Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 90. Каноническое послание подчиненным ему епископам

90 Правило Василия Великого.

Каноническое послание Василия Великого подчиненным ему епископам

 

418

419

420

Зонара. Святой написал своим епископам, когда услышал, что они от рукополагаемых ими берут деньги, хотя я, говорит он, счел это дело невероятным; но оно причинило мне печаль уже тем, что сделалось пред­метом подозрений, говоря почти тоже, что “мне прискорб­но, что вы таковы, что об вас идет такая молва". Ибо, по словам некоего другого мудрого мужа, бывает у иных такой прав, к которому не пристает обвинение, как например, если бы кто стал обвинять Аякса в распутстве. А что я пишу, продолжает святой, это пусть сознающий за собой что-нибудь подобное примет как врачество против зла; а чистый от него, как предостережение; ибо лекар­ства даются врачами тем, кто впал в болезнь, для увра­чевания и освобождения от болезни; тем же, которые еще не больны, предлагаются предохранительные средства, чтобы не впали в болезнь. А кто, говорит, равнодушен, т. е. кто не думает, что делает нечто худое, взимая (мзду) от рукополагаемых им, — чего, т. е. равнодушия, я не желал бы найти в вас, — пусть примет то, что пишется, как свидетельство против него, т. е. как увещание, как прощение. А равнодушия он справедливо не желал видеть; ибо кто грешит и знает, что делает худо, относительно того есть надежда, что, может быть, и воздержится от зла; а кто делает худое и не думает, что худое делает, никогда не может придти в покаяние и не воздержится от греха. А это я говорю по поводу слухов, что вы со­вершаете рукоположения за деньги и прикрываете зло именем благочестия, что еще хуже. Ибо кто делает зло и показывает вид, что делает нечто доброе, достоин сугубого наказания, как за то, что делает зло, так и за то, что употребляет доброе, т. е. имя доброго, а самое доброе, для споспешествования злу. Если это так, т. е. если это верно, то да будет исправлено. Рукополагающим за деньги необходимо напомнить слова св. Петра, которые он сказал Симону, когда этот принес деньги и

422

 

 

просил дать ему благодать Духа, именно: сребро твое с тобою да будет в погибель (Деян. 8, 20). Затем еще увеличивает тяжесть греха, говоря, что покупающие руко­положения грешат несколько легче, чем те, которые про­дают оные: ибо те по неразумию покупают то, чего не имеют; а продающий продает то, что получил даром, как бы проданный сатане, т. е. как бы сделавшийся по­купным рабом диавола, и низводит благодать Духа в корчемство, т. е. в продажу. Ибо корчемством называется торговля и в особенности низкая, каковую низкую торговлю вводит (продающий рукоположения) в церковь, где нам вверено драгоценнейшее или, лучше, превышающее всякую цену, каковы суть тело и кровь Христа. Сказав же выше: „вы прикрываете зло”, теперь показывает, каким образом прикрывают: думают, говорит, что не согре­шают, потому что берут не вместе с рукоположением, а после него; но взять, когда бы то ни было, есть взять. Ибо хотя бы кто взял за рукоположение не прежде, чем когда рукополагает, но спустя известное время, грех один и тот же. И так, прошу, оставьте этот грех, или, лучше сказать, путь в геенну; ибо доход от этого дела ведет того, кто им пользуется, в геенну. И оскверняя свои руки тем, что получаете такие доходы, не делайте себя недостойными совершать святые таинства, т. е. священнодействовать и приносить тело и кровь Христа. А что святый переменил свое слово в угрозу, между тем как в начале послания сказал, что дело представилось ему невероятным, в этом просит прощения. Угроза же состоит в том, что тому, кто сделает что-нибудь такое после (настоящего) послания, не должно быть дозволено действовать в алтаре. Таковой, говорит, пусть отступит от здешних алтарей, т. е. пусть будет запрещено ему священствовать здесь и, следовательно, пусть ищет другой страны, в которой бы он мог покупать дар Божий и продавать его. И при этом приводит апостольские слова: ибо мы и церкви Божии такового обычая не имеем (1 Кор. 11, 16). Потом говорит, что продажа благодати Духа делается из сребролюбия, которое есть корень всех зол (1 Тим. 6, 10) и называется идолослужением (Колос. 3,

423

 

 

5). Итак, не предпочитайте идолов Христу за малое сребро; ибо так как сребролюбие есть идолослужение, то кто по причине сребролюбия продает дар Божий, предпочитает Богу идолов и подражает Иуде. Ибо как тот предал Христа, чтобы приобрести сребро, так и эти добровольно вторично предают в продажу Христа, Который единожды распят за нас. И продающие благодать Духа на столько, говорит, подражают Иуде, что и села, покупаемые на эти деньги, т. е. области и селения, в которые назначаются рукополагаемые таким образом, и руки, при­нимающие эти плоды, должны быть названы акелдама, каковое есть еврейское и в переложении на наш язык значит — цена и село крови: так сказано в книге Деяний. Этим он хочет сказать: как село, купленное на деньги, за которые продан был Иудою Господь, сочтена и названо ценою крови, так и деньги, получаемые продаю­щими дар Божий, и области и селения, в которые руко­полагаются те, которые дают, должны быть и называться ценою крови.

Синопсис. Рукополагающие за деньги поступают в этом деле с таким ухищрением, что не прежде берут, или не вместе берут, но берут после; но взять значит взять, когда бы то ни было; и это есть дело сребролюбия, а оно — идолослужение. Итак, не предпочитайте идолов Христу за малое сребро и не подражайте Иуде вторично предавая за взятки Того, Кто однажды распят за нас; потому что и села и руки принимающих их должны быть названы акелдама.

Вальсамон. Каким образом наказываются рукополагающие и рукополагаемые за деньги, сказано пространнее в толковании 29 правила св. Апостолов, во 2-м правиле 4-го собора, в 22-м правиле 6-го собора и в 5 и 19-м 7-го собора, и прочти их и толкования на них. А поелику и настоящее послание, как и (указанные) правила, подвергает извержению и рукополагающих и рукополагаемых, хотя бы прежде рукоположения взяли, или дали деньги, хотя бы после рукоположения, то совокупи это и те (правила) и посредством мысленного меча Духа отсеки, если можно, с корнем страсть сребролюбия. Селения же, по-

424

 

 

купаемые на такие деньги, говорит св. отец, должны быть названы акелдама, - это слово еврейское и в переложении на наш язык значит — цена и село крови: так гово­рится в книге Деяний. Он хочет этим сказать: как село, купленное на деньги, за которые был продан Иудою Господь, названо ценою крови, так и деньги, получаемые продающими дар Божий, и области, и селения, в которые рукополагаются те, которые дают, должны быть и назы­ваться ценою крови.

Славянская кормчая. От послания святого Василия, к сущим подним епископом, не поставляти на мзде, правило, 89. Поставляющий на мзде, сице умудряют дело, понеже не приемлют мзды прежде, ни купно с поставле­нием, но послеже вземлют. Мзда же и взятие есть, еже коли любо взяти что; се же сребролюбия дело: сребролюбие же, идолослужение есть. Не почтете убо идол паче Христа, мала ради сребра. Ни Иуде уподобитеся, на имении продающе второе, единою за ны распеншагося: понеже и села, и руце таковая внемлющих, акелдама нарекутся (Деян. 2).

В кормчей помещен и полный текст настоящего по­слания Василия Великого в начале особой (36-й) главы, надписанной: “От указаний божественных писаний свя­тыми отцы, еже не, поставляти на мзде во священные чины”. Приводим этот текст вполне, так как он сюда собственно принадлежит:

Иже во святых отца нашего Василия Великого, архи­епископа Кесарии Каппадокийский, послание к иже подним епископом, яко да не поставляти им на пенязех.

Вещи сея безместие о ней же пишу, зане убо отнюдь зазрена бысть и промчеся, болезни исполни душю мою: еще же паче не явимися верна быти. Тем же писание о ней сие, сведыи убо в себе что таково, да приидет паки врачевание: не сведыи же, аки предсоблюдение: не радивыи же в обоих, еже не молюся на вас обрестися, аки засвидетельствование. Что же есть еже глаголю; поведают нецы и от вас некиим, от хиротонисаемых взимати пенязи, прикрывати же сие именем благочестия, сие же горше есть. Аще бо кто злое в притворении благаго тво-

425

 

 

риг, той сугубого томления достоин есть. Занеже само то не сущи благое соделовается, и приемлет к себе на совершение греха, аки аще бы кто рекл, доброе за споспешника, сия аще тако в себе суть, прочее отселе да не будут: но да исправятся. Понеже нужда есть глаголати к взимающему, еже речеся от апостола к хотящему дати, да Духа Святаго общение купит, сребро твое с тобою да будет в погибель. Немощнейший бо есть умом иже не искусства ради купити хотяи, нежели продаяи дар Божии. Продажа бо бысть, и еже ты туне приял еси, аще то про­давши, аки бы яко продан быв сатане, отъято ти будет дарование. Корчемство бо вводиши в духовныя вещи, и в церковь, идеже уверени быхом телу и крови Христовей: сим тако быти не подобает. Ухищрение же кое есть, все повем. Непщуют (мнят) не согрешати, еже не предвзимати, но по хиротонии взимати. Взяти же есть, когда любо буди взяти. Темже молю приход сей, паче же при­ведение еже к геенне, да отвержете. И да не оскверняюще рук таковеми взятиями, себе не достойны сотворите еже навершати святыя тайны. Простите же ми, прежде бо аки не емля веры, потом же аки извещен быв, запрещаю. Да аще кто по сей моей епистолии содеет что таково, от ту сущих убо олтарей, далече да отъидет: поищет же себе идеже дар Божии купули, паки продати возможет. Мы бо, и церкви Божия, таковаго обычая не имамы. Единоже прилож глаголати престану, яко сребролюбия ради бывают сия: сребролюбие же, и корень есть всем злым, и именуется идолослужением. Темже да не паче Христа, идолы предпочитаете, малаго ради сребреника. Ниже паки Иуду подражайте, взятиями второе продающе иже единою за нас распятаго: понеже и села та и руце иже плоды сия вземлющих, акелдамом (селом крове) нарекутся.

 

________

426


Страница сгенерирована за 0.37 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.