Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Победа Христа над смертью (Страстная суббота)

«Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог».

В первые дни страстной седмицы мы, благочестивые слушатели, прослушали в храме Евангельское чтение о земной жизни Спасителя, особенно о последних днях Его жизни: суде, поруганиях, страданиях, голгофских мучениях и крестной смерти. Перед нашим умственным взором предстал образ и Самого Божественного Страдальца, и образы тех, кто скорбел и страдал с Ним: жен-мироносиц во главе с Богоматерью и апостолом Иоанном, Иосифом аримафейским с Никодимом, и других.

Мы видели, что не успели еще умереть Христос на кресте, как началось уже Его победа, как начался решительный переворот в сердцах людей, соприкасавшихся в эти дни и часы со Спасителем. Так еще во время суда над Христом во дворе Каиафы апостол Петр вышел со двора под укорящим взглядом Страдальца-Учителя, вышел плакася горько. Что-то дрогнуло в сердце Пилата, стремившегося отпустить Христа, и еще в большей степени в сердце его жены-язычницы, пославшей сказать ему: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. 27. 19). Еще не закончился суд над Христом, над Иуда осознал, что согрешил, предав кровь неповинную и на другое же утро пошел и удавился (Мф. 27. 5). Он раскаялся, что согрешил, но не нашел в себе силы для покаяния, для внутреннего возрождения. Еще Христос висел на кресте, когда произошел переворот в душе одного из разбойников, и он возопил: Помяни меня, Гос


 

150

поди, когда приидешь во Царствие Твое (Лк. 23. 42). Едва Христос испустил дух, как произошел переворот в душе римского сотника и бывших с ним, и они исповедали Христа Сыном Божиим (Мк. 15. 39; Мф. 27. 54). Едва умер Христос, как заговорила окружающая природа: в ней произошли сдвиги, неслыханные перевороты: Земля потряслась камни расселись (Мф. 27. 51), наступила тьма (Мк. 15. 33). Вместе с природой заговорил и храм Божий: Завеса в храме разорвалась надвое (Мк. 15. 38). Не остались безучастными к происходившим на земле Голгофским событиям и умершие святые: гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли и явились многим (Мф. 27. 52—53). Наконец произошел переворот и в душе народа, бывшего на Голгофе. Мучимый укорами совести пред лицом столь потрясающих событий, этот несчастный, сбитый с толку народ стал возвращаться (с Голгофы), бия себя в грудь (Лк. 23. 48), т. е. переживать острый прилив раскаяния и ужаса за содеянное. Так страдания и особенно смерть Христа потрясли все живое и мертвое, перевернули человеческие сердца, предуготовили их к следующему величайшему событию — воскресению Господа.

В чем причина всех этих потрясений и переворотов? Причина их в том, что совершилось небывалое, противоестественно! Смерть принял Богочеловек, будучи ни по Божеству, ни по человечеству не причастным к смерти. По Божеству как Бог, по человечеству, как невинный и безгрешный. Христос мог избежать смерти, как не раз избегал ее раньше (Мф. 21. 46). Но ведь Он пришел на землю, чтобы отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20. 28), чтобы вознесену быть на крест, жабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3. 14, 16). Не предав себя смерти, Он не мог бы нас избавить от смерти, не мог бы уничтожить, омертвить наши грехи и самую смерть, как неизбежное следствие этих грехов. Сказав нам, что нет больше той любви, как кто душу свою положит за други своя (Ин. 15. 13), Он и на деле положил за нас Свою душу и тем проявил неизреченную Божественную любовь к нам. Эта-то Любовь оказалась сильнее ее (смерти), столь доселе всесильной и как будто непобедимой. Исполнилось прореченное: Смерть! Где твое


 

151

жало! Ад! Где твоя победа? (Ос. 13. 14; 1 Кор. 15. 55). Ибо «во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог», Христос телом был во гробе, но душею в это же время, яко Бог совершая дело, любви и победы в самом таинственном и страшном месте в аду, оживив там умерших и им проповедав (1 Пет. 3. 18—19).

В недрах самой смерти, т. е. в мертвенном теле Христа пребывал Источник жизни, Который делал это тело «живоносным», не причастным тлению (разложению). О пребывании тела Христова во гробе так говорится в чине «Непорочных» и в Пасхальном каноне: «Мертвость Твою нетленную Христе, Мати Твоя зрящи» (из второй статьи). «Тело живоносное Иосиф погребает с Никодимом» (из 3 ст.) О «теле живоносном и погребенном» поется в пасхальном каноне (икосе). В тех же церковно-богослужебных источниках смерть Христа называется сном, т. е. временным, скоропреходящим явлением. «Уснул еси Христе естественно животным сном» (из 2‑й ст.). «Уснул мало, и оживил еси умершие» (там же). «Плотию уснув яко мертв, Царю и Господи», — вещает пасхальный канон (экзапостиларий).

Вели над Христом смерть не имела решительного господства еще до Его воскресения, то и над нами, братце и сестры, она утратила решительную власть после полной победы над ней воскресшего Спасителя.

В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 6. 3—11) раскрывается для Нас значение смерти Христовой и указывается, что следует разуметь под словом смерть. «Христос умер однажды для тела, а живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6. 11). По апостолу мы должны страшиться больше всего смерти духовной, от греховности нашей проистекающей. Грех для нас и есть наша смерть. Греша, мы духовно умираем, каясь — освобождаемся от греха, т. е. обновляемся и как бы духовно воскресаем. Вот почему Православная Церковь издавна считала покаяние «вторым крещением» (Требник, чин исповеди) и установила особое время — святую четыредесятницу для наиболее полного и глубокого покаяния и духовного возрождения.

Сегодня, братие и сестры, Страстная суббота — последний день великопостного покаяния и подготовки к великому празднику воскресения Христова. Мы переживаем уже последние минуты нашего «спогребения» Христу. Душа наша уже в предощущении воскресения Христова. Она дрогнула, слушая сегодня в храме громогласное и


 

152

многократное пение: Господа пойте, и превозносите Его во веки. Она затрепетала, слушая припев: Воскресни Боже, суди земли, яко Ты наследили во всех языцех. Она умилилась и восторглась духом, увидев престол и духовенство вдруг преобразившимися: облаченное в светлое, чистое, белое ангельское облачение. Белый цвет — символ предрассветной зари Христова воскресения, начавшегося ослепительным сиянием небесного света у пещеры гроба. Белый цвет — символ и чистоты наших душ и сердец, предуготовленных Великим постом для достойной встрече Воскресшего.

Уже прочитано литургийное Евангельское чтение (Мф. 28. 1—20), возвестившее нам о Христовом воскресении и о всех, связанных с ним событиях. Как смело и мудро пользуется святая Церковь историей Евангельских событий, читая Евангелие о воскресении Христа прежде самого воскресения. Делая это, святая Церковь тем самым подчеркивает, что живоносное тело Христа пребывало во гробе не для торжества смерти, а для победы над нею, чтобы воскресший Христос «попрал» смерть, не пробыв и трех полных дней во гробе.

Братие и сестры! Христос в свое время воскрес в гробнице на Лобном месте (Ин. 19. 17, 41). С тех пор Он воскреснет в сердцах верующего в Него, если они покаянно очищают эти сердца для совоскресения с Ним. Евангельское чтение, как мы слышали, возвещало нам уже о воскресении Спасителя. А близок ли Он нам, чувствуем ли мы в себе духовное обновление и возрождение? Готовы ли Пасхальную ночь воспринять как ночь нашего подлинного совоскресения со Христом?

Воскресший Христос не совне приходит в нашу душу на вполне общего праздничного восторга и подъема. Воскресая в каждом из нас. Он создает внутреннюю сердечную почву для Его прославления. Общее ликование лишь усиливает это наше собственное славословие Воскресшего. Так откроем же, братие и сестры, в эти последние минуты свои сердца в внутреннему прославлению Спасителя, чтобы в час общего Пасхального ликования слить голос нашего сердца с неисчеслимыми голосами всех, прославляющих Воскресшего, как Победителя смерти и Источника жизни вечной, нетленной. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.