Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Сретение Господне

День праздника Сретения Господня
(Лк. 2. 22—40)

Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром (29 ст.).

О встрече с Господом

Через 40 дней после Рождества Христова святая Церковь празднует Сретение Господне. Это потому, благочестивые слушатели; что в сороковой день после рождения Христа Спасителя Пречистая Приснодева принесла Его из Вифлеема в Иерусалимский храм, чтобы «представить, как первенца пред Господом» и совершить для Себя Самой обряд очищения.

 

 

48

Еврейский народ считался богоизбранным и должен был своих первенцев мужского пола посвящать на служение при скинии, а потом при храме. Когда же было избрано колено левино (левиты) на достоянное служение при храме (Чис. 8. 11), то за своих первенцев каждая семья приносила выкуп (5 сиклей, или 4 рубля). Еврейская женщина по рождению младенца считалась нечистой и в течение семи дней, а затем еще 33 дня не могла являться в храм, после чего приносила голубицу (голубя) и очистительную жертву за грех, и другую голубицу (или овцу) — в жертву всесожжения.

Так было, и на 40‑й день после рождения Богомладенца. Вместе с праведным Иосифом Богоматерь принесла Его в храм. Здесь встретил их старец Симеон. В Евангелии сказано о нем, что он был праведен и благочестив. По толкованию святителя Дмитрия Ростовского, у евреев праведным считался человек, выполняющий правду Божию о людях, т. е. любящий их и служащий им. Благочестивым назывался человек, соблюдающий истину о Боге, т. е. любящий Его и служащий Ему. Таким образом праведный и благочестивый выполнил весь ветхозаветный закон, —закон и пророки, когда любил Бога и человека и служил им. Таковым и был старец Симеон. В Евангелии еще сказано, что Дух Святый был на нем. В Ветхом Завете Святый Дух почивал обычно на пророках, которые обличали еврейский народ за пороки и отступления от Бога и пророчествовали о грядущем пришествии в мир Мессии, как Избавителя и Спасителя народа от духовной гибели. Об этом же и пророчествовал старец Симеон и теперь, когда встретился лицом к лицу с младенцем Христом в Иерусалимском храме.

В этой встрече у него были причины и личного характера. Ему было предсказано, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (Лк. 2. 26). Из-за чего, по какой причине ему было дано такое предсказание? Существует благочестивое предание, что праведный Симеон был в числе переводчиков (70‑ти) Библии с еврейского языка на греческий [[Перевод Библии для Александрийской библиотеки по приказу Птоломея начался в 3‑м веке до Рождества Христова, пророческие книги переводились в 1‑м веке.]]. И вот, когда он переводил

 

 

49

(а это было в нервом веке до Рождества Христова) пророчество Исаии о рождении Девой Сына Божия, то усомнился в этом (как Дева, будучи девой, может родить сына). Это ангелом и было предсказано ему, что он не умрет, пока своими глазами (очами) не увидит Богомладенца.

И этот торжественный и священный для него момент наступил, когда «по вдохновению» он пришел в храм и встретил здесь святое семейство. В порыве благоговения и величайшей радости, он приемлет в свои руки младенца Христа, прижимает к своему сердцу и, ликуя, прославляет и благодарит «Владыку, ныне отпускающего его с миром», т. е. разрешающего спокойно умереть и вместе пророчествует о том, что принесло в мир рождение Богомладенца. Очи мои, — говорит он, — ныне увидели спасение Твое, т. е. увидели Тебя, как Спасителя, уготованного (для спасения) всех народов. Эти народы (языческие) пребывали во тьме греховной и неведении истинного Бога. И вот теперь просиял свет к просвещению душ и сердец их и открылась слава израильского народа (29—32 ст.).

С изумлением и удивлением слушали вдохновенного старца праведный Иосиф и Пречистая Приснодева. Их удивление еще более возросло и перешло в скорбь, когда он стал пророчествовать, как отнесутся ко Христу люди, какое значение Он будет иметь для них, а также для Самой Приснодевы. Передавая Богомладенца в Ее руки, он сказал: Се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и на предмет пререканий (34 ст.).

Христос послужил падению, духовной гибели тех же израильтян, которые не верили в Него, как Спасителя, пререкались, спорили, ожесточались против Него и довели дело борьбы с Ним до голгофской смерти Его. И, наоборот, «восстали» духом, обновились и духовно возродились те из них (израильтян), которые сразу же уверовали во Христа и оставались верными последователями Его. Таким образом, явление Христа среди еврейского народа открыло (тайное) помышление многих сердец. Относительно Спасителя: открыло «помышление», движение сердец или к Нему, или против Него, т. е. к падению этих сердец, или к восстанию, возрождению.

Будучи верен до конца пророческому духу, действовавше-

 

 

50

му (вещавшему) в нем самом, праведный старец не мог не оказать Богородице и того, что ожидало Ее Саму: И Тебе Самой пройдет душу (35 ст.), т. е. что скорбный крестный путь Сына Твоего будет скорбным, тягчайшим путем и для Тебя Самой. Он, этот путь, как меч пройдет через Твою собственную душу.

Благочестивые слушатели! Мы знаем, что все пророчества духоносного старца в отношении Христа и в отношении Богородицы в точности исполнились. Они (пророчества) были навеяны Духом Святым и проистекали из глубокого знания старцем Ветхого Завета, душой которого и были мессианские чаяния, ожидания пришествия в мир Спасителя и Его скорбный крестный путь.

В Иерусалимском храме в 40‑й день по рождении Мессии, Христа произошла встреча лучший представителей Ветхого Завета (праведного Симеона и пророчимы Анны) с только что пришедшим в мир Начальником Нового Завета (Христом) и Его Богоматерью. Какая торжественная, какая знаменательная, какая священная и радостная встреча! Ветхий Завет сменялся, точнее, восполнялся Новым. Новое учение о Боге и человеке, новое отношение бога к миру, новые, неведомые раньше токи спасительной благодати Божией нес с собой этот Новый Завет.

Братие и сестры! Сретение — праздник Господень (Господский). Все праздники Господни напоминают нам о тех или иных событиях из жизни Спасителя и приглашает нас следовать за Ним. Так, праздник Рождества Христова зовет нас к духовному рождению, к восприятию Христа в самых сокровенных глубинах нашего духа, чтобы нам уже не расставаться с Ним при всех «обстояниях» (обстоятельствах) нашей жизни. Праздник Сретения зовет нас к радостной встрече с Господом нашим Иисусом Христом, напоминая нам, что и для нас Он должен быть восстанием, духовным обновлением и что для нас необходим крестный путь борьбы с грехом и сораспятием Христу (Гал. 2. 19).

Немного времени остается, братие и сестры, до дней святой Четыредесятницы. Пост, и особенно Великий, — это предрассветная (предпасхальная, очистительная гроза, очитительный жертвенный

 

 

51

огонь, опаляющий все греховные плевелы, корни и корешки наших внутренних нечистот, помыслов, пороков и страстей. В первые дни Великого поста мы услышим покаянный канон Андрея Критского, будем призываться великопостным богослужением к покаянию, к глубокому осознанию своей греховности, к искренней и полной исповеди и достойному причащению. Чтобы пройти весь сложный и нелегкий путь великопостного внутреннего очищения через покаяние и исповедь нужно заранее иметь Господа в своем сердце, ибо всякая исповедь и тем более великопостная есть Суд Божий над нами голосом совести, а через нее и голосом Самого Господа Бога.

Нынешний праздник (Сретения Господня) своими песнопениями молитвами, евангельским чтением и встрече праведного Симеона с Богомладенцем и Богоматерью помогает нам в нашей собственной встрече с Господом в глубинах нашего сердца и нашей совести.

Господи, прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякого скверны и спаси, Блаже, души наша. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.16 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.