Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

Грамота п. Досифея к государю от 20 июня 1704 г., в которой он указывает на свои услуги нашему послу в Константинополе, жалуется на бедственное положение христиан вследствие возмущения турецких войск, просит настаивать перед турецким послом в Москве о воз

10

Грамота п. Досифея к государю от 20 июня 1704 г., в которой он указывает на свои услуги нашему послу в Константинополе, жалуется на бедственное положение христиан вследствие возмущения турецких войск, просит настаивать перед турецким послом в Москве о возвращении грекам святых мест, сообщает о тайных приготовлениях турок к войне с Россией, советует царю немедленно заключить мир со шведами.

 

Благочестивейшему, высочайшему и приснопочтенному Августу, великому царю и самодержцу, победителю изряднейшему и монарху преславному, государю, государю Петру Алексеевичу, апостольское благословение и о Христе лобызание.

Сим нашим смиренным писанием доносим вашей державе, что 1702 г. перваго августа, будучи нам здесь, в мултянской земле,

 

 

46

проехал и посол вашего божественнаго величества и поехал в Адрианополь. Пришедшу же ему еще в волоскую землю, возвестил нам, что он имеет указы вашего тишайшества нам сказати, того ради мы без всякаго отлагательства отъехали отсюду во Адрианополь, и обрели его есмы от турков яко обладанна, и приняв вашего величества почтенную грамоту от него, отставя всякую нашу службу, послужили есмы ему в сих четырех делех: первое, во всякой трудности, которая случалась ему, вопрошени от него, способствовали ему советом, так что тем всякая трудность, Божиим благоволением, совершилась зело удобно. Второе, о тех делех, которых он не ведал и вопросил нас, мы потщалися и писали ему обо всяких нуждных делех, сиречь, ведати б, что говорить и что действовати и от чего себя беречь. Третье, что приключилося и нужда была, чтоб ведала о том ваша держава, извещали есмы ему, и чрез слово и писание, дабы он докладывал о том вашей божественной державе. Четвертое, божественныя указы, которые изволил послу вашему ваше Богом спасаемое величество чрез вернейшаго раба своего и преславнаго господаря мултянскаго, и к нам послы были, и мы отдавали ему; и паки что он, посол, писал к вашей кротости, мы опять посылали вышереченному господарю мултянскому, и чрез него посыланы были к престолу богоизбранна вашего величества. А мы не писали особливо для того, что не имели способа тайнописания и остерегали себе, чтоб грамоты наши не впали в чужия руки и не дошли наши дела в какое-нибудь опасение. Но понеже дела посла вашего достигли в тишину и не была такая нужда ему в делех, чтоб он потребовал неотменно советников, а к сему еще устремило нас крайнее убожество, которое имеем, чтоб могли насытить турков как в салтанской порте, так и во святом граде Иерусалиме. А наипаче и случившияся смущения в государстве турецком, учинилися причины, дабы и во иные грады, и страны, и в самом святом граде учинился бунт томошних на судей своих, и между ими междоусобныя убийства и грабительства, посреди меж которых живут и бедные старцы наши, понуждаеми и вопрошаеми запросы свирения и чрез мочь их. А кроме того, и бунтовавшее войско, пришед из Царьграда во Адрианополь, многочисленно суще, и взяв из салтанской казны всякой воин по 22 серебряных левков, и оттуду учинилася в казне великая скудость, а из того следовало насильство и налоги поганские подданным, а наипаче христианом во Фракии, Македонии и в греческой земле. И того ради многие благочестивые христиане, что ходили к живоприемному Гробу на покло-

 

 

47

нение прежде сего от тех мест, и подавали старцом довольную милостину, а насильство и неукротимые запросы поганцев задержали, чтобе не ходили молитися ко святому граду. Сих убо ради причин и от таковых дел утесняеми и мы, и не имея, куцы и куды отшествовати, сыскати хотя б малую потеху наших проторей, и запросов, и долгов, первое убо, поговоря обо всех нуждных делах с честным вашим послом, пошли из Царьграда 22 числа мая, и приехали сюда в мултянскую землю к вышереченному боголюбезному господарю, у котораго многажды обретохом прибежище и помощь Господня Гроба, дабы и ныне утешитися довольно чрез него; и хотя высокость его от прошлаго года даже доныне столь много дал порте отоманской, что никогда от сего господарства только давано не было, и сие для того, что турки неистовства ради, еже имеют для взятия денег, просят, как выше речеся, невозможная от всех подданных своих; а другое для того, что имеют турки подозрение в том, что имеет он с вашим царским величеством союз и склонность и, предлагая такую причину ему, просят с грозою и емлют, елико хотят. А хотя и обдержим есть от таких нужд беспрестанно Божий человек и богобоязливый господарь мултянский, однакож не оскудевает помощи подавати и св. матери церквей и словом, и делом, и наипаче во многих и великих, и надежда наша никогдаже была оболгана; так и ныне вспомогал довольно и в службах вашего великаго царствия и в нуждах всесвятаго Гроба, и даждь ему Господи мзда в вечном блаженстве. А отселе поедим в волоскую землю ради тех причин, каковые будем доносити оттуду к вашей богооснованной державе, и оттуду паки, Богу боговоляющу, во время пристойное в Константинополь. Пришедше убо тамо и сыскав время благополучное, еже к вашей богохранимой державе усердие благочестиваго господаря, посылаем письма честнаго посла, и доносим и мы о нашем пришествии в сия страны, дабы аще имеет какой указ к нам благочестивая ваша христианнейшая держава, писал нам тое и что укажете, имейте нас уветливых (послушных) в том, яко одержимых душою и сердцем, и якоже реши: и от всея души и от всего сердца, и от всея мысли, и ревности, и любве, и дел благочестиваго вашего благоволения.

К сему же коленоприпадающе чрез сие наше смиренное доношение, молим ваше боговенчанное человеколюбие, да назначит нам явственно, аще ли как просили есмы вас прежде сего чрез доношения наша, сказано послу салтанскому, тамо пришедшему, о честных поклоняемых мест, чтоб взяты были от французов и

 

 

48

отданы бы были паки православным попрежнему. Мы надеемся и есмы известны, что ваша боговенчанная верховность или уже говорил, или будешь говорити о том, когда будет отпуск послу оттуда, а паче нарочно и с прилежанием, а наипаче, каким образом мы доносили и просили вас; однакож нужда есть и нам имети ведомость явственную, что и что говорено и приказано тому отпущенному турскому послу. Если бы Бог показал, благочестивейший государю, и взял бы цесарь короля французскаго власть от Ишпании, мы бы зело удобно взяли места поклоняемыя, потому что здешние державци хотят о святом Иерусалиме, что и мы хощем, и бранят и клянут везиря того, который отдал те места святыя французом, только отлагают время ради короля французскаго силы и упрямства. А когда будет ходатайствовать ваша Богом утвержденная держава и просить, чтоб учинился указ неотменно, как прежде чрез письма свои обещалися к вам, чаем, что праведное найдет свое место. Мы паки и добрых друзей советом постановили намерение, что Божиим благоволением ныне отъехав из волосской земли в Царьград, пойдем к султанскому престолу просити подлинное наше, зане сказали нам и некоторые вельможи друзья, «что доныне хорошо де вы сделали, что молчали, понеже времена были туги, а ныне де время вам просити праведнаго своего, и чаем де, что исправите прошение ваше, и буде ж царь московский будет говорити тамо нашему послу, как подобает, то совершенно де ваша воля сбудется». И того ради молим вашу христолюбивую и Богом утвержденную державу, благочестивейший, величайший, тишайший и поклоняемый монарше и самодержче, да поговорит, любве ради иже нас ради и нашего спасения вочеловечившагося Сына Божия, прилежно и неотменно вышереченному послу, и молим тя, да прочтеши образцовое письмо, каково послали есмы, и назначили в нем, что и что говорити послу. И тако потому да поговорите и да прикажете ему, и надеемся, что слово вашего державнаго и святаго царствия будет действовати, и паки приидет честь православных во свое место, и похвала, и слава всемирная и вечная вашего тишайшества будет, и чтоб имети и нам малую ослабу, во еже служити боговенчанной вашей главе совершеннее, в чем повелите.

Писали мы прежде сего и паки глаголем, что, Богу благоволяющу, если возьмем поклоняемые места и потом будет следовати студеность, сиречь поход меж вашею пресветлостию и султаном, уже те места святыя от нас не возмут, потому что, как рехом, то, что они ни сделали, зело каются, и уже неподарованы будут

 

 

49

кому, ниже обманет их кто, чтоб им отдали те наши места. И ведомости ожидаем чрез поклоняемую и всечестную грамоту богохранимаго вашего тишайшества, которая послана бы была славнейшему гетману Иоанну Мазепе с указом, чтоб он тотчас, не замешкав, прислал к нам с человеком верным в Яссы, и так, получив ведомость, тотчас поедем в Царьград нарочно для сего, чтоб нам воздвигнути доклад о честных поклоняемых местех.

Нынешний в Константинополе посол вашего божественнаго величества пребывал (поступал) зело хорошо, зане чего не разумел, нас вопрошал и познавал, и что мы ему возвещали, слушал. Спознал уже от частых советов и от дел самых свойства турков, которые когда малы суть, хвастают, что суть зело сильны; когда суть скудны, велеречествуют, что суть зело богати; а когда бедствуют, говорят, что суть мирни. Суть бо всех христиан враги и любят всем зло, а никогда на едином слове не стоят, и иныя умыслы и ласковая начинания имеют и наипаче там, где наветуют, показуются, что суть друзи, ненавидяще — лицемерствуют любовию. Сия вся и таковая зело добре вызнал честнейший посол, того ради во всякой требе и в деле явился он полезен и хвален, а ныне не имеет ниже вопроса, ниже запросов, к тому ж ответов так трудных. Татарове прежде двух месяцев прислали в Царьград и сказали, что будто москвитяне имеют намерение воевати на них, и смутилися тогда, потому что поверили тому. Однокож после узнали они, что то была ложь и вымыслы татарския, того ради суть известии уже, что ваше божественное величество ныне такова намерения не имеет. Также и посол ваш, не имея вопросов и ответов, имеет тишину, сиречь, покамест возвратится от вас посол их, ожидая, что будет отвещать ваше величество на то, о чем к вам писали они, и от той отповеди, что будут имети от человека своего, присудить, что им делать, сиречь, в тишине ли быти, или готовитися явно на войну. И хотя ниже хотят, ниже любят для многих и великих причин действовати войну с вами, однакож буде и увидят, что нужду имеют, не будут молчати, наипаче отныне готовятся многими образы тайными.

Цесарь ныне имеет нужду от Ракоцыя, и в венгерской земле, и седмиградской, и турки хотя и любят падение кесарю, а ракоцыянам щастия, чая, что победят ракоцыяне, или им покорятся, или могут удобно после под себя их подклонити, однакож ныне не помогают им для двух причин: первая есть, что желают ныне,

 

 

50

дабы преодолел цесарь и выгнал из Ишпании короля французскаго, потому что счастие французов (только в явь суть зело друзья им) ниже слышати хотят для того, что буде возвеличится король французский, то он не будет в тишине, но всегда будет причинять и им озлобление и докуки. Другая причина есть, что боятся турки, дабы не начались войны с цесарем, а потом ожесточится и ваше величество на них (которое есть совершенная напасть их), того ради и нехотя живут в тишине; однакож буде увидят, что король французский пребывает во Ишпании, что имут делати, окроме что будут молчать покамест увидят, в каком будут пребывати поступки вашего величества, а наипаче буде подозрение (что ваша держава имеет прийти на них) не оскудеет, то совершенно ни с которым иным игемоном христианским не будут чинити войны; однокож не есть подлинно, что не будут в тишине, но каким образом ни возмогут, и морем, и сухим путем поход будут чинити на вас. Того ради отныне, якоже рехом, втай созывают в Царьград отвсюду военачальников и протчих начальников одних войсковых, приказывая им, чтоб всяк имел людей своих, которые суть определены, всех целых и назначенных, и когда им повестят, чтоб все готовы были. Припасают пушки, гранаты, мехи, торбы, веревки и прочая потребная к завоеванию градов. Притворяются перед всеми, что будто то чинят для иных причин, но намерение их сие, а не иное. Починивают крепости Кафы и окольности ея, строят новинные у Керчи крепости; на пристанях Чернаго моря готовят дерева на шайки и фрегады. О городе, что ваше величество состроил против запорога, перво говорили и писали иное, а ныне сказали лестно господину Петру Андреевичу, что город тот, потому что учинилися многия протори, разорену ему быть невозможно, но пусть пребьюает, только бде и нам состроить на Днепре город против Очакова на стороне. И понеже в договоре есть, чтоб от Тагана крепости даже до Очакова городу не быть, радеют вас обмануть, как бы, взяв повольность, состроити и им; и буде увидят нужду какую, то состроят и без повольности, который имеют намерение состроити на некотором острове, который есть тамо у Днепра реки, для остерегания от обеих сторон, чтоб не проходили судна казацкия ни малыя, ни великия. Но и понеже в грузинской земле суть пристани великия и добрыя, и суть и християне богобоязливые и сильные, и подзирают их турки, да не како великое твое царствие, наступив на них, будет иметь великую помочь от грузинцов, и судна ваши будут имети пристани довольныя ко упо-

 

 

51

коению нужды; того ради послали с иными причинами и обрушили многия и достославныя монастыри и церкви их, попленив многия грады, а особливо множество душ христианских. Поставили купно и город на большой пристани, которая называется Батона, и иныя припасы многия суть, которых подробно написати невозможно. А наипаче, что буде воевания, которыя имеет божественная твоя держава с шведами, не утоляется, глаголем явственнее: турки сие имея подозрение, что, примирився с шведами, будете на них воевати, и буде человек их возвратится назад без ничего, чего ищут, не будут иметь подозрения, но известность войны после мира, который учинит святое твое царствие с шведами. Того ради не будут в тишине, но покамест имеет войну ваше божественное величество с шведами, сии будут промышлять войну на вас, имея великую надежду преодолети. Чают, что божественная твоя держава препинается от шведов и от самых наветников и двоеличных поляков, а наипаче, что король французский, чрез посла своего и чрез турков, зело их обнадеживает и вельми наущает их наступити войною на великое твое царствие. Еще утверждает король французский турков, что шведы и поляки всегда будут супостаты божественнаго твоего величества, и сверх того обещается туркам, что и порукою он будет, только хотя б часом прежде учинили и они какой поход на вас, потому что поляки и шведы всегда пребудут безсонные и неутомимые супостаты. И понеже запросы турецкие суть, чтоб разорить новые городы, которые состроил ваше величество, и сожечь бы корабли (которое есть явно, что ваше великое царствие не сделает того), того ради явно есть, что следует война. Прочее с великою дерзостию любве дерзаем и глаголем (ибо совершенная любовь, по божественному речению, ныне полагает страх) и советуем, что сие время нуждное и неотменное, и без отлагания инаго времени просит, чтоб ваше богопрославленное царство учинил мир с шведами, и таку бывшу сему делу, нуждно последует из двух едино, сиречь сие: или не осмелятся им причинити какую войну с вашим богохранимым царствием, или, буде учинят, каятися будут. И третие, если ваше тишайшество совершить намерение свое к походу на них хочете, известии есмы, что весьма в Троице воспеваемый Бог благоволит, дабы которое надеемся вси везде обще православны и ваше боговозвеличанное царство имел намерение давно и похощет наконец, а наипаче со удобием будет, о таковом бо времени рече во святом Писании Дух Святый: един прогонит

 

 

52

тысящу, и два двигнут тьму; в сем в Троице Бозе, ему же слава присносущная в безконечныя веки. Июня 20-го 1704 году.

Теплый святаго вашего величества молебник ко Богу и в позволениях ваших Досифей Иерусалимский.


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.