Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в неделю четвертую Великого поста (Мк. 9. 17—31)

Об исцелении немого бесноватого

Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему (23 ст.).

О вере и любви к Богу

Веровать в Бога — значит чувствовать Его в своем сердце, всегда ощущать себя под Его всевидящим Оком и во всем доверять Ему. Иметь живую веру в Бога — значит больше всего в жизни бояться греха и поэтому во всем и всегда проверять себя: а так ли я думаю, говорю, поступаю? Не выйдет ли греха и беды из того, что я сейчас задумал, что захотел сказать или сделать?

Живет в Боге тот, у кого довлеет дневи попечение его (Мф. 6. 34) и кто постоянно помнит «последняя своя», т. е. помнит смерть и вечную жизнь за гробом.

Верить в Бога — значит испытывать постоянно влечение и любовь к Нему, как Источнику всех духовных сил и благих начинаний наших и всех надежд на светлую жизнь за гробом.

Для верующий души отказаться от Бога — значит отказаться от самой жизни, ибо Бог — это и есть жизнь, дыхание и все (Деян. 17. 25).

Бог Для любящей души — не отвлеченное понятие, не заоблачное, космическое, неведомое Существо, а живая Личность, с которой эта душа входит во внутреннее непосредственное общение. В лице Иисуса Христа животворится идея Бога. Он принимает в нашем сердце близкий и достаточно ощутимый образ и свойственную Ему духовно-


 

110

благодатную силу. По указанию апостола, Христос от века существует в нас (Кол. 2. 26—27), в нашем сердце, поскольку мы — образ и подобие Божие.

Молится верующая душа дома, или участвует в общей молитве в храме, читает ли Евангелие, святых отцов Церкви, предается ли псалмопению или молчаливому богомыслию, — она всем этим животворит в себе свой собственный образ Божий, а тем самым животворит в себе образ Христа, Спасителя нашего. Может ли быть для верующей души что-либо реальное (ближе), чем Евангельский образ Христа, и что-либо насущнее, чем завет любить Его всем сердцем и всею душею, и всею крепостию своею (Мк. 12. 33)?

Братие и сестры! Верить в Бога значит, как было уже сказано, чувствовать, ощущать Его в себе как Животворящую силу, любить же Его — значит уже более полно жить Им, уподобляться Ему, прилепляться к Нему, облекаться в Него и в бедах, скорбях и лишениях видеть тот крест, который очищает, возвышает, духовно питает и укрепляет нашу душу. Вера — это начало жизни в Боге, любовь — продолжение, завершение и спасительный венец ее. Насколько велико значение веры в человеческой жизни видно из сегодняшнего Евангельского чтения.

У некого человека был сын, с детства одержимый духом глухим и немым т. е. наиболее упорным в своей власти над человеком. Жестоко и бесчеловечно обращался этот дух со своим подчиненным, бросая его в огонь и воду, чтобы погубить его (22 ст.). Власть его простиралась над больным так далеко, что когда он (дух, был удален из немого, то тело его лежало неподвижным, как бы мертвым (26 ст.). Силе этого духа могла противостоять лишь горячая вера в силу Божию, могущую избавить больного от этого упорного и жестокого духа. Такой силы веры у отца, по-видимому, не было. На слова Христа все возможно верующему (2 ст.) он со слезами воскликнул: Верую, Господи, помоги моему неверию (24 ст.). Отец скромно сознавал, что у него нет этой всемогущей веры и вместе с тем верил и исповедовал, что Христос «может, если сжалится, помочь им» (22 ст.). Веру отца действительно восполняла любовь, жалость Христа, восхотевшая помочь им и действительно помогшая: больной был исцелен Им (25 ст.).


 

111

Как видим, братие и сестры, для борьбы с грехом и особенно о бесовской одержимостью, распущенностью мало нашей обычной, рассудочной веры. Нужен подвиг непрестанной молитвы и строгого поста, т. е. постоянного воздержания в мыслях, словах, делах и пищи, нужна постоянная трезвенность, духовная бодрственность, собранность и преданность воле Божьей.

Когда Апостолы опросили Христа, почему они не смогли исцелить бесноватого, то Он так и ответил: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (29 ст.)

Молитва и пост. Не к тому ли зовут нас святые дни сии, дни Великого поста и покаяния? Пост и молитва нужны нам, как усилители нашей слабой веры как средства для более тесного, сердечного единения с Богом и получения от Него даров благодати. Только эта благодать делает нашу веру высокой и чудодейственной. Все возможно верующему (23 ст.), возможно именно при этой вспомоществующей благодати Божией и любви Его (Бога) к человеку. Вот почему и. Апостолы взывали ко Господу: умножь в нас веру (Лк. 17. 5), т. е. окажи нам Свою животворящую любовь. Благодать Божия и есть проявление любви Божией, которая наше «немощное врачует и оскудевающее», как это и имело место при исцелении бесноватого.

Братие и сестры! Болезнь одержимости страстями и пороками, болезнь потери самообладания и власти над собой — страшная и тяжелая болезнь многих людей. Святая Церковь выделяет для извлечения от нее особое, исключительное время — время Великого поста, призывая к усиленному подвигу поста и молитвы (Мк. 9. 29) и к той пламенной вере в Господе (23 ст.) и любви к Нему без которой, как это видно из сегодняшнего Евангельского чтения, это исцеление невозможно.

Будем же и мы, братие и сестры, молить Господа умножить в нас веру, осенить нас Своей Божественной любовью и исцелить от одержимости страстями, похотями и вожделениями, чтобы нам славословить, благодарить, хвалить, и прославлять Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


 

112


Страница сгенерирована за 0.11 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.