13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Лебедев Владимир
Лебедев В О религиозном кризисе современности *). Журнал "Путь" №59
Каждая религия представляет из себя сложное целое, которое можно рассматривать с разных точек зрения. Вследствие этого, и о религиозном кризисе современности можно было бы сказать многое. Современный кризис религии имеет и свои последствия. Наша цель — указать на некоторый из этих последствий. Для нас религия, прежде всего другого, то, в чем находит удовлетворение философский интерес человека. С кризисом религии, разрушается и эта ее функция. В способах удовлетворения философского интереса массы появляются некоторые измёнения. Наша цель — описать эти изменения.
Философский интерес существует в душе каждого. Сила этого интереса различна. Весьма разнообразны и формы, в которых интерес проявляется. Поведение миллионера, который презирает религию и философию, но запрещает, чтобы в его присутствии говорили о смерти, так-же выдает существование философского интереса, как его выдает и наивный страх суеверного дикаря. Шум, современной жизни, ежедневные заботы, множество других интересов — все это препятствует тому, чтобы философский интерес развился и проявился заметным образом. Но он все же существует. Он тлеет где-то в глубине души человека, чтобы в один прекрасный день вспыхнуть. Существуют моменты, когда этот интерес внезапно усиливается. Тяжелые условия жизни, неуспехи, несчастия, подстрекают человека к размышлению. Как бы он
*) «Путь» дает место статье В. Лебедева, как отражающей религиозные и философская искания, но оставляет на ответственности автора высказываемые им взгляды. Редакция.
31
ни был далек от науки, как бы он ни был независима от догматов веры, он оказывается принужденным подумать о том, чем и философия и религия заняты. Философский интерес массы проявляется в интересе к основным проблемам метафизики, а прежде всего — к проблеме бессмертия души и проблеме существования Бога. Результата этого интереса — философские убеждения массы.
Обыватель далек от философии. Трудное, специальное, абстрактное исследование всегда представляло из себя непосильное бремя для ограниченных возможностей обывателя. Религия, напротив, давала нужное обывателю. Религия давала решение тех проблем, на которые указывает врожденный философский интерес. Эту свою роль религии играют и сейчас. Религиозный кризис, дисгармония между тем, чего масса ищет и что ей религия в состоянии дать, естьудел европейской части человечества. Современный кризис религии есть в первую очередь кризис христианства.
Наше время есть время реализации основного неуспеха христианства. Христианство представляло из себя попытку создать законченную и совершенную метафизическую систему. Результат получился отрицательный. Разум отрешился от метафизики официального христианства. Этот процесс отрешения постепенно захватывал все более широкие круги. В наше время он распространился на массы. Наше время есть время крушения этих стремлений христианства и в плоскости философских взглядов обывателя. Христианство и тут потеряло свой авторитет. В настоящее время несомненно есть люди, которые считают себя настоящими христианами. Их вера искренна. Но они переделывают то, что им дает официальное христианство. Они выбирают сами, что усвоить и что отбросить. Христианин нашего времени — если он искренно верить — верит, в какое-то свое построение существенного в христианстве. Он принужден отказываться от многих элементов христианского культа, догмы и мифа. Такая переделка христианства возможна потому, что в нем сохранились элементы, которые и не опровергнуты, но и не подтверждены. Эти элементы всеещемогут быть предметомверы.
В то время, как одни хотят усовершенствовать христианство выделением существенного, другие совершенно отрешаются от него и ищут чего-то другого. Это религиозноеискание свидетельствует о глубине религиозного кризиса нашего времени. Результатом его является ряд учений, которые име-
32
ют религиозный характер, из которых каждое представляет маленькую религию. Как известно, в современной Англии существует не менее двух тысяч спиритических обществ. Члены этих обществ рассчитывают, что им удастся установить телефонную связь с загробным миром. В современной Германии распространяется новоязыческое движение. В России сегодняшнего дня господствует официальный атеизм. Распространены и другие движения, как антропософское, теософское, движение сатанизма и др.
Все это свидетельствует о глубоком недовольстве официальным христианством, а с другой стороны, и о религиозной жажде современности. Люди потеряли ориентацию в области религии, но они все еще ищут удовлетворения тех своих потребностей и интересов, которое им раньше давало христианство.
Не следует забывать о том факте, что есть люди, которые, хотя и отошли от христианства, но не примкнули к другим религиозным учениям. Религиозное искание породило много противоположных направлений. Новые религиозные учения сталкиваются, противоречат одно другому. Все это еще более дискредитирует религию. Само слово религия становится непопулярным. Английские спириты часто избегают слова религия и охотно называют свои взгляды научными. Советский атеизм имеет претензию считать себя плодом науки. Самая идея сверхъестественного исчезает, ее заменяет вёра в естественное. Многие искренние христиане, которые в общем придерживаются христианского мифа, стремятся дать естественное объяснение христианским чудесам.
Как известно, Guyot в своем классическом сочинении «IrreligiondeI’avenir», во многих отношениях предсказал современное состояние. Но он писал и о иррелигиозности будущего о состояния, которое не похоже на современное. Разве можно назвать иррелигиозным состоянием такое, в котором появляются все новые и новые религиозные учения? Рааве можно говорить о иррелигиозности, о религиозной равнодушности, когда процветает фанатизм? Разве можно говорить об ослаблении веры, когда нельзя отрицать факт распространенности утонченного суеверия? Разве можно доказать уменьшение общей суммы религиозных убеждений? Наше время не есть время иррелигиозности, но время религиозного искания. Оно легко может повести к появлению новой, большой и могущественной религии.
33
Одна часть человечества находит удовлетворение своего философского интереса в существующих религиозных учениях. Другая, очень малая часть, удовлетворяет этот интерес философией, активно или пассивно. Внё этого находится большое число, по всей вероятности, большинство людей. Каким образом удовлетворяется их философский интерес? Люди, которые не примыкают к существующим религиозным направлениям, должны иметь свои философские убеждения. Их отрешение от христианства есть плод, некоторого философского размышления. Они философы своего рода, но философы-дилетанты. Появление этого распространенного философского дилетантизма есть последствие религиозного кризиса.
Проблема дилетантско-философских убеждений весьма актуальна. Философский дилетантизм господствует в плоскости философских убеждений массы. Говорить об этом философском дилетантизме, о философских взглядах массы значить описать типические черты человека массы — обывателя — в его философской работе.
В отношении содержания трудно, что-либо сказать о философских взглядах обывателя. В этом отношении его взгляды бесконечно разнообразны. Составь их содержания индивидуален. Но все же в содержании философских взглядов обывателя, в общем, существует несколько течений. Из этих течений два наиболее значительны. Они соответствуют противоположности материализма и спиритуализма.
Вторая половина 19-го века была периодом господства материалистической струи. Следы этой мощной струи мы находим и в 20-м веке. Но 20-ый век — век нового усиления антиматериалистических течений. Причиной этого является крах всех тех претензий, которые были свойственны материализму 19-го века. Материализм 19-го века верил в свою научность. И он надеялся вылиться в окончательную и совершенную систему метафизики, которая будет плодом развития науки.Все эти надежды были опровергнуты не только возрождением философского критицизма, но и развитием самой науки. Современное состояние физики, биологии, психологии и других наук ясно показывает, насколько материализм 19-го века заблуждался. Материализм и теперь возможен, но как метафизическая система. Таким же образом возможен и спиритуализм. Его связь с отдельными науками не слабее связей материализма. Его научная основанность не меньше.
34
Философские взгляды массы заключают всебе эти две струи. Но эти струи суть только струи, в которых находится достаточно места самым различным комбинациям содержания. Описать разнообразие этих комбинаций невозможно. Возможно только описать формальный особенности философских взглядов обывателя и указать источники, из которых черпается материал для этих взглядов.
Прежде всего, в нашу эпоху заметно распространение псевдо-науки. Развитие техники сделало возможным широкое распространение научных результатов. Газеты, журналы, книги, библиотеки, народные университеты, фильмы, радио, все это служить делу популяризации научных результатов. Но по существу наука становится все труднее и труднее. Наука все время прогрессирует все время растет. Ее требования становятся все больше и больше. Настоящая наука стала доступной очень малому числу людей. Она представляет из себя область, в которой могут найтись люди редких способностей и исключительной подготовки. Вследствие этого появляется псевдо-наука или квази-наука. Под названием науки, распространяются положения, которые не соответствуют положениям настоящей науки. Положения псевдо-науки чаще всего популярны, легко понятны и интересны.
Существует множество путей, служащих образованию и распространению псевдо-науки. Прежде всего, могут распространяться устаревшие научные истины, которые уже перестали быть научными. Многие идеи Дарвина, которые давно потеряли научную ценность, и сейчас лансируются, как нечто научное, и сейчас распространены. Также случается и что истины, которые только намечаются настоящей наукой, которые только в перспективе, преподносятся в качестве научных. Распространению псевдо-науки способствует и печать. Газеты, многие журналы, многие брошюры имеют ввиду широкий круг читателей. Для этого широкого круга нужно приготовить нечто легко понятное и интересное. Вследствие этого, многие бывают принуждены намеренно создавать псевдо-науку.
Это производство псевдо-науки может быть и не намеренным. От журналиста скорее требуется легкий и красивый стиль, чем серьезная научная подготовка. Наконец, и сама наука до некоторой степени делает возможным распространение псевдо-науки. Чем больше споров в пределах какой либо науки, тем сильнее мгла квази-науки, которая окружает соответственную науку.вятся все больше и больше. Настоящая наука стала доступной очень малому числу людей. Она представляет из себя область, в которой могут найтись люди редких способностей и исклю
Существует множество путей, служащих образованию и распространению псевдо-науки. Прежде всего, могут распро
Это производство псевдо-науки может быть и не намеренным. От журналиста скорее требуется легкий и красивый стиль, чем серьезная научная подготовка. Наконец, и сама наука до некоторой степени делает возможным распростра
35
Нам важно иметь ввиду область философских проблем. Тут псевдо-наука очень распространена. Настоящая философия очень непопулярна. Она есть область значимых истин, в истинности или ложности которых трудно разобраться. Философские выводы нелегко популяризировать так, чтобы они не потеряли своего настоящего смысла. Результата философской работы значимые истины, а не реальные ощутимые вещи. И исторические причины повлияли на то, что философия не обладает авторитетом в глазах обывателя. Обыватель думает, что в области философских проблем можно думать все, что угодно, что философия не дала никаких результатов. Человек массы не питает уважения к тому, чего не может понять.
Вследствие незнания философии многие ученые берутсярешать чисто философские проблемы. Они не отдают себе отчета, каково взаимоотношение науки и философии. Вследствие этого случается, что они покидают область науки и переходят в область дилетантского философствования, не отдавая себе отчета в этом.И таким образом, создается псевдо-наука.
Псевдо-наука поставляет материал для философских взглядов обывателя. Кроме псевдо-науки и настоящей науки, созданию философских убеждений массы служат и элементы существующих религиозных направлений. Из массы этих учений кое-что усваивается. Таким образом, мы доходим до четвертого источника, из которого человек массы черпает материал для своих философских взглядов. Это его самостоятельные размышления.
Философия систематически исследует определенные проблемы и стремится к их научному решению. Философские взгляды обывателя не являются плодом какой-либо систематической работы. Наше время требует огромной затраты сил, огромной затраты времени. Большинство современных людей проходят тяжелый и утомительный путь специальной подготовки. Эта специальная подготовка в большинстве случаев идет в ущерб общему интеллектуальному развитию.
Содержание философских убеждений обывателя создается под влиянием целого ряда случайных прйчин. Таковыми являются природные способности, случайно приобретенные знания, экономически-социальные условия жизни и т. п. Обыватель легко создает свои философские убеждения. В противоположность философу, который мучительно работает, чтобы открывать все новый и новые трудности.
36
Человек массы и ныне способен верить. Он хочет верить, но не знает во что верить. В этом колебании ему приходит на помощь разум. Разум необходим и для того, чтобы защищать трансформированное христианство, и для того, чтобы усвоить идеи какого-либо нового религиозного направления, и для того, чтобы создать собственные философские воззрения, независимые от христианства и других религиозных течений. Роль интеллекта в деле образования философских убеждений становится все значительнее. Это есть важное последствие нынешнего религиозного кризиса.
Философские убеждения обывателя не имеют научной ценности. Но они все же имеют известную ценность.Ценность эта субъективная. Философские взгляды массы удовлетворяют известную потребность, известный интерес, создают известную душевную гармонию.
Философские взгляды обывателя характеризуются и своим логическим несовершенством. Присутствие логических несообразностей в них является правилом. Мышление обывателя не подготовлено. Оно с трудом ориентируется в области серьезных, философских проблем. Человек массы не обладает критичностью, которая является самым сильным орудием философа. Его взгляды, по правилу, догматичны.
Философские взгляды обывателя характеризуются и своей нестойкостью. Они создались под влиянием ряда условий. С переменой этих условий меняются и самые взгляды. Человек массы не в состоянии обосновать в достаточной степени свои взгляды. Вследствие этого, он не всегда может отстоять их, не изменить их под влиянием чего-либо нового.
Философские взгляды обывателя имеют преимущественно интеллектуальный характер. Но интеллект обывателя не развить, несовершенен, слаб. Этот интеллект часто неспособен противостоять влиянию эмоционального. Человек массы часто видит то, что хочет видеть, часто остается намеренно слеп перед тем, что следовало бы видеть. Философские взгляды массы дают картину смешения и взаимодействия элементов веры и элементов познания разума. Проблема философских взглядов обывателя массы очень актуальна. Это есть последствие религиозного кризиса. Но эта актуальность есть и выражение эпохи, в которой мы живем. Наша эпоха — эпоха человеческой массы, эпоха примитивной ограниченности, связанной с узко-специальной подготовкой. Появление человека массы заметно и в политической жизни. Современные политики явно считаются с политическими взглядами обывате-
37
ля. Об этом свидетельствует распространенная демагогия и пропаганда, которая стала таким важным фактором политической жизни. О политических взглядах человека массы можно было бы многое сказать. Появление актуальных философских взглядов массы означает появление распространенного философского дилетантизма. Этот, дилетантизм представляет путь, на котором портятся природные философские способности. Поэтому культивирование философского интереса представляет из себя императив, который диктуется современностью. Современность требует, чтобы мы позаботились о философских способностях человечества. Псевдо-наука, столь распространенная в области философских проблем — представляет из себя настоящую опасность. С вредным влиянием псевдо-науки следует бороться систематической популяризацией настоящей науки. Для этой цели необходима реформа преподавания философской пропедевтики, которая дает возможностьсоздать более сильное влияние на философские взгляды молодых поколений. Это должно быть заботой государства, в интересах которого воспитание сознательных и подготовленныхграждан, которые были бы способны справиться с трудными проблемами современности. В интересах государства поставить политические взглядымассы на правильные философские основы.
Наше время есть время всеростороннего кризиса. Мы на пороге новой эры, которая принесет и новую идеологию. Вероятно, и появление новой религии. Мы не верим в иррелигиоз
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.