Поиск авторов по алфавиту

Автор:Василий Великий, святитель

Василий Великий, свт. Правило 18

224

225

226

Зонара. Тех, которые дали обет девства, потом пали и нарушили свои обещания, древнейшие отцы, расположенные, как выражается сей св. отец, к большему снисхождению, постановили отлучать на год и потом принимать, как второбрачных. Но Василий Великий подвергает их епитимии прелюбодеяния, и подтверждает свое определение тем, что вдовство ниже девства (вдовами называет он тех, которые дали обет хранить целомудрие и были причислены в церкви к чину вдовиц). И так если вдовство ниже девства и грех такой вдовы легче греха девы, тем не менее апостол Павел в послании к Тимофею высказал о вдовах не сохранивших целомудрия, что они имеют грех: то дева, которая считается невестою Христа и приношепием Богу, как священный сосуд, повинна большему греху, чем вдова, подлежащая осуждению за то, что „отвергла веру во Христа". И так сей Святой отец признает падшую вдовицу за отвергшую веру во Христа: а другие истолковали выражение „первую веру“ в смысле обещания чистоты. Раба, продолжает Святой, учинив блуд, оскорбляет дом своего господина и его самого; а если согрешит невеста господина этой рабы, то она есть прелюбодейца и наносит тягчайшее оскорбление тому, кто имеет ее невестою. Предложив этот пример, св. отец сравнивает с рабою согрешившую вдову, а с невестою — падшую деву; и первую наказывает как растленную, т. е.

228

 

 

учинившую прелюбодеяние. Как совокупляющегося с чужою женою, говорит он, мы признаем прелюбодеем, и пока не оставит прелюбодеяния, не принимаем его в число кающихся: так точно поступаем и с тем, кто согрешит с девою, посвященною Богу. Назначнв столь тяжкое наказание падшим девам, св. отец определяет, какие именно девы должны быть признаваемы посвятившими себя Богу. Это — те, которые добровольно предали себя Господу, отреклись от брака и обещали безбрачие, и сделали такое обещание в 16 или в 17 лет от роду; а обетов, данных прежде такого возраста, св. отец не советует принимать легко, пока они ясно не покажут собственного расположения к тому, чтобы избирать жизнь в чистоте, и пока не будут достаточно испытаны в особенности в то время, когда делаются госпожами своих намерений. Ибо, говорит, многих против воли приводят родители, или родственники „промышляя чрез то для себя нечто житейское"; например, не имея возможности дать за ними приданое, или по каким нибудь другим побуждениям, принуждают их, против воли, дать обет чистоты и безбрачия: таковых-то не должно принимать легко.

Синопсис. Дев, падших после обета, отцы принимали через год; но поелику церковь сделалась крепчайшею, то мы называем обещавшую девство, в случае падения, прелюбодейцею и владеющего таковою прелюбодеем. А обещает девство та, которой около семнадцати лет, и которая выдерживает испытание и умоляет о принятии.

Аристин. Так как (св. отец) называет прелюбодейною ту, котораа, посвятив себя Господу, отрекшись от брака и избрав жизнь в чистоте, преступит потом свои обеты и обесчестит единение с женихом-Христом, предавшись бесстыдным удовольствиям, то таковая не иначе должна быть принимаема в церковь, как если престанет от греха и расторгнет незаконное сожитие. Расторгнув же и раскаявшись, должна выполнить время (епитимии), определенное за грех прелюбодеяния, именно в течение пятнадцати лет должна оставаться без приобщения Тайн: четыре года из этих пятнадцати проводя на степени плачущих, пять — стоя вместе с слущающими божественное пи-

229

 

 

сание, четыре припадая и в течении двух стоя вместе с верными и имея общение с ними в молитвах; и после пятнадцатаго года должна достигать конца (покаяния) и удостоиться божественнаго причащения. Хотя это правило требует, чтобы просящая о принятии в чин дев была свыше шестнадцати или семнадцати лет, дабы, как имеющая в этом возрасте власть над своими помышлениями и совершенный разум, бесспорно подлежала ответственности в случае, если нарушит обеты; но 40-е правило трульского шестого собора принимает и десятилетнюю, если она хочет вступить в монашескую жизнь, потому что церковь сделалась крепчайшею и общество верных благодатию Божиею стало более твердо и благонадежно в соблюдении заповедей.

Вальсамон. Во многих местах мы говорили, что женщины — девы и вдовицы, являясь в церковь в мирском одеянии, одни давали обет девства, а другие — целомудрия, и как посвященные Богу получали от епископов все свое содержание. В настоящем случае св. отец, будучи спрошен, что должно делать с девами, совершающими блуд, отвечал: „отцы определяют наказывать таковых, как второбрачных, и чрез год удостоивать их святого причащения; а я, видя, что церковь преуспевает во благое и священные девы умножаются, говорю, что скорее должно наказывать их как прелюбодейц”. Это положение (св. отец) доказывает тем, что вдовство ниже девства: если, по Апостолу, имеют грех, т. е. подлежат осуждению, и вдовы, нарушившие свой обет, то гораздо строже должны быть судимы девы. Кроме того, приравнивает вдову рабе, а деву — невесте какого либо домовладыки, и таким образом из всего выводит то заключение, что падшие девы справедливо (καλς) должны подлежать обвинению в прелюбодеянии. За тем прибавляет, что речь идет о тех девах, которые добровольно посвятили себя Господу и отреклись от брака в шестнадцати — или семнадцати ­ летнем возрасте, а обетов делаемых в меньшем возрасте, он не принимает, ибо многих говорит, приводят родители, против их желания, по бедности, или по другой какой причине. В виду таких определений правила, не скажи, что оно относится к монахиням, или

230

 

 

подвижницам; ибо хотя бы они в гораздо меньшем возрасте отложили мирские волосы, обет их, как мне кажется, должен быть тверд и на последующее время.

Славянская кормчая. Девицы, согрешившие по обетовании, или черноризнцы, святии отцы по едином лете приимаху покаяние их, понеже ныне сильнейши есть церкви, и в лепоту любодеицу именуем деву, яже по обещании согрешит, и любодея имящаго ю нарицаем: исповедаетжеся девствовати, седминадесять лет сущи, и аще истязаема пребывати молится.

Толкование. Понеже любодеицу именует, пришедшую Господеви, и отрекшуюся брака, и во святыни возлюбльшую житие: аще преступит обеты к жениху Христу, счетание бесчествует, сластем блудным себе издавши, не прията будет инако в церковь, аще не останется греха, и разрушит беззаконное сожитие: се бо расторгнувши, и покаявшися, время прелюбодейного греха исполнит: якоже пять надесять лет быти ей без общения святых даров. За четыре убо лета от тех пятинадесятих плачющися: пять лет послушающи божественых писании: и че­тыре лета припадающи: и два лета с верными стоящи, и молитв токмо приобицающися: и по пяти надесяти летех, совершение получит, и божественого причащения сподобятся, аще и правило се, вящше, шестинадесяте лет, или седмих надесяте повелевает быти иже молится прията быти в чин девический. Да яко в таковое время, госпожа сущи помыслом, и слову совершение имущи, аще отвержет обеты, неизбежно мучима будет; Но четыредесятое правило шестого вселенского собора, иже в Константине граде в Трулле полатнем, десяти лет суща хотяща прияти мнишеский ярем приемлет: понеже церковь Божия крепчайши есть, и верных сонм к соблюдению заповедей благодати Божия, тверд и пепоколебаем есть.


Страница сгенерирована за 1.87 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.