Поиск авторов по алфавиту

Автор:Булгаков Сергий, протоиерей

Булгаков С., прот. Епископ Вальтер Фрир (in memoriam). Журнал "Путь" №56

(1863 - 1938).

 

Вслед за ранней и, по человеческому разумению, безвремен­ной смертью нашего американского друга, Fr. F. Gavin, нам суждено было в этом году, вслед за ним, потерять и на­шего любимого и чтимого английского друга и соратника, доблестного еп. Фрира. Смерть погасила тихо догоравший факел и в мире отошел ко Господу светлый старец, приложившись отцам своим. Общее уважение к нему, как духовному авто­ритету, соединяется и с теплым личным чувством, как будто в нем потеряли мы не только одного из духовных вождей, но и своего собственного верного и ласкового друга или родственника. Таково было его личное обаяние, в котором од­новременно соединялась высокая духовность с тонкой культур­ностью. Духовный аристократизм сочетался в нем с про­стотой, скромностью и смирением, озарялся детской веселостью и приветливостью. Его появление неизменно вызывало всеоб­щую радость и невольное к нему движение.

Мне довелось знать этих обоих столпов англиканского епископата, еп. Гора и еп. Фрира, которые были во многом лично и преемственно связаны. И оба они отмечены духовной свободой и особым личным благородством, и оба они при­надлежали к высшим представителям англиканского богословия. Еп. Гор является одним из руководящих богословских умов Англии 19-20 века, еп. Фрир был неутомимым тружеником на почве богословского исследования, преимуще­ственно литургики. Последняя его работа под характерным для него заглавием The Anaphara or Great Eucharistie Prayer. An eirenicalStudy вышла в свет не задолго до его смерти, которая застала его с пером в руке в монашеской келье в его любимом монастыре Community of Resurrection (Mirfield). Но его значение для Англиканской, как и для всей Все-

66

 

 

ленской Христовой Церкви заключается не только в составле­нии «иринических» исследований, но и в его «иринической» деятельности, направленной к воссоединению ныне разделенной Христовой Церкви. Строгий и ответственный англиканский епископ, он был носителем и вселенского духа. Он явился деятельным участником «Малинских собеседований» англикан и р. католиков, которые происходили под председательством кардинала Mercier. В Малине произошла, можно ска­зать, первая встреча Англиканской церкви с Римской, после злосчастного отвержения англиканских ординаций в булле п. Льва XIII. Хотя осязательных результатов эти встречи дать не могли, но, конечно, ими достигнуты результаты неосязатель­ные, духовные. Главные же заслуги еп. Фрира на путях «эку­менизма» увенчали последние годы жизни, его цветущую ста­рость. Это была его работа по жизненному сближению англикан­ства и русского православия, не на почве иерархических переговоров и соглашений, но на почве органического срастания обоих церковных тел в определенных, хотя и ограниченных точках. Всем известно, что последнее 10-летие отмече­но возникновением интенсивного сближения между англо-католиками и православными (преимущественно русской молоде­жью). Оно выражается в ежегодных конференциях, харак­терной чертой которых является не только богословская дис­куссия, но и планомерное литургическое общение, выражающееся в каждодневном служении православной литургии и англикан­ской мессы (поочередно), вместе и с другими службами при общем молитвенном участии всех членов. Это литургиче­ское сближение, представляющее собой вообще нечто новое в жизни Вселенской церкви, неизменно находило одного из вдохновенных руководителей в лице еп. Фрира, который не укло­нялся и от трудных и ответственных вопросов, возникавших на этих путях. Одним из таких показательных предметов обсуждения явился, между прочим, вопрос о взаимном участии в Евхаристической трапезе в пределах брат­ства муч. Албания и преп. Сергия (Fellowship of St. Alban and St. Sergius), которое образовалось из постоянных участников конференций. Этот вопрос и доселе остается неразрешенным, но следует отметить, что он находил в еп. Фрире благосклонного и духовно бесстрашного участника в разных стадиях его обсуждения *).

*) Я лично чувствую себя признательным еп. Фриру не только за то сочувственное внимание, которое он неизменно оказывал защищаемой мною идее евхаристического общения между членами Братства, но и за дружественную моральную поддержку, оказанную мне лично, когда поднятое против моей софиологической доктрины дви-

67

 

 

Еп. Фрир, первый президент нашего «Fellowship», являлся как бы его патриархом и, будем верить, наложил на него неизгладимую печать своего духа. Он же явился патриархом и для чисто богословского сближения русских и англиканских богословов. Под его председательством в мирной и друже­ственной атмосфере протекала в апреле 1936 года наша бо­гословская конференция в родном его Mirfield'e в Community of Resurrection, где нынепокоится прах его (как и еп. Го­ра). (На этой конференции мной был читан и доклад о софиологии).

Весною 1936 года, во время англо-русской конференции в Париже было явлено пророческое видение того, чего всегда чают молящиеся «о соединении всех». В Парижском русском кафедральном соборе (на rue Daru) можно было видеть по­средине церкви совершающего краткое богослужение (род мо­лебна) англиканского епископа вместе со своим клиром. Это был президент англо-русского Fellowship еп. Фрир, которо­му дано было в конце жизни испытать предвкушение радости снятия конфессиональных граней в молитве. Англиканский епископ, который всегда любил и чтил русскую церковь (он в молодости посетил Россию и несколько знал наш язык), соединялся в молитве с русским православным народом. Еп. Фрир был сам живой эмблемой грядущего.

С чувством благодарной любви поклоняемся его праху. Да упокоит Господь светлую его душу!

Прот. С. Булгаков.

18. V. 1938.

жение начинало оказывать влияние и в некоторых английских кругах. Можно сказать, что благодаря ему (как и другим английским друзьям) наш молодой Fellowship остался незатронутым этим движением.

68


Страница сгенерирована за 0.06 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.