Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 30

Зонара. Похищающих жен и тех, которые содействуют им, Святой отец определил отлучать от общих молитв на три года, т. е. стоять им в предхрамии вместе с слушающими. А если жена предаст себя добровольно, и если этому не предшествовали ни растление, ни татьба, т. е. тайное смешение, то взявший ее не подлежит наказанию, так как тут не было насилия, и это — в том случае, если жена была полновластна; ибо если она была подвластна, то отдавшись мужу без согласия того, кто имеет ее под своею властию, она не считается вступившей в брак, и тот, кто имеет ее под своей властью, может, если захочет, расторгнуть сожительство, как говорят 38-е, 41-е и 42-е правила (сего св. отца). Отсюда он выводит, что так как вдова властна сама в себе и от нее зависит, т. е. состоит в ее воле, последовать мужу, то взявший ее не подвергается наказанию. Слова: „нам не должно пещися о показуемых видахъ” дают такую мысль, что в то время вдова имела, как кажется, какой-то особенный вид одежды, например, траурный, или другой какой-нибудь, отличный от одежды замужних. Но кто нибудь может сказать и иначе, именно: как ныне вступающие в монашескую жизнь не тотчас постригаются, но предварительно переменяют одежду, и таким образом спустя некоторое время постригаются, так и тогда делалось по отношению к вдовам, имевшим быть зачисленными в чин вдовиц, снабдеваемых от церкви: они прежде переменяли одежду и таким образом по времени сопричислялись к чину (церковных вдовиц). Итак если вдова, переменившая одежду, но еще не причисленная к церковным вдовицам, возмет мужа, то о внешнем виде, говорит св. отец, мы не заботимся, и она не должна подвергнуться епитимии за внешний вид, что делается ныне и с монахами. Ибо хотя бы кто и переменил одеяние, но еще не был пострижен, и не дал обетов пред Богом, а поколебался бы в виду тягостей монашеской жизни и отступил, не подвергается епатимии. Так точно Василий Великий в своих постановлениях о подвижничестве, выражая мнение относительно детей, принимаемых в братство, повелевает воспитывать их, обучать нскуст-

267

 

 

вам и упражнять во всякой добродетели; но когда прибудет у них разума и разовьется способность рассуждения, тогда, вместе с усовершением разума, допускать их к обету девства; а кто не принимает жизни в девстве, тот, как не способный к совершению подвигов, благоугодных Господу, пусть будет отпускаем при свидетелях. Но я думаю, что слова: „не должно пещися о показуемых видахъ" лучше понимать так, что если жена, стыдясь, может быть, отдаться любящему, или любимому человеку, потому, что он низкаго происхождения (χαμερπής) показала вид, что она похищена, а в действительности добровольно последовала за ним, то мы не заботимся о том, что притворно показывается, но обращаем внимание на истину. Должно прочесть также 53-е правило сего святого.

Синопсис. Похищающий доджен подвергнуться трехлетней епитимии; а если вдова последует за ним, зло не подлежит наказанию.

Аристин. Чему повинен тот, кто похищает жену, было написано в 22-м правиле настоящаго послания и в 92-м правиле трульского шестого собора. А настоящее правило прибавляет, что как похитивший, так и содействовавшие ему в похищении должны быть отлучены от общих молитв на три года и занимать место на ряду с припадающими. И эту епитимию должны будут понести, конечно, после того, как возвратят похищенную ее родным; иначе они не могут быть приняты в церковь. Все это — о похищенной (деве). Если же вдова последует за мужем, без растления, или насилия: то случившееся оставляется без наказания.

Вальсамон. В толкованиях на правила: 67-е апостольское, 27-е халкидонского, 92-е трульского собора и 22-е сего святого отца мы уже писали, с различных сторон, о похищающих женщин и о тех, кто содействует им. Прочти эти толкования, а также 30-ю главу 9-го титула настоящаго собрания. А настоящее правило определяет, что похитители и содействующие им должны быть на три года отлучаемы от общих молитв, т. е. должны стоять вместе с слушающими; а если, говорит,

268

 

 

жена предаст себя добровольно, то если не предшествовало растление, ни татьба, т. е. тайное смешение, взявший ее не подлежат наказанию; точно так же не подлежит наказанию и тот, кто возьмет таким образом полновластную вдову. Слова: „нам не должно пещися о показуемых видах" значат следующее: если жена стыдясь, может быть, отдаться любящему, или любимому человеку, потому что он низкого происхождения (χαμερπης) , показала вид, что она похищена, а на самом деле добровольно последовала за ним, то мы не заботимся о том, что притворно показывается, но обращаем внимание на истину. Прочти 53-е правило, подтверждающее такое толкование. А то, что похитивший женщину, по желанию ее, не подлежит наказанию, понимай так, что он не подвергается (церковной) епитимии; ибо кто совершит похищение жены полновластной, или подвластной, с ее ли согласия, или только по собственному желанию, повинен закону о похищении, имеющему целью обуздывать бесчинство толпы и устрашать прочих, как говорит об этом 1-я глава 58-го титула 60-й книги (Василик), выражаясь в конце так: „все наказания настоящего постановления должны быть обращены против самих похитивших и их пособников при похищении; именно, сказанному наказанию должны подвергнуться и все те, кто соумышлял с похитителями, оказывал им услугу, принимал (их или похищенную), или доставлял им какую бы то ни было помощь, совершилось ли похищение по желанию самих женщин, или без желания". Таким же образом было решено и в царском судилище по делу Сифа, похитившаго дочь одного новопросвещенного. Если же хочешь сказать, что на самом деле жепщина не потерпела похищения, а только по видимости, то, как мы сказали выше, ни епитнмии не должны иметь места, ни законы, наказывающие похитителей, а только подлежат иску об оскорблении состороны отцов те, кто взяли подвластных, так что и брак, заключенный между ними без согласия тех, которые имеют таких женщин под своею властью, должен быть расторгнут. Прочти еще 38, 41 и42-е правило сего святого. А хорошо упомянул он о растлении и татьбе;

269

 

 

ибо растление собственно бывает с девою, а татебный брак (χλεψιγαμία) с свободной — не девой; упомянул же об этих двух обстоятельствах потому, что растлитель и блудник подвергаются епитимии, хотя бы и не были виновны в похищении.

Славянская кормчая. Восхищаяи, три лета да припадает. Аще же вдова последует, безвинно зло.

Толковапие. Таковым убо повинен есть, восхищаяй жену: писано есть в, 22-м, правиле сего послания: ив, 94-м, правиле шестого вселенского собора, иже в Константине граде в Трулле полатнем; се же правило наводит и се еже восхитившему и, и помогшим ему на восхищение, три лета вне молитв быти, и с припадающими сочетаным. Обаче же се запрещение дастся им потом, егда девицу поставят у своих, инако бо не будут прияты в церковь, и сицева убо о восхищеней жене. Аще же вдовица последует мужеви, преже того не смесившися с ним ни волею, ни по нужди, безвины есть се бывшее.


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.