13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Что может примирить человека с Богом?
Слово Божие помогает нам обрести, опираясь на Божественную мудрость, правильный взгляд на мир, на историю рода человеческого и на самого себя в этой истории. Так, в небольшом отрывке из Второго послания апостола Павла к Коринфянам открывается ни много ни малосмысл человеческой истории.
Апостол Павел сказал следующее: ...Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам служение примирения (2 Кор. 5,19). О чем здесь идет речь? Почему Бог во Христе примирил с Собою мир? Разве мир был в конфликте с Богом?
Да, мир был в конфликте с Богом, в неразрешимом конфликте, ибо Бог, создав мир и человека, предназначил его к жизни в общении со своим Творцом. Он даровал человеку бессмертие, способность и возможность безграничного развития в полной гармонии с Богом, с другими людьми, с природой, с дикими зверями, с деревьями, с океанами и морями. И нужно было только одно — принять этот Божий замысел о мире и человеке, сказать этому замыслу «да» и осуществлять его. Но человек отказался от Божьего замысла, и первые люди, как мы знаем, совершили грех. Они не приняли Божьего закона, Божьего порядка миробытия,
114
они решили самих себя поставить на место Бога. В какой-то момент Бог оказался им не нужен, они предали Бога, и грех, совершенный первыми людьми, был преемственно унаследован всеми последующими поколениями — каждый человек многократно повторяет этот грех отвержения Бога.
Что же могло примирить человека с Богом? Что могло примирить с Богом всю человеческую семью? Что могло вновь развернуть историю человеческой цивилизации в направлении тех целей, которые Бог поставил перед человеком? Этого не дано было сделать никому из людей, никто не мог совершить такого действия, которое изменило бы миропорядок. Но Бог Сам входит в человеческую историю. Иисус Христос, Сын Божий и Сын Человеческий, принимает на Себя великую миссию — искупление человеческих грехов — и приносит Себя в жертву за эти грехи. Никакая человеческая жертва не может иметь вселенского значения, потому что человеку не дано нести ответственности за весь космос, за всю вселенную, за весь род человеческий, — Сам Бог принимает на Себя эту ответственность за грехи людей и приносит Себя в жертву, искупая человеческий грех.
Вот почему апостол Павел и говорит: Бог во Христе примирил с Собою мир — примирил жертвой Своей, в результате чего людям не вменяются их преступления. Мы знаем, что это бывает в юридической практике, когда суд констатирует: «Совершённое деяние не вменяется в преступление», — и человек выходит оправданным, с легким сердцем: он не преступник, на нем нет вины за то деяние, которое рассматривал суд. С каким
115
облегчением живет такой человек: все обвинения с него сняты, он словно пишет заново свою жизнь! Угроза наказания была совсем рядом, но ее больше нет...
Этот жизненный пример имеет прямое отношение к тому, что Бог совершил во Христе: Он взял на Себя все человеческие грехи и, принеся Себя в жертву на Голгофе, дал возможность каждому из нас осознать и почувствовать, что наши грехи и преступления нам в вину не вменяются.
Кто-то может спросить: «А как же наши личные грехи? Ведь несть человек, иже жив будет и не согрешит (2 Пар. 6, 36). Неужели все личные грехи зачеркнуты этой жертвой, и мы можем грешить, ни о чем не думая?» Совсем не так. Грехи не вменяются лишь при одном условии: человек должен принять то, что совершил Христос. Он должен поверить в то, что Христос исцелил его от греха и что Иисус из Назарета есть Господь и Спаситель мира. И если человек принимает Христа, то на него распространяется искупительная жертва Христова, ему не вменяется грех, он включается в тот самый Божий мир и тот самый порядок бытия, который учредил Бог, создавая вселенную.
Принимая Божий замысел о мире и человеке, мы одновременно принимаем и обязательства слушать Бога, исполнять Его заповеди. Ведь Адам заповедь нарушил, а мы принимаем на себя обязательство заповеди исполнять. Конечно, не всегда это у нас получается: и падаем, и грешим, и в какие-то моменты от Бога отказываемся...
Распространяются ли на нас и в этом случае слова апостола Павла о том, что преступления
116
не вменяются? Распространяются. Но есть непременное условие: Бог не привлекает к Себе человека насильно. Ведь Он мог силой заставить Адама жить в раю и не вкушать с запретного древа. Но то был бы уже не человек Адам, не образ Божий, не свободная личность — то было бы некое существо, силой принуждаемое к добру. И как не случилось того на заре человеческой истории, так и сегодня не происходит — Бог никого не принуждает к добру, но всегда оставляет человеку возможность вернуться на путь добра.
Именно поэтому в том же отрывке из Послания апостола Павла к Коринфянам мы находим такие слова: ...кто во Христе, тот новая тварь (2 Кор. 5, 17), то есть новое творение — не прежнее, греховное, а новое. Как Христос стал новым Адамом, не совершившим греха, так и те, кто верит во Христа, — новые люди и новое творение. Они принимают Божественный миропорядок, они принимают Божий замысел о мире и человеке.
В глубокой древности, когда люди приносили в жертву Богу животных, закалывая их на алтаре, они затем вкушали их мясо и окропляли себя жертвенной кровью, чтобы приобщиться к этим жертвоприношениям. Христиане также вкушают жертву, которую принес Господь Иисус Христос, — они вкушают ее в таинстве Святой Евхаристии, когда причащаются хлеба и вина, претворенных силой Божией в подлинное Тело и подлинную Кровь Спасителя. Почему мы именуем таинство Евхаристии таинством спасения? Да потому, что, принимая жертвенные Тело и Кровь Спасителя,
117
мы распространяем на себя благодатные последствия этой жертвы, становимся новым творением.
И если мы согрешаем, то должны помнить, что Бог во Христе простил нас. Нам только нужно вернуться к Нему, чтобы из Его рук получить это прощение. Всякий раз, когда мы раскаиваемся в грехах, когда приносим покаяние, когда причащаемся Святого Тела и Святой Крови Христа Спасителя, мы верим, что не вменяются нам преступления наши. И не потому, что наше раскаяние было сильным, не потому, что долго на службе стояли и натощак причастились, а потому, что Бог во Христе принес за нас жертву. Он пролил Кровь, и этого достаточно, чтобы Бог мог простить нас сегодня в ответ на наш покаянный лепет, на наше раскаяние — часто такое ущербное, слабое, человеческое...
Почему я говорю, что в словах апостола Павла нам открывается глубинный смысл человеческой истории? Если человек отступает от Божьего замысла, если он строит цивилизацию, в которой нет Бога, то он повторяет грех Адама в планетарном масштабе, и ничего у человека не получится, как не получилось у строителей Вавилонской башни, что была разрушена силой Божией. Успешным может быть только такое общественное созидание, только такая личная или семейная жизнь, которые устрояются согласно воле Божией, согласно Божиему замыслу.
Иногда мы, в ужасе взирая на происходящее в мире, спрашиваем себя: «Что же это такое? Ведь люди стали такими образованными, в их руках такие могучие средства техники и технологии,
118
столь сильна наука. Почему же мир не становится лучше? Почему проливается кровь невинных? Почему сильный считает возможным силой оружия навязывать свою волю слабым? Почему так много бедных и несчастных? Почему каждый день тысячи умирают от голода, в то время как другие не знают, куда деньги девать?» Какой мир строим мы по своей воле, по своему замыслу? Мир нежизнеспособный. И войны, и революции ясно говорят нам о его неспособности к мирному развитию, к мирной жизни.
Нашему народу был дан особый опыт. Мы жили в обществе, из которого был изгнан Бог. Мы знаем, что, несмотря на все подвиги и жертвы, мы не построили того общества, которое хотели построить, — мы не могли этого сделать без Бога. И сегодня, когда мы свободны, когда можем выбирать свой путь жизни, мы не должны повторять ошибок прошлого. Мы должны избрать тот жизненный путь, в котором Божественное будет соединяться с человеческим. И тогда благополучной будет наша личная жизнь (вне зависимости от того, велик или мал наш материальный достаток), будет мирной, благополучной и счастливой семейная жизнь, будут любовь и взаимопонимание между супругами, будут согласие и единомыслие между поколениями, потому что все будут объединены единой системой ценностей — и богатый, и не очень богатый, и во власти пребывающий, и бессильный, и молодой, и старый, и здоровый, и больной. Это общая система ценностей и будет формировать новое творение — ту цивилизацию, которую задумал Бог.
119
А что будет, если мы откажемся от Бога? Даны ли нам вообще силы сопротивляться этому безбожному миру? Ответ такой: не просто даны, но и указана сила воздействия на него — в первую очередь тем, о чем говорит апостол Павел: «Вам дается служение примирения». И христианин, живущий верой, способен нести мир в этот мятущийся мир, созидая и устрояя его по закону Божиему.
120
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.