Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в седмицу седьмую по Пасхе в день Троицкой родительской субботы

Вечная память всем почившим. Со святыми упокой, Господи, всех усопших.


 

205

О молитве за умерших

Братие и сестры! Во вторник на Фоминой неделе святая Церковь совершала «Радоницу», т. е. пасхальную «родительскую субботу». Вместе со святой Церковью мы все возносили на Радонице моление о наших умерших, о всех почивших в надежде воскресения и жизни вечной. Особый и так сказать специальный смысл этой пасхальной молитвы (и дома, и на могилке, и в храме) заключался в том, что мы поздравляли всех в Бозе почивших с праздником Воскресения Христова и теми же словами приветствовали их: «Христос Воскрес!», что и живых людей. Христос и для них воскрес, и для них как бы вновь и вновь сходил в загробный мир, чтобы благовествовать о Своем воскресении. Радостью воскресения Христова и надеждой на грядущее всеобщее воскресение мы и делились со всеми умершими в поминальный день «Радоницы», молясь вместе с тем об упокоении их «в месте светле, злачне и покойне».

Сегодня Троицкая родительская суббота. Завтра, в праздник Святой Троицы мы будем прославлять Пресвятую Троицу за наше спасение, за дарование Церкви и им благодатных, спасительных даров Святого Духа. О даровании этих даров почившим, о прощении их согрешений и упокоении с праведными мы молимся сегодня, в эту Троицкую субботу.

На чем основано поминовение усопших в Православной Церкви? Оно основано на глубокой вере в загробную жизнь, во всеобщее воскресение, в единство Церкви земной и небесной, для которой нет мертвых, а все «живы суть». Все Евангелие есть провозвестие грядущего воскресения для жизни вечной, нескончаемой. Своим воскресением Христос явил залог воскресения из мертвых всех людей. Он — начаток воскресения, первенец из мертвых (Кол. 1. 18). Он ответил саддукеям, неверовавшим в воскресение мертвых: Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Ибо у Него все живы (Лк. 20. 27. 38). Поэтому верующие спокойно думают о смерти и спокойно готовятся к ней, как переходу в жизнь вечную.

Для христиан страшна не смерть, разлучающая душу с телом, а страшен грех, разлучающий душу с Богом, т. е. страшна смерть духовная. Еще во время своей земной жизни верующий человек страдает и скорбит, когда нарушает своими грехами внутреннюю духовную связь с людьми и с Богом. После же смерти суть страданий, по словам святителя Иоанна Златоуста, заключается


 

206

в том, что «возобновляются (вспоминаются и переживаются) земные грехи и мучат душу» [[Творения, т. 1, стр. 802.]] без возможности избавиться от этих мучений своими собственными силами, как это видно из притчи о богатом и Лазаре (Лк. 16. 19—31).

И вот тут-то и помогают душе молитвы Церкви и всех близких и любящих ее, а также дела милосердия, за нее творимые. Творя милостыню в память усопших, мы делаем это как бы от лица их и за них, как бы «доделываем» несделанное ими, «уплачиваем их долги», оставленные нам для уплаты за них, вносим и свой кодрант (Мф. 5. 26) за них Милосердному Владыке. И эти наши дела милосердия за умерших «сами предстоят, как говорит святитель Иоанн Златоуст Престолу Божию, ходатайствуя о помиловании усопших» [[Беседа 33‑я.]].

Особую помощь умершим оказывает молитва Церкви за Божественной литургией. За них священник молится за проскомидией, вынимая частицы за упокой души их, молится на заупокойной ектении, молится после пресуществления святых даров, и наконец, молится в четвертый раз на панихиде. «Частица, вынимаемая за усопшего во время литургийного жертвоприношения, говорит святой Симеон Солунский, соединяет его с Богом». «Не напрасно, говорит святитель Иоанн Златоуст, узаконили апостолы творить пред страшными Тайными поминовение усопших… Поистине, заключает он, облегчится участь окончавшегося грешника частными молитвами и милостыней. Хотя бы умерший сам по себе и был недостоин, Господь услышит нас» [[Беседа 21 на книгу Деяний.]].

Молитвы особенно за тех умерших, после смерти которых не осталось ни родных, ни знакомых, могущих помолиться о них. В таком положении находятся также и все те из умерших, которые уже давно скончались и не имеют на земле никого, кто помолился бы о них упокоении. Это все те, которые называется общим именем «от века скончавшиеся». Вот здесь-то и имеют особый смысл и особое значение не нарочитые молитвы Церкви, которые совершаются в так называемые родительские субботы. Начало их (родительских суббот) уходит в глубокую древность: «Боголюбивые апостолы, говорит святитель Афанасий Великий (святой отец четвертого века) и духовные отцы учредили литургии, молитвы, псалмопения и годичные


 

207

воспоминания об усопших, каковое обыкновение даже до ныне усиживается и распространяется». Эти древние годичные моления об усопших и превратились впоследствии в родительские субботы [[Более подробно о поминовении усопших в родительские субботы см. в статье «Поминовение усопших» (ко дню Димитриевской субботы) в Журнале Московской Патриархии за 1959 год № 12, стр. 44—48.]].

Все заупокойные моления об усопших и особенно в родительские субботы носят весьма трогательный, задушевный характер. Все они проникнуты верой в милость и благость Божию к согрешающему человеку. «Отче наш, любовь неизреченная, помяни усопших рабов Твоих», — так звучит основной мотив в заупокойном акафисте, читаемом в родительские субботы. Особенно трогательно, возвышенно и умилительно содержание парастаса (великой панихиды). Первая ектения его начинается с обычного приглашения «миром» помолиться «о свышнем мире и спасении душ наших», и далее следует ряд прошений о всех «блаженной памяти скончавшихся», «от века и правоверии, надежде воскресения и жизни вечныя усопших, отец и братий наших». Церковь этими прошениями в первую очередь молится об «от века скончавшихся», т. е. давным-давно умерших, не оставивших ни у кого из живых памяти о себе.

Все молящиеся в храме призываются воспринять их в Боге, ощутить в своем сердце и горячо помолиться об их «покое, тишине, блаженной памяти», а главное — о прощении прегрешений их — «вольных и невольных». Как в земной жизни грех вызывает беспокойство, болезнь, печаль, плач и скорбные воздыхания, так и за гробом грешная душа переживает подобные же тяжелые состояния. И вот ектения призывает молиться о «плачущих, болезнующих, чающих Христова утешения», молиться чтобы Господь «отпустил им всякие болезни, печали и воздыхания». Как в земной жизни богобоязненные души жаждут просвещение светом Христовой истины, так и после смерти страждущая душа жаждет света, покоя, благодатного общения в Богом. И ектения призывает молиться о вселении умерших «в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, где присещает свет Лица Божия», и где пребывают все праведники ветхозаветные (Авраам и другие) и новозаветные.


 

208

В возгласе священника содержится прославление Господа, дарующего усопшим «воскресение, живот и покой».

Как видим, в парастасных молитвах (как, впрочем, и в других) содержится моление не только о наших ближних, но и о далеких предках, о всех «отец и праотец», о всех «от века», т. е. когда-либо скончавшихся. Мы не знали и не знаем этих праотец. Но однако это были те предки, от которых мы наследовали блага нашей веры и упования на светлую жизнь в этом будущем веке. Не зная каждого из них лично, мы всех их, в том числе и воинов «на поле брани убиенных» духовно воспринимаем в Боге. С теплым чувством любви и сердечной благодарности мы должны молиться о них, прося у Господа для них «прощения прогрешений, покоя, тишины и блаженной памяти».

Братие и сестры! Мы обычно ленимся молиться и о живых и об умерших, особенно о неизвестных или малоизвестных нам людей. Не молясь о них, мы предрешаем тем свою собственную горькую посмертную участь: никто не будет молиться о нас после нашей смерти, если мы сами не молимся при своей жизни. Поэтому будем всегда (особенно при молении Церкви за умерших) внимательно слушать имена тех усопших, которые произносятся за богослужением и ревностно молиться за них. Ведь все усопшие наши родные, все наши братья и сестры во Христе, ибо все мы члены единой семьи у Отца Небесного, желающего всем нам спасения. Молясь за других (за живущих или умерших), мы тем самым молимся и о себе, ибо Господь скажет скорее тогда, когда мы молимся (или заботимся) о других больше, чем о себе самих. Поэтому не будем ждать при церковном молении об умерших, когда прочтут вслух наши записки с именами наших родных, а будем одинаково усердно молиться и за тех, о ком просит молиться Церковь устами священнослужителя.

Не забудем, что немало людей умирает внезапно, без подготовки к смерти, без покаяния и причащения. Смерть приходит и уносит их души врасплох, «нагло», внезапно, беспощадно, не думая о встрече ее жертвы с Богом (а смерть делает эту встречу неизбежной). Какие волнения, какой страх и скорбь испытывает душа за гробом, неожиданно поглощенные смертью? Кто же может помочь им своей молитвой, свои ходатайством пред Богом о прощении, об избавлении от страшных мучений и угрызений их совести? Кто? Кто доделает за них то, что


 

209

сами они не успели или из смогли сделать? Это мы с вами, дорогие братья и сестры, должны помочь им. Будем же всегда (и особенно в родительские субботы) усердно, сердечно молиться я тех, о ком молится наша Церковь и кто с такой надеждой ждет этих молитв.

Вечная память почившим! Со святыми упокой их, Господи! Христос Воскресе, дорогие наши покойнички. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.33 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.