Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы

«Ангели, вхождение Пречистыя зряще, удивишися, како Дева вниде во Святая Святых» (запев 9‑й песни канона).

Восхождение

Всем нам, благочестивые слушатели, духовно близка и дорога Пречистая, Преблагословенная Матерь Божия. Нам дороги все события, все подробности из Ее жизни, сохранившиеся в церковном предании. Нас благоговейно влечет к себе тайна Ее рождения от «неплодове» и ранние детские годы, когда Она жила еще со Своими престарелыми родителями. Напомним некоторые сведения из предания об этом самом раннем периоде в жизни Приснодевы.

Когда Ей исполнился год, говорит предание, праведный Иоаким созвал старейшин, священников, родственников и близких на домашнее семейное торжество и просил священников благословить младенца. Они произнесли над головой Ее молитву: «Бог Отец наших, благослови Младенца сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах». Присутствующие ответили: «Аминь! да будет».

 

 

125

Когда Младенцу минуло два года, праведный Иоаким задумал исполнять обет посвящения дочери Богу и храму, но праведная Анна, движимая материнским чувством, упросила его отложить это посвящение еще на один год. Благочестивые родители усилили подготовку дочери к выполнению обета и самих себя к расставанию с Той, Которую они в течение пятидесятилетнего супружества так усердно и постоянно вымаливали. Слыши Дщи, и виждь и приклони ужо твое, и забуди люди твоя, и дом отца твоего. И возжелает Царь доброты Твоея (Пс. 44. 11—12). Так пророческими устами к долженствующей явиться в мир Дщери, благоглаголивый Давид предвещает событие вхождения Ее во храм Господень и начала приведения к Богу рода человеческого, погрязшего в грехах своих.

И вот пришло время исполниться этому предвещанию пророка Божия забыть Дщери дом отца своего и из города Назарета быть ведомой в Иерусалимский храм. Древнее предание рассказывает, что все родные, близкие, знакомые, взрослые и дети собрались проводить Ее. Впереди шествия двигались юные девы со светильниками и пением псалмов. За ними праведные родители вели свою трехлетнюю Дщерь. За ними двигались все остальные. И вспомнилось предвещание пророка: Ведется Она к Царю. За ней ведутся к Тебе Девы, подруги ее. Приводятся с веселием и ликованием входит в чертог Царя (Пс. 44. 15—16).

В Иерусалиме эта торжественная процессия была встречена священниками храма во главе с первосвященником Захарием. Когда юнейшую Отроковицу поставили на первую ступень храма, с Нее сняли дорожные (домашние) одежды и одели в белые, праздничные. Тогда Она Сама, со свечой в руке, взошла по всем пятнадцати ступенькам ко входу во внутреннюю часть храма. Здесь праведный Захария, по внушению Святого Духа, взял Ее за руку и ввел через святилище во Святая Святых, где находился кивот Завета — прообраз Матери Божией.

 

 

126

Своим вхождением во Святая Святых богоизбранная Отроковица ознаменовала, что приближается время выполнить Ей Свое великое предназначение — стать Матерью Сына Божия. И дивились люди, дивились ангелы столь знаменательному событию вхождения Приснодевы во Святая Святых. «Ангелы вхождение Пречистой зряще, удивишася, како Дева вниде во Святая Святых», — поется в церковной песни. Так совершилось предреченное пророком «вхождение», или, по церковному, — веденные во храм Пречистой Приснодевы.

Она была помещена в обитель девственниц при храме Иерусалимском. Здесь старшие отроковицы и девы по благословению первосвященника и под его руководством обучали Ее грамоте, чтению Священного Писания, молитвам, песнопению и рукоделию. Три раза в день Она входила в храм для молитвы и прославления Господа. Здесь она удостаивалась посещения ангела и укреплялась Духом Святым.

На девятом году жизни при храме юная Отроковица узнала первую скорбь на земле: умер ее праведный отец — престарелый Иоаким. Праведная Анна, освобожденная от забот и попечения о муже, оставила свой дом, перебравшись поближе к дочери в дом непорочных вдовиц при иерусалимском храме, но вскоре однако и она умерла.

Лишившись родителей, богоизбранная Отроковица еще сильнее прилепилась сердцем своим к Богу, дав обет хранить девство Свое и быть рабой Господней, до конца готовой выполнить волю Божию о предстоящем Ей великом предназначении.

Братие и сестры! Если праздник Рождества Приснодевы прославляется святой Церковью как начало радости о нашем спасении, как день «возвестивший радость всей вселенной», ибо из нее «воссияло Солнце Правды, — Христос Бог Наш», то праздник Введения во храм прославляется Ею как день начала предуготовления, «воспитания Приснодевы в жилище прежде век от Отца нетленно Рождшегося во спасение душ наших». «Слово вместившая приводится Господеви» (стихира).

В этот праздничный день все события и лица, причастные Введению, для нас особо дороги и священны. Сердце наше радостно приемлет богоглаголивого Давида, и праведных богоотцец Иоакима и Анну, и праведного Захарию, введшего во Святое Святых Пречистую Отроковицу. Но особенно же благоговейно, молитвенно сердце наше вос

 

 

127

принимает сегодня богоизбранную Отроковицу. Как «одушевленный храм Она сегодня возводится в храм Божий» и тем «Христа всем предвозвещает». Кондак праздника так вещает об этом событии: «Пречистый храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, священное сокровище славы Божией днесь вводится в дом Господень».

Отныне Она целиком посвящается Богу, становясь «селением» Духа Божия, приготовляясь выполнить Свое предназначение: «вместить Невместимого», явить миру «Питателя жизни нашея». Вот почему святая Церковь днесь зовет нас «духовно торжествовать», «радоваться», «ликовать», указывая нам, что с нами раздуются и «небо и земля», «познах и веровах», что уже «избавление (от греха) приидет» (стихира).

«Приидите, вси вернии, — глашает святая Церковь, — едину Непорочну восхвалим, от пророков проповеданную, прежде век Пренепорочную Матерь и в последняя лета явившуюся Богородицу» (стихира).

Братие и сестры! Все священные события, связанные с Боговоплощением и нашим спасением, святая Церковь обычно преподносит нашему духовному взору в их последовательности и раздельности, и вместе в их внутренней целости, единстве и силе. Приглашая праздновать Введение во храм Приснодевы, святая Церковь своим богослужебном чином вводит нас в благодатную глубину этого праздника, зовет приобщиться его животворящей силе и вместе соединяет его в нашем сознании и сердце с грядущим праздником Рождества Христова. Как радостно начинает трепетать наше сердце, когда мы за богослужением именно этого Богородичного праздника впервые слышим прямой призыв славить рождающегося Спасителя и Питателя жизни нашей в ирмосах канона: «Христос рождается, славите. Христос с небес, срящите. Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви вся земля и веселием воспойте людие, яко прославися».

Братие и сестры! Духовными очами мы созерцаем сегодня восхождение Пречистой по ступенькам Иерусалимского храма. Она восходит, воспринимаясь нами уже и как Матерь Сына Божия, как Царица Небесная. Восходит, как «Заступница и Ходатаица наша, как Покров и ограждение наше. Восходит и как Радость всех радостей, как по Бозе все наше упование. Она восходит и всех нас зовет следовать за Ней ко Господу. Будем же молить Ее помочь нам в восхождении от силы в силу, в возрастании в меру возраста совершенна.

 

 

128

Будем молить Ее, — «храм Божества», — помочь нам сделаться подлинным храмом живущего в нас Духа Божия (2 Кор. 6. 16).

Пресвятая Богородица! Помоги нам и спаси нас! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.