Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Когда человек становится другим

Соревнуясь в служении кумирам века сего —власти, богатству, здоровью, физической силе, мнимой свободе, — люди зачастую проигрывают в главном — в достижении подлинной цели бытия. Восставший от гроба Спаситель открыл нам эту цель, даровав тем самым подлинную свободу. Эта цель состоит в познании Истины(см.: Ин. 8, 32) и в жизни с Богом.

Уничтожив телесную смерть, Христос обещал вечную жизнь, но не как бесконечное продолжение земного пути, а как преображение всего человеческого существа, когда само тело обретает новые свойства. В Воскресении Господа таинственно явлен прообраз и нашего будущего воскресения. В грядущем Царствии Небесном, где не будет ни смерти, ни болезни, ни разлуки, ни даже времени, отрет Бог всякую слезу с очей (Откр. 21, 4), и радость будет нескончаемой, а любовь — вечной. Победа Господа над смертью дает всем нам непоколебимую надежду на то, что и мы вслед за Ним во Второе славное Пришествие Его воскреснем для новой жизни — жизни в непрестанном общении с Богом.

Умение взглянуть на человеческую историю в свете Воскресения Христова особенно важно в нынешнюю эпоху — эпоху преобладания новостного

121

 

 

взгляда на мир, когда чаяния и стремления человека ограничены сиюминутными заботами и быстротекущее время заставляет наших современников забывать о том, что дни лукавы (Еф. 5,16).

Сегодня по всему миру люди страдают от вражды, войн, бедности, болезней, одиночества, житейской неустроенности. Немалые трудности выпадают на долю и простого человека, и целых народов. Мир мечется в поисках лучшей жизни, отчаявшись найти ответ на свои вопросы в людской логике, политических технологиях или экономических рецептах. Живя новостями, страхами и хлопотами одного дня, мы склонны забывать о самом главном — о спасении души, о Промысле Божием, благом и совершенном.

Но Церковь и сама история свидетельствуют: жить надо по Слову Божию. Тогда в свете Христова Воскресения нам откроется смысл происходящего, и мы обретем способность отвечать на самые опасные вызовы современности.

Воскресение Христово позволяет всем нам возвыситься над суетой житейских будней, дабы увидеть подлинное величие Божественной любви, ради блага человека снизшедшей даже до Креста и смерти. Поэтому нам так важно осознавать, что Своим Воскресением Господь обновляет человеческую природу, даруя укрепление внутренних сил каждому христианину в его служении Церкви, стране, обществу, семье, ближнему.

Свет Истины — это Божественный свет, это Божественная правда. Она неизменна и вечна и не зависит от того, принимаем мы ее или нет. Принятие человеком Божией правды определяет

122

 

 

в первую очередь характер его отношений с другими людьми, способность, по слову апостола, носить тяготы друг друга (см.: Гал. 6, 2), то есть проявлять солидарность с ближними, соучаствуя и в радости, и в горе другого человека. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35), — говорит Господь.

Конечно, каждый человек, живущий в сложных условиях нашего времени, понимает, что не всегда победу Христа можно видеть, особенно когда ложь смешивается с правдой, когда, показывая на черное, его называют белым, когда, выдвигая заведомо ложные идеи, говорят, что эти идеи не только правильные, но и спасительные и что только так, а не иначе, должно развиваться человеческое общество. Вечные Божественные истины, которые только и способны преобразить нашу жизнь, сегодня перестают быть идеалами. Они настойчиво вытесняются из сознания современного человека пропагандой моральной безответственности, эгоизма, потребительства, отрицания греха как основной проблемы человеческого существования. И когда эти страшные, лживые мысли, слова, идеи умножаются силой средств массовой информации не в каком-то отдельно взятом месте, а в масштабах планеты, многие теряют веру в то, что правда способна победить.

Но греховные, опасные для самого существования человеческой цивилизации идеи не являются некоей новацией, они были всегда. Для того чтобы это понять, достаточно вспомнить то, что произошло с Самим Господом и Спасителем. Всё, что говорили против Христа Спасителя, было ложью.

123

 

 

И все те, кто эту ложь продуцировал, прекрасно это знали.

А почему даже самая закамуфлированная ложь, умело поданная людям, в том числе через учебный процесс, через изучение истории, философии, становится в конце концов очевидной? Да именно потому, что Христос воскрес, и именно потому, что правда Божия онтологически присуща человеческой природе.

Христос воскрес и основал Церковь, чтобы в Ней открыть нам смысл и цель нашего существования: почему мы здесь, на что мы можем надеяться и что нам надлежит делать. И Он открывает нам, что мы созданы для жизни вечной и блаженной, что эти несколько десятилетий нашего земного пути — очень важное время подготовки к вечности, когда мы будем пожинать плоды тех трудов, которые совершили здесь, на земле. И эта вечность может быть бесконечно радостной, блаженной, утешительной, а может, увы, и не быть таковой. И Церковь создана Господом ради единственной цели — вечного спасения людей.

Когда человек понимает это, когда он устремляется к вечному спасению, вся его земная жизнь меняется: пьяницы оставляют свои пороки, преступники становятся честными гражданами, люди унылые и растерянные обретают силы и бодрость.

Человек, у которого есть вера в Спасителя и в спасение, способен с терпением, с надеждой переносить то, что другой вынести не может, потому что он видит перед собой вечные, а не временные перспективы.

124

 

 

Человек становится другим, меняется его система ценностей. Он находит подлинную цель и подлинную радость в своей жизни. То, что раньше казалось важным, ценным, ради чего человек был готов на все, даже на преступление, становится чем-то никчемным и ненужным.

Бог создал человека для бесконечной радости и блаженства. Надо помнить об этом.

125


Страница сгенерирована за 0.32 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.