13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Спасский Ф. Г.
Спасский Ф. Г. Краткая летопись академической жизни. Журнал "Православная мысль" №10
(1952 и 1953 гг.)
Личный состав Института
В 28-ом году существования Богословского Института в его составе произошли следующие изменения.
Б. профессор Киевской Духовной Академии И. П. Четвериков приступил к чтению лекций по Догматическому богословию. В весеннем семестре 1953 г. доцент В. В. Вейдле отбыл временно в Мюнхен к месту новой службы. Б. воспитанник Института бар. И. Ф. Мейендорф выдержал магистрантские экзамены и вошел в состав Совета со званием доцента, по кафедре Истории церкви. Звания доцента по кафедре Ветхого Завета и члена Совета удостоен и преподаватель свящ. А. Князев. С начала 1953 года выбран на должность доцента по кафедре Нравственного богословия б. воспитанник Института П. Н. Евдокимов. К чтению лекций по христианской социологии приглашен Д-р Д. Цаконас.
С 1 января 1953 г. покинул пост Инспектора Института проф. прот. Н. Афанасьев. Деканом переизбран на новое двухлетие проф. В. Зеньковский.
Таким образом, за указанными изменениями личный состав Богословского Института представляется в таком виде.
Почетный Ректор, Высокопреосвященный Митрополит Владимир, Экзарх Патриарха Вселенского.
Ректор Института, Преосвященный Епископ Кассиан, профессор Священного Писания Нового Завета.
Декан Института, протоиерей В. Зеньковский, профессор Истории Философии, Психологии, Апологетики и Истории религий.
Архимандрит Киприан, профессор Патристики, Пастырского богословия и Греческого языка.
Протоиерей Η. Афанасьев, профессор Канонического права и Истории ранней христианской церкви.
A. В. Карташев, профессор Истории церкви (период вселенских соборов) и Истории Русской церкви.
Л. А. Зандер, доцент по кафедре Философии, Логики, Педагогики и Сравнительного богословия.
B. В. Вейдле, доцент по кафедре Истории Западной церкви и Истории христианского искусства (во временном отпуску).
170
Ф. Г. Спасский, доцент по кафедре Литургики, Сектоведения и Латинского языка. Он же Секретарь Совета и Казначей Института.
Священник А. Князев, доцент по кафедре Ветхого Завета и Еврейского языка.
Бар. И. Ф. Мейендорф, доцент по кафедре Истории Византийской церкви и соединенной с нею Истории Славянских церквей и Греческого языка.
К. А. Ельчанинов, преподаватель Истории Древней философии и Еврейского языка.
Гр. Б. А. Бобринский, преподаватель Общей гражданской истории и Русского языка. Он же Помощник Инспектора.
Η. М. Осоргин, преподаватель Церковного Устава и Пения. Он же заведующий хозяйством Института.
Диакон А. Т. Буткевич, преподаватель Славянского языка. Он же Библиотекарь Института.
Внеакадемические занятия гг. профессоров
В течение этого периода Ректор Института, Еписк. Кассиан продолжал свои работы по исправлению текста русского перевода Нового Завета.
Доцент Л. А. Зандер совершил поездку в Англию, стоящую в связи с предположенной организацией при Институте «Центра изучения Православия» для иностранцев.
К. А. Ельчанинов участвовал в конференции Союза церквей в Индии и избран товарищем Председателя Всемирной федерации студенческих христианских движений.
На общеправославном съезде в Париже бар. И. Ф. Мейендорф избран в Совет общеправославной организации молодежи «Синдезмос».
Профессоры Института: Еп. Кассиан, прот. В. Зеньковский, прот. Н. Афанасьев, А. В. Карташев, И. П. Четвериков, Л. А. Зандер, Ф. Г. Спасский, свящ. А. Князев, бар. И. Ф. Мейендорф и Η. М. Осоргин читали лекции на Высших Женских Богословских курсах.
Занятия студентов и б. воспитанников Института
Занятия в Институте начались 15 октября 1952 г. и закончились 1 июля 1953 г.
Полный курс наук закончило 4 студента со званием кандидата богословия. Кроме того, 8 человек, ранее окончивших Институт, подали свои кандидатские сочинения в течение этого года.
Шесть сочинений из этого общего числа были отмечены денежными наградами из особого фонда имени Митрополита Евлогия, образованного и пополняемого Т. И. Манухиной за счет ее авторского гонорара за книгу «Путь моей жизни», Митр. Евлогия.
Η. А. Куломзин, окончивший Институт в 1952 г. получил стипендию для подготовки к ученому званию по предмету Ветхого Завета и уехал для работы в Тюбингенский Университет.
171
К началу 1953/54 ак. гг. в Институте состояло всего 30 студентов, которые по национальности распределяются таким образом:
Русских 13
Арабов 1
Болгар 2
Греков 6
Сербов 3
Англичан 1
Немцев 3
Финнов 1
***
В течение 1952/53 года б. воспитанник Института иеромонах Геннадий (Эйкалович) сдал положенные магистрантские экзамены и 19 апреля 1953 года защитил в публичном заседании диссертацию на тему «Абсолютная философия Гоэнэ-Вронского». Оппонентами выступали проф. прот. В. Зеньковский и доц. Л. А. Зандер, Диспутант удостоен степени магистра богословия.
Иеромонах Геннадий, уроженец Польши и окончил курс Варшавского Университета, где он был удостоен степени магистра Политической экономии. О. Геннадий — первый по времени воспитанник Богословского Института, удостоенный степени магистра богословия. В настоящее время он приглашен на должность преподавателя в Свято-Тихоновскую духовную семинарию в США, куда и отбыл в декабре 1953 г.
Присуждение ученых степеней и почетных званий
Почетными членами Института в отчетном году избраны: проф. В. Б. Елиашевич, Г. И. Новицкий, Р. Т. Стронг и Б. Ю. Физ.
Звание Друга-эвергета поднесено Р. С. Кеннэт и Б. В. Сергиевскому.
Звание Доктора honoris causa поднесено следующим лицам: Вселенскому Патриарху Афинагору, Митрополиту Владимиру, Митрополиту Леонтию, Митрополиту Михаилу, архиепископу Северной и Южной Америки, Канонику Вест, Др. Харди, Др. Томкинсу и епископам Американской Епископальной Церкви Лористону Скэйф и Шерилл.
Литургический международный съезд
Событием особой важности в жизни Института за его время является первый Съезд по вопросам литургики, в котором приняли участие многочисленные ученые разных вероисповеданий. Институт, в лице своих профессоров, принимал с первого года своего существования участие во многих христианских конференциях по вопросам церковного единения. Литургический конгресс явился чисто ученым съездом, посвященным вопросам христианского богослужения, его
172
истории, символики и литургического богословия. Кроме того, Институт впервые принимал у себя инославных гостей, съехавшихся в таком большом числе.
Всего было послано свыше 70 приглашений. Прибыло и приняло участие в работах съезда до 50 участников. Конгресс длился пять дней, с 6-го по 10-ое июля 1953 г. Было прочитано 13 докладов, сопровождавшихся более или менее длительными и очень интересными собеседованиями.
Были заслушаны следующие сообщения:
1. Прοτ. Η. Афанасьев — «Таинство собрания».
2. Дом-Ламберт Бодуэн из бенедиктинского монастыря Шевтон в Бельгии — «Совершение литургии на Востоке и на Западе».
3. Дом-Бернард Ботт, из бенедиктинского монастыря Монт- Сэзар в Бельгии — «История анамнезиса в разных литургиях».
4. Проф. Мэттью Блэк, из Эдинбургского Университета — «Торжество обновления храма в древней Церкви, в особенности в Палестине и в Сирии».
5. Проф. Дэгмор, из Манчестерского Университета — «Происхождение богослужения».
6. Проф. о. Бальтазар Фишер из Трира — «Литургическое значение некоторых псалмов».
7. Проф. А. Н. Грабарь (Коллэж де Франс) — «Праздник торжества Православия по литургическим и археологическим данным».
8. Проф. Л. Грондайс, из Утрехтского Университета — «Несколько замечаний по поводу «зэона» (теплоты)».
9. Проф. Иоаким Иеремиас, из Тюбингенского Университета — «Сие творите в мое воспоминание».
10. Архим. Киприан — «Халкидонский догмат в византийском богослужении».
11. Проф. Д. Мораитис, из Салоникского Университета — «Литургия Преждеосвященных Даров и ее текст по рукописям Национальной Библиотеки в Париже, Афинской библиотеки и Библиотек Афона».
12. о. Альфонс Раас, из Восточного Понтификального Института в Риме — «Поклонение Дарам при их перенесении на престол».
13. Пастор Макс Тюриан — «Литургическое жертвоприношение и приобщение».
Съезд был открыт Ректором Института, еп. Кассианом. На отдельных заседаниях председательствовали: о. Христофор Дюмон, доминиканец, Дом-Бернард Каппель, бенедиктинец, Дом-Оливиэ Руссо, бенедиктинец, о. Шеню, доминиканец, Дом-Ламберт Бодуэн, бенедиктинец и Р. Т. Стронг.
Съезд прошел с большим оживлением, в напряженной работе мысли и в редком братском единодушии всех его участников, объединенных общностью научных интересов, чему немало способствовала беседа за общей трапезой.
Единогласно было выражено желание повторения подобных ученых съездов под кровом Богословского Института. Следующий такой литургический съезд намечен с 5 по 9 июля 1954 г.
173
Церковная печать отметила это начинание благоприятными рецензиями в: «Irénilkon», «L'actualité religieuse dans le monde», «Экклисиа», «Григориос Паламас», и «Церковном Вестнике Зап.- Европейского Экзархата».
Посещения Института
За истекший период многочисленные гости и друзья Богословского Института неоднократно посещали его.
Годичный акт в мае 1953 г., на котором доцент Ф. Г. Спасский произнес речь «Деисис в православной литургике», собрал большое число приглашенных.
На день Трех Святителей епископом Кассианом была совершена литургия на греческом языке, после чего имело место экуменическое собрание, на котором присутствовали многочисленные инославные гости.
Прибывшие на хиротонию настоятеля греческой церкви архим. Мелетия греческие митрополиты Константин Иринупольский, Иаков Аттики Мегаридской, Хризостом, Мессинийский, Кирилл Халдийский и вновь посвященный епископ Ригийский Мелетий посетили Институт 1-го июля 1953 г. После молебствия в храме и приветственных речей, гости проследовали в трапезную, где им было предложено угощение и где они беседовали с профессорами, выразив свое участие и большой интерес к работе русской высшей богословской школы в инославной среде.
Кроме того, в течение года посетили Институт: Др. Мотт, г. Тресси Стронг, проф. Хейлер, проф. Харди, П. Ф. Андерсон, епископ американской церкви Скэйф, рэв. Макки и рэв. Ваддамс.
Библиотека Института
Благодаря новоустроенному помещению в здании колокольни, законченному на средства, пожертвованные иностранными друзьями Института, вновь поступающие книги смогли быть размещены с большим удобством и систематичностью в новых шкафах. Общая численность книг составляет в настоящее время около 16.000 томов.
Литературные труды
В 1953 г. вышел IX выпуск трудов профессоров Института «Православная Мысль». Книга проф. прот. В. Зеньковского «История русской философии» вышла в английском и французском переводах. Вышла из печати книга Л. А. Зандера «Vision and action».
Кроме того, преподаватели Института сотрудничали в различных иностранных журналах.
Ремонт зданий
Пожертвование Американской Епископальной церкви позволило предпринять капитальный ремонт в зданиях Института. Так был
174
закончен внешний ремонт профессорского дома, равно как и Свечного Завода. Внутри главного здания были произведены особенно крупные работы: старый деревянный пол был заменен новым в двух аудиториях и в спальных комнатах; были покрашены книжные шкафы и вновь устроена перегородка между аудиториями. Точно так же старые уборные были заменены новыми.
Приобретена новая мебель в аудиториях (кафедры, столы и стулья) и приступлено к постепенному приобретению новой мебели в спальных комнатах.
Финансовое положение
Как и в истекшие годы, бюджет Института слагался из дотаций Всемирного Совета церквей в Женеве и из ежегодного отчисления от сборов в Вел. Пятницу в храмах Американской Епископальной церкви. Большую помощь оказывает «Общество Американских друзей Свято-Сергиевской Духовной Академии», которое, благодаря неустанной работе Г. И. Новицкого способствует в значительной мере нормальному поступлению средств на нужды Института.
Близкое и деятельное участие в этом деле принимают, как всегда, П. Ф. Андерсон, Д. И. Лаури, Р. Т. Стронг и г. Макки.
Нельзя не отметить заметное усиление рождественских сборов по храмам Экзархата, где настоятели, в большинстве бывшие воспитанники Института с вниманием относятся к традиции Рождественского сбора, установленного митр. Евлогием еще в первые годы существования Института. Многие маленькие приходы в данном случае идут далеко впереди больших храмов, обладающих более значительными возможностями. Два прихода (Кламарский и Введенский) продолжают вносить свои пожертвования на основанные ими стипендии для студентов Института.
Совершенно особое место занимает оказанная не раз материальная помощь Святейшим Патриархом Афинагором, который внимательно и с отеческим попечением следит за жизнью и работою Института. В частности следует отметить, что благодаря увеличению числа иностранцев среди студентов создается известное затруднение, как для них, так и для профессоров в смысле преподавания и усвоения наук. Если иногда ряд лекций и курсов читались и читаются на иностранных языках, то главное внимание Совета профессоров обращено на возможное скорое и успешное усвоение иностранцами языка русского, который, как это настойчиво и не раз подчеркивал Патриарх Афинагор, должен быть обязательным языком в преподавании, чтобы студенты могли ознакомиться с сокровищами русской богословской мысли.
___________
Плоды работы Института становятся в настоящее время вполне очевидными. Три бывших воспитанника его ведут уже школьную работу в Сирии. Студенты греки и сербы служат делу взаимного
175
укрепления связи своих соотечественников с русским рассадником высшего богословского просвещения. Недавно поступившие студенты англичане и немцы углубляют в Институте свое православное сознание и знакомятся с богатством русской богословской науки. За все время своего существования Институт дал уже 110 священнослужителей, из коих 6 в сане епископа служат делу православной церкви и богословской науки в разных странах Европы и Америки.
Ф. Г. Спасский.
176
Страница сгенерирована за 0.09 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.