Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в неделю шестую по Пасхе

О слепом (Мф. 11. 27—30) [[Данная проповедь носит характер распространенной беседы и может быть разбита на 2—3 кратких поучения.]]

Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9. 3).

О слепоте телесной и духовной и исцелении от нее


 

184

Все мы знаем, что человек создан для жизни в мире физическом и в мире духовном. Для той и другой жизни он приспособлен целесообразным устройством своего тела и разумными качествами души. В целесообразном устройстве тела человека особое значение имеют глаза его. Не будь у человека глаз, он не видел бы красоты и величия Божия. Не видел бы он ни гор, ни долин, ни рек, ни морей. Не созерцал бы ни лесов, ни полей с их растениями, злаками, цветами. Не видел бы ни сел, ни городов, ни окружающих людей и даже своих родителей. Он не имел бы представления о небе, солнце, луне, звездах. Не различал бы ни дня, и ночи: вечный мрак был бы в нем самом и около него. Он боялся бы и шаг сделать, не видя ничего перед собой и под своей ногой. Бессилие и беспомощность постоянно терзали и угнетали бы его.

Кажется, нет большего несчастья на земле, как лишиться зрения или, что еще страшнее, родиться слепым. А между тем были и доселе есть на земле и те другие слепые. О, как они несчастны и как нуждаются в нашем участии, ласке, заботе, помаши, чтобы легче было переносить им свое горе. И как не ценим, мы зрячие, этот величайший дар Божий, данный нам для созерцания в окружающем мире величием премудрость Божию и для славословия Бога в умах, сердцах и все всех делах наших.

Но, братие и сестры, кроме физической слепоты есть еще более страшная слепота — слепота духовная. Она состоит в потере высшего, разумно-духовного смысла в жизни, в моральном отупении и одичании, в обмирщении ума, озлоблении сердца, в самости воли. Слепота духовная зачинается о момента потери в душе источника духовного света — Господа Бога. И горе нам, если мы теряем этот источник внутреннего света и впадаем в слепоту духовную.

И наоборот, великая радость наступает в душе, если от мрака она переходит к свету, от неверия или равнодушия к светлой и живой вере, и если тело свое предуготовляет в


 

185

храм Святого Духа (1 Кор. 3. 16).

В сегодняшнем Евангельском чтении святая Церковь предлагает нашему назиданию чудо исцеления Спасителем слепорожденного. В этом Евангельском чуде содержится двойное чудо: исцеление от слепоты физической и исцеление от слепоты духовной. Как все это случилось?

Однажды Христос и апостолы, проходя мимо слепорожденного, просящего милостыню, обратили на него внимание. Апостолы, размышляя о причине столь великого для него несчастья, спросили Христа: кто согрешил, он или родители его (Ин. 9. 1—2). Христос ответил, что никто не согрешил, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (3 ст.). Вслед за этим Спаситель указывает, что дело Божие для Него Самого заключается в том, чтобы творить волю Пославшего… и быть Светом мира (4—5 ст.).

Быть Светом мира для Христа прежде всего значило сообщать свет истины через внутреннее просвещение человека, а также даровать и внешнее, физическое зрение, если человек был лишен его. В том и другом свете (внешнем и внутреннем) и нуждался слепорожденный нищий.

Братие и сестры, прежде чей рассказать Вам о слепорожденном, скажем как Христос исцелял слепых. Христос многократно исцелял слепых: и одиночных (Мк. 10. 46—52; Мф. 12. 22), и двоих сразу (Мф. 20. 30—34), и зараз многих (Лк. 7. 21). Во всех этих случаях исцеление, происходило, насколько это можно судить до евангельскому тексту, не слепорожденных, а утративших зрение по той или иной причине, на том или ином году их жизни. Во всех этих случаях Христос как бы открывал (Мф. 20. 33) закрывшиеся когда-то, глаза, возвращал, восстанавливал былое зрение. Поэтому и средства исцеления во всех этих случаях почти всегда были одни и те же: или слова Христа: Иди, вера твоя спасла тебя (Мк.10. 46—52; Мф. 9. 29), или прикосновение руки к глазам (Мф. 20. 34) или с присоединением и плюновением (Мк. 8. 22—25).


 

186

Более сложный случай произошел с исцелением Вифсаидского слепого (Мк. 8. 22—25). Здесь Христос прежде чем исцелить, вывел его из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки (23 ст.). И слепой наполовину прозрел: стал видеть проходящих людей как деревья (24 ст.), т. е. смутно и не­рас­чет­ли­во. И только после вторичного возложения на глаза рук Христа он стал видеть ясно (25 ст.).

Можно думать, это здесь имел место или особо тяжелый случай лишения зрения, связанный с глубоким повреждением глазного органа, или же с маловерием слепого. Могли быть налицо и обе причины, в силу чего Христос и вывел его из селения, чтобы дорогой вне суеты и шума населения слепой мог легче подготовиться и воспринять исцеление. Казалось, бы трудно исцелить слепорожденного. Но смотрите, как и здесь для Господа все легко и просто. Он плюнул на землю, сделал брение от плюновения и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: Пойди, умойся в купальне Силоам. Он пошел, умылся и пришел зрячим (Ин. 9. 6—7).

С этого мгновения нищий как бы вновь родился, или воскрес: из царства ночи и тьмы он попал в царство лучезарного света, внутреннего изумления и восторга. Все вдруг осветилось и засияло около него и в нем самом. Нищий настолько внешне и внутренне изменился, что трудно было узнать его. Неудивительно, что среди его близких и знакомых возникла распря: он это или не он (6—9 ст.). Неудивительно также, что посыпались вопросы: Как открылись глаза? (10 ст.). А когда нищий рассказал об этом, то спрашивали: Где же Он? (12 ст.). С этого момента (с момента этих вопросов) начался новый процесс, но уже в самой душе нищего: он все глубже и глубже стал интересоваться Тем, Кто даровал ему столь великое благозрение. Интерес к Чудотворцу и положил начало его второму прозрению — духовному. Как это ни странно, но помогли нищему в этом втором прозрении заклятые враги Христа — книжники и фарисеи, которые никак не хотели признать в исцелении — чудо, а в Чудотворце — Христа, Сына Божия. Когда к ним был приведен нищий, то между ними (врагами Христа) возник спор: грешный ли человек Иисус или не грешный (16 ст.).


 

187

Для слепца было ясно, что Иисус, сотворивший столь великое чудо, не может быть грешным человеком, но однако Кто же Он?

Очевидно, думал нищий, это Иисус от Бога, какими были, например пророки. И когда его опросили, что же он сам думает об Иисусе, тот нищий так и ответили Он — пророк (16 ст.). «В этой первой беседе, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — нищий проявил себя мудрецом, оказался разумнее своих врагов» [[Там же, стр. 337.]]. И когда книжники вторично призвали его на опрос и сказали ему: Воздай славу Богу (за чудо). Мы знаем, что человек этот грешник (24 ст.), то прозревший еще более решительно встал на защиту Пророка (25 ст.). Когда враги Христа попросили его вновь рассказать, что сделал с ним Христос (26 ст.), то нищий упрекнул их в том, что они не слушают его и добавил иронически: уж не хотят ли они сделаться учениками Его (27 ст.).

Святитель Иоанн Златоуст добавляет к этому, что нищий потому так сказал, что сам внутренне уже «сделался учеником Христа» [[Там же, стр. 380—381.]] и Его победоносным защитником. Весь дальнейший ход прений с врагами подтверждает это. Они по-прежнему говорили, что Иисус — грешник.

Но разве грешников Бог слушает?, — ответил им нищий, — и разве грешник мог сотворить «от века» небывалое чудо? (30—32 ст.). Возразить на это было нечем и, разъяренные, они выгнали нищего вон (34 ст.). Так закончились эти встречи законников о нищим. В них победил тот, на чьей стороне была истина.

«Смотри, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — сколько употреблено способов, чтобы затмить и уничтожить чудо. Но таково свойство истины, что того, чем люди думают подорвать ее, она становится сильнее, и просиевает через то, чем хотят затмить ее [[Там же, стр. 377.]].


 

188

Бывший слепец принял эту истину о чуде и о Чудотворце в свое сердце, и она стала его убеждением и непреодолимой возрастающей внутренней силой. Оставалось ему сделать последний шаг до полного внутреннего прозрения, до духовного рождения, осталось признать пророка за Сына Божия, за Христа — Мессию.

Замечательно, что этот последний шаг помог бывшему слепцу сделать Сам Христос. Он нашел, т. е. как бы разыскал прозревшего и опросил, верует ли он в Сына Божия и когда разъяснил нищему, что Сыном Божиим является Он Сам, говорящий с ним, то нищий ответил: Верую, Господи! И поклонился Ему (38 ст.). Так закончилось второе рождение, т. е. духовное прозрение нищего.

О, как назидательна от начала до конца эта история исцеления слепорожденного! Часто мы говорим себе и другим: «Вот за грехи родителей страдаем», или: «Вот унаследовали от них недостатки, грешные наклонности и привычки, и поэтому так трудно нам исправиться». Сегодняшнее евангельское чтение говорит нам, что не следует искать причину своих недостатков и грехов в отцах, дедах, и прадедах и жаловаться, что отягчены их грехами и пороками. Ибо не только над евангельским слепцом, но и над каждым из нас должны явиться дела Божии (3 ст.).

Над евангельском слепцом, как мы видели, дела Божии начали являться с исцеления его от физической слепоты, а вслед за тем и духовной. В первом случае сам нищий своими силами волей участвовал в очень малой степени, так как был исцелен силой Божией. Во втором случае участвовал своими силами в большой степени, так как активно боролся с врагами Христа за Него, как Чудотворца, как за Сына Божия.

Братие и сестры! Дела Божии над нами, христианами, — стали проявляться с момента явления в мир Спасителя. Он Сам все совершил для нашего спасения: озарил нас светом Свой Евангельской истины, принял на Себя запинающие нас грехи и перестрадал за нас их тяжесть и скверну. Для воссоединения нас с Богом-Отцом


 

189

восшел на крест, принял смертные страдания и самую смерть и воскрес, победив смерть и даровал нам благодатный силы и дары для следования по стопам Его. Как видим, Господь все сделал для нас и нашего спасения полностью явил дела Божии о нас. Очередь за нами. Нам надлежит также активно следовать во стопам Христа и принять Его в свою душу, как слепорожденный активно воспринял и защищал Его перед книжниками и фарисеями.

Но что значит активно принять Христа в свою душу? Значит проникнуться такой глубокой верой в Него, как Сына Божия, так возлюбить Его, столь нас возлюбившего, чтобы уже ничто: ни смерть, ни жизнь, ни ангелы…, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не могла отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8. 38—39).

Христос пребывает не где-то вдали от нас, а в нас самих в духовной природе нашей, как ее дыхание и жизнь (Деян. 17. 25). Мы носим в себе это небесное сокровище, не всегда сознавая и не всегда делая из этого факта нужные и спасительные для нас решения и действия. Христа однако нужно воспринимать и осознавать в себе по-евангельски, а не по своему только чувствованию или представлению, чтобы не допустить в нашей душе замены одного Христа другим.

Евангельский и апостольский Христос — это Крестоносный Христос, Христос Гефсимании, Голгофы, крестной смерти и воскресения, т. е. Христос искупительного подвига. Христос-Искупитель хочет, чтобы и наша жизнь была как бы искупительным подвигом в борьбе со всеми соблазнами ума, противления воли, искушениями от врага рода человеческого. Христос-Искупитель решительно зовет нас на крестный путь, зовет следовать Ему: Аще кто хочет по Мне идти да отвержется себе, возьмет крест свой и по мне грядет (Мф. 16. 24). Кто же не берет креста и не несет его, тот несть Мене достоин (Мф. 10. 38). Слышите, братие и сестры, как строго, решительно и властно говорит Спаситель.


 

210

Что же нужно разуметь под своим крестом, в чем он состоит?

Крест наш прежде всего состоит в борьбе с греховными побуждениями, намерениями, тайными влечениями, скрытыми греховными желаниями, соблазнами и допущениями. Ибо в них исходище, начало греха. С другой стороны, крест наш состоит в добросовестном выполнении всех наших каждодневных обязанностей и дел — в семье, на работе и в обществе. И наконец нашим крестом является терпеливое несение тех болезней, скорбей, невзгод и несчастий, которые часто постирают нас в жизни нашей.

И вот здесь-то мы особенно противимся и не хотим нести своих крестов. А между тем, где же должна проявиться наша вера во Христа и наше следование Ему в несении креста, как не при тех испытаниях, которые время от времени посылает нам Господь в виде разного рода болезней, скорбей, потрясений, лишений и прочего? Вот тут-то мы ведем себя как духовные слепцы, не хотящие видеть руки Божией над собой.

Благочестивый слушатели! Сегодня последнее пасхальное воскресение. В среду на этой неделе будет праздник отдания Пасхи. И потом замолкнет в храме пение и чтение Пасхальных песнопений и тропаря «Христос Воскресе» до будущей Пасхи. Это грустно. Это скорбно! Однако Христос всегда пребывает и будет пребывать с нами. Он, воскрес на вечные времена и нас зовет и будет звать совоскресать с Ним во вся дни до скончания века.

Христос воскресе! Аминь.


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.