Поиск авторов по алфавиту

Автор:Кирилл (Гундяев), Патриарх Московский и всея Руси

Кирилл (Гундяев), патр. Причины религиозного экстремизма и терроризма

Средства связи, средства коммуникации поразительным образом изменили мир. Они изменили его так, что никакие границы не способны сегодня ограждать культурную идентичность народов от влияния других культур и других народов. Никакая граница сегодня не способна оградить наш религиозный образ жизни от влияния и проникновения иного образа жизни. Мир становится взаимопроникаемым.

Люди с легкостью перемещаются по всему земному шару. Многие из них уже избирают место жительства и работы там, где хотят, что приводит к колоссальным этническим изменениям. Уходят, видимо, в прошлое моноэтнические государства.

Всякий раз, когда мы встречаемся с людьми, которые не разделяют в полной мере правил нашей жизни, мы сталкиваемся с иным образом жизни. Должен сказать, что в России исторически такое столкновение никогда не было опасным. Удивительно, но русские люди всегда жили с инородцами и иноверцами мирно. Исключения составляли только случаи, когда иные стандарты жизни навязывались нашему народу силой.

В нашей истории не было религиозных столкновений, но только мирное сосуществование

68

 

 

религиозных и жизненных стандартов. И, может быть, поэтому в России никогда не было религиозных войн.

Но мы видим, что происходит в Европе. Актуальной реальностью там стали межнациональные и межрелигиозные конфликты, оскорбительные выходки по отношению к религиозным святыням.

Я глубоко убежден в том, что развитие человеческой цивилизации, которое, к сожалению, сегодня включает в себя отказ от Бога, от Божественного нравственного закона, является силой, провоцирующей появление терроризма.

Терроризм — это в первую очередь философский вызов. Поэтому рост религиозного экстремизма является оборотной стороной радикального секуляризма. Современные экстремизм и терроризм, использующие в том числе и религиозную риторику, нередко подпитываются нетерпимостью и провокационностью со стороны мира. Ведь греховная гордыня может облекаться не только в форму атеизма, но и в личину религиозности, когда человек считает себя верующим настолько, насколько глубоко и фанатично ненавидит тех, кто придерживается иных взглядов. Это делает обе стороны конфликта ответственными за печальные последствия: они едины в своих подходах к инакомыслию и в попытках изменить окружающую действительность по примитивной схеме «свой-чужой».

Поэтому всё и все, иже во власти суть, равно как и представители средств массовой информации, обязаны утверждать мир, развивать сотрудничество и диалог, быть чуткими и внимательными по отношению к ближним. Без этого трудно

69

 

 

существовать в глобализирующемся мире. Невозможно постоянно добиваться преимуществ за счет умаления других стран, народов, групп людей.

Здесь стоит сказать о высокой ответственности религиозных лидеров за воспитание своих последователей в духе уважения к каждому человеку вне зависимости от его убеждений. Несомненно, религиозное образование и воспитание должны стать одним из наиболее важных элементов механизма защиты прав верующих.

Только совесть человека, осознание связи каждой личности с Творцом — будь то христианин, мусульманин, иудей или представитель иной религиозной традиции — могут преобразить отношения между людьми различных убеждений, стать решающим барьером на пути преследований и дискриминации по признаку принадлежности к религии.

Логика жизни в этом глобализирующемся мире актуализирует важность христианского послания. Ничто другое не может быть положено в основу совместной жизни миллиардов людей, таких различных по культуре и по многим другим показателям, потому что христианское послание происходит от Бога, а Бог не просто знает человеческую природу — Он ее создал. И Его послание абсолютно органично человеческой природе. Нам остается лишь воспринимать его и уметь включать это послание в качестве мотивации своих собственных поступков в личной, семейной, общественной, государственной и международной жизни.

Для того чтобы победить религиозный экстремизм и терроризм, нам всем нужно стать другими.

70

 

 

Мы должны осознать, что происходит с людьми, которые берут в руки оружие, чтобы бороться за Бога. Нам очень важно достигнуть общего глобального нравственного консенсуса. На основании чего люди могут жить вместе? На основании неких общих ценностей. Как можно добиться общих ценностей, когда существуют различные политические партии, различные философские системы, различные религиозные системы? Как можно добиться некоего консенсуса в глобальном масштабе? Только одним способом — нужно в качестве основы для такого консенсуса использовать нравственное чувство человека. А нравственное чувство, нравственная природа Богом заложены в человеческую душу.

Нам нужно не бороться с этим нравственным чувством, вводя законы, направленные на разрушение традиционной нравственности, а договориться об этих общих нравственных ценностях и на основании этого консенсуса строить общую глобальную цивилизацию. В такой цивилизации не окажется места для терроризма, а если кто-то и попытается использовать людей для того, чтобы причинять зло другим, то сделать это будет очень тяжело, потому что эти призывы пойдут против общего понимания добра и зла. Мы все вместе должны построить новую цивилизацию, глобальную, на основе общего нравственного консенсуса. Я верю, что это возможно.

Русская Православная Церковь более десятилетия поддерживает диалог с исламскими общинами Ближнего Востока, обогативший нас информацией о позициях друг друга. Такие связи, несомненно, являются хорошим фоном для обсуждения острых

71

 

 

вопросов. Мы уже обращались к лидерам исламского мира с призывом осудить насилие в отношении христиан и получили множество живых откликов от наших давних партнеров по межрелигиозному диалогу. Христиане издревле играли значимую роль в стабильности региона Ближнего Востока и Северной Африки, своим присутствием доказывая миролюбивый характер мусульманского большинства. Изгнание же христиан откроет путь для проповедников экстремизма, которые будут успешно создавать образ неведомого врага.

Мы выступаем за создание действенного механизма защиты прав христиан и христианских общин, которые являются ныне самыми гонимыми в мире. Этот механизм может быть создан путем открытого диалога с участием представителей иных религиозных общин. Такой механизм должен основываться в своей работе на представлениях о традиционных ценностях, свободе, достоинстве и ответственности, которые издревле позволяли людям жить в мире и добрососедстве.

72


Страница сгенерирована за 0.27 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.