахомія Ве-
ликаго. Память 15 мая.

Эразмъ—священномуч., епископъ фор-
мійскій, родомъ изъ Антіохіи. Своими чу-
десами обратилъ многихъ ко Христу, за
что былъ сосланъ Діоклетіаномъ, послѣ
мученій, въ отдаленный городъ, откуда пе-
реведенъ Максиміаномъ въ Сирмію. Здѣсь
принялъ мученія и скончался 10 іюня 303 г.
Память 4 мая.

Эразмъ—препод., подвижникъ Кіево-Пе-
черскій. Все свое состояніе употребилъ на
украшеніе главной монастырской церкви.
Скончался около 1160 г. Память 24 февраля.
См. сл. Явленіе Богоматери Еразму.

Эскуперій—св. мученикъ, діаконъ; по-
страдалъ въ числѣ свв. 49 мучч. въ Афри-
кѣ при Діоклетіанѣ. Пам. 23 апрѣля.

Эси (Эсія)—святой. Память 30 января.

Эси-св. Память 3 февраля.

Эси и Сосанна—свв. жены, ученицы св.
Панкратія, епископа тавроменійскаго. Па-
мять 7 іюня.

Эсромъ или Есромъ — одинъ изъ пред-
ковъ Давида, сынъ Фареса, сына Іуды, сына
Іакова, родоначальникъ поколѣнія Эсромова


 

2387

2388

(Чис. 26, 21; 1 Парал. 2, 21—22). О немъ
упоминается въ родословіи Христа (Матѳ.

I, 3; Лук. 3, 33).

Этика—ученіе о нравственности. Основ-
ными проблемами этики являются; съ одной
стороны ученіе о добродѣтеляхъ и о со-
вѣсти или сознаніи долга, съ другой—во-
просъ о свободѣ воли и о высшемъ благѣ;
послѣдній вопросъ сводится къ вопросу о
конечныхъ цѣляхъ. Религіозная этика ви-
дитъ высшее благо въ томъ, что христіан-
скіе богословы, называютъ Царствомъ Бо-
жіимъ, т. е. въ совершенномъ и гармони-
ческомъ общеніи высшихъ духовныхъ
существъ съ Богомъ, съ цѣлымъ міромъ и
другъ съ другомъ. Это составляетъ цен-
тральный пунктъ христіанской этики; исхо-
дя изъ него, этика даетъ отвѣты и на дру-
гіе вопросы. Съ этой точки зрѣнія высшей
цѣлью человѣческихъ стремленій является
развитіе дѣятельной любви; при томъ хри-
стіанскій идеалъ не только не требуетъ
ограниченія свободной воли, но, наоборотъ,
придаетъ ей существенное значеніе, такъ
какъ только свободное стремленіе къ осу-
ществленію Царства Божія ставится въ
заслугу человѣку; только свободное про-
явленіе его личныхъ способностей вмѣ-
няется человѣку.

Эфраимъ или Ефремъ—городъ въ ко-
лѣнѣ Ефремовомъ, на сѣверной границѣ
колѣна Веніаминова, близъ пустыни Іери-
хонской. Сюда удалился послѣ воскрешенія
Лазаря Іисусъ Христосъ, вслѣдствіе вра-
ждебнаго отношенія къ нему Іудеевъ (Іоан.

II, 64). Какъ предполагаютъ, на мѣстѣ
этого города находится теперь небольшое
селеніе Тайибехъ (въ 5 миляхъ отъ Веѳиля
и 16 миляхъ отъ Іерусалима). Эфраимъ не
слѣдуетъ смѣшивать съ Офрой, роднымъ
городомъ прор. Гедеона, въ колѣнѣ Манас-
сіиномъ.

Эѳіопская церковь—церковь въ Абис-
синіи. Эѳіопская церковь исповѣдуетъ мо-
нофизитство и распадается на нѣсколько
толковъ, при чемъ нѣкоторые изъ нихъ
близко подходятъ къ православію. Ученіе
Э. церкви излагается въ двухъ оффиціаль-
ныхъ символическихъ книгахъ: «Сипо-
досъ»—сборникѣ апостольскихъ и собор-
ныхъ постановленій и богословскихъ моно-
физитскихъ трактатовъ, и «Вѣрѣ отцовъ»—
сборникѣ свидѣтельствъ въ пользу моно-
физитскаго ученія, по большей части под-
ложныхъ, якобы сохранившихся отъ отцовъ

и учителей церкви за періодъ отъ временъ
апостольскихъ до патріарха Христодула
(1050—78). Богослужебныя книги заимство-
ваны частью у коптовъ, частью же тузем-
наго и иного происхожденія. Вообще, Э.
церковь отличается чрезвычайнымъ богат-
ствомъ богослужебныхъ текстовъ и пѣсно-
пѣній. Ежедневныя службы—тѣ же, что въ
православной церкви; Э. церковь признаетъ
и тѣ же 7 таинствъ. Посты по времени,
продолжительности и строгости одинаковы
съ коптскими и близки къ православнымъ.
Характерно необычайное изобиліе праздни-
ковъ. Э. церковь не пользуется автокефаль-
ностью, а подчинена коптскому патріарху,
который назначаетъ для управленія ей ми-
трополита («папасъ», «Абуна» — «отецъ
нашъ»), а иногда и другихъ епископовъ.
Но фактически управленіе церковью нахо-
дится въ рукахъ архимандрита дабралиба-
носской братіи («эчегге»). Большое вліяніе
на церковныя дѣла имѣетъ царь. Характер-
но, что духовенство, служащее не прини-
маетъ участія въ управленіи, и главная
роль принадлежитъ лицамъ, не имѣющимъ
священнаго сана. Такъ напр., благочинныя
(«ликакахнаты»)—духовнаго званія, но не
имѣютъ священнаго сана. Принты церквей
чрезвычайно многочисленны; при нѣкото-
рыхъ церквахъ насчитывается нѣсколько
священниковъ и діаконовъ. Кромѣ того,
при церквахъ группируются начетчики
(«дабтара»), не принадлежащіе къ духовен-
ству; они завѣдуютъ обученіемъ, перепи-
ской книгъ, пѣніемъ и играютъ важную
роль въ управленіи церковными имуще-
ствами. Монастырей очень много. Слабой
стороной Э. церкви является то, что она,
стремясь къ строгому соблюденію обрядо-
вой стороны, не обращаетъ вниманія на
проведеніе въ жизнь началъ христіанской
нравственности. Слѣдствіемъ этого являет-
ся необычайное развитіе суевѣрій и низкій
нравственный уровень массъ. Въ виду этого
одно время большой успѣхъ имѣли католи-
ческіе миссіонеры, такъ что при царѣ Сис-
синіи (1607—32) государство было признано
католическимъ. Но недовольство широкихъ
слоевъ населенія побудило Василида (1632—
67)—изгнать католиковъ. Въ настоящее
время, католическіе миссіонеры совершенно
не допускаются внутрь Абиссиніи и дѣй-
ствуютъ преимущественно въ итальянской
Эритреѣ. Протестантская пропаганда совер-
шенно не имѣетъ успѣха.


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.