13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Булгаков Сергий, протоиерей
Булгаков С., прот. Догматическое богословие (рецензия). Журнал "Православная мысль" №1
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИE
1) Dictionnaire de Theologie Catholique contenant l'exposé des doctrines de la theologie catholique, leurs preuves et leur histoire, commencé sous la Direction de A. Vacant et de E. Mangenot, continué sous celle de E. Amann. Paris 1902-27 (вышло 8 полных томов в двух обширных полутомах свыше 1000 столбцов каждый и 1 полутом 9 тома до буквы L) Paris. Librairie Letouzey et Ané.
Почитаем отрадным христианским долгом и делом научной совести воздать хвалу этому монументальному труду католической учености и благочестия, который, по всей справедливости, может составить гордость французской богословской науки. Настоящее издание, предпринятое при руководящем участии и деятельном сотрудничестве преимущественно профессоров Католического Института и других французских богословов, можно сказать, оставляет далеко позади старый, хотя также ценный и почтенный, немецкий католический Kirchenlexicon, hrsg. von Weltzer und Wette в 8 томах. Немецкий лексикон вообще является уже устаревающим, но, кроме того, и по своим размерам и общему плану он далеко уступает французскому, так что приходится признать, что в данном отношении французская католическая наука опередила немецкую. Новый французский Dictionnaire выдерживает сопоставление даже с капитальнейшей протестантской энциклопедией Realencyclopaedie fuer protestantische Theologie und Kirche hrsg. von Herzog Hauck (в 25 томах). Может быть, он и уступит последней в специальной учености, но, конечно, превосходит ее в той мере, поскольку церковное (хотя и с католическими особенностями) изложение богословских вопросов превосходит бесплодный и зыбучий рационализм протестантского исследования. Отдельные статьи по основным вопросам богословия (Бог, творение, Иисус Христос, Непорочное зачатие, Ипостась, ангелы, демоны, ад, рай и мн. др.) и патристики (бл. Августин, св. Афанасий, св. Григорий Нисский и др.) представляют собой ценные исследования и по объему, и по полноте изучения. Чрезвычайным достоинством издания является то, что разные статьи составлены по одному плану: догматическому изложению предшествует обстоятельное
213
и обычно исчерпывающее изложение библейского и патристического учения по данному вопросу, нередко с приведением основных текстов в подлинном виде, а также «еретических» учений, далее изложение учений схоластического богословия и, наконец, современная доктрина, конечно с определяющим влиянием Фомы Аквинского. Если данные схоластического богословия представляют преимущественно исторический, хотя по своему и значительный, интерес для православного богослова, то библейское и патристическое изучение вопроса имеет для него первостепенную важность, и хотя оно не может заменить собственного исследования, но тем не менее остается ценнейшим пособием при знакомстве с вопросом. Солидность и эрудиция Dictionnaire заслуживают всяческих похвал. Конечно, не всегда это можно сказать о собственном богословствовании авторов, которое, естественно, остается окрашенным конфессиональными чертами католичества, но это выражение современного католического богословия является во всяком случае поучительным.
В общем, здесь веет дух схоластики, что сказывается с особой ясностью в статьях на чисто схоластические темы, которых также немало (aseitas, essentia, attributa и подобные). В вопросах, составляющих предмет разногласий с Православием (напр. еріclesis, filioque, immaculata conceptio и др.) авторы, надо отдать им справедливость, отличаются умеренностью и миролюбием, при удержании, конечно, основных католических точек зрения.
Хотя Dictionnaire de Theologie Catholique является чисто католическим изданием, это не мешает ему быть вкладом в сокровищницу общехристианского знания, из которой можно черпать и православному богословию, и этот, сравнительно не столь частый случай, когда христианам можно во многом забывать о своих конфессиональных разногласиях, должно особенно отметить. От души желаем почтенному издательству довести свой труд до конца во славу Господа.
2) Μ. I. SCHEEBEN. Handbuch der katholischen Dogmatik. Bande I-IV Freiburg i Br. (Первое издание 1873 года, новое издание без изменений 1925).
Joseph Pohle. Lehrbuch der Dogmatik. 3 Bande. 7-te Ausgabe 1920-22 Paderborn. (Wissenschaftliche Handbibliothek. Erste Reihe. Theologische Lehrbucher XX-XXXI).
Оба названных руководства по католической догматике, конечно, не представляют собой новинки, однако, следует отметить, что они появляются на книжном рынке в новом издании в наши дни. Первое из них обширнейший труд проф. Шеебена (4 тома свыше 900 стр. каждый, с обширным петитом и примечаниями) имеет репутацию в богословской науке, как руководство, в котором соединяется философская и патриотическая ученость с несомненным вкусом к богослов-
214
ствованию. Догматика Шеебена в общем консервативна и не богата богословской проблематикой, хотя порою автор подымается до подлинного воодушевления и проявляет догматическую смелость (которая, конечно, не имеет ничего общего с дилетантизмом, погоней за острыми мыслями и словами). Из этого руководства можно поучаться и православному читателю, кроме, разумеется, пререкаемых вопросов, где Шеебен проводит, конечно, католическую доктрину. По своему философическому стилю Шеебен заставляет вспомнить более всего немецкого же догматиста проф. Herrmann Schell, автора Katholische Dogmatik in sechs Bueehem (в 4 томах) Paderborn 1889-1893. Этой последней книге не посчастливилось, потому что она попала в Индекс, но это не мешает ей быть одной из самых интересных, живых и современных в области догматики, несмотря на чрезвычайную темноту изложения (более всего это проявляется в учении о св. Троице, во втором томе, хотя оно и представляет из себя самую интересную часть руководства). Догматическое руководство проф. Поле также имеет большие научные и педагогические достоинства. При сравнительной краткости (в сопоставлении с двумя выше названными) он представляет собой ясное и сжатое изложение католической догмы, достаточно освещенное данными философии и науки и подтверждаемое библейскими и πатрологическими текстами. Своей большей научностью и современностью оно выгодно отличается от догматического руководства, напр. Simar-a и даже Heinrich-a (Lehrbuch), а также латинских руководств, принятых преимущественно в романских странах (об его успехе свидетельствует выходящее ныне уже 7-ое издание).
Появление на книжном рынке обоих сочинений нельзя не приветствовать всякому, работающему в области догматики.
Πрот. С. Б-в.
Страница сгенерирована за 0.09 секунд !© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.