13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Правило Святых Апостол №75
Зонара. Еретик не только не должен быть допускаем к обвинению епископа, но и к свидетельству. И один свидетельствующий против епископа, хотя бы и верный был, не должен быть принят. Ибо великий Павел в послании к Тимофею говорит так: на пресвитера хулы(κατηγορίαν, обвинения) не приемли разве при двою, или триехсвидетелех(1 Тимоф. 5, 19). А я думаю, что ныне при обвинениях, вследствие которых священнослужители подлежат лишению их степени,—и двух свидетелей недостаточно, хотя бы они были верные и безукоризненные.
Аристен. Еретик не обвиняет епископа, не обвиняет и верный один.
Сделавший сокращение настоящего правила неправильно понимал его. То, чтобы еретик не обвинял епископа, или не свидетельствовал против него, истинно; а то, что верный один не может предъявить обвинение на епископа, ложно. Ибо не принимается свидетельство одного против кого-нибудь, а обвинение может быть предъявлено и одним и многими.
Вальсамон. Если хочешь знать, — в каком числе и кто свидетельствует против епископов, или клириков, то
___________________
1) Матф. гл. 18, ст. 16.
151
как я выше сказал, читай настоящего собрания титул 9-й, главу 2-ю. А из настоящего правила ты видишь, что ни еретик, ни верный один не принимается во свидетельство против епископа. Ибо при двою, или триехсвидетелех, говорит, станет всяк глагол (Матф. 18, 16). Впрочем, не понимай этого без различения; но по точному смыслу закона скажи, что если будет иск денежный и простирается до одной литры, довольно будет, если против епископа будут свидетельствовать под присягой два свидетеля верные и честные;если до пятидесяти литр,—три, если больше того,—пять. Если же будет не денежный иск, а обвинение в преступлении;—то такое обвинение против епископа доказывается пятью свидетелями верными и честными под присягой. Читай о сем и 1-й титул 21-й книги Василик, в котором говорится много об этом.
Славянская кормчая. В послушество на епископа еретик не приятен: но ни верный един токмо, во устехборече двою или триех послух станет всяк глагол (5 Моис. 17 и 19).
Толкование. Нетокмо на оклеветание еретик, несть приятен, но ни на послушество, аще един послушествует, аще и верен есть, несть приятен. И ктимофеовибо (1 Тим. 286) великий Павел пишатакорече, на презвитерапослушестванеприемли, аще не пред двема или треми послухи: мню же не на оклеветание, имже отпадение наводится, своего сана епископу, или презвитеру недовольна ни два послуха, аще и верна еста и непорочна.
152
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.