Поиск авторов по алфавиту

Автор:Бобринский Борис, протопресвитер

Бобринский Б., прот. Протоиерей Василий Васильевич Зеньковский (1881–1962)

Василий Васильевич Зеньковский родился 4 июля 1881 года в семье школьного учителя города Проскурова, на Украине. Внук священника, он рано соприкоснулся с Церковью и после краткого юношеского отхода от веры вернулся к сознательной религиозной жизни и остался верным Церкви, которой служил до конца своих дней. В 1900 году он поступил на биологический факультет Киевского университета, а затем на филологический факультет, по окончании которого был оставлен при кафедре философии. В 1912 году блестяще защитил магистерскую диссертацию на тему «Проблемы психической причинности». С 1915 года был избран экстраординарным профессором Киевского университета.

Отец Василий стал одним из самых ярких представителей русской университетской науки. Уже за границей он углубил свое религиозное мировоззрение. В 1919 году он оказался в Белграде, а в 1923 году преподавал философию в Русском институте педагогики в Праге. С 1927 года переселился в Париж и до самой своей кончины занимал кафедры философии, психологии, апологетики и истории религий при Свято-Сергиевском Богословском институте. После кончины отца Сергия Булгакова в 1944 году был избран деканом Богословского института. В 1948 году защитил докторскую диссертацию на тему «История русской философии».

Нужно подчеркнуть глубокую любовь отца Василия к всечеловеческой культуре. Он был убежден, что в ней творчески отражены силы божественного Добра, Красоты и Премудрости, которые могут быть

3

 

 

познаны и созерцаемы каждым человеком, даже если тот не сознает подлинного источника своего познания. Обладая огромной и всеобъемлющей культурой и философской эрудицией, отец Василий стремился осветить все вопросы современной мысли светом православного учения. Его главный интерес лежал в области философии, и он постоянно стремился найти православный ответ на вопрошания философской мысли. Основные области философии, занимающие отца Василия, касались вопросов познания, то есть гносеологии, вопросов метафизики и учения о тварности бытия и, наконец, вопросов, связанных с природой и назначением человека.

Будучи уже долголетним духовным руководителем молодежи, а с 1923 года и бессменным председателем Русского Студенческого Христианского Движения, он принял сан священника от руки митрополита Евлогия в 1942 году. Я был очевидцем его рукоположения, будучи в те годы юным прислужником при митрополите. Отца Василия я тогда еще не знал, но меня на всю жизнь поразила его духовная и молитвенная сосредоточенность. Могу лишь свидетельствовать, насколько отец Василий был предан всей душой служению Церкви, и в особенности духовничеству. Облик отца Василия — облик пастыря доброго, по своей природе полного оптимизма и человечности, умевшего ободрять, укреплять.

В качестве профессора и декана Парижского Богословского института, отец Василий отдал своему служению много труда и любви. Помимо преподавания, административных забот и даже финансовой ответственности, он следил за успехами своих учеников и за научным продвижением своих молодых коллег. Будучи глубоко молитвенным и смиренным в личной жизни, он умел в трудных иногда обстоятельствах богословских разногласий или личных конфликтов выслушать, примирить, удержать в единстве мира и любви.

4

 

 

 После продолжительной болезни отец Василий скончался 5 августа 1962 года. Закончу свидетельством самого отца Василия о себе: «Вот мне 80 лет исполнилось, и в душе моей, когда я думаю о моей жизни, ликование: столько света было в моей жизни, столько душ я узнал и полюбил, а музыка, мир идей? Все это от земли, во все входим горячо (порой схватит скорбь), но я благодарю Бога за свою жизнь. Дай вам Бог любить жизнь».

Протопресвитер Борис Бобринский


 Главные труды профессора протоиерея В. В. Зеньковского


Функции сказуемого. Киев, 1913.

Проблемы психической причинности. Киев, 1914.

Социальное воспитание, его задачи и пути. 1918.

Психология детства. Leipzig, 1924.

Русские мыслители и Европа. Париж, 1926 и 1955.

Беседы с юношеством о вопросах пола. Париж, 1929 и 1955.

О чуде. Париж, 1933.

Русская педагогика в XX веке. Белград, 1933 и Париж, 1960.

Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Париж, 1934.

История русской философии. Т. 1, 2. Париж, 1948, 1950.

Наша эпоха. Париж, 1955.

На пороге зрелости. Париж, 1948 (1); 1950 (2).

О мнимом материализме русской науки и философии. Мюнхен, 1956.

Апологетика. Париж, 1961.

Основы христианской философии:

I. Христианское учение о сознании. Франкфурт, 1960.

II. Христианское учение о мире. Париж, 1964.

Множество статей по гносеологии, космологии и антропологии.

Труды по религиозной педагогике, литературоведению и экуменизму.

5


Страница сгенерирована за 0.2 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.