13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Появление либерального стандарта
В XVII—XVIII веках, в эпоху Просвещения, на Западе стала развиваться так называемаялиберальная идея.
Само слово «либерализм» происходит от слова «свобода». В основе либеральной идеи лежит идея свободы, освобождения человеческой личности от того, что ее сковывает: то есть все, что человеческую личность сковывает, должно быть разрушено, потому что свобода человека — абсолютная и непререкаемая ценность.
Идея освобождения человека, вызревавшая в лоне определенных социальных групп, нередко бывала сопряжена с революционными процессами, с борьбой против государственной власти в странах Западной Европы, а впоследствии и в России. В качестве фундаментальной проблемы постулировалась несвобода человеческой личности, закабаленной структурами и институтами государства, социальным устройством, общественными предрассудками и условностями. Следовательно, индивидуума нужно было освободить, ибо он, индивидуум, и есть абсолютная и конечная ценность.
Понятно, что имени Божию в этой картине мира места не осталось. Явился так называемый светский гуманизм, в основу которого была положена атеистическая идея. В центр вселенной был
18
помещен человек, как мера всех вещей. Языческое происхождение этого антропоцентрического комплекса идей, утвердившихся в культуре Западной Европы в эпоху Возрождения, вполне очевидно. Ведь именно авторитетом Ренессанса, как уже было сказано, освящена концепция антропоцентричности мироздания, в которой средоточием бытия и социума полагается индивидуум. Таким образом, вместе с возрождением языческой культуры происходило возвращение к языческой этике и языческому миросозерцанию.
Что же до западного протестантизма, жестко детерминированного ложной, даже не в полной мере христианской нормой веры, то и он, приняв постулат о личной свободе человека как высшей ценности его земного бытия, содействовал формированию либеральной идеи, сочетавшей, таким образом, христианское и языческое начала. Определенное влияние оказала также достаточно авторитетная в образованных западноевропейских кругах иудейская богословская мысль, пришедшая из Испании вместе с еврейской эмиграцией в Голландию и сопредельные страны. К XIX веку практически сформировалось то, что можно назвать либеральным стандартом.
Современный протестантизм, отвергая Предание как норму жизни, одновременно придает огромное значение либеральной идее. Как поступают протестантские богословы, когда в их сознании вступают в противоречие основополагающая для христианской веры норма Предания и современный либеральный стандарт? Они отдают предпочтение последнему.
19
Приведу лишь один пример. Что означает внедрение женского священства в западном протестантизме? Когда православных спрашивают, почему они не рукополагают женщин, те отвечают, что подобное выходит за рамки Предания и апостольской веры. Протестанты же возражают, ссылаясь на то, что всякая традиция обусловлена конкретными культурно-историческими условиями, а в наши дни отказ от рукоположения женщин якобы принимает форму их дискриминации. Ведь, как и всякий человек, женщина равна в правах с другими людьми, свободна по определению и, следовательно, должна в полной мере иметь возможность пользоваться плодами этой свободы. Это результат феминизма, эмансипации женщин. Так, с одной стороны здесь — незыблемая истина, а с другой — веление времени, либеральный стандарт.
20
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.