Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. День празднования Казанской иконы Божией Матери. Рабы Господни

77

День празднования
в честь Казанской иконы Божией Матери
(Лк. 10. 38—42; 11. 27—28)

Се раба Господня (Лк. 1. 38).

Рабы Господни

В дни Богородичных праздников, благочестивые слушатели, обычно читается за Божественной Литургией евангельское зачало о посещении Спасителем двух сестер Лазаря — Марфы и Марии. Все мы знаем, как сестры приняли в своем доме высокого Гостя. Знаем, что Мария, расположившись у ног Его, целиком отдала себя слушанию, глаголов жизни вечной из уст Божественного Учителя. Марфа же с головой ушла в хлопоты и заботы о приготовлении для Него наилучшего угощения.

Знаем, также, что заботливость Марфы о достойном приеме в их доме Господа была также велика, что она хотела, чтобы и Мария приняла участие в ее хлопотах по этому приему. Она упрекнула даже Спасителя, сказав. Ему: Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне (40 ст.). Чем объяснить такое поведение Марфы? Почему она упрекнула Господа? Почему не только не стала и сама слушать Его, но вознамерилась отвлечь от этого и Марию?

Это произошло потому, что движимая любовью к Господу и заботой о Нем, она выпустила из вида другое, не учла главное. А главное заключалось в том, что Христос пришел в мир, чтобы просвещать, духовно питать народ и всех, кого Он посещал или кто искал встречи с Ним. Так было при встрече у колодца с самарянкой (Ии. 4. 5—42), так было при ночном посещении Его тайным учеником — Никодимом (Ин. 3. 1—21), так было в доме начальника мытарей — Закхея (Лк. 19. 5—9), так произошло и при посещении семьи Лазаря.

Нужны ли были усиленные заботы и хлопоты Марфы об угощении Того, Кто Сам пришел в дом Лазаря, чтобы духовно питать ее и Марию и Кто не раз говорил, что не единым, хлебом будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4. 4; Ин. 6. 27), разумея под Словом Божиим духовный хлеб: Хлеб жизни… Хлеб Божий… хлеб с небес, дающий жизнь миру (Ин. 6. 33). О необхо-

 

 

77

димости питания этим духовным хлебом Христос говорил не только отдельным лицам, но всему народу после, например, насыщения его в пустыне пятью хлебами и двумя рыбами. И вот с этим хлебом Небесным Он пришел и к сестрам, поэтому и сказал Марфе! Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься много. А одно только нужно. Нужно слышать Слово Божие и хранить его (Лк. 11. 28), и Мария, поступающая так, избрала благую часть (Лк. 10. 42).

Отсюда следовало, что и ей, Марфе, нужно было поступать также, как и Мария: не терять времени на угощение Господа хлебом земным и тленным, а самой питаться от Него хлебом небесным и вечным. Но как было трудно сделать это Марфе, когда она любила Спасителя больше чем себя, и готова была заботиться о Нем больше, чем о себе, о своем духовной просвещении из уст Его!

Братие и сестры! Все люди рождаются на свет Божий разными, мало похожими друг на друга. Нет ни одного человека на земле, который душой и телом (лицом) был бы в точности такой, как кто-либо другой. И не только человек, но и все животные, птицы, все цветочки, и поле, и листочки на дереве все разные, не совпадающие вполне друг с другом. И все это великое многообразие жизни создано для одной цели, для одного значения: служить, чтить и прославлять Бога каждым дыханием, каждым словом, делом и помышлением.

Вот две сестры, Марфа, и Мария, но какие они разные! А вместе как схожи и единодушны они в главном: в готовности служить всегда Господу, хотя и каждая по-своему.

Когда за шесть дней до своей последней Пасхи, за шесть дней до Своих страданий и смерти Христос пришел в Вифанию, то в доме Симона уготована была Ему вечеря. На ней был и только что воскресший Лазарь с сестрами. Вместе со Христом Лазарь возлежал за этим столом. Марфа и на этот раз усердно служила Спасителю, а Мария по-прежнему слушала Его и, прильнув к ногам Его, возливала на них благовония и стирала волосами своими (Ин. 12. 1—3; Мф. 13. 7). Она сделала это потому что, как сказал Христос, уже

 

 

78

готовила Тело Его к погребению (Ин. 12. 7). Вот за все это, за все эти виды служения, за постоянную готовность проявлять заботливость к Нему, Христос и любил их (Ин. 11. 5). Господь любил их потому, что обе они были слуги, рабы Божии.

Раб Божий, братие и сестры, тот, кто все силы своего духа, своей разумной свободной воли посвящает выполнению заповедей Божиих о любви к Богу и ближним. Раб Божий тот, кто достоин любви Божией, кто получает от Него благодать смирения и послушания, кротости и терпения, любви и милосердия. Предосудительно быть грешнику рабом грешника, или рабом греха и порока (чревоугодия, блуда и прочего), но не предосудительно смиренному человеку быть рабом Господним, быть проводником и исполнителем воли Отца Небесного, т. е. быть праведным, благочестивым человеком. И здесь для верующего человека постоянно и высоким примером является и другая Мария — Матерь Божия — та, которую мы сегодня чтим и прославляем ради Ее иконы, именуемой Казанской.

Эта Мария с величайшим послушанием и смирением выполняла волю Божию с самого раннего детства. Рожденная по действию благодати Божией от престарелых и заматоревших родителей (Иоакима и Анны), Она получила воспитание в благодатной атмосфере храма и явилась избранным сосудом Божиим для вмещения Невместимого, для рождения по человечеству (по плоти) Сына Божия.

Как отнеслась к этому высокому предназначению Юная Отроковица? Возгордилась? Возомнила о себе? Она преисполнилась еще большим смирением и послушанием воле Божией архангелу Гавриилу, благовестившему Ей о рождении от Нее Сына Божия. Она ответила: Се раба Господня, да будет Мне по слову твоему (Лк. 1. 38). Когда после этого чрезвычайного события (благовещения) праведная Елизавета приветствовала Ее, то Она отозвалась о Себе так же: Господь призрел на смирение рабы Своей (48 ст.). Вот откуда, братие и сестры, произошли, получили свое начало столь и доселе употребительные слова: раба Божия. Это слово Преблагословенной и Пречистой Богороди-

 

 

79

цы. Кто из нас достоин их? К кому из нас они приложимы?

Когда после рождения Богомладенца в Вифлеемских яслях пастухи поклонились Ему и рассказывали Богоматери о том, что слышали от ангелов, Она сохраняла все слова сии, слагая их в свое сердце (Лк. 2. 19). Слагать в сердце слова ангела или Господа — значит духовно питаться ими, возрастать и укрепляться благодатной, действенной силой, свойственной им (Евр. 4. 12). И в дальнейшей Своей жизни Матерь Божия благодатно слагала в Своем сердце все, что касалось Ее Самой и Сына Ее: и Его подвижническую жизнь, как Учителя-Просветителя, и Его мучения на суде и на Голгофе как Искупителя-Спасителя.

Соболезнуя и сострадая Ему, Она так обогатила благодатию сокровищницу Своего сердца, что и Сама стала помогать Сыну Своему спасать род человеческий: и Своим ходатайством заступничеством за людей, и Своим благодатным участием и помощью в скорбях и напастях их. Мы так и молимся Ей. «Пресвятая Богородице, спаси нас». Обращаясь к Ней, мы взываем: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево!». Перед началом молитвы мы призываем обращаться к Ней с такими словами: «Владычице моя, Пресвятая Богородице Дево, спаси мя грешного» (из правила ко святому Причащению). Мы взываем к ней: «Всесвятая Богородице, во время живота моего не остави мене, человеческому предательству не ввери мя, но Сама заступи и помилуй мя». Вот и сегодня, мы прославляем Ее как «Заступницу усердную», за всех молящую Сына Своего и «творящую спасение всем, в державный покров Ее прибегающим» (тропарь).

Прославляя Матерь Божию и молясь Ей, ми вспоминаем сегодня, слушая Евангелие, Марию, сестру Лазаря, которая, внимая Господу, также слагала в сердце своем глаголы жизни вечной и также была рабой Божией. Вспоминаем и заботливую, хлопотливую Марфу, служительницу Господа и верную рабу Его. Мы вспоминаем их для того, чтобы подражать им.

В чем мы можем подражать Марфе? В том, чтобы самим

 

 

80

выполнять все свои домашние дала и выполнять не кое-как, не с раздражением или ленью, не ради себя или людей только, а прежде всего ради Господа, ради послушания Ему, ради служения Его благой и спасительной для нас воле. Наша совесть, наше сердце, наш внутренний сокровенный человек всегда ждет и жаждет посещения Божия. Марфа не только ждет и жаждет посещения Божия, но и активно искала Спасителя. Она первая из сестер побежала навстречу Ему, когда Он шел воскресить Лазаря (Ин. 11. 29), и первая уверовала в Него как Сына Божия, пришедшего в мир (Ин. 11. 27). Хлопотливая и деятельная ради Господа, она (ее образ) зовет нас служить Богу и делами рук своих (хлопотами по хозяйству) и усердием сердца своего в вере и послушании Ему.

Во всех видах и моментах общения с Господом, в молитвах, богомыслии, чтения Слова Божия, доброделании мы, должны подражать Марии с ее постоянной готовностью внимать Господу, духовно прилепляться к Нему, не разлучаться с Ним, служить Ему. В течение дня нам следует подражать то одной, то другой, как бы быть то той, то этой, чтобы тем самым по примеру их, быть рабом или рабой Господней. Никому из нас не стыдно и не предосудительно быть рабом или рабой Божией, если таковой была Царица неба и земли, — Сама Матерь Божия.

«О Заступнице Усердная! Умиленною душею и сокрушенным сердцем молимся Тебе. Всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево, Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим». Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.