13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Правило Святых Апостол №76
Зонара.Архиерейскую власть должно почитать даром благодати Святого Духа. Итак, каким же образом будет кто передавать благодать Духа другому как наследство из угождения ему? Посему епископам не дозволено, в Церквах, подчиненных им, на свое место поставлять других, по их желанию. Ибо те, которые не имеют права оставлять кому захотят имущество, приобретенное во время епископства, (кроме имущества, перешедшего к ним по наследству от родственников, как говорит тридцать второе (31-е) правило карфагенского собора), каким образом будут передавать самое епископство другим, как бы оставляя их наследниками пастырской власти и управления имуществами бедных, и по человеческой страсти, то есть по дружбе или родственной любви отдавая в дар то, что посвящено Богу? Итак, если кто сделает что-нибудь такое;
153
то, по силе правила, и сделанное недействительно и сделавший подлежит отлучению; ибо постановлено, что епископы поставляются соборами. И двадцать третье правило антиохийского собора говорит: «епископу не позволяется, хотя бы и при конце жизни был, поставлять другого в преемника себе». Это запрещено и израильтянам, ибо Моисею ставили в вину то, что он Аарона и его сынов произвел во священство; и если бы Бог не утвердил за ними священство знамениями, может быть они и лишены были бы оного.
Аристен. Епископ, пред кончиной своей, не поставляет епископа вместо себя.
Правилами постановлено, чтобы тот, кто имеет быть рукоположен на епископство, был поставляем епископами епархии. А чтобы епископ перед кончиной поставлял вместо себя другого — этим вводится наследственное право, тогда как церковь Божию никто не должен отдавать наследнику.
Вальсамон. Настоящее правило определяет, что епископ не имеет права поставлять вместо себя на епископство своего родственника и передавать благодать Духа как какое-нибудь человеческое наследство. Хиротонию, таким образом учиненную, оно объявляет недействительной,епископа отлучает. А ты скажи, что хотя бы епископ передал епископство и не родственнику своему, а чужому, должно быть тоже самое; ибо установлено, чтобы епископы были поставляемы соборами. Посему-то и покойный славный митрополит Филиппопольский, когда отказывался от своей митрополии под тем условием, если святой собор митрополитом Филиппополя вместо него поставит эконома его,не был удовлетворен, но получил такой ответ: если имущество, приобретенное епископом после хиротонии из церковных доходов, он не может дарить, или передать кому хочет; тем паче епископство. Читай карфагенского собора правило 32-е (31-е) и антиохийского—23-е, в котором
154
говорится: «епископу не позволяется, хотя бы и при конце жизни был, поставлять другого в преемника себе».
Славянская кормчая. Епископ умираяй, епископа в себе место не может поставити.
Толкование. Яко не подобает епископу хотящускончатися, брата или сына, или иного сродника, по любви в епископьский сан поставити его же хощет. Несть бо праведно наследники творитиепископии, и яже суть Божия дароватистрастем человеческим. Несть бо польза Божию церковь подънаследникиполагати. Аще же кто се сотворит, праздно да будет поставление; рекшепоставленый, несть епископ. Поставлей же его, да запрещен будет отлучением.
155
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.