13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Поспеловский, Дмитрий Владимирович
Поспеловский Д.В. Митрополит Никодим и его время
«ПОСЕВ», №2, 1979, Frankfurt/M, Германия
Разбивка страниц настоящей электронной статьи соответствует оригиналу.
ДМИТРИЙ ПОСПЕЛОВСКИЙ
Митрополит Никодим и его время
Митрополит Никодим, в миру Борис Георгиевич Ротов, родился в Рязанской области в 1929 году. Отец его — неверующий партийный кадровик, впоследствии ставший секретарем Рязанского обкома. Мать — учительница сельской школы — внешне не проявляла признаков веры, но, согласно одному источнику, была тайно верующей. Сам Никодим обратился к вере, будучи уже подростком. По его словам, возвращаясь из школы, он как-то забежал с мальчишками в церковь, где шло богослужение. Оно его захватило, он тайно от друзей и родителей зачастил в церковь и вскоре, тоже тайно от родителей, начал прислуживать. Местное духовенство обратило внимание на неофита, с отличиями окончившего школу чуть ли не в 15 или 16 лет и принятого в таком раннем возрасте в Рязанский пединститут. Вскоре он (тоже тайно) поступает на заочное отделение Ленинградской семинарии (формально в него допускаются только рукоположенные священнослужители). Это становится известно властям, и в 1947 г. его со скандалом исключают из института и клеймят как „двурушника" в печати. После этого, уже ничего не скрывая, Борис Ротов в 18-летнем возрасте постригается в монахи с именем Никодима. По имеющимся данным, среди лиц, рекомендовавших его в семинарию, был новомученик епископ Афанасий Сахаров1.
В 19 лет о. Никодим уже священник и епархиальный секретарь; в 21 год — настоятель прихода; примерно в 23 года заканчивает заочное отделение Ленинградской духовной академии; в 25 лет становится настоятелем Ярославского кафедрального собора; в 28 лет он глава Русской православной миссии в Иерусалиме; в 30 лет его назначают заместителем митрополита Николая Крутицкого (Ярушевича) в Отделе внешних церковных сношений Патриархии.
В 1960 г. митрополит Николай впадает в немилость за сопротивление хрущевскому преследованию Церкви. Он отставлен, фактически попадает под домашний арест, а затем умирает при загадочных обстоятельствах.
Архимандрит Никодим, назначенный вместо митрополита Николая председателем Отдела внешних церковных сношений, делает отсюда соответствующие практические выводы. Впоследствии он говорил автору этих строк, что действия митр. Николая привели только к ужесточению антицерковных действий властей и учащению закрытия церквей (словом „гонения" он избегал пользоваться даже в личных беседах). Очевидно, Никодим решает, что в данных условиях надо идти на поддержку советской власти во внешних отношениях и, не проявляя признаков непослушания, завоевывать на Западе для Церкви ключевые международные позиции, поставить власть в такое положение, чтобы она для успеха своей внешней политики и престижа нуждалась в Церкви. Сильные внешнеполитические позиции Церкви заставят власть как-то считаться с ней. В общем, это — продолжение и развитие политики покойного патриарха Сергия, чьим почитателем и продолжателем считал себя Никодим. А во внешней политике, очевидно, — и митрополита Николая, который в разгар хрущевских гонений, уже будучи отставленным с поста председателя отдела Внешних церковных сношений, сказал по поводу заявлений за рубежом представителей Московской патриархии (о том, что в СССР нет гонений на Церковь): „Если бы я был на их месте, я, вероятно, стал бы говорить то же самое, что они"2.
В беседах со мною Никодим оправдывал линию патриарха Сергия необходимостью убедить власть, что никакая власть в России не может игнорировать православную Церковь, что Церковь — органическая часть русской истории в любых условиях, иными словами, убедить власть юридически признать Церковь как часть национального общественного организма и смириться с ней, признав за ней положительную нравственную роль и силу в государстве3. Иначе говоря, Никодим боролся за торжество и возрождение старой православно-византийской идеи симфонии Церкви и Государства. Для этого, считал он, надо быть предельно лояльным по отношению к власти и во внешнем мире выступать с ней заодно. И действительно, его период управления Отделом внешних церковных отношений как раз в разгар гонений на Церковь при Хрущеве отличается попытками скрыть эти гонения и в своих выступлениях за рубежом защищать власть.
В новом положении руководителя иностранных дел Патриархии Никодим продолжает продвигаться и по духовной линии: в 1961 году (ему тогда еще не было 31 года) он епископ Подольский, а через год архиепископ Ярославский. Его правление в Ярославле выпадает на период самого разгара хрущевских гонений, и почти половина приходов его епархии закрывается. Митрополит
21
же заверяет иностранцев в своих выступлениях за рубежом, что гонений со стороны правительства нет и что правительство надо отличать от партии, которая, конечно, атеистична и с которой бывают трения.
В конце 1963 г. Никодим становится митрополитом Ленинградским, где приобретает популярность как пастырь и как покровитель духовных школ Ленинграда. Он много делает для повышения академического уровня семинарии и академии и добивается создания при академии сектора для студентов из-за границы, особенно православных студентов из Африки. Этим он как бы упрочняет положение духовных школ: власти неудобно слишком на них давить, а тем более закрывать (как это было сделано с пятью семинариями при Хрущеве), если в школах иностранцы. Никодим окружает себя интеллигентным молодым духовенством, среди которого особенно выделяются: епископ Михаил Мудьюгин, бывший доцентом-металлургом и филологом (окончил два факультета и аспирантуру) до заочного окончания Ленинградской академии, пострига в монахи и хиротонии; и молодой ученый монах Кирилл Гундяев (теперь уже архиепископ, один из викариев Ленинградской епархии и ректор Ленинградских духовных школ). Интеллигентный, знающий иностранные языки, епископ Кирилл - сын священника и брат профессора Московской духовной академии, тоже священника. Если епископ Михаил был переведен на Астраханскую кафедру после конфликта с властями, то архиепископ Кирилл (ему 30 с небольшим лет) в данный момент, очевидно, наиболее подходящий наследник Никодиму, если не по кафедре, то по быстройкарьере и интеллектуальным способностям.
*
Митрополит Никодим сумел вырастить целую плеяду молодых архиереев и ученых священников, которые противостоят ультраконсервативному лагерю патриарха Пимена. Отношения между митрополитом и патриархом всегда были очень натянутыми, и в кругах Патриархии говорят что неофициально существуют просто две параллельные иерархии - реформистская Никодима и консервативная патриарха, причем последняя сокращается и стареет, а первая растет и молодеет. Консерваторы называют Никодима скрытым обновленцем. Мне в свое время покойный митрополит говорил: „Много у нас заскорузлого, неподвижного в Церкви. Мы нуждаемся в разумных реформах, в обновлении, не в обновленчестве, а именно в обновлении". Обновленцев же Никодим очень недолюбивал и говорил, что они своей подрывной деятельностью в Церкви заставили митрополита Сергия пойти на такие уступки власти в 1927 и 1929 гг.
Но очевидно нелегко давалась душе этого глубоко верующего архипастыря двойственная роль. Его организм начал сдавать очень рано, отражая внутренний душевный разлад. У него диабет, больное сердце. К 37-ми годам, как он сам мне говорил, он уже несколько раз соборовался, ожидая смерти. В 1972 году он подает в отставку с поста главы Отдела внешних церковных сношений по болезни (а не „по болезни", как писали в то время многие зарубежные издания), оставаясь, однако, самым влиятельным членом Отдела. Через два года, тем не менее, он принимает на себя обязанности экзарха Западноевропейского.
Митрополит был большим сторонником сближения христиан, особенно римо-католиков и православных. Под его прямым давлением Московская патриархия односторонне, без участия остальных поместных православных Церквей, провозгласила в декабре 1969 г. допустимость римо-католиков к таинствам православной Церкви в виде церковной икономии. Римо-католическая Церковь выпустила аналогичную энциклику в отношении православных несколько ранее. Сам митрополит Никодим объяснял мне это тем практическим положением, что в России очень мало католических церквей и католики, особенно больные и старые, остаются без таинств. В этом атеистическом мире между нами и нашими католическими братьями гораздо больше общего, чем разделяющего, рассуждал он, и мы должны в случае духовной нужды принимать католиков как братьев по вере в Христа. Однако известно, что на практике он заходил дальше, причащая католических западных туристов в своем соборе в Ленинграде, где есть и действующий католический храм, а однажды даже причастил всех присутствовавших католиков на православной литургии, которую он отслужил в Ватикане во время своего очередного туда визита. В своей епархии он поощрял духовенство служить на живом русском языке вместо церковнославянского. Был он также сторонником перехода на новый календарный стиль, в чем ему решительнопротивостоял патриарх Пимен4.
*
При личных встречах митрополит Никодим производил смешанное впечатление. Он был радушен, приветлив, прост в обхождении, поражал своим интеллектуальным блеском — понимал вас с полуслова, заканчивал вашу мысль за вас и тут же отвечал, обладал потрясающей исторической памятью и отношении истории Церкви. И наряду с этим поражал какой-то политической ин-
22
фантильностью — если это не было игрой. Так, однажды в беседе с глазу на глаз он назвал социализм социальной проекцией христианства; но тут же со внимание выслушал мои самые простейшие доводы о несовместимости насилия и классовой вражды с христианством, ничего на это не ответив. Был ли он действительно так наивен или провоцировал собеседника в надежде услышать очередные контрдоводы?
Однажды, после очередной его пресс-конференции, где он отрицал гонения на Церковь, на мой упрек, что это неправда, он ответил: „А почему же вы промолчали после моего выступления и не привели эти контрдоводы публично на пресс-конференции?" Когда я сказал, что неправда, изрекаемая епископом, — соблазн для верующего, он с некоторой грустью ответил:
„Это только вы на Западе так реагируете. У нас привыкли и считают это в порядке вещей".
,Но это же ужасно!" — сказал я.
„А я и не говорю хорошо или плохо, просто констатирую факт", — ответил митрополит.
В связи с этим вспоминается его сравнительно недавний разговор с одним из священников православной Церкви в Америке, который уговаривал митрополита более не отрицать публично наличия гонений на Церковь в СССР, ибо на Западе теперь очень много документов, доказывающих обратное. Никодим ответил: „Вот так и договоримся: вы публикуйте эти документы, а мы их будем опровергать".
Свою деятельность он сравнивал с ездой на автомобиле при современном движении. Можно ехать по главным улицам с массой светофоров и сплошным потоком машин, с заторами; а можно — по боковушкам. Он предпочитает боковушки и надеется, что, едучи там медленнее и незаметнее, скорее достигнет цели, притом без аварий. Но тут же добавил:
„Все в руках Господних. Даже если только два епископа и три храма останется, Церковь существует. Увидите. Быть может лет через 20 у нас будет не 3, а 20 семинарий". Считал ли он очевидно наступивший, от напряжения и нелегкой раздвоенности, преждевременный распад собственного организма аварией? Или предполагал, что это необходимая жертва для защиты Церкви от повторения гонений 30-х годов? Разговор наш был в середине 60-х годов, когда собственное его здоровье уже было основательно подорвано. С того времени количество семинарий не возросло, но численность студентов в них более чем удвоилась, несмотря на все противодействия этому властей. К тому же, несмотря на удвоение числа учащихся, на каждое вакантное место теперь 5 кандидатов.
*
Можно по-разному относиться к двойственности покойного митрополита. Трудно найти моральное оправдание какой бы то ни было лжи, а тем более для епископа. Но и не нам судить его. Однако нельзя отрицать, что с точки зрения чисто человеческих понятий равновесия сил политика завоевания для Патриархии международного политического престижа, по-видимому, удалась и сегодня власть не смогла бы так незаметно и безнаказанно усилить гонения против Церкви, как это удалось Хрущеву. Одновременно с этим за последние годы изменился состав Церкви: в нее пришли массы молодых людей, в том числе интеллигенции и студенчества. Именно эта новоощущаемая сила нового церковного народа, с одной стороны, и международного веса Церкви, с другой, очевидно приводит некоторых церковных деятелей к мысли, что пора говорить своим голосом, что надвигается какая-то развязка. Только около года назад митрополит Никодим при встрече с группой греческих монахов просил их молиться о русской Церкви, которая теперь встает во славу Божию, но на которую могут обрушиться новые удары мстящих в своем бессилии безбожников, уже трижды за последние 60 лет отвечавших шквалом гонений на религиозное возрождение в стране: в конце 20-х, в конце 30-х и в начале 60-х гг. Опасения такого рода сейчас нередко высказываются в церковных кругах в России. Те же мысли, с одной стороны, торжества и благодарности Богу за нынешнее религиозное возрождение в России, а с другой, — опасение новых гонений и испытаний прозвучали недавно в проповеди протопресвитера Патриаршего собора в Москве Виталия Борового, профессора Московской духовной академии и главы русской делегации во Всемирном совете церквей, произнесенной в Лондонском патриаршем храме 30 июля 1978 года:
„Я скажу вам то, что сказал бы сегодня в Москве, в патриаршем соборе, — так начал свое слово о. Виталий. — Вы знаете трудные испытания, которые проходили и проходят русская Церковь, наш с вами родной народ. Только там, в России, можно было проверить, кто не словами исповедует Христа, а делом и жизнью. И вот теперь это испытание наш народ, наша Церковь выстояли. Впереди может быть много тягчайших испытаний. Но началось движение среди интеллигентной молодежи, началось вхождение в Церковь нового поколения, которое воспитано в неверующих семьях и которое потом само выстрадало свое обращение ко Христу. Сегодня в России тысячи молодых людей, которые, может быть, и не совсем „церковны", но они во много
23
раз больше исповедники Христа, чем мы с вами. Это есть то новое в нашей Церкви, которое можно, конечно, приостановить, уменьшить, но вообще остановить его никто в мире уже не может, ибо за ним всесильная благодать и могущество Господа нашего Иисуса Христа, Который увидел исповедничество своего народа на протяжениидесятилетий, Который проверил свой народ в унижении... Да, мы были грешны исторически; русская Церковь греховна... — сказал далее о. Виталий, — но Господь увидел, как она проходила через горнило испытаний, увидел, что за эти 60 лет у нас было в тысячу раз больше святых, чем за всю историю русской Церкви, что у нас сейчас живые святые ходят... И встает русская Церковь и идет во славу Божию проповедовать Христа всему миру".
Одиночный ли это смелый возглас наподобие речи патриарха Алексия 16 февраля 1960 г. об исторической и национально-духовной роли Церкви в истории России, зачитанной им в Кремле на митинге обществ борцов за мир под улюлюкание слушателей, или это знак того, что Церковь начинает распрямлять плечи, к чему, плохо ли, хорошо ли, тайно стремился и покойный Никодим,носивший имя тайного ученика Христа.
*
Важной вехой в деятельности покойного митрополита было урегулирование отношений с Православной Церковью в Америке и предоставление ей полной юридической автокефалии в 1970 году без необходимости предварительного возвращения этой Церкви в лоно Московской Патриархии, с которой она порвала юридические связи в 1929 году ввиду декларации митрополита Сергия о безоговорочной лояльности Церкви советской власти. Провиденциально, патриарх Алексий успел подписать акт (Томос) о предоставлении автокефалии Православной Церкви в Америке (т.е. создания 15-й поместной Церкви Вселенского Православия) буквально за день до смерти — это был последний документ, подписанный покойным Патриархом. Инициатива переговоров по этому вопросу и борьба за осуществление автокефалии вопреки сопротивлению духовенства приходов Московской Патриархии в Америке, как и ряда иерархов в СССР (а вероятно, и гражданских советских властей), принадлежала Никодиму.
*
Соблазнительные политические выступления митрополита, его роль в Международном совете мира и Пражской мирной конференции — двух явных инструментах советской внешней политики — давали повод всевозможным толкам о нем, вплоть до подозрения, что он агент КГБ. Надо сказать, что в России даже недружелюбно к нему относящиеся консервативные церковные круги не сомневались в его подлинной религиозности, в том, что он искренне считал свою игру полезной для Церкви. Помимо моральной дилеммы здесь возникает и другой вопрос: а не проглядел ли митрополит отчуждения власти и национального организма — народа? Не надо ли ему было выбирать: с народом или с властью, а не ставить знак равенства: с властью — значит с народом? По-видимому, эта дилемма и альтернатива все больше начинают осознаваться в некоторых кругах Московской патриархии. Вероятно, в частности, приведенная выше проповедь о. Виталия Борового, ближайшего сотрудника митрополита Никодима, была отражением видения такой альтернативы и сознания необходимости быть прежде всего с церковным народом. Но почему такой блестящий интеллектуал, как Никодим, проглядел эту альтернативу или начал замечать ее только в последнее время? Частичный ответ на эту загадку дает А.Левитин в его самиздатской статье „Больная церковь", когда говорит, что Никодиму так и не удалось психологически полностью освободиться от партийно-сталинского наследия, впитанного им с молоком матери в партийной семье, в которой он вырос. Государство ему казалось непроницаемо-мощным партийным аппаратом, против которого не пойдешь.
Ближайшее будущее, может быть, покажет, отошел ли уже в историю сергиянско-никодимовский этап раболепного прислуживания Церкви перед атеистическим государством, являемся ли мы свидетелями зарождения новой эры не только во внутренней, но и во внешней жизни Церкви... Если такой сдвиг действительно начался, то еще неизвестно, какова в этом заслуга покойного.
Хотя в церковных кругах России, даже среди тех, кто резко осуждал его политику, нет серьезных сомнений в искренней преданности митрополита Церкви, а в среде студентов богословских школ России и у прихожан Ленинградской епархии он пользовался просто большой любовью, в России раздавались серьезные голоса критики богословской мысли и практики Никодима. Так, ставшее известным через Самиздат послание Собору 1971 года, подписанное свящ. Николаем Гайновым, Виктором Капитанчуком и Львом Регельсоном, просит Собор образовать особую богословскую комиссию для расследования учения Никодима о якобы расширенном понимании им экуменизма и об „оцерковлении" социализма. О нездоровом положении Церкви в СССР свидетельствует тот факт, что такую комиссию не толь-
24
ко не создали, но о. Николай после этого письма потерял место приходского священника и не был восстановлен на приходе, несмотря на два прошения (одно подписано 200, а другое 280 прихожанами) .
Однако следует сказать, что симпатии Никодима к социализму были гораздо умереннее, чем многих современных священнослужителей католической и протестантских церквей на Западе. Он, в частности, никогда не разделял модного теперь на Западе, так называемого „богословия освобождения", оправдывающего терроризм в Африке и Латинской Америке. Открыто выступал против, как он это называл, „горизонтального экуменизма", против увлечения Совета Церквей социальными декларациями и даже пожертвованиями в пользу родезийских партизан, что при положении русской православной Церкви уже акт большого мужества. О марксизме же Никодим часто и публично заявлял, что это — богоборческое учение, и борьба между коммунизмом и Церковью никогда не может прекратиться.
Что же касается его взгляда на католичество, что оно — Западная половина единой христианской Церкви и что разделение между Восточной и Западной половинами — трагедия для обеих, то в этом мнении он не одинок. Тетка нынешнего выдающегося московского священника и богослова о. Александра Меня, Вера Василевская, описывает одного из ее духовных отцов, в прошлом старца Катакомбной Церкви, отца Петра Шипкова, который именно так относился к католической Церкви и считал раскол между православием и католичеством грехом обеих Церквей5 . Очевидно из этой традиции о. Александр Мень и унаследовал свою духовно-богословскую широту и положительное отношение к католичеству.
Незадолго до своей смерти митрополит Никодим говорил, что он верит, что русская Церковь должна передать миру для его духовного спасения из нынешнего материалистического тупика праведность Святой Руси, то есть ту выношенную в страданиях чистоту и силу веры, о которой говорил о. Виталий Боровой. Только в этом видел он духовную сторону участия православной Церкви во Всемирном совете Церквей, возмущаясь деятельностью господствующих в Совете протестантов и не находя в ней ничего церковного.
*
В связи с его кончиной возникает вопрос, будет ли в этом отношении дело проекции русского православия во внешнем мире продолжаться и дальше? Не восторжествует ли гораздо более провинциальное консервативное крыло патриарха
Пимена? Казалось, ничего отрицательного в консервативности не было бы, если бы это выражалось в непоколебимом отстаивании Церкви Отцов перед безбожной властью. Но патриарх Пимен такими качествами не отличается, и его богослужебно-богословский консерватизм соединяется с тем, что даже его сторонники в русской Церкви называют „страхом перед гражданскими властями". Ради этого страха он в Женеве и оглашал по шпаргалке Куроедова заявление, что в СССР нет социальных проблем, что там полностью обеспечены права человека и совершенно свободна Церковь. Таких заявлений даже митрополит Никодим не давал.
Нет ли опасности, что теперь восторжествует такой однобокий консерватизм? Вряд ли. Митрополиту Никодиму удалось выпестовать плеяду молодого высшего духовенства, которое занимает теперь большинство ведущих постов в Церкви — это признают и враги и друзья покойного. Характерно, что понадобилось фактически 4 человека, чтобы взять на себя функции, которые до недавнего прошлого выполнял один митрополит Никодим: митрополит Ювеналий Крутицкий руководит Отделом внешних церковных сношений; митрополит Антоний, в прошлом Белорусский, возглавил Ленинградскую кафедру; митрополит Филарет, в прошлом Берлинский и Средне-Европейский, теперь, получив Минскую кафедру, занял пост экзарха Западноевропейского; священник Виталий Боровой, ныне возглавляющий русскую постоянную делегацию во Всемирном совете Церквей, вероятно фактически будет выполнять работу Никодима в этом учреждении. За исключением Антония Ленинградского, остальные трое отличаются незаурядными способностями.
Осуждение или оправдание церковно-общественной политики митрополита Никодима — дело Господа Бога, а не наше. Христианам же остается только молить Бога о прощении раба Божьего Никодима, которому много дано было и с которого много будет спрошено.
СНОСКИ
1 Епископ Афанасий провел около 30 лет в тюрьмах, лагерях и ссылках. Он не признал декларации митр. Сергия о безоговорочной лояльности советской власти в 1927 г. и стал одним из возглавителей т.н. Катакомбной православной Церкви, сегодня известной также как Истинно-православная Церковь. К 1945 г. большинство катакомбного духовенства признавало его своим возглавителем на основании постановления патриарха Тихона, разрешавшего в случае крайней неустроенности в центре и гонений создавать временные местные церковные автокефалии, то есть независимые самоуправляемые церковные единицы. Когда патриархом в 1945 году избрали Алексия, епископ Афанасий разослал из своей сибир-
25
ской ссылки катакомбным духовенству и мирянам письма, призывавшие признать патриарха Алексия и вернуться в лоно патриаршей православной Церкви. После этого катакомбная церковь фактически перестала существовать как массовое явление (см. самиздатскую книгу „Катакомбы XX века" - воспоминания ревностного участника подпольной Церкви того периода Веры Василевской, тетки московского священника о. Александра Меня. Архивы Кестонского колледжа, Кестон, Англия).
2 См. подробно об этом в „Вестнике РХД", № 117, 1976. Архиепископ Василий Кривошеин, „Последние встречи с митрополитом Николаем", стр. 216 и сл.
3 Фактически эту же линию проводил патриарх Алексий прямо в своей нижеупомянутой речи в Кремле, в которой весь упор был сделан на колоссальную положительную роль Церкви в русской истории и культуре. Тогда это вызвало бурю протеста в зале: „ ...один за другим поднялись представители „общественности" и начали громить патриарха: „Вы хотите нас уверить, что вся русская культура создана Церковью, что мы ей всем обязаны... это неправда..." Произошел целый скандал" (там же, стр. 211).
Надо думать, что сегодня такого скандала уже не было бы, благодаря сильно разросшимся и проникшим в официозные круги национально-почвенническим течениям, утверждающим как минимум, уважение к культурно-историческому и национально-патриотическому прошлому Церкви в России.
4 Вопрос это, конечно, не богословия, а удобства, на что указывают такие факты, как, с одной стороны, переход на григорианский календарь почти всего вселенского Православия, кроме Русской, Сербской и Иерусалимской патриархий, а с другой - высказывание покойного патриарха Тихона за новый календарь. Тогда народ не принял попыток перехода на него, ибо он ассоциировался с атеистической советской властью. Естественно, что человек, больше всего общающийся с мировым христианством, который хочет предельного братского общения с ним, хотел ликвидации таких ненужных и внешних барьеров, как календарное исчисление.
5 Цит. ист., стр. 155-156.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.