Поиск авторов по алфавиту

Автор:Ветелев Александр, протоиерей, профессор МДА

Ветелев А., прот. Поучение в неделю о мытаре и фарисее (Лк. 18. 10—14)

1

Всякий… унижающий себя возвысится (14 ст.)

Покаянная молитва мытаря

С предыдущем воскресения, благочестивые слушатели, святая Церковь уже начала готовить нас к Великому посту. Мы слышали тогда Евангельское повествование о Закхее. Этот человек, движимый внутренней потребностью в духовном возрождении, стал искать встречи со Христом. И эта встреча произошла в доме Закхея, принеся спасение этому дому (Лк. 19. 9). История спасения Закхея показывает нам, что если сам грешник проникается сильным желанием искать Бога и духовно обновиться, то милость Божия дарует ему и то, и другое. Но как следует искать Бога и что нужно для духовного возрождения?

На этот вопрос более подробно отвечает притча сегодняшнего Евангельского чтения — притча о мытаре и фарисее. Для кого и для чего она была сказана? Она была сказана, как говорит евангелист, для тех, которые были, уверены в себе, что праведны и унижали других (Лк. 18. 9).

И вот, чтобы показать, что не самоуверенные и гордые, а смиренные и кающиеся угодны Богу, Иисус Христос и сказал эту притчу. Самоуверенные и гордые даны в притче в образе фарисея, а смиренные и кающиеся — мытаря. Оба они (фарисей и мытарь) пришли в храм помолиться, но как различно оказалось их внутреннее состояние и внешнее поведение.

Фарисей сразу же прошел вперед и первыми словами его внутренней («самой к себе») молитвы были слова самопревозношения: Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи или как (вот) этот мытарь (14 ст.).

Сколько гордости и нарочитого осуждения других в этой молитве фарисея! Он благодарит Бога не за Его милосердие,


 

2

не за благое промышление о мире и людях. Нет, он благодарит Его за то, что он, фарисей, лучший среди людей. Гордость не позволила ему взглянуть в свою душу, узреть в ней грехи и причислить себя к грешникам, нуждающимся в покаянии и милосердии Божием.

Нет, не грехи и пороки, а добродетели и заслуги свои фарисей стал выставлять перед Богом. Пощусь два раза в неделю и даю десятую часть из того, что приобретаю (12 ст.).

Перечислять свои достоинства и заслуги перед Богом может только гордость человеческая, не желающая понять, что тем удаляет себя от Бога. На кого воззрю, — говорит Сам Бог пророку, — токмо на кроткого и молчаливого и трепещущего Словес Моих (Ис. 66. 2). Бог гордым противится, говорит апостол, и лишь смиренным дает благодать (1 Пет. 5. 5).

Братие и сестры! Как часто и мы гордимся когда постимся, считая себя лучше всех тех, кто не постится, как, часто, тщеславимся при оказании какой-либо помощи близким, как часто любуемся собой и превозносим свои достоинства, забывая, что пред Богом мы всего лишь неключимые рабы (Лк. 17. 10), что на хорошее дело у нас приходятся десятки и сотни плохих и недобрых, и что похваляться нам нечего и нечем. И однако каждый из нас считает себя в глубине души лучше других, или уж во всяком случае не хуже их.

Как близки мы по своей гордости к фарисею сегодняшней притчи! И как необходимо нам подражать мытарю, быть ближе к нему в смирении и покаянном чувстве. Сосредоточимся свое внимание на мытаре, на его поведении в храме, свое внимание. В храм он вошел с сознанием глубокой греховности и виновности пред Богом и с жаждой духовного обновления. Едва перешагнув порог храма, он сразу же остановился, не смея ни шагнуть дальше, поднять глаза кверху, ни осмотреться кругом. Войдя в храм, он тут же ощутил как дом Божий, как святилище Всевышнего, где Сам Бог встречает каждого вошедшего в храм человека. Почувствовав это, грешная душа мытаря вострепетала и с молитвенным воплем обратилась к милосердию Божию:


 

3

Боже! Будь милостив ко мне грешнику (13 ст.).

Дрогнуло сердце, и совесть мытаря открылась для глубокого покаяния и исповеди пред Лицом Божиим. И вот один за другим стали вставать в памяти грехи его и переживаться им, как вина, как преступление пред Богом.

Опуская все ниже и ниже голову и, бия себя в грудь, он продолжал взывать к милосердию Божию: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!

Как много обид, огорчений причинил он бедным людям, сиротам и вдовам, обирая их незаконными налогами и поборами! Сколько слез было пролито ими! Сколько укоров, бранных слов, проклятий и угроз было сказано по его адресу! Все это сейчас вновь нахлынуло в его душу, раздирая сердце горькой покаянной скорбью. Чем он может оправдаться перед Богом, в чем найти защиту? — Только в милосердии Божием. И вот вновь грешный мытарь взывает к Богу: Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!

Долго, долго, так покаянно и сокрушенно молился мытарь, пока не сошла с его души скверна греховная, и он не очистился милосердием Божиим. Оправданный Богом (14 ст.), он вышел из храма, вышел уже другим человеком и уже для другой жизни

Братие и сестры! Почему мытарю удалось в храме глубоко пережить свою греховность и очиститься? Потому, что покаяние его началось еще задолго до его молитвы в храме. В храме оно лишь усилилось и превратилось в живую и чистосердечную исповедь пред Богом. Смиренно и сокрушенно призывая в храме милосердие Божие, он получил это милосердие. Господь посетил его и очистил, сняв греховную тяжесть с совести его. Там произошло возрождение мытаря.

Святая Церковь, готовя нас к посту и покаянию, заранее указывает примеры — как готовиться к этому, столь спасительному подвигу. Образом Закхея святая Церковь призывает нас взыскать Господа, оживить в соей душе страх Божий с сознанием греховности и потребность покаяния и обновления. Образ мытаря святая Церковь дает нам в путеводителя покаяния, а его молитву в образец покаянной, сокрушенной молитвы.


 

4

Боже! Будь милостив ко мне, грешнику!

Многие из нас, братие и сестры, знаю эту молитву, но однако не всегда ею пользуются. А между тем, она, от сердца произносимая, таит в себе благодатную силу и приближает нас к смирению и покаянию, а тем самым и милосердию Божию.

Вчера за всенощным бдением святая Церковь пробудила наш дух к покаянию пением «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Этим дивным песнопением святая Церковь также готовит нас к посту, указывая, что «постыдными грехами» осквернили мы свою телесную «храмину» и, надеясь лишь на милосердие Божие, взывать: Помилуй Мя, Боже, по велицей Милости Твоей.

Будем же внимать заботам о нас Матери-Церкви и готовить себя к посту и покаянию, подражая мытарю. Не будем молиться горделиво и самонадеянно, как фарисей, ибо всяк возносяйся смирится (14 ст.).

«Смирим же себя пред Богом как мытарь, зовуще: очисти ны, Боже, грешных» [[Из стихиры на «Господи воззвах».]].

Боже! Будь милостив к нам, грешным. Аминь.


Страница сгенерирована за 0.17 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.