Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Правило Святых Апостол №73

Сосуд златый, или сребряный освященный, или завесу, никто же да не присвоит на свое употребление. Беззаконно бо есть. Аще же кто в сем усмотрен будет: да накажется отлучением.

Зонара. И в 61-м правиле сказано нам, что не всякий может обвинять епископа, а только люди безукоризненные и православные. На это указывает и настоящее

147

 

 

правило словами: «от людей вероятия достойных». Но хотя бы и таковыми людьми был обвиняем епископ, не должно осуждать его в его отсутствие, а призвать его, и, когда придет, он должен выслушать, что против него говорят. И когда выслушает, должен возводимые на него обвинения или признать справедливыми, или, если не признает, должен быть обличен, и таким образом должен быть постановлен приговор. Но если быв вызван один раз, не придет, то правило определяет сделать ему и второе приглашение чрез двух епископов. А если оставит без внимания и это приглашение, правило повелевает призвать его к следствию и в третий раз также чрез двух епископов; и ежели и таким образом не придет, собору постановить против него приговор и при одной только стороне (т. е. обвиняющей), дабы, при дальнейшей отсрочке следствия и приговора, бесстыдное уклонение от суда не оказалось для него выгодным.

Аристен. Епископ обвиняемый и вызываемый, но не слушающий должен быть вызван и дважды, и трижды; а если упорствует, собор пусть произнесет о нем мнение.

Епископа в каком-либо преступлении обвиняемого мужами, заслуживающими доверия, и вызываемого в суд, но не повинующегося, не тотчас должен осуждать собор, а вызывать и дважды, и трижды, посылая к нему с каждым вызовом двух епископов. Если же упорствует, пренебрегает и не является в суд; тогда собор должен произвести исследование обстоятельств обвинения и при одной стороне, и постановить о нем приговор по своему усмотрению.

Вальсамон. О том, кто может обвинять епископов или клириков, и кто может свидетельствовать против них, читай настоящего собрания титул 9-й, главу первую и то, что в ней написано, также главу вторую, и что в ней написано. А настоящее правило постановляет, что епископ, обвиненный в преступлении, по законам, должен

148

 

 

быть вызываем епископами; ибо осудить его заочно признало несправедливым, и если он присутствует и изобличается непререкаемыми доказательствами, или собственным сознанием, налагать епитимии по правилам. А если не явится, призывать его и опять чрез двух епископов, и даже в третий раз; если же и таким образом не явится, тогда собор и при одной стороне (т. е. обвиняющей) объявляет свое решение о нем, дабы, говорит, из бесстыдного промедления пренебрегающий не имел выгоды. В виду такого определения, содержащегося в сем правиле многократно предлагаем был вопрос: дано ли этим правилом собору право подвергать непокорного епископа и извержению? И некоторые говорили, что жестоко извергать епископа за непокорность; а должно подвергать его какому-нибудь другому наказанию. Ибо если бы, говорят, Апостолам благоугодно было извергать за это епископа, то они упомянули бы в этом правиле и об извержении. А другие говорили, что по недавно изданной уважаемой новелле боговенчанного, славнейшего и святого самодержца нашего, всякий обвиняемый, если будет вызываем в суд и после трех извещений будет приглашаем придти тремя письменными повестками, и однако же не придет, подвергается суду и при одной только стороне. Итак, если и епископ будет обвиняем подачей обвинительной жалобы—и с законными письменными документами, и будет вызван к суду сначала извещениями, а потом и тремя письменными повестками и однако же не явится на суд; то он должен подвергнуться суду и при одной стороне (т. е. обвиняющей), и может подвергнуться извержению. Вызов разумеется здесь определенный законами, т. е., через повестки в тридцатидневный срок, а не через письменные извещения в течении немногих дней, как говорили некоторые. Это с разных сторон было обсуждено на царском суде, и особенно по делу Вселенского епископа, и решено, что обви-

149

 

 

няемого епископа должно вызывать в суд тремя узаконенными повестками, и после того уже осуждать за неповиновение.

Другое толкование. Не подлежит спору, что по новелле досточтимого царя государя Мануила Комнина, непокорный епископ подлежит осуждению, ибо так было рассуждено, как сказано, и на царском священном суде. А чтобы вызов был производим двумя архиереями, а не другим каким образом, как некоторые говорили, — этого нет ни в законе, ни в мысли настоящего правила. Ибо когда оно было писано, тогда не действовало еще постановление, чтобы судьи и патриаршие нотарии сами были облечены доверием, а потому и было определено, чтобы вызовы архиереев в суд были исполняемы двумя епископами. А ныне, когда судьи и патриаршие нотарии сами облечены доверием, и вызовы,по необходимости производимые ими, не должны подлежать пререканию. Итак, вызванный ими и неявившийся в суд правильно подвергнется осуждению, так как эти вызовы не могут быть признаны недействительными потому, что сделаны не архиереями.

Славянская кормчая.Оклеветаемь епископ, и позываемь на суд, и не послушаядващи, и трищи, двемаепископома, да позван будет. Аще же не приидет, якожехощет собор да осудит таковаго.

Толкование. Оклеветаема епископа о некоем прегрешении от достоверных мужей, и позываема собором на судище, и не послушающу, не таковъскоре подобает собору осудититаковаго, но и дващи и трищипозвати того. И да посылаетасяпонь на коемждопозвании по два епископа. Аще же пребудет небрегий, и не приидетнасудище, да испытает вину по единой части собор, и поподобию вины достойно да осудят его, да не мнится избыти суда беганием.

150

 


Страница сгенерирована за 0.22 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.