Поиск авторов по алфавиту

Система дошкольного воспитания

1. Роль дошкольных учреждений

Выше мы видели, что вследствие известных условий, в особенности связанных с развитием современной культуры, семья перестает быть надлежащей воспитательной средой. Поэтому взамен ее выступают суррогаты семьи в виде системы дошкольного воспитания. Эта система есть создание XIX века, наиболее удачное оформление она получила в виде детских садов, созданных Фребелем.

Семейное воспитание оказывается недостаточным по следующим причинам. Во-первых, малое количество детей в семьях (один или два) создает в семейной обстановке известную ограниченность и узость. Ребенку естественно жить среди маленьких, в чем сказывается закон взаимного детского тяготения. Для ребенка очень важна детская среда, почему иногда детский сад становится ребенку дороже семьи. Детский сад восполняет недостатки семьи, давая детям необходимую для них живую детскую атмосферу. Кроме того, детский сад оказывается очень удобным для родителей, если они оба или один из них работают вне семьи.

Затем, атмосфера семьи становится для ребенка замкнутой и душной при чрезмерной заботливости и нежности родителей к ребенку. Детям становится душно около матери, и совершенно не удивительно, если дети тянутся из семьи. Это

100

 

 

переживается родителями очень тяжело, родители не знают, как согласовать семейное воспитание с работой детских садов и клубов. Однако как бы совершенна ни была работа детских садов, многие примеры ясно показывают, что ничто не может заменить детям семейного угла. Если и происходит замена семьи детским садом, то только в силу тяжелых условий жизни современной семьи, где ребенку иногда затруднительно бывает даже невинно пошалить.

В детском саду очень сильно развивается личность ребенка. Некоторые детские сады в росте личности ребенка обращают большое внимание на развитие его ощущений и восприятий (например, в Бельгии сады Декроли или в Италии — Монтессори). В системе детского сада очень легко, однако, соскочить с главной задачи на побочные мелочи. Поэтому здесь особенно важно помнить, что основное в воспитании лежит, конечно, в области духовной. Не нужно бояться, что ребенок чего-то не знает, — акцент детского дошкольного воспитания на чувственном воспитании неправилен. Надо отметить, что современные дошкольные системы, учитывая это обстоятельство, постепенно переходят к развитию духовной стороны.

Очень существенно также и физическое развитие, которое дается детским садом. Все требования гигиены имеют большое значение для жизни ребенка (мытье рук перед едой, чистка одежды, иногда в детских садах для детей устроены ванны). К этому добавляется физическая закалка ребенка, крайне полезная для детей. Постоянный периодический надзор врача за здоровьем детей (зубы, глаза, грудь и т. д.) также очень ценен, так

101

 

 

как в семье ребенок видит доктора только в случае своей болезни. Физическое развитие протекает гораздо успешнее при наблюдении врача. Здесь все должно приниматься во внимание: изменение веса, рост, деятельность сердца — все эти заботы о ребенке восполняют недостатки семьи.

Мы ознакомились с причинами, в силу которых развитие дошкольных учреждений в современных условиях жизни чрезвычайно велико. В России (до войны) дошкольному воспитанию было посвящено не очень много внимания — существовало всего три института (Петербург, Москва, Киев) для подготовки работников детских садов: теперь в Советской России на это обращают больше внимания.

Педагогическая система детских садов настолько глубока и ценна, что под ее влиянием идет реформа и в средней школе. Можно сказать, что свет в педагогику идет из детского сада. Дошкольное дело имеет одну чрезвычайно важную характерную особенность — это гибкость системы и простор для творчества педагога. Первое, отличающее систему детского сада от школы и сообщающее ей особую ценность, — это отсутствие навязанной ей программы. Это не значит, что ее нет вовсе, — она есть, и нельзя сказать, чтобы она была лишена определенности; но важно здесь то, что она предоставляет много свободы педагогу. Школа имеет определенные требования, рамки, чего совершенно нет в программе детского сада. Эта полная возможность приспособлять деятельность детского сада к педагогическим моментам очень важна. Второе — это единство преподавания и воспитания. Работа народного учителя тоже обладает этим свой-

102

 

 

ством, но она проходит совершенно в других условиях — там его положение вынужденное и зачастую очень трудное, так как ему приходится преподавать в нескольких классах, беспрестанно беспокоясь о выполнении поставленной ему программы. Единство преподавания и воспитания для педагога в детском саду другого характера: оно сильно напоминает семью.

Третье, то, что идет еще от Фребеля, — возможность приучения ребенка к различным видам творчества. Это одна из основных линий работы детского сада, образовательным и воспитательным путем выводящая ребенка в жизнь.

Обыкновенно в основу работы в детском саду кладут экскурсии. Перед экскурсией дается предварительное объяснение (для подготовки внимания) и на месте производится знакомство с предметом «не глазами, но руками», как в широком, так и в буквальном смысле. Это очень важный психологический момент в процессе восприятия, это облегчает синтез, о чем упоминалось нами в описании «принципа наглядности». Это ценно не только для детей, но и для взрослых, что учитывается и при современном среднем и высшем обучении.

Экскурсии имеют большую образовательную ценность, что учитывается и религиозной педагогикой (паломничества). Очень важно подготовить техническую сторону экскурсий, рассчитать материал, даваемый в экскурсиях детям, так, чтобы он не слишком обременял внимание, чтобы не было рассеяния, создаваемого самим предметом. После того, как экскурсия окончена, материал получен, необходимо его усвоение — в этом и состоит последующая работа в детском саду.

103

 

 

Придя в детский сад, дети зарисовывают то, что видели, — это одно из могучих средств для развития точности восприятия. Затем, после рисования, детям в этот же день обыкновенно предлагается лепка, что гораздо труднее, так как здесь в большой степени отражается процесс образования предмета. Лепка утончает восприятие и ярче выявляет строение вещи, в ней проявляется и развивается внимание. Для детей лепка не только забава, но и работа души, почему они относятся к этому воспитательному средству с огромным интересом.

После лепки детям дается та же тема экскурсии в пении: поется песня на тему, взятую из экскурсии. Пение имеет громадное значение в развитии детей — Рачинский недаром ставил в своей школе на первое место церковное пение. Каждый руководитель детского сада должен поэтому уметь петь. Насколько пение выразительно, мы видим из того, что в пении человек участвует всем своим существом, это полное напряжение всех сил. Надобно отметить, что в голосе особенно характерно выступает личность человека, это один из способов проникнуть в человека. Пение — наиболее совершенный и доступный для всех способ выражения своих чувств. Дети могут петь все без исключения, даже при отсутствии слуха, который может быть развит (особенно путем ритмического воспитания по системе Далькроза).

Вслед за пением детям может быть предложена инсценировка, ритмические движения, танцы, как способы для творческой передачи того, что запало в детскую душу во время экскурсии. Заключением рабочего дня может быть сказка на эту же тему.

104

 

 

Упоминая о рисовании, надо отметить, что в детских садах отказались от устарелой системы учить рисованию от элементов, не имеющих никакого смысла, например, кривых линий. Теперь детям предлагают начинать рисовать какой-либо предмет в целом и, имея в виду целое, постепенно учат овладевать его отдельными сторонами (точно так же, как мы идем от живой речи к грамматике при изучении языка).

Значение ритмики в воспитании исключительно велико и как средство развития грации, ловкости, координированности движений и еще более как фактор общего развития.

Ручной труд, столь развитый в детских садах, имеет основную идею научить создавать из любого материала нужные предметы. В этой области дети показывают необыкновенную даровитость, так как выдумки и технические навыки даются им легче, чем взрослым.

День детского сада проходит чрезвычайно быстро благодаря легкости системы, которая способствует усвоению. Такая легкость восприятия объясняется также единством сюжета при разнообразии форм обучения. Детям настолько легко и интересно в детском саду, что они обычно не хотят вечером уходить домой; им легко в детском саду не от того, что там нет труда, но потому, что этот труд интересен, захватывает внутренний мир ребенка. Работа детского сада, при несомненной легкости ее, оказывается очень прочной и более плодотворной, чем работа школы: дети, бывшие в детском саду, оказываются обычно более развитыми. При большой остроте восприятия детьми в детском саду приобретается много знаний. Это все выдвигает повышенные

105

 

 

требования к руководителям детского сада, почему их подготовка для этой работы должна быть очень длительной.

Ввиду особой успешности детских садов система их должна быть перенесена в младшие классы средней школы или, другими словами, необходимо разделение теперешней средней школы, причем ее младший возраст, до 12–13-ти лет (до периода полового созревания), должен быть присоединен к системе воспитания детского сада.

 

2. Развитие системы детских садов и задачи детского сада

Идею детских садов впервые высказал Фребель. По педагогическим соображениям он оценивал значение игры как основное и центральное. Основная форма труда ребенка — это игра. Нужно, однако, различать понятия игры и игривости. Игра для ребенка серьезна, это для него даже труд, в котором есть — и это особенно важно — полный простор воображению, придающий игре характер пластичности. Сплетение воображения и реального материала составляют ее природу. У Фребеля идея игры развивается дальше: путем подбора игр мы знакомим дитя с различными формами (геометрическими, числовыми, словесными), путем игры дитя изучает эти формы. В свое время система Фребеля в узком смысле — его «дары» (фигуры) — сыграла большую роль, но затем устарела, замененная более удачно подобранным материалом для детской работы.

Очень важный этап в развитии детских садов связан с итальянским врачом Монтессори

106

 

 

(Montessori, 1870–1952). Занимаясь первоначально с дефективными детьми, она развивала мир их восприятий (преимущественно сенсорный) и затем перенесла выработанные ею методы на работу с нормальными детьми (в созданном ею «Доме ребенка»). В воспитании она отводит огромное место развитию сенсорного материала, и с этой стороны педагогические идеи Монтессори представляют большую ценность. Большой недостаток ее системы в том, что она не развивает воображения ребенка и его эмоциональной сферы. Неусвоение того, что есть эмоциональная жизнь, характерное для Монтессори, — односторонне и потому неверно.

Теперь в Америке и отчасти в Европе освобождаются от крайностей, присущих Монтессори, и начинают обращать внимание на эмоциональную сторону ребенка, на культуру выражения внутренних движений и на развитие творческого воображения. Это течение еще не окрепло, и поэтому из него выходят иногда неожиданные вариации.

Выражение «дошкольное воспитание» не очень удачно, так как детский сад представляет из себя хорошую начальную школу: в старшей группе изучается грамота, арифметика. Это просто ранняя школа для маленьких детей. Неправилен взгляд некоторых родителей, отсылающих детей в сад для того, чтобы чем-нибудь их занять, — они получают там воспитание и образование.

Задачи детского сада велики. Во-первых, ребенок продолжает в это время физически развиваться. Здесь имеет громадное значение исследование ребенка и периодическое врачебное наблю-

107

 

 

дение. В детстве из-за недосмотра легко происходит искривление костей, позвоночника, груди: некоторые дети не умеют правильно сидеть и ходить. Необходим надзор за работой легких, развитием мускулатуры, за развитием сердца, а также внимательное отношение к развитию отдельных органов — выше упоминалось уже об их неравномерном развитии. Часто сердце развивается медленнее, и в период замедленности не нужно ребенку позволять делать много движений. Расстройство работы почек после ангины или золотухи, неправильная секреция желез — это болезни, довольно частые у детей. Особенно существенно следить за нормальной работой органов чувств (зрение, слух). Чрезвычайно важен подбор питания в соответствии с теми или иными неправильностями организма, они легко устраняются при наблюдении врача. С этой стороны детский сад является проводником гигиены в общество. Можно из аскетизма пренебрегать гигиеной тела и здоровьем, но, на наш взгляд, такое отношение к телу есть дерзость по отношению к Богу, Который дал разум для того, чтобы человек содержал свое тело в порядке. Аскетические взгляды, конечно, никак не могут оправдать невежества — это две различные вещи. Детский сад в очень простой и удобной форме дает знание гигиены.

Огромное значение принадлежит в воспитательном воздействии детского сада ритмическим упражнениям. Хотя в детском возрасте еще нет сексуального беспокойства, однако усвоение ритма, привычка к нему дает ребенку то, что впоследствии явится главнейшим средством одухотворения темных движений, связанных с полом.

108

 

 

Надо помнить, что раннее детство есть лучшее время для того, чтобы внести в детскую душу начала ритма и приучить к нему. Чем позже это будет делаться, тем меньше будут результаты.

Ритмика естественно может быть переходом к танцу. Вопрос о детских танцах разрешить очень трудно. Основное здесь — в осмысленности ритмических движений. Детский танец должен быть иллюстративным, должен изображать какой-либо сказочный сюжет. Самое лучшее — брать сказку и иллюстрировать ее в движении, так как в этом случае мы будем изучать элементы не порознь, а в их осмысленном целом. Ребенку нужно дать целый рисунок, ритмика не будет рождаться сама. И здесь надо учить не ритмике отдельных движений, а ритмике в изображении цельного сюжета (танец).

У детей любовь к ритму очень велика, но очень часто встречается упорная аритмия. Чувство ритма в танцах, овладевание пространством, чувство легкости во время скачки на коне — это все сообщает какую-то окрыленность, дает подлинные внутренние силы. Сама жизнь тела дает творческое напряжение, что дают и танцы. Тело здесь превращено в инструмент души. Дело уже не в красоте движений, а в открытии новой силы человека: тело здесь не только не томит, но от него рождается то, что окрыляет.

Педагогическая мощь ритма чрезвычайно велика, и если еще не найдены методы ее усвоения, то все же общий путь воспитания ритма верен. На почве ритма крепнет целомудрие — таков был дохристианский взгляд греков, душам которых был открыт идеал целомудрия и отвращения от грязи пола (см. знаменитую трагедию

109

 

 

Эврипида «Федра», где носителем целомудрия является Ипполит). Ритм в их представлении был настолько могучим средством, что служил для укрощения «стихий» (миф об Орфее).

Мы надеемся, что в христианском обществе изменится со временем взгляд на танцы, что выработается более светлый взгляд, который облагородит танец и вернет ему ту воспитательную силу, которая ему присуща. Развитие двигательной системы дает и гимнастика: бег сообщает телу подвижность, ловкость, координацию движений. К культуре тела не следует относиться, вообще говоря, небрежно. Для Священного Писания тело иерархически подчинено духу, но эта подчиненность не оправдывает небрежного или пренебрежительного отношения к нему.

Уже в детском саду, таким образом, закладывается два главных начала, на которых строится в дальнейшем воспитание: выражение, ритм— и через их развитие открывается путь к иерархической гармонии. Вся тема воспитания (до периода полового созревания) — это, так сказать, подготовка «тыла», то есть развитие творческих способностей, в которые могли бы уходить правильным путем силы пола. Необходимо подготовить пути, куда подросток может направить мучительное томление. Поэтому ритмика — это только начало усвоения тех приемов, на которых должна быть основана главная наша помощь подросткам в период полового созревания.

Особое значение затронутая тема имеет в связи с тем, что после шести — шести с половиной лет наступает глубокий надлом в творческом развитии ребенка, наступает второе детство. Прежнее творческое отношение к миру сменяет-

110

 

 

ся приспособлением, послушанием, вообще ослаблением творческой активности. В этот период перелома школа должна подготовить пути дифференцированного творческого выражения жизни ребенка для того, чтобы спасти и охранить самую возможность выражения того, что появляется на дне души. Если у ребенка есть избыток энергии, то во втором детстве она уменьшается и уходит больше во внешнюю активность. В этом видно потухание творческой силы ребенка.

Вся система детского сада связана как раз с укреплением и развитием детского творчества. Рисование, столь распространенное в детском саду, доступно и интересно всем детям, лепка тоже. Пение, музыка, сказки, инсценировки, танцы, ритмика — все это исключительно привлекает к себе детей. Все виды искусства должны в детском саду стать доступными ребенку. В этом отношении педагогика детского сада и показывает нам новые пути.

Здесь можно поставить вопрос: а где же место для образования? Оно, безусловно, есть, оно сопутствует всему, что дается ребенку в детском саду, и именно потому, что оно дается не в центре, а попутно, оно усваивается легче.

В области дошкольного воспитания тема религиозного воспитания и религиозного образования является новой, так как постановка детского сада предоставляла малые возможности для их осуществления. На Западе при догматической бедности протестантизма (отсутствие почитания икон, святых) в области дошкольного религиозного воспитания путь общерелигиозного развития ребенка остается наиболее доступным. Так, одна известная воспитательница говорит:

111

 

 

«Детям нужно прививать религиозное чувство через любовь к природе». Такая точка зрения, говорящая о необходимости развивать у детей нужное религиозное чувство, является односторонней и неполной. Другой католический психолог также подчеркивает особое значение развития у детей религиозного чувства мистической жизни. Нельзя отрицать здесь верной черты, что в детском возрасте развитие молитв (этого главного проводника мистической жизни) бывает очень легко. Однако эта легкость влечет за собой упрощенность в отношении к Богу и Его помощи, что переходит часто в опасный религиозный утилитаризм: если Бог не исполняет молитвы ребенка, то в душе последнего иногда происходит бунт и сомнение. Но все же та простота и легкость, с какой ребенок вживается в молитвенно-мистическое общение с Богом, оправдывает с этой стороны и католическую и протестантскую педагогику.

Молитва для детей естественно проста — они с совершенной легкостью, какая уже почти не замечается у взрослых, молятся за всех людей, иногда даже за животных. Надо, однако, заметить, что в такой молитве при преобладании простоты отсутствует смирение. Любовь к Богу развивается у детей легко и просто, но эта простота идет за счет того, чем родители и педагоги не управляют: здесь влияет особая духовность детства, которая затем начнет ослабевать, замутняться. Поэтому не надо соблазняться простотой религиозного развития у малых детей, а надо подготовлять то, что в период духовного потускнения могло бы охранить и укрепить религиозную жизнь.

112

 

 

Не отрицая легкости молитвенного общения ребенка с Богом и, следовательно, желательности развития ребенка в этом направлении, нужно использовать также ритуальный материал и учитывать важность роли образов в религиозном созревании ребенка. Наши православные службы не очень легки для детей, редкий ребенок не скучает в Церкви из-за длинноты богослужения и непонимания его. Поэтому нужно приветствовать особые детские богослужения, немного сокращенные, притом устраиваемые так, чтобы дети сами принимали в них участие (хотя бы и небольшое). Есть обычай (правда, не везде) вводить малых детей в алтарь для участия в богослужении: выносить свечу, аналой и т. п. Это очень хорошо, потому что у ребенка в таком случае совершенно иное ощущение от богослужения. Не пассивное, но активное пребывание в храме, безусловно, способствует более живому восприятию религиозного материала. Участие детей в крестных ходах и различных религиозных процессиях очень полезно, так как это переживание, вполне соответствующее возрасту, надолго сохраняется в их религиозно-поэтическом представлении.

Чрезвычайное значение нужно признать за религиозными образами и, прежде всего, образом Христа Спасителя. Иконы как изображения Христа, Божией Матери, святых близки, понятны, нужны детям. Икона над кроваткой ребенка, крестик на груди — это не украшения, но духовная охрана. Нательный крест для нас — это символ и возможность для нас возврата ко Христу. Для ребенка, если еще и нет в этом такого глубокого символического смысла, то во всяком случае на-

113

 

 

тельная иконка (например, подарок от матери при поступлении в школу) имеет «заветное» значение. Не значит ли это, однако, что для ребенка иконка то же, что для язычника талисман? Известная психологическая близость здесь есть, но религиозная жизнь ребенка не исчерпывается тем, что у него есть иконка, — он еще имеет много иного, что освобождает его от магического взгляда на икону.

Если у ребенка есть своя комната, то, безусловно, нужно стремиться к тому, чтобы ребенок создал у себя уголок с иконками, лампадкой. Это особенно важно для детей дошкольного возраста. Правда, нам это иногда может показаться соблазнительным, если ребенок будет к этому относиться по видимости так же, как к собранию фотографий, — но это соблазнительно только для нас; для ребенка здесь существует огромная разница. Дитя нуждается в насыщении души религиозными образами. В этот период (дошкольный) дети не могут выразить религиозное чувство иначе, как в чем-нибудь внешнем, более легком, поэтому внешнее выражение религиозных чувств правильно и полезно.

Для ребенка очень много дают картины религиозного содержания. Очень жалко, что мы, русские, не обладаем тем огромным материалом в этом отношении, которым богат христианский Запад.

Нужно ли усваивать детям религиозные идеи в детском саду? Нам кажется, что не нужно, потому что идеи как идеи детям в этом возрасте непонятны и чужды. Поэтому, если идея Бога Спасителя не может быть воспринята детьми как идея, то мысль соответствующего содержания

114

 

 

может быть ребенку сообщена через возможно более живой образ Христа. Если детям Бог непонятен как Дух, то, конечно, более понятен как Бог Отец. Таким образом, моральные сюжеты нужнее в религиозном воспитании, чем чисто догматические.

Не катехизис, а жизнь Спасителя — вот тема для религиозных бесед с детьми. В этом случае прекрасные результаты дает повествование о жизни Спасителя евангельскими словами. При хорошей детской памяти евангельские образы, передаваемые богодухновенными словами, надолго сохраняются в душе ребенка именно в этой форме. Это является благом, которое хранится ребенком всю жизнь.

У детей иногда проявляется скептицизм — элементарный, но настойчивый. Обычно он развивается на почве того, что ребенок не видит исполнения своей просьбы к Богу. Мы сами виноваты, что вмешиваем Бога в наши рассуждения с детьми («Боженька накажет, если не исполнишь моего приказания» и т. п.), — мы сами укрепляем у них упрощенный взгляд на отношение Бога к нашей жизни. Необходимо не только воздерживаться от этого, но и учить детей тому, что мы не всегда достойны милости Божией к нам, что мы должны смиряться перед Его волей.

115


Страница сгенерирована за 0.19 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.