13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Правило Святых Апостол №54
Зонара. Призванные быть жребием Божиим должны быть и для мирян образцом скромной жизни и во всем безукоризненными, дабы из-за них не хулилось имя Божие. А посещение корчемниц показывает, что делающие это ведут жизнь нескромную, и что нравы их испорчены не только в отношении к пище и питию; но и в отношении ко всему прочему поведению. Ибо в корчемницах собираются нескромные мужчины и женщины, и потому находящийся в обществе с ними не останется непричастным их порочности. Ибо тлят обычаи благи беседы злы (1 Кор. 15, 33). Посему правило повелевает отлучать таковых клириков. Но если клирик, находясь в пути и не находя где остановиться, то есть, иметь ночлег и отдохновение, по необходимости войдет в гостиницу; — таковой не будет подлежать вине и наказанию. То же самое говорит и 24-е правило лаодикийского собора и 49-е карфагенского.
Аристен. Клирик, ядущий в корчемнице без прилучавшейся в пути необходимости, подлежит отлучению.
Если клирик во время пути по необходимости остановится в гостинице, — ему оказывается снисхождение. А ядущий в корчемнице без крайности подлежит отлучению.
Вальсамон. Божественные и святые Апостолы, желая, чтобы клирики были безукоризненной жизни и не соблазняли других, но скорее побуждали к добру, определяют, чтобы они воздерживались не только от всякой предосудительной торговли, как сказано в другом правиле, но чтобы и не входили в корчемницу для принятия пищи, или питья. Ибо они—для нескромных людей и достойны великого осуждения. Посему правило определяет отлучать клирика, делающего что либо таковое; но остановившегося в гостинице на пути по необходимости, правило не подвергает наказанию, потому что делается это в крайности. Итак худо говорят те, которые утверждают, что клирик может торговать вином, или снимать бани для торговли или заниматься другою предосудительною торговлею. Ибо если за-
114
прещено клирику просто входить в корчемницу; то еще большему подвергнется наказанию, если сам будет заниматься этою постыдною торговлею непосредственно, или чрез подставное лице. Прочти еще 24-е правило лаодикийского собора и 49-е карфагенского. Но поскольку 42-е Апостольское правило епископа, пресвитера и диакона, преданных игре или пьянству, повелевает извергать в том случае, если не престанутъ; а иподиакона и всех прочих клириков, делающих что-либо таковое, а равно и мирян подвергает отлучению, если не исправятся после увещания; то думаю, что и здесь клирик, посещающий корчемницу и не удаляющийся от сего зла, должен подпасть извержению после первого и второго вразумления. Это подтверждается и словами правила: „аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет”, то есть — если многократно делал это зло.
Славянская кормчая. Причетником церковным в корчемницах не ясти, ни пити.
Иже кроме всякия нужди причетник обрящется в корчемнице ядый, да отлучится.
Толкование. Не подобает причетником кроме некия нужди в корчемнице ясти и пити, или обитовати. Аще же по прилучаю долг путь шествующе, и не могше града достигнути, и по нужди обитают в гостинице, таковии помиловани будут. Аще же кто кроме некия нужди яст и пиет в корчемнице, да отлучится.
_________________________
*) Деян. гл. 23, ст. 5
115
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.