13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Без автора
Правило Святых Апостол №51
Зонара. Ради воздержания не вступать в брак, удаляться от вкушения мяса и пития вина не запрещается. Но гнушаться сим и удаляться сего, как вредного для души, небезукоризненно. Ибо ни в чем созданном от Бога нет зла; но вредно злоупотребление. Если бы жена, вино и прочее были причиною зла, то не были бы созданы Богом. Таким образом клевещущий на творения Божии хулит Его зиждительную силу. Посему таковой имеет нужду в исправлении; если же не исправляется, будет извержен и отлучен от церкви. Ибо не только достоин из-
107
вержения, но и не должен быть принимаем в церковь, как еретик.
Аристен. Всякий клирик, гнушающийся вином, мясом и браком не ради подвига, если не исправится, должен быть изгнан из церкви.
То есть: таковой извергается и из церкви изгоняется.
Вальсамон. Законного брака церковь не отвергает ибо для сего и Бог создал мужчину и женщину. Не гнушается церковь и теми, которые едят мясо и употребляют вино, если все делают благовременно и так, как предает священное учение. Ибо, говорит, ничто из созданнаго Богом не есть зло; но все добро во время свое. Но опять и воздерживающихся от сего ради подвига воздержания не наказывает. Посему надлежит обращать внимание: по каким побуждениям кто воздерживается от сего. И если воздерживается, почитая нечистым, как безбожнейшие богомилы,—и из-за того, что брак, мясо и вино бывают причиною зла для тех, которые худо пользуются ими; то должен быть извержен, когда и после увещаний не исправляется; и даже более—должен быть отлучен всенародно от церкви, как хулящий Божии создания. Если же воздерживается ради подвига и по благочестию, не должен быть осуждаем. Посему и многие монахи, ради воздержания довольное время не вкушавшие ни сыра, ни яиц, ни вина, в некоторые времена вкушали их и, таким образом, уничтожали всякое подозрение и соблазн, как например, блаженный пустынножитель, прозванный железным, и бывший епископом Елеи монах Феодул, на соборе, для устранения соблазнов и пустословия некоторых злых людей вкусили сыр и яйца.
Славянская кормчая. Пресвитер или диакон гнушаяйся мяс, или брак хулит, отриновен от церкве.
Всяк причетник и мирский человек вина, или мяс, или брака гнушаяся, аще токмо не воздержания ради, аще не исправится, отвержен.
108
Толкование. Епископ, или пресвитер, или диакон, или всяк священнического чина, вина, или мяс, или брака гнушаяся, не воздержания ради, но ненавистию мерзка творя я и на вред души, забыв писания глаголющего, яко вся добра зело (Быт. 2). Ничтоже бо от сотворенных Богом зло; и паки, яко мужа и жену сотворил есть Бог человека. Но аще хуля оклеветает тварь Божию, да исправится укаряя и похуляя себе. Ащелиже ни, да извержен будет, и до конца отриновен от церкве: такоже и мирскии человек.
Зонара. Ради воздержания не вступать в брак, удаляться от вкушения мяса и пития вина не запрещается. Но гнушаться сим и удаляться сего, как вредного для души, небезукоризненно. Ибо ни в чем созданном от Бога нет зла; но вредно злоупотребление. Если бы жена, вино и прочее были причиною зла, то не были бы созданы Богом. Таким образом клевещущий на творения Божии хулит Его зиждительную силу. Посему таковой имеет нужду в исправлении; если же не исправляется, будет извержен и отлучен от церкви. Ибо не только достоин из-
107
вержения, но и не должен быть принимаем в церковь, как еретик.
Аристен. Всякий клирик, гнушающийся вином, мясом и браком не ради подвига, если не исправится, должен быть изгнан из церкви.
То есть: таковой извергается и из церкви изгоняется.
Вальсамон. Законного брака церковь не отвергает ибо для сего и Бог создал мужчину и женщину. Не гнушается церковь и теми, которые едят мясо и употребляют вино, если все делают благовременно и так, как предает священное учение. Ибо, говорит, ничто из созданнаго Богом не есть зло; но все добро во время свое. Но опять и воздерживающихся от сего ради подвига воздержания не наказывает. Посему надлежит обращать внимание: по каким побуждениям кто воздерживается от сего. И если воздерживается, почитая нечистым, как безбожнейшие богомилы,—и из-за того, что брак, мясо и вино бывают причиною зла для тех, которые худо пользуются ими; то должен быть извержен, когда и после увещаний не исправляется; и даже более—должен быть отлучен всенародно от церкви, как хулящий Божии создания. Если же воздерживается ради подвига и по благочестию, не должен быть осуждаем. Посему и многие монахи, ради воздержания довольное время не вкушавшие ни сыра, ни яиц, ни вина, в некоторые времена вкушали их и, таким образом, уничтожали всякое подозрение и соблазн, как например, блаженный пустынножитель, прозванный железным, и бывший епископом Елеи монах Феодул, на соборе, для устранения соблазнов и пустословия некоторых злых людей вкусили сыр и яйца.
Славянская кормчая. Пресвитер или диакон гнушаяйся мяс, или брак хулит, отриновен от церкве.
Всяк причетник и мирский человек вина, или мяс, или брака гнушаяся, аще токмо не воздержания ради, аще не исправится, отвержен.
108
Толкование. Епископ, или пресвитер, или диакон, или всяк священнического чина, вина, или мяс, или брака гнушаяся, не воздержания ради, но ненавистию мерзка творя я и на вред души, забыв писания глаголющего, яко вся добра зело (Быт. 2). Ничтоже бо от сотворенных Богом зло; и паки, яко мужа и жену сотворил есть Бог человека. Но аще хуля оклеветает тварь Божию, да исправится укаряя и похуляя себе. Ащелиже ни, да извержен будет, и до конца отриновен от церкве: такоже и мирскии человек.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.