13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Бердяев Николай Александрович
Бердяев Н.А. J. Grenier. Essai sur l’espirit d’orthodoxie. Журнал "Путь" №57
Jean Grenier, Essai sur l'esprit d'orthodoxie. Gallimard.
Книга Гренье отражает внутреннюю драму французских intellectuelles. Заглавие может ввести в заблуждение. Книга написана не о религиозной ортодоксии, а об ортодоксии марксистской, которая необычайной тяжестью ложится на сознание и совесть творцов духовной культуры. Французские intellectuelles еще не знают той страшной тирании, которой сопровождается торжество этой ортодоксии в жизни, они знают лишь идеологические подготовления. Впрочем, нужно сказать, что всякая торжествующая ортодоксия тиранична. Марксистская ортодоксия, образовавшаяся уже после Маркса мифотворческим процессом, имеет формальное сходство со старой религиозной ортодоксией, но она более беззастенчива в осуществлении своих притязаний. Драма intellectuelles, сочувствующих социальным стремлениям марксизма и коммунизма, но не согласных принять тиранию ортодоксии, была остро пережита А. Жидом и он вышел с честью из противоречия, перед которым был поставлен. Человек, который стремится к истине и дорожить истиной, не может принять никакой навязанной социальной ортодоксии, хотя бы он сочувствовал социальным целям, с которыми эта ортодоксия себя связывает. Человек, не потерявший совести, не может принять лжи, навязанной, как социальный долг. Гренье такой совестливый человек, он дорожить истиной, бескорыстной истиной, для него познание истины имеет ценность, независимо от социальной борьбы и практических целей. Он идеалист. Я с волнением читал его книгу, потому что она мне напомнила мою юность. Я был более марксистом, чем Гренье, но я не мог принять марксистской ортодоксии из любви к истине, не зависящей от борьбы классов. В философии я не был материалистом, я был проникнуть идеями немецкого идеализма, главным образом Канта и отчасти Фихте,верил в безусловный характер истины и добра, вкорененных в трансцендентальном сознании. Это меня привело к разрыву с марксизмом, которому я вполне сочувствовал социально. Уже тогда, хотя еще не существовало коммунистов, требовали ортодоксии, принятия марксизма, как тоталитарной системы. Марксистская ортодоксия могла производить впечатление интеллектуалистической доктрины, но она была прежде всего орудием революционной борьбы. Ортодоксия всегда была орудием борьбы, такова была и христианская ортодоксия.
84
Ортодоксия носить социологический характер. Религиозная ортодоксия связана с социально-организующей стороной религии. Чистый религиозный опыт встречи человека с Богом не порождает догматизма. Догматизм есть порождение социализации религии. Ортодоксия марксизма связана не с научной и даже не с политической его стороной, а с его религиозной, обратно религиозной стороной. В советской России все философские споры стоять не под знаком различения истины и заблуждения, а под знаком различения ортодоксий и ереси. Но категории ортодоксий и ереси не научные и не философские, а религиозные, вернее богословские. Марксистская ортодоксия, одна из самых нетерпимых ортодоксий в истории человеческой мысли, есть богословская схоластика. В книге Гренье можно найти много верных критических замечаний о марксизме и его ортодоксальных притязаниях. Но его противление марксистской ортодоксий не волевое, а чисто интеллектуальное. Он прежде всего защищает независимость и свободу культуры и культурных ценностей. В своей защите гуманистической культуры он типичный француз. Книга кончается открытым письмом к Малро, который впрочем не столько марксист, сколько ницшеанец.
Все мысли Гренье, вызванные беспокойством по поводу современных ортодоксий и тоталитаризмов, приводят к признанию примата духа. Для него сознание определяет бытие. Но он не углубляет философской стороны проблемы. Его огорчает конформизм intellectuelles, которые идут на соблазн тоталитаризма. Я думаю, что это определяется не тем, что intellectuelles чувствуют социальную правду тоталитарных движений, а их асоциальным характером, их боязнью борьбы. Intellectuelles должны были бы сознать, что они представители духа, а не общества, не государства, не народа, не класса. Они должны были бы говорить слова истины и правды, не зависящие от полезности, и совсем не из социального равнодушия. Наоборот, они должны отстаивать социальную правду, но не соглашаться на ложь, хотя бы во имя осуществления этой правды. Маркс и Ницше, два самых влиятельных в современном мире мыслителя, по разному, во имя разных щелей изменили понимание истины. Истина стала порождением социальной борьбы или воли к могуществу. Это был кризис в отношении человека к истине. Коммунизм и фашизм одинаково отрицают существование истины в старом смысле слова и делают это во имя принципа тоталитарности. И необходимо понять, что значит претензия на тоталитарность, ибо в ней есть извращенная истина. Христианство тоже тоталитарно, есть целостная, охватывающая всю жизнь истина, но этот тоталитаризм ничего общего не имеет с марксистской ортодоксией и с тоталитарными государствами. Правда тоталитарности духовная и она относится к человеческой личности, а не к обществу, государству, нации, коллективу, классу, в которых все частично. Общество ни в чем не может претендовать на целостность и полноту, только личность может претендовать и то, как на задачу, а не как на данность. Отсюда видна и роковая ошибка ортодоксий. Ортодоксия признает общество (религиозный, национальный или социальный коллектив) носителем целостной истины, которая навязывается личности. Но в обществе все частично, не целостно, не тоталитарно, а целостная, тоталитарная истина есть задача, поставленная перед личностью, которую она должна решать в общении с другими личностями, в коммюнотарном духе. Христианский тоталитаризм, столь отличный от формального либерализма и индивидуализма, предполагает свободу, как содержание самой тоталитарной истины. Тоталитаризм же марксистский или
85
фашистский свободу отрицает, т. е. признает лишь свободу, которая является порождением необходимости социальной или национальной организации. Точка зрения, которая должна быть противопоставляема ортодоксии и тоталитаризму, есть не индивидуализм, равнодушный к истине и эгоцентрический, а персонализм, заключающий в себе универсальное содержание, т. е. персонализм коммюнотарный. Пафос ортодоксии совсем не есть пафос истины, он означает скорее равнодушие к истине и использование интеллектуальной доктрины для целей борьбы и организации. Ортодоксия, как полнота и целостность истины, не дана и не может быть навязана никаким обществами хотя бы религиозным, она раскрывается в «пути» и «жизни». Книга Гренье наводит на эти мысли и в этом ее заслуга.
Николай Бердяев.
86
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.