13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Кассиан (Безобразов), епископ
Кассиан (Безобразов), еп. O. Cullmann. «Saint Pierre, disciple-apôtre-martyr». Paris, 1952. Журнал "Православная мысль" №10
CULLMANN Oscar. Saint Pierre, disciple-apòtre-martyr. Histoire et Théologie. Bibliothèque Théologique publiée sous la direction de J.-J. von Allmen. Neuchâtel — Paris. 1952. 232 стр.
Новая книга проф. Кульмана, вышедшая почти одновременно в изданиях немецком и французском и тотчас же переведенная и на английский язык, вызвала известную сенсацию, как протестантская защита примата Петра. С особым сочувствием она была принята Римско-католической критикою.
О защите примата Петра в рецензируемой работе можно говорить, конечно, только условно. Кульман признает, что в дни земного служения Христова ап. Петр был представителем учеников в их отношениях к Учителю, и что он был главою Иерусалимской церкви в первые годы ее истории, когда она составляла весь христианский мир. Положение ап. Петра в первоначальной церкви было связано с тем, что он удостоился первого явления Воскресшего Господа. Но, по мнению Кульмана, ап. Петр очень рано принял на себя руководство иудеохристианскою миссиею, добровольно подчинившись Иакову, который и был его преемником по управлению Церковью. Классический текст примата, Мф. XVI, 17-19, Кульман подвергает тщательному анализу. Он считает его подлинным, но отно-
155
сит его не к мессианскому исповеданию учеников, а к моменту Страстей. Что же касается примата, Кульман признает Петра основанием Церкви, тою скалою, на которой ее строит Христос, но только в историческом смысле, единственном и неповторимом, как первого из апостолов. Служение апостольское, в его понимании, исключает всякое преемство. Не было преемника и у Иерусалимской церкви в качестве руководящего центра христианского мира. Римская церковь ІІ-го века такого значения не имела, и ап. Петр, в бытность свою в Риме, не возглавлял Вселенской Церкви. Апостолы продолжают быть основанием Церкви в тех писаниях, которые от них остались.
В целом книгу Кульмана надо приветствовать, как монографию об ап. Петре, стоящую на уровне современного научного знания. Особый интерес представляют страницы о богословии ап. Петра, которое Кульман выводит из его речей в Деяниях, подкрепляет ссылками на его Первое Послание и сближает с богословием ап. Павла. Не менее интересен анализ 5 главы Первого Послания Климента, с которою Кульман сопоставляет и другие свидетельства древности, в том числе и новозаветные, и из которой он делает заключение об условиях мученической смерти ап. Петра, по всей вероятности в Риме.
И, тем не менее, далеко не все в книге Кульмана может быть принято без оговорок. Так, например, я никак не могу согласиться с исключением упоминаний ап. Иоанна в первых главах Деяний, как позднейшей интерполяции. Еще серьезнее те возражения, которые вызывает гипотеза Кульмана о возглавлении ап. Петром иудеохристианской миссии. Те данные, на которых эта историческая теория основана, едва ли достаточны. Между тем, в предпринятую Кульманом реконструкцию истории ап. Петра, этот тезис входит одним из существенных элементов, с которым оказывается связанным и объяснение мученической смерти апостола. Неясным остается при этом и отношение Петра и Иакова. Кульман считает, что Иаков был преемником Петра, которому Петр добровольно подчинился. Но столь же возможно, что появление Иакова во главе Иерусалимской церкви, совпавшее с началом распространения христианства за пределами Иерусалима и Иудеи, есть первый пример возникновения тех местных властей, которым принадлежало будущее в истории Церкви.
И, наконец, последнее. Кульман думает, что примат Петра в том смысле, в каком он его допускает, вытекает в одинаковой степени из всех Евангелий, во всяком случае из Евангелий синоптических. С этим мнением я никак не могу согласиться. Я берусь показать, что место Петра среди апостолов Матфей понимает иначе, чем Марк, а Иоанн иначе, чем Матфей. Утверждаемое Матфеем первенство Петра ставило перед церковным сознанием вопрос, и на этот вопрос оно дало ответ, который и остается свидетельством Писания о примате. Но это — тема специального исследования,
156
которое выходит из границ настоящей заметки, и к которому я надеюсь когда-нибудь возвратиться.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1) В дальнейшем оно будет обозначаться, для краткости, Ин.
2) При составлении настоящей рецензии у меня были в руках его «History and the Gospel», London, 1938 (перепечат. 1941), и «The Apostolic Tradition and its Developments», 2 издание, London, 1944.
3) Cp мою «La Pentocóte Johannique (Jo. XX. 19-23)». Valence-sur-Rhône. 1939, стр. 136 слл.; 161.
4) Ср. L'enseignement de la Bible sur la procession du Saint-Esprit», в «Russie et Chrétienté», 4-me série, 2-me année. 1950, № 3-4, Juillet-Décembre; стр. 125-150.
5) В дальнейшем оно будет обозначаться, для краткости Евр.
6) «Славословие Божественной любви» в «Православной Мысли», вып. VI, Париж ,1947. «Le Fils et les fils, le Frère et les frères», в «Paulus-Hellas-Oikumene (an Ecumenical Symposium)», Athens, 1951.
7) Ср. «Завещание Иудеохристианства» в «Православной Мысли», вып. II. Париж, 1930.
Е. К.
___________
Страница сгенерирована за 0.09 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.