13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Об участии Бога в нашей жизни
Первородный грех нарушил Божий замысел о мире и человеке, возведя средостение в отношениях человека с Богом, с окружающим миром, с природой, а также в отношениях между людьми. Помраченный первородным грехом человек оказался неспособным противостоять натиску искушений и соблазнов, и каждое последующее поколение людей, многократно повторяя грех Адама, присовокупляло к сему греху и свои собственные прегрешения.
Бог, признавая свободу человека выбирать между добром и злом, тем не менее имеет власть и силу, вмешиваясь в человеческую историю, ограничивать распространение зла. Если бы не было этого Божественного вмешательства, то зло давно захватило бы все сферы жизни, сделав невозможным само существование человеческого общества.
Уже первые страницы Библии дают нам примеры того, как Бог, наказывая людей за совершаемое ими зло, тем самым ограничивает его распространение по лицу земли. Это отвержение Каина — первого убийцы (см.: Быт. 4, 3—8); это наказание людей Всемирным потопом (см.: Быт. 7, 10); это посрамление Хама, сына Ноя, за то, что он насмеялся над наготой отца своего (см.: Быт. 9, 22—27);
103
и, наконец, грозное воздаяние строителям Вавилонской башни (см.: Быт. 11, 4—9).
Но примеры наказания людей за грех, которые во множестве содержатся в Библии, принадлежат глубокой древности. Они далеки от нашей повседневной жизни, а потому и воспринимаются чаще всего как прямо нас не касающиеся. Однако наше отношение к теме возмездия за грехи меняется, когда речь идет о событиях, современниками или даже свидетелями которых являемся мы сами. В разрушительных природных катаклизмах — землетрясениях, цунами и так далее — многие отказываются видеть карающую руку Божию. И речь здесь идет не только о тех несчастных, кто стал жертвой этих стихийных бедствий, но и о всех жителях планеты, ибо сегодня практически все человечество становится свидетелем любой произошедшей трагедии. Но если Бог через наказания ограничивал зло в прошлом, почему мы думаем, что Он не может делать это сегодня? И, наверное, мир действительно давно бы уже погиб во зле, если бы Господь перестал вразумлять людей, в том числе и суровыми наказаниями.
Каждый человек, вдумчиво и серьезно относящийся к своей жизни, может почувствовать на собственном примере действие наказующей десницы Божией. Многое из того, что происходит в нашей жизни, является Божиим наказанием. Принимаем мы его или нет, признаем те или иные события результатом Божьего суда над нами или дерзко отрицаем это, но сам факт Божьего участия в нашей жизни остается несомненным.
104
То же самое можно сказать и о жизни нашего Отечества, России, как и любой другой страны, любого другого народа. Не будем сегодня говорить о других, скажем о самих себе: вся наша история, включая новейшую, несет на себе печать Божьего присутствия и Божьего наказания за наши грехи. Ну разве могло остаться ненаказанным страшное всенародное отступление от веры, попрание святынь, разрушение храмов? Мы верим, что народ наш искупил грех богоотступничества кровавыми жертвами XX века — многими миллионами человеческих жизней. И не видеть в этих страшных событиях руку Божию невозможно.
Своим человеческим умом мы не в силах постичь Божий замысел; мы не можем понять до конца, что есть Божия справедливость. Мы только с благоговением склоняем головы перед свидетельством присутствия Бога в человеческой истории и в нашей жизни, принимая это свидетельство как великий знак Божией справедливости, как урок, как научение.
Но не только наказаниями Господь ограничивал распространение зла в мире. В книге Бытия есть замечательный рассказ о человеке по имени Авраам. Он был кочевником и жил в Уре Халдейском, руины которого до сих пор существуют на территории современного Ирака. Авраам был человеком состоятельным, имел много скота, были у него пастухи и слуги. Но Господь избирает этого кочевника и повелевает ему оставить дом отца своего и идти в землю Ханаанскую, в ту землю, которая ныне называется Святой Землей — Палестиной. И Авраам, будучи послушным голосу Божию, идет
105
в полную неизвестность, оставив насиженные места, отказавшись от привычного образа жизни, подвергая себя и свою семью риску; он идет в неведомое будущее только потому, что Бог его позвал (см.: Быт. 12, 1—5).
И последующая жизнь Авраама являет собой пример удивительного послушания Богу, пример веры и верности Творцу. В ответ на эту веру Бог устанавливает с Авраамом завет, союз: Он включает этого человека и его семью в некие особые отношения с Собой, Он обещает дать ему землю и умножить его потомство. Между Богом и человеком устанавливается совершенно особая связь — те отношения, которые называются религиозными.
Вот почему мы именуем Авраама отцом всех верующих людей: с него началось устроение особых отношений человека с Богом, в основе которых — вера и верность. Верность чему? Верность словам Бога, Его заповедям, Его закону, Его замыслу о мире и человеке. Ну а если по слабости, немощи, под влиянием внешних обстоятельств или по каким-то другим причинам человек вдруг этому завету изменяет, нарушает Божии заповеди? Что происходит в сознании такого человека, если он все же продолжает оставаться верным Богу? Он будет тяжело переживать происшедшее, понимая, что своими словами, мыслями или поступками нарушил завет с Богом, — у верующего человека возникает в душе особое состояние, которое мы называем страхом Божиим.
Страх Божий — это больше, чем страх перед наказанием. Страх Божий — это опасение нару-
106
шить верность Богу, это желание оставаться верным Ему, быть подлинно верующим. Страх Божий — это особое нравственное состояние человека, при котором греховные поступки становятся почти невозможными, а уж если они и происходят, против этого восстает все человеческое существо: и ум, и воля, и чувства — и верующий человек приносит Богу искреннее покаяние.
Вера, верность, покаяние есть главные измерения религиозной жизни человека. Именно через веру и верность, через покаяние Бог руками человеческими, человеческими волей и разумом ограничивает распространение зла. И получается так, что союз человека с Богом, завет, который был установлен в глубочайшей древности, есть непременное условие ограничения зла в отношениях между людьми. Это означает, что есть важнейший фактор, определяющий существование человека и всего человеческого общества. Если будут утрачены вера и верность Богу, то тогда окончательно помрачится сознание людей и они окажутся неспособными силой своего разума и своей воли ограничивать распространение зла.
Итак, наказания Божии как свидетельства Божьего присутствия в человеческой истории и религиозные усилия людей, стремящихся жить в завете с Богом, являются непременными условиями сохранения добра и правды в роде человеческом, ограждения жизни людей от безудержного распространения зла — того самого зла, конечным устремлением которого являются смерть и небытие. Вот почему жизнь и верность Богу являют собой
107
единое целое. Вот почему жизнь по вере именуется путем жизни в отличие от другого пути, который именуют путем смерти. Бог предлагает всем людям избрать жизнь, чтобы жили они и потомство их (см.: Втор. 30,19).
108
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.