Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Грамота п. Досифея к государю от 7 октября 1700 года, в которой он просит государя ходатайствовать перед турецким правительством о возвращении грекам святых мест в Иерусалиме и затем сообщает некоторые политические вести

7

Грамота п. Досифея к государю от 7 октября 1700 года, в которой он просит государя ходатайствовать перед турецким правительством о возвращении грекам святых мест в Иерусалиме и затем сообщает некоторые политические вести.

 

Досифей, Божиею милостию патриарх святаго града Иерусалима и всеа Палестины.

Благочестивейший, христианнейший, Богом венчанный, Богом дарованный, Богом хранимый, Богом прославленный, Богом величаемый, тишайший, державнейший, непобедимый, великий владыко и великий государь и превысокий князю, божественнейший и благополучнейший, всегда почтеннейший, присно Август и святый царю, государь, государь Петр Алексеевич, всеа великия, и малыя, и белыя России самодержец и многих государств и земель восточных и запад-

 

 

32

ных и северных отчичь и дедичь, и наследник, и государь, и обладатель препочтеннейший, о Святом Дусе сыне и владыко возлюбленный и прежелаемый нашего умерения благодать, мир, милость, спасение, мирное постановление, мирное состояние и на враги победы молим от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа святому и великому вашему царствию, а от святаго и живоприемнаго и поклоняемаго Гроба Господня помощь, посещение и освящение. Мы же молитвою осеняем и благословляем и лобызаем святым апостольским лобызанием Богом венчанную и святую вашу главу.

Всегда в больших неблагополучиях, которые праведно и Божие суть позволит быть в православном народе, дабы искусные явно учинилися, а наконец дает неизреченное Его милосердие должное утешение, а потом и избавление беде. Имеем к сему многие приклады. Когда еретики востали и озлобили благочестивых, тогда приспел благочестивых царей промысл и разорили лукавые еретические советы; так и в древней Церкви случилось во время судей и царей и довольно рещи: что якоже когда рождается тлетворный яд, абие возрастает от Божия Промысла лекарство его, тако в день, в который пожег Навузардан святилище, в той родился Кир, помазанник Божий, царь перский, который дал указ, чтоб паки создать святилище. Сие самое от самодержцев божественнейшее и честнейшее украшение, и красота, и ограждение и глава всех православных христиан, пресветлейший победитель и победоносче и поклоняемый великий царю, видим в наша времена, и не токмо был еси предопределен от Бога велик еси многократно, паче всех отцев и праотцев твоих, ибо часть твоя возвеличися, якоже возвеличися часть Венеаминова, паче частей братии его. Еще да поставиши и почтиши и прославиши отеческое и праотеческое самодержавство, и возвеличиши его многократно, нежели бе первее, и преславно покажеши на весь свет, к тому ж страшно и во всем крепко. И во святом граде Иерусалиме, ид еже еретическая гордыня излила горесть высокомудрствования и последния обиды, лекарство явишися прездравое, да воздвигниши скинию Давидову падшую, и развалины ея возсозиждешии поправший, и победит купно и православие и православное самодержавство лежащих в ересех и сатанинских обладаниях, и так будет ведомо во всем свете, что едина кафолическая Церковь и един по Бозе престательствуяй и защищаяй ея, и хранитель ея и мститель ея, и самодержец по Бозе ея непобедимый и мужественнейший Петр, подпертый и утвержден-

 

 

33

ный во всем на камени — самом Господе нашем Иисусе Христе, яко тому слава во веки аминь.

Случившаяся во святом граде Иерусалиме за десять лет, пресветлейший государь и сыне, от злодейства папежскаго всем явна суть во всем свете, и ведома учинились вашей пресветлой кротости от многих и наипаче от нас многажды по многим нашим мерным докладам, и надеемся, что ведает тая ваше божественное величество подлинно, якоже учинилось непременно, и напредь сего с давним посланником, господином думным Емельяном, верным рабом вашея божественныя державы, писали о сем пространно, и надеемся, что дошли те письма подлинно, наипаче дали есмы ему списки с писем для подлиннейшия известности, понеже слово есть Господне: еже просите и дастся вам; и имеем и пример хананейской жены, которая, аще б единожды и молилась Господу, лишилась бы прошения, но многажды вопив к нему теплотою сердца ея со слезами, услышано бысть. Паки пишем вашей царской крепости и благоутробию, и паки посылаем благочестивейшаго раба Божия и вашея пресветлыя державы прибежника, нашего архимандрита и племянника Хрисанфа, чтоб поспешил к следам вашея благочестивыя светлости, и слез убо наших яко хананеяны за разстоянием места не видит чувственно ваша богопокровенная держава, поверь, что слезы наши каплюще на чернилы вместо воды. Пишем сие, понеже невозможное толикое множество зол, которое навела нам язычников безчеловечная мысль и безстудных папежников природная вражда к православному роду, написать, изрещи в письмах. Сей архимандрит имеет от нас повольность и научение, дабы донес то в честная ушеса вашего человеколюбия, того ради молим вашу честную и царскую высоту, дабы изволим выслушать сие долготерпеливо, и плачевно изнесет вся ваша подобательно вашей богоизбранной державе, зане все, что он донесет вашей христоподражательной светлости, наша суть словеса и прошения и отеческая моления и духовная моления и по блаженному рещи Павлу: прошения суть Христова о телеси Его, еже есть Церковь Его, которая черноризствует, понеже учинилась почернена глава ея, и сие не просто прошение, но яко Богу просящу чрез нас; но и для случаев паки времяни дали ему и списки докладов, которыя послали есмы с господином думным для самой подлинности наших прошений богопрославленной вашей державе. Глаголем же еще со всякою отеческою и духовною дерзостию к божественней высоте вашего мужества, зане зело святое есть и дело, и имя, да потщитеся на избавление честных покло-

 

 

34

нений от рук беззаконных, ибо написано есть от вас наипаче божественнейший царю: не дадите святая псом, сиречь, не оставите Церковь Божию пренебрегаему от беззаконных папистов, которыя горше суть нечестивых и безбожных, которыя безбожны суть — два бога подлагающе: единаго на небеси, а другаго на земли. Сия должность наша есть благочестивейший и Богом наученный государь, истинно бо еси самодержец единейший, православнейший, но и искренний и законный наследник православных самодержцев, которыя, испытав, обрели Господний Гроб, место лобное и в Вифлееме Св. Рождества пещеру и Честный Крест и явили миру, создали над ними прекрасныя храмы, украсили их священными приклады и доходами многими и избавляли их от персов и армян многажды и от самих папежников, дондеже стояло царство их. Ныне же, понеже предопределил Бог единой главе, и началу, и мстителю, и хранителю православных и православныя веры быти тебе, вседобродетельному, и почитаемому, и пресветлому государю, приложи к делам прародителей своих попечение о св. Гробе, которых, якоже речеся, наследник еси и делом и имянем, а наипаче яко имеешь вспомогающую Богу благоволяющу хотению силу, и слово самодержавныя твоея власти бывает дело тотчас. Трепещут бо, якоже мы знаем и ведаем подлинно, язычники вашея во Христе непобедимые силы, аще и притворяются по отеческому их обыкновению, якоже писали мы многажды и сказали вашея божественности посланнику господину Емельяну, душетерзаются бо, и бывши древле богатии, — убожайшии. В Азове пребывавши пресветлейший, которое тож есть, будто присутствуешь в Константинополе; трепещут и боятся непобедимые твоея силы, и разум и мужество великаго твоего царствия познали, и опасаются тако, что таковаго никаго инаго не боялися. Однакож понеже суть лукавы и притворны и ума прельстители, искушают многажды и различно, и аще увидят просящаго прошение, яко стоит тверд и непредвижим, творят его без отказа; аще же уразумеют какое нерадение и несогласие, обретают тьма причин и составливают словеса и отговорки, да покажут, яко никаго не боятся, хотя издыхающе при смерти. Потом, якоже писали есмы прежде, о толиком деле ожидают и радетельнейшаго и теплейшаго прошения, да покажут, яко даровали велиа нечто. Потом имеют и доброе намерение о нас: видят бо неправду, видят бездельства французские во святой земле, ид еже городы созидают под именем монастырей и иныя безчинства творят, которыя не бывали когда имели мы службу у честных поклонений, но подзирают многая от наговоров и вы-

 

 

35

мыслов некоторых, из которых предписали есмы в докладе нашем с господином думным. Однакож когда увидят, что прилежно и подлинно просит ваше непобедимое и великое царствие святых поклонений, конечно их отдадут и безотказно, Богу благоволяющу. Выписку, которую послали есмы, аще будет написана вся в грамоте, есть преизрядное дело, яко научается тому, чего не знает, понеже кто сие скажет ему и склонится способнее к прошению; аще же покажется излишно, буди как в конце пишет выписки, как приказали есмы нашему архимандриту. Аще же изволит великий и богонаученный разум вашего великаго царствия, что больше приложить, то что изволит, есть благое и благоугодное; аще будут написаны и три листа, польза причинится, зане муфтий есть нам зело помощник и сыщет причину божественнейшую грамоту вашея светлости, да потщится больше к совершению дела, понеже он помешал починку свода над св. Гробом от папежников. Буди и сие уведомлению вашей боговенчанной светлости, что пришед в Адрианополь послы шаха персидскаго по разным временам, много подвизалися со стороны шаховой, дабы имели армяне во Иерусалиме равное старейшинство с греками, и много промышляли послы и много сулили денег многим начальником у Порты, дабы учинилось хотение его, однакож муфтий вопил и говорил: "Не довольно ль сколько зла учинилось греком со стороны французская, но быть еще больше и чрез ходатайство шахово; а потом как царь московской будет просить ключей святых мест, как быть и какую отповедь дадим, или, как поступим?» Но как пришло в Адрианополь письмо с несколькими статьями, присланное от гетмана казацкаго к хану, и было и прошение иерусалимское купно, вопили турки: «се царь московской просит ключей», и от того времяни всегда сие говорили. И прошлаго году, как пришел везирь из Белагорода в Адрианополь, и приехали из Карловича посредники, сиречь Рейс и Александр, и замешкал приехать человек со стороны вашего державнаго и святаго царствия говорили мне, что аще не приедит человек, а ты порадевши о приезде его, возмешь, вместо жалованья, святые места. А как приехал посланец с Украины в Адрианополь, говорили мне, чтоб я ходатайствовал об отдаче паки Азова назад им, а мне б дали святые места. От сего мы отступили назад, зане мы об Азове какое намерение имеем, ведает то господин Емельян, которому советывали мы о сем стоять тверду и постоянну, а как приехал сюда благородие его, паки вся Порта кричала, что ключей хочет просить и возмет их. А как поступили дела св. Гроба со стороны благо-

 

 

36

родия его здесь, чаю он донес сам, и то и мы напред писали есмы, которое чаять не учинилось нарочно, зане были здесь толиких царей и королей послы, и все прилежно просили положить в статьях своих святые места, как описывал указ, который взяли французы, и всех паче их подвизался всескверный лях. Однакож ныне пришед посол вашего божественнаго величества и принесши грамоты и говоря прилежно и постоянно, уповаем, что совершится указ вашея препочитаемые светлости, токмо б послу было приказано, дабы показал намерение вашея боголюбезнейшия светлости, яко есть непременно и остерегся бы от единыя причины, которую донесет изустно архимандрит, и в нужных делех образом способным советовал бы и с нами, как чинил и господин Емельян, тако и дела поступят к концу доброму: брат бо от брата помогаемый, яко град крепок бывает. И аще сии хотят отдать поклонения, а дабы явилося явно, что отдают их ради правды, а не ради ходатайства чьего, и сие для того, чтоб поуправить французов, и восхотят, чтоб мы учинили челобитье и судились с французскими законники, посол вашего божественнаго величества от сего да не отбегает, только да скажет: наш богоуправляемый самодержец желает, чтоб сие прошение учинилось, а каким-либо способом восхощете, учините его. Наипаче аще восхотят то учинить судом, есть ради православных лучше, зане является, что чинится правды ради и есть ради впредь будущих времен безопаснее; аще же восхотят отдать их и без суда, буди и тако, а впредь у правит Бог. Глаголем же паки, что аще учинят судом, сие что бывает ради ходатайства вашего державнаго царствия, — не может утаитися, да будет явно на весь свет. Напоследок просим и молим вашего божественнейшаго величества, чтоб как Божиим благоволением изволит и повелит быть, о деле сем иметь уведомление письменное подлиннейшее и весьма несумнительное, повелевая сему нашему архимандриту ехать с ведомостьми сими письменными и подлинными, сирень, с указами вашего богопочтеннаго великаго государства, так, чтоб до приезду сюда вашего великаго и святаго царствия посла, поспел к нам архимандрит, чтоб нам иметь прежде ведомость подлинную для управления нужд, елико належит нам о прошении и не бедствовать бы в чем. Тако молим паки и паки и многажды, дабы соизволил заступительнейший Августе, самодержавное твое государство, яко Церкви христолюбивый поборник и благодетель богатодарный и великий царь великодушный, понеже знает, яко сие исправление никогда не учинитца без ходатайства вашего богоутвержденнаго

 

 

37

величества причин ради, которыя донесет сей раб вашея почитаемый светлости, в чем колико злости следует, якоже егда возвратятся божественная селения к православным, колико доброт и благ и похвал и песней всемирных и безсмертных ради общия славы и нашею историческою похвалою изрядною книгою, явно есть крайнему и исполненному Духа Святаго разуму вашего боговозвеличеннаго самодержавия, Господь же да утвердит царствие твое в мире и правде и предаст родом родов и приложит земной державе и Царствия Небеснаго наслаждения.

Из Константинополя 1700 года октября в 7 день.

Досифей милостию Божиею патриарх святаго града Иерусалима и ваш богомолец.

Просим вашея божественнейшия державы, чтоб архимандрит приехал сюда с ведомостию ваших божественных повелений до приезду посольскаго. Смиренный Досифей.

А в этой патриаршеской грамоте вложены три цидулки, две рукою самаго святейшаго патриарха писаны, а третья писаревою рукою, а в них пишет:

во 1-й.

Посылаем с нашим архимандритом нынешним вашему пречестному и божественному величеству в малом золотом крестике честнаго древа часть — преистинное и преизвестное, которое и сие есть и имеет образ креста, и одну икону Пресвятыя Богородицы предревнюю, имеющу изображенну вышнюю часть ея, которыя доносим вместо благословения к вашей Богом величаемой державе от страны владычняго Гроба и от Господа нашего и Бога Иисуса Христа. Досифей.

во 2-й.

Некоторые казаки были беглецы от островов донских, а мне кажется, что суть некоторые еретики, которые сбежали для ересей своих; тех казаков детей почали татарове взяти и продавати. Сего ради в нынешний месяц приехал из них некоторый здесь к Порте и говорили, что от московские обиды побежали от отчизны своей, и дал им хан место и селилися, и ныне, понеже татарове продают детей их, просят иное место; и так сказали им: дадут им место, чтоб они приехали селитися в волоской земле, однакожде еще не учинился совершенный указ.

Лета 1700 г. октября в 8 день.

 

 

38

во 3-й

Здесь никакия новины, достойныя слуху, ныне нет. Посол немецкий выехал отселе сентября 30, без великаго выезда, но просто с своими людьми с караульщиками своими, как выехал и господин думный кир Емельян; ничего лишнее не учинил, только с великими трудами совершил то, что договорилися в Карловиче. На отъезде своем просил многие запросы от себе, однакожде ничего ему не позволили, кроме единое только дело, чтоб обновилася церковь единая римская в Галате. Просил зело прилежно и многими образы, чтобы обновил на имени цесаря указ, который имели французы о святых местах, но никаким образом не послушали его, а наипаче отвещали ему, яко по правде доведется держать их греком, и о том будет разсмотрение во иное время, однакожде вам не доведется держати их ниже перво, ниже потом просити чужая.

О французском короле и прежде писали и паки пишем и тождесловим, что он посылал грамоты здесь и просил трех запросов, перво, чтобы дал указ ему строитиса в Хиосе острове все костелы римския, которыя разорились, когда взяли турки Хиос от Венецианов; второе, чтобы дал указ строити свод св. Гроба; третье, чтоб обновилися указы о святых местех, дабы держали их французы; но однакожде здешния никакой отповеди ему не дали, и от того времени даже до ныне никакой человек от короля не пришел сюды ниже торговать, ниже корабль.

Случилися еще две вещи: 1) что посол здесь на дворе своем в Галате поставил на высоком месте резаное тело короля французскаго, а здесь сказали султану, что есть крест. И посылал он, чтоб скинути с того места, и он не захотел, и того ради посылал султан множество служивых, чтоб пошли и бросили, и он затворил ворота подворья своего и едва не учинился бой. Потом слышав везирь, что не крест, но тело, посылал утолить ссору; 2) что во Иерусалиме французы старцы все гишпанцы суть, и французский король, гордости ради своей, посылал единаго консула жити там, однакожде с великим кичением, и для того возстали жители тамошния иеросолимитяне и поселяне многия тысячи со оружиями своими и отгнали его; и пишут, что все готовы умереть и того не примут быти во Иерусалиме. Такия противности суть меж здешних и меж французов.

 

 

39

Венецыяне своя еще не совершили, понеже и рубежи еще не назначены в Рагузе, и того ради и Левант еще не опорожен и никакое еще дело не совершилося, того ради посол будет ожидать здесь даже до пришествия Светлой Пасхи.

Такоже поклонников, которыя хотели идти из Дамаска к Мекке, напали на них на дороге арапы и грабили их и убили многия тысячи людей и взяли жены их, дело, которое никогда даже доныне не учинилось. — В Багдате, сиречь в Вавилоне, пошли фригады, которых строили на Ефрате реке близ Халепа города, и оттуду итти к Бастре городе, и хотя и есть многия трудности от арапов и от крепости, которыя есть на дороге по берегу той реки, а конец сам Бог ведает; што будет в мире много говорят, однакожде неприятели там суть в Вавилоне арапы городы не имеют и прочая противная не имеют же, чтобы стояли супротив, однакожде не могут одолятися от здешних, потому что суть пустынники, а не могут совершити ничего для прежде реченной причины. А Бастра имеет и городы и людей военных, и там что будет скончитися, сам то Бог ведает, якоже рекохом. — Здесь в нынешнем времени есть тишина, ниже слово, ниже образ, ниже дело, ниже знак есть никакой войны. Оверх прежних кораблей еще двух строили лишних—единой 43 аршины, а другой 44, а иное ничево. Господин Симеон живет тихо и смирно, упраждняяся в молитвах и постах, а иное ничево. Досифей.

Лета 1700 октоврия в 7 день.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.