13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Смолич Игорь Корнильевич
Смолич И.К. Из новой немецкой литературы о православии. Журнал "Путь" №56
«ИЗ НОВОЙ НЕМЕЦКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ О ПРАВОСЛАВИИ».
Karl Heussi, Der Ursprung des Mönchtums. Verlag von J. С. В.; Mohr (Paul Siebeck), Tübingen 1936, 308 s.
Georg Wunderle, Aus der heiligen Welt des Athos. Studien und Erinnerungen. Würzburg 1937, 61 s.
Julius Tyciak, Die Liturgie als Quelle Oestlicher Frömmigkeit. Herder et CO, Freiburg i. Br. 1937, 148 s.
Die Ostkirche betet. Hymnen aus den Tagzeiten der byzantinischen Kirche. Die Heilige Woche. Aus dem Griechischen übertragen von P. Killian Kirchoff. O. F. M. Liturgische Vorbemerkung von Prof. D. Dr. Anton Baumstark. Verlag Jakob Hegner in Leipzig (1937), 208 s.
A. Ehrhaord, Ueberlieferung und Bestand der hagiographischen und homiletischen Literatur der grieshische Kirche von den Anfängen bis zum Ende des 16. Jhs. I: Die Ueberlieferung. J. C. Hinrichs Verlag, Leipzig 1937, 717 s.
Богословская наука в Германии все продолжает уделять серьезное внимание Православной Церкви — ее истории, ее литургической и аскетической жизни. — Как одну из самых капитальных работ в этом отношении необходимо отметить труд иенского проф. Heussi о монашестве. Монашество, как особый вид христианской аскезы, было всегда камнем преткновения для протестантского богословия. Уже самому отцу этого богословия, Мартину Лютеру, были неприемлемы аскетические обеты монашества, против которых он так резко ратовал в своем сочинении «De vocis monasticis» (написано в 1521 году в Вартбурге). Аскетический образ жизни св. Антония В. вытекал, по мнению Лютера, исключительно из евангельских требований и «christi régula» выполнялись Антонием «свободно», в силу личных наклонностей к нравственной жизни, а не в силу данных обетов. Церковно-историческая роль св. Антония в развитии монашеского института не наследовалась совершенно Лютером, а история возникновения монашества его вообще не интересовала. На протяжении трех веков протестантским богословием отвергалась подлинность «житья св. Антония» (первое издание в 1611 г.) и ее авторство св. Афанасия Великого. Отношение к древне-христианским подвижникам было, главным образом, критическо-отрицательное. Даже знаменитый Mosheim характеризуем христианских анахоретов фанатиками и помешан-
69
ными (писано в 1753/55 гг.), а Гиббон приписывал древнему монашеству разрушительное влияние на культуру античного мира и только в силу этого уделяет ему довольно большое внимание, не интересуясь исследовать тщательно истоки его происхождения (см. его замечательное сочинение, не потерявшее, однако, и до сего (времени своего значения History of the decline and fall of the Roman Empire. 1776 sqq.). Не посчастливилось мон-ву и в «Церковной истории» Neander'a (1828 sqq.), который считал мон-во явлением «чуждым» духу христианства, отмечая, что «аскеза» свойственна одновременно и буддизму, египетским терапевтам и т. п. — в христианстве она получила только некоторый «новый дух». Однако, при критическом отношении к мон-ву, протестантская наука весь XIX в. стремится все-таки выяснить историю возникновения его. Всех исследователей этого вопроса можно разделять на две группы: одна стремится вывести мон-во из нехристианских аскетических движений древнего мира, другая — из церковно-исторической или социальной обстановки первых веков христианства. Так, марбургский проф. Marhold выводил мон-во из аскетических настроений иудейских терапевтов и ессеев, косвенно связывая христианскую аскезу с монтанизмом, но сам не смог обосновать своих утверждений. В протестантской науке более посчастливилось мнению Weingardten'a (1877), который относить возникновение мон-ва ко времени после Константина В. и выводить мон-во из египетского культа Серапису; одновременно им же отрицается авторство Св. Афанасия В. для «жития Антония В.». Почти одновременно А. Hilgenfeld (1878) стремился вывести мон-во из буддизма, а Те. Кеш и особенно R. v. Reizenstein (1906/16) из эллинистической философии и гностицизма. Другие, как В. Gieseler (1831) и Fr. Ch. Baur (1859) считали гонения первых веков христианства «внешним поводом», вызвавшим возникновение мон-ва. Этой точки зрения не были чужды и католические ученые, напр., Sehivietz (1904), В. Duchesne (1910), известные учебники Funk'a, даже в новейшей обработке Bihlmeyer'a (напр., изд. 1926 г.). Одиноко стоит мнение D. Völter'a (1900), пытающегося объяснить возникновение мон-ва из хозяйственных отношений IV в. Наконец, А. v. Harnack в своем известном сочинении «Монашество, его идеалы и его история» (1880 выдержало много изданий, был и русский перевод) и в некоторых др. сочинениях, при известном своем критическом отношении к мон-ву и христианской аскезе, рисует его возникновение, как оппозиционное движение тому обмирщению церковной иерархии и церковной жизни, которое наметилось, согласно Гарнаку, в IV веке. — Мы остановились довольно подробно на истории возникновения мон-ва в мнениях протестантских историков для того, чтобы отметить те трудности, которые стоять перед духом и мнением протестантства в его понимании одного из основных вопросов не только христианской аскезы, но и внутреннего развития жизни Церкви. Протестантскому богословию пришлось проделать большой путь, прежде чем оно пришло к новому пониманию мон-ва и к правильному выяснению истории его возникновения, которое характеризуем выше нами отмеченный труд Heussi, не только важный по своим научным достоинствам, но и примечательный по своей христианской установке в отношении к христианской аскезе и монашеству, как таковому, Heussi не новнчек в области истории христианской аскезы. Еще в первом издании Rgg (1912) он поместил содержательную статью о монашестве; затем он написал две интересных работы о Ниле Синайском (1917 и 1923), образ которого в православном восточном мон-ве привлек его особенное внимание. Настоящий труд есть плод почти десятилетней работы. В нашем разборе протестантских тру-
70
дов о мон-ве мы дали краткое изложение двух первых глав введения к его труду; остальное содержание (гл. 1—5, стр. 11—290) посвящены новому тщательному разбору всего того материала, которым пользовались его предшественники-исследователи и доказательству несостоятельности их мнений. — Монашество возникло не от проникновения не-христианских форм аскезы в христианство, ни в связи с гонениями на него или упадка христианской жизни в IV веке; оно возникло, как естественная душевная потребность первохристиан; не надо забывать, что уже на «пороге первохристианства стоить аскетический образ Иоанна Крестителя» (стр. 151. В евангельской проповеди Иисуса Христа мы находим не только общие требования нравственности, но и подчеркивание некоторых из них, которые явятся формирующими аскезу монашества: воздержание, нестяжание и целомудрие. О значении последнего особо говорил и ап. Павел в послании к Коринфянам, где девство не узаконяется, но рекомендуется. Исследование истории первохристианской общины, приводит нашего автора к выводу, что «монашество своими корнями уходить в первые века христианства» (стр. 28). Связь христианской аскезы с мистикой проявляется в заключительном моменте мистических исканий христианских подвижников, в их стремлении к «обожению», что так характерно именно для православного монашества. Связь эта намечается уже у Оригена и Климента Александрийского (стр. 44—49). Начатки этих аскетико-мистических упражнений можно отметить еще в истории первоначального монашества на основании древнего египетского патерика. Анахоретство появилось в Египте еще до Антония; Антоний стал же исторической личностью, как в силу своих особенных достоинств подвижника, так и благодаря своему замечательному житию. Умножение анахоретов, их уход в пустыню не означал оппозиции церковной иерархии и недовольство обмирщением церковной жизни. Создание монашеского института не приносило вреда церкви, ибо мон-во в пустыне собирало свои духовные силы, которые потом именно и служили укреплению христианства и церковной жизни, что доказала последующая положительная роль мон-ва в истории Восточной Церкви. Умножение монашества лежало в самом содержании христианской аскезы и в достоинстве древне-христианских подвижников, которые одних привлекали за собой следовать, а для других становились образцами или идеалом христианской нравственности, (стр. 111). Переход древнего анахоретства к общежитию, т. е. реформа Пахомия В. не стоит под влиянием каких-либо внешних условий или влияний (пифагорейцев, циников или буддизма), она произошла из понимания Пахомием потребностей мон-ской жизни, оценки окружавшей его обстановки и учитывания недостатков жизни анахоретства, когда ему при количественном росте приходилось снижать качественное содержание аскезы и ее требований в зависимости от различных условий жизни аскетов. Таким образом, монашеское общежитие выросло само из себя, из своих нужд, замеченных Пахомием, человеком необычайных организаторских способностей, понявшего необходимость реформирования жизни христианских аскетов, — человека, творчество которого продолжает действовать во все века истории монашества. Особенно интересна гл. 5 (стр. 132—280), посвященная исследованию древнего египетского патерика, не только по тщательности исследования, но и по тому тону, с каким протестантский ученый говорит о жизни христианских подвижников, их настроениях, воззрениях и т. п. Автор подробно разбирает историю патерика, виды подвижничества, останавливается на истории руководства новопоступающих (начатки «старчества»), на мистических явлениях у древних аскетов, на религиозных представлениях аске-
71
тов, на религиозных представлениях аскетов, на отношении к догме и литургической жизни. Эта глава особенно ценна, так как работ православных ученых, исследывающих подробно эти вопросы мы не имеем, а старые работы Казанского, арх. Палладия, мало дают именно в этом отношении. — Труд Heussi очень ценный вклад в историю восточного православного мон-ва. Он читается с большим интересом, написан легко. В нем чувствуется новое отношение к таким явлениям, как святые, чудеса, христианская аскеза. Здесь нет того духа критицизма и иронии, что так свойствен трудам, напр., Гарнака. У автора не только правильное понимание важных моментов истории и жизни православия, но и их приятие. Для православного читателя он представляет безусловный интерес и значение этого труда для истории христианской аскезы очень значительное.
Интерес к восточному подвижничеству чувствуется также и при ознакомлении с небольшой книгой G. Wunderle. Афон и его жизнь, после большого перерыва, последние годы снова начинают привлекать внимание не-православных. Его посещают, пишут о нем статьи и книги. Сейчас вышла работа вюрцбургского проф. Георга Вундерле, католика; она основана не только на изучении источников и литературы, но также и на личных впечатлениях, полученных от посещения Афона в 1934 году. Автор сообщает общие сведения об афонской «монашеской республике»; отмечает, что афонцы уделяют мало внимания богословской науке (в западно-европейском смысле) и живут больше личной аскезой и мистическими переживаниями. Эти переживания особенно остро чувствовались в жизни Афона в XIV в., в эпоху исихастов, о которых автор говорит с большим почтением, чем его некоторые предшественники или современники католические писатели и ученые. Особенно интересна часть, посвященная личным впечатлениям автора. Он останавливается с особенным вниманием на почитании икон в религиозной жизни афонских подвижников и говорит об иконе в тех тонах, которые появились у католиков только в последнее время. Это отношение к православной иконе очень характерно для новейшего католичества. Заметим, между прочим, что еще в раннем средневековье были католики, которые с большим почтением говорили о почитании икон, как об одном из важных моментов религиозной жизни, вспомним Valafrid Strobo (ум. ок. 849), значительного для своего времени комментатора Библии, который в своем труде «De exodus et inerementis rerum ecclesiasticum» говорить об этом). Но особо глубокое впечатление на нашего автора произвело афонское богослужение. Особенно в русском афонском монастыре (наверно, св. Пантелеймона), литургия, совершавшаяся в полуосвещенном храме, с иконами, озаренными только мерцающим пламенем лампад, игуменом монастыря в сослужении шести иеромонахов, при «необычайном» пенни монашеского хора, произвела на Wunderle «неизгладимое впечатление». Глубокое также впечатление произвела на него встреча с одним тамошним русским старцем, бывшим крестьянином, с которым наш автор объяснялся при помощи переводчика, русского монаха, знакомого с немецким языком (слава Богу, что есть уже и такие монахи!). Эта беседа поколебала у автора его прежнее осторожное отношение к «умному деланию» и, вообще, к характеру восточно-православной мистики, и дала новое понимание той религиозной «пассивности», которую до сего времени католики приписывают православному христианству.
J. Tyciak написал с большим пафосом свою книгу о православной литургике. Она посвящена изъяснению содержания богослуже-
72
ний часов, вечерни, утрени и литургии. Он дал также целый ряд переводов песнопений и тайных молитв священника, отметив их догматическую и мистическую глубину. Tyciak приходит к выводу, что и в современной литургической жизни православной церкви живет дух первохристианской церкви, подтверждая это целым рядом цитат из древнейших святоотеческих сочинений. В одной главе он говорит о мистической глубине православной иконы, а в другой останавливается на представителях русской религиозной философии, называет их «христианскими радикалистами», борющимися с рационализмом Запада и стремящимися всегда стать богословами, не нарушая своего православного credo, но дающими своим построениям эсхатологическую и даже апокалиптическую заостренность. Примечательно то, что эта симпатичная книжка вышла в собрании «Ecclesia orans», издаваемом J- Herwegen, настоятелем монастыря Maria Laach, одного из самых живых центров католической Германии.
Неутомимый отец-францисканец Killian Kirchhoff продолжает свою работу по переводу песнопений Великого Поста. Четвертый том посвящен Страстной седмице и составлен по плану предыдущих т. е. даются переводы песнопений вечерни и утрени. Перевод сделан с большой тщательностью и литературной изящностью. В приложении дан указатель ко всем четырем томам этого собрания, который составлен очень удобно и ясно. Труд. Kirchhoff'a большое подспорье для желающих познакомиться с православной литургикой. Будем надеяться, что в скором времени появится и том, посвященный св. Пасхе и пасхальной седмице.
Монументальный труд известного немецкого византиниста A. Ehrhard'a (недавно праздновавшего свое 75-летие) есть плод сорокалетней работы. Труд этот должен стать в будущем одним из оснований для агиографической науки Православной Церкви. За четыре десятилетия Е. изучил 2750 рукописей мученических актов. Первый том посвящен материалу, который включен в греческие минеи, менелогии и синаксари. Первый агиографический сборник был составлен Евсевеем Кесарийским, для нас не сохранившийся, он содержал мученические акты до гонений Диоклетиана. Во время св. Феодора Студита существовало уже двенадцати томное собрание таких актов и житий. При патр. Константинопольском Мефодии (ум. 847) было составлено еще два тома. Однако, то что дошло до нашего времени составлено уже, гл. об., в X—ХУ вв. Для агиографии особое значения имели труды Симеона Метафраста, нашедшего себе последователей и подражателей. Особенное умножение получили сборники, содержавшие т. наз. синаксарные чтения (Е. их именует меналопями, т. к. они подразделены на месяцы) читавшаяся за богослужениями. Е. считает, что эти меналогии, которые в конечном итоге есть соединение месяцеслова с короткими житиями (наверно также сокращенными по богослужебным соображениям), сохраняют обще-церковный характер, не нося местных церковных влияний в смысле внесения местно-чтимых святых. Интересно отметить и то, что наибольшее количество м-местных святых падает на месяцы февраль, март и апрель. Не для всех месяцев одинаково хорошо сохранились рукописи. Кроме того, важно и то, что древнейший славянский перевод их меналогиев, сохранившийся в Codex Suprasleneutis, дает нам возможность восполнить пробелы греческих меналогиев. — В небольшой заметке нет возможности пересказать богатейшее содержание этого труда, — это потребовало бы слишком много места. Труд Е. должен стать необходимейшим пособием для церковного историка. Важен очень список тех хранилищ, которые Е. изучил, и тех. которых не смог, в частности, русских. Второй том, посвященный
73
исследованию содержания материала, описанного в первом, должен последовать в скором времени.
В настоящей заметке мы смогли отметить только некоторые труды, посвященные восточной церкви, из которых видно, что и среди немецких ученых ей уделяется серьезное внимание.
И. Смолич.
74
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.