13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси
Кирилл (Гундяев), патр. Если исчезает закон любви
Сейчас существует огромная цивилизационная проблема — я бы так ее обозначил — в масштабах всего рода человеческого. Это деформация и полное искажение понятия, которое связано со словом «любовь». Для меня как для верующего человека любовь — это чудо и Божий дар, но дар не избирательный. Это не так, как таланты: одногоБог одарил, и он стал музыкантом, другой — математиком, третий — врачом. Любовь — это как воздух для всех. А уж дальше кто как может воспринимает этот Божий дар. Один под солнцем может так облучиться, что в больницу попадет, а другой укрепляет свое здоровье. Один чистым воздухом дышит, а другой делает все для того, чтобы загрязнить воздух промышленными отходами, так что люди вдыхают уже не воздух, а заразу. Точно так же и с любовью. Это совершенно удивительный Божий дар, потому что любовь сама по себе способна соединять людей. Все остальное: наши таланты, наша самобытность, наши национальные, культурные и политические различия — практически все работает на разъединение. В этом смысле кто-то может сказать: «Странный Божий замысел о мире — откуда же столько различий, которые работают на разъединение?» Да, действительно, это был бы странный замысел, если бы не любовь, которая соединяет людей. А то, что
93
сейчас под любовью подразумевается — человеческая страсть, реализация этой страсти, — к любви не имеет отношения. Так разрушается это понятие.
А теперь, может быть, о самом главном. Любовь — это Божий дар, и на этот дар мы отвечаем, и отвечаем в первую очередь некими волевыми установками. Поэтому любовь — это одновременно и направление человеческой воли к добру. Приведу простой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не нравится — внешне или внутренне; существует масса факторов, которые одного человека часто отталкивают от другого. Можно поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постараться это чувство преодолеть. И ведь есть способ преодоления — это начать думать о человеке хорошо. А есть еще одно совершенно поразительное средство — сделать этому человеку добро. Те, кому мы делаем добро, навсегда остаются в нашем сердце, и отношение к ним меняется.
Так вот, любовь — это в том числе такая ориентация человеческой воли, которая направляет человека к совершению добра. Все знают, что такое влюбленность: встретились молодые люди, понравились друг другу — это хорошее, светлое чувство. Иногда говорят: «Мы полюбили друг друга». Большой вопрос — полюбили или еще не полюбили; испытание жизнью покажет, есть здесь любовь или нет. Но для того чтобы влюбленность переросла в любовь, нужно направлять волю к добру, нужно разделять друг с другом свою жизнь, отдавать часть самого себя другому человеку.
В каком-то смысле любовь должна всегда сопровождаться способностью пожертвовать собой ради
94
другого человека. Если это происходит, если один научился жертвовать собой ради другого или другой, и тот или та ему отвечает, то люди возрастают в любви. Вот тогда ни о каких разводах и речи не идет.
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге (1 Ин. 4, 16). Удивительные слова. С одной стороны, такие простые, а с другой — невероятно сложные для понимания. Через пример Самого Господа мы можем понять, что есть любовь, — любовь есть в первую очередь способность отдать себя другим.
Богу было угодно, чтобы именно эта человеческая способность разделять свою жизнь с другими легла в основу человеческого бытия, в основу самого главного закона, по которому только и должна устраиваться личная, семейная и общественная жизнь.
Что происходит в обществах, когда исчезает закон любви, когда начинается борьба за свои частные интересы — политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и ценности становятся самыми главными? Идет борьба не на жизнь, а на смерть, разрушается ткань человеческого общения, и там, где должна была быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются хаос и беспорядок под лозунгами построения счастливой жизни.
Каждый из нас на личном опыте знает, что это такое. Когда крепка семья? Тогда, когда муж отдает себя жене и семье, а жена отдает себя мужу и детям. Попробуйте перестать отдавать себя
95
другому — семья сразу ощущает страшное, холодное дуновение ветра. Исчезает доверие, появляется подозрительность... Мы знаем, как разваливаются семьи только потому, что супруги перестали заботиться друг о друге, жизнь другого воспринимать как свою собственную жизнь. А разве не в этом кроется проблема отцов и детей, проблема поколений? Ведь она вырастает из недосказанности, из того, что не выражена была до конца родительская любовь, из того, что родители не получили любви своих детей. И разрывается преемственность, разрывается историческая связь поколений.
То, что сегодня происходит в мире, особенно в западных странах, можно назвать тяжелейшим кризисом в семейных отношениях. Западное общество в какой-то момент времени решило, разрушая всю нравственную традицию предыдущих поколений и всей предыдущей истории, что брак — это вовсе не союз мужчины и женщины, что брак — это не совместная жизнь с соответствующими обязательствами. Вообще, многие сейчас считают, что брак — устаревшая форма общения людей, предлагая разного рода новации.
Однако кризис семьи — это кризис любви, а без любви человек жить не может. Когда мы разрушаем семью, мы разрушаем любовь. Любовь и удовольствие — это не синонимы...
Некоторые скажут: «А что же делать, если любовь прошла?» Любовь прошла или проходит в том случае, когда сами люди разрушают любовь. Если эти радостные, сердечные отношения, которыми овеяны первые годы совместной жизни, оба — и муж, и жена — пестуют, поддерживают, лелеют,
96
охраняют, то это чувство сохраняется до гроба. Но если начинается взаимный обман, параллельная жизнь, то все разрушается.
Почему семья — школа любви? Да потому, что в семье есть не только радости, но и скорби, и отношения супругов проходят через кризисы. Что же это означает? Это означает, что люди, желая спасти семью, могут идти на такие жертвы, на какие они не пойдут ни при каких условиях в иных ситуациях.
Наверное, каждый, кто живет семейной жизнью, знает, что многое приходится прощать и нередко наступать «на горло собственной песне». Для совместной жизни требуется находить такие выходы из сложных положений, которые большинство людей не стали бы искать в системе иных отношений со знакомыми, с друзьями. Порой такие отношения разрушаются, когда кто-то в гневе говорит: «Больше с тобой общаться не хочу», — и люди расходятся. Но в семье так не скажешь, если есть дети, если есть ответственность за будущее. А значит, жертва, на которую идут ради семьи, является в онтологическом смысле невероятно важным фактором возрастания человеческой личности. Человек растет, когда преодолевает эти трудности. Поэтому развитие человека, не говоря уже о воспитании детей, без семьи чаще всего ущербно. Это действительно школа любви.
В христианской традиции мы называем семью малой Церковью. Все навыки человеческой жизни, человеческого общения, любви, сострадания, взаимной поддержки, солидарности — все это воспитывается в семье... Значит, если демонтируется семья, то человечество программирует
97
совершенно другого человека. Я лично убежден, что это будет страшный человек. А страшные люди не могут создать доброе, справедливое общество, где будут защищаться те же права человека. Злые люди не способны на общежитие. Человеческая цивилизация не способна существовать, если будет уничтожен институт семьи.
Путь разрушения семьи — это не путь к человеческому счастью, потому что семья — это крепость, это дом, это место, где рядом с тобой родные, близкие люди, способные быть и в радости, и в горе. Поэтому будем помнить, что любовь, с одной стороны, — дар, а с другой — задание, которое Бог ставит перед каждым из нас. И пока любовь существует в роде человеческом, то существует и такие понятия, как общность людей, как добро, потому что в основе добра — всегда любовь.
Дай Бог, чтобы мы сегодня не поддались на искушение разрушить этот дар. Если он будет разрушен, на этом, думаю, закончится человеческая история.
98
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.