13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Волконский Михаил, князь
Волконский М., кн. О тайных причинах тяготения русской аристократии к католичеству. Журнал "Путь" №54
О ТАИНЫХ ПРИЧИНАХ ТЯГОТЕНИЯ РУССКОЙ АРИСТОКРАТИИ К КАТОЛИЧЕСТВУ
Маленький вопрос, но довольно жгучий. Был, есть, но не будет. Без последствий, потому что в плоскости времени, а не вечности. Но объяснить его не безынтересно, т. к., думается, он превратно понимается как католиками, так и православными.
1) Отчего произошло это явление тяготения микроскопической части культурного русского общества к католичеству? 2) Есть ли это дело веры? 3) Есть ли это (horibile dictu) измена русскому народу?
1) Явление это произошло от оторванности русской аристократии от русского народа и от русской истории, от русской духовной стихии. Хотя русский аристократ, если только он не порывал связи с деревней, иногда лучше понимал мужика, чем русский интеллигент, но в духовном смысле он был ему чужд. «Gentilhomme russe, citoyen du inonde». Есть и отрицательный смысл у этой фразы, применимый к данному случаю. Чужд он ему был потому, что православие русское было православие народное — вера из сердца исходящая, в сердце переходящая, в сердце пребывающая. Официальное же православие, т. е. Церковь официальная, с представителями которой культурному человеку легче сойтись и столковаться — находилась в состоянии временного омертвения и пребывала в прискорбном рабстве у государства. Отсутствие высоко-культурных людей в рядах духовенства и вообще его несколько униженное положение в обществе, лишало часть русской аристократии, не понявшей духа православия, религиозно-интеллектуальной среды. И ей приходилось искать еговне России.
«Citoyendumonde» был своим человеком, как в FaubourgSt-Germain(Свечина), так и в окружении Ватикана. Встреча с высоко-культурными прелатами, преклонение
52
перед их умом и перед стройным зданием, возведенным Римом, все это не могло не импонировать людям оторванным от русского народа и воспитанным и взросшим на европейской культуре. (По меткому выражению О. Миллера «крестившихся в западную цивилизацию»). Дальнейшее ясно — воссоединение с Римом. (Эмигрантское тяготение к католичеству объяснимо скорее желанием пристроиться, как и тяготение к масонству, или же ощущением беспочвенности).
2) Было ли это делом веры? На это, к сожалению, приходится ответить отрицательно. Это было действие от обратного. В этом можно винить православное духовенство, что оно не удержало часть русской аристократии в лоне православной церкви,но — и это «но» должно лежать тяжелым камнем на совести русских католиков — истинный сын православной церкви, видя и сознавай ее тяжелое и угнетенное состояние, должен был, неуклонно стремясь к ее освобождению и возвеличению, оставаться в ее лоне и вместе с ней, вместе с русским народом терпеть до конца. «Претерпевый же спасется». Нельзя было уходить — это был акт эгоистический... Здесь мы подходим к очень парадоксальному явлению, объясняющему почему именно тяготение к католичеству наблюдалось в среде русской аристократии. Русский аристократ, русский барин, привык жить из поколения в поколение на «готовеньком». Это с одной стороны развивало эгоизм, а с другой притупляло творческие способности. Аристократ в творчестве, если он не был личностью совершенно незаурядною, всегда страдал дилетантизмом. Барский дилетантизм не мог ужиться с творческим, космическим и народным православием, но зато прекрасно укладывался в рамки индивидуального и барского католичества. Здесь требовалось не творчество, а лишь изысканное послушание. Ведь гораздо легче быть хорошим католиком, чем хорошим православным во всеобъемлющем значении этого слова. Путь индивидуального спасения и легче и опрятнее. Вот почему я не считаю, что тяготение это было делом веры. Это была скорее всего духовная приспособляемость.
3) Было ли это изменой русскому народу? С полным сознанием важности такого вопроса все-таки отвечу: «да». Существует у русских католиков в спорах любимый конек: «как будто нельзя быть католиком и хорошим русским; не делают же различия между англичанином-католиком и не-католиком». Это очень острый вопрос. Для западных европейцев на него надо ответить положительно, для русских — отрицательно. Конечно, можно быть католиком и хорошим русским, в смысле, доброго подданного, но русским, в глубинном, вечном, православном значении это-
53
го слова — нельзя. Это трагическое раздвоение произошло от непонимания русскими католиками, что такое дух православия, от смешения понятий православия с понятием официальной православной церкви,вернее с тем, «что называется Россией на официальном языке» (составной частью которой и была православная церковь — «деталь архитектурная» (Курдюмов) и к которой Тютчев «относился всегда с нескрываемым отрицанием, со страдальческим раздражением и гневом» (Свящ. Флоровский). Русские католики в своем упоении католичеством доходили до таких откровенных признаний в роде: «что такое другие церкви? Так — болтаются где-то» — несовместимых с достоинством христианина. (Все у них получалось коряво: одна старая дева, русская католичка, писала брошюрки о Дон Боско и др.; не естественнее ли было написать о Серафиме Саровском для католиков).
И все таки одной чертой русские католики были сродни русскому народу — это любовью к страданиям. Едва ли это и не было главным поводом их тяготения к католичеству. Не надо забывать, что русское правительство преследовало начинания русских католиков полицейскими мерами (обычный и весьма неудачный прием) и они почувствовали себя в роли гонимых христиан I века... Они прятались по своим квартирам-катакомбам... Жажда страдания была велика и самоудовлетворение (м. б. подсознательное) от этого страдания — еще больше, и остается только пожалеть, что русское правительство было так тупо и слепо, что подавало к тому повод. А как они ратовали за свободу совести и за веротерпимость! Бердяев правильно указал, что здесь защищались «совершенно формальные принципы, безотносительные к какой-либо положительной истине», т. к. «католики менее всего склонны были признавать принцип свободы совести».
Но нельзя не признать, что страдание это было не у места. Оно было эгоистично, т. к. страдали то сами по себе. И оно оказалось роковым, т. к. в страдании, переживаемом русским народом и православием, русские католики, какбыони ни старались доказать обратного, оказались за бортом, они не сподобились со-страдать с русским народом.
Но трагичность их положения выявляется еще глубже, если мы вдумываемся в то, что их теперешняя оторванность лишает их приобщения к грядущему несомненно обновлению и возрождению православной церкви. Им непонятна идея христианского творчества; они обрекли себя на пребывание в безвоздушном пространстве, в своего рода Торичеллиевой пустоте. В разговоре с ними испытываешь то же чувство, что в разговоре с западными католиками (м. б. и есть исключе-
54
ния, но их трудно найти), а именно — герметической закупоренности, хочется крикнуть: «душно, душно» и броситься разбивать окна, чтобы впустить живительную струю свежего воздуха. В своих спорах они напоминают тех лошадей с завязанными глазами который у нас вертели жернова — они думали, что идут вперед, а на самом деле все топтались на месте.
И жутко с ними, и жутко за них... (А им за нас?).
Кстати, что дало это движение? Да ничего серьезного, большого. Как показательно, что в семьях русских католиков — католичество не прививалось, через одно, много два поколения оно наоборот, давало реакцию. Это знак, что глубокого значения оно не имело. Это отметил проф. Зеньковский в своей статье «Православие и русская культура» (Сборник «Проблемы русского религиозного сознания»): «Успехи католичества на Руси, при том поразительном восхищении Западом, которое было в русском обществе так ничтожны... что даже Чаадаева... не оторвали от православия».
Самое удивительное, что все русские католики теряли глубинные черты русского духа. (Как на курьез укажу на одного русского католика, написавшего музыку на слова «Вечерней звон» с изображением колокольного звона. Музыка получилась хорошая, да звон вышел... католический). У них обратное тому, что случается с русскими эмигрантами — эти меняют паспорта, становятся добрыми подданными других стран, но остаются русскими, а католики со старыми паспортами перестают быть русскими.
Это прекрасно понял проф.Зеньковский, который в выше цитированной статье пишет: «...русские, не сознающие в себе связи с Православием становятся рабами Запада, староверами Запада, требующими от России рабского повторения всего того, что органически вырастало на Западе». Проф.Зеньковский ставит далее вопрос: «Не лежит ли историческая задача России именно в том, чтобы полюбить Запад и его проблемы, принести ему то, что отложило в русской душе Православие? Не лежит ли русская дорога на Запад (против чего восставало староверие), но с Православием (против чего восстает западничество)? Если признать, что это верно — а в противном случае духовное сотрудничество с Европой, вероятно, невозможно — то мы гораздо охотнее столкуемся с западным католичеством в его чистом виде, чем с его восточным суррогатом. Восточное католичество мечтало сыграть роль моста, по которому лавина верующих с Востока потечет в братские объятия Запада. Увы, на самом деле это лишь весьма ненадежная жердочка, на которой несколько смельчаков, оторвавшихся от одного бе-
55
рега и не приставших к другому, мечутся над разверзшейся под ними бездной.
Да и гений Достоевского им непонятен до конца. И они на него смотрят сквозь стекла Запада. Подобно тому, как Фрейд, пропуская Достоевского сквозь терку своей теории, превращает его в какой-то либидинический порошок, или как Жид и Цвейг, вознося Достоевского на недосягаемую высоту, как писателя и психолога, обходит молчанием его христианскую миссию и его христианские пророчества, так и русские католики останавливаются перед христианством Достоевского, как перед чем то неведомым, непонятным (читай — запретным). По ихмнению как только он начинаешь говорить о Церкви, он говорит «вздорь», он несерьезен (почему не сказать прямо: еретик»). А между тем «Россия — это Достоевский и Достоевский — это Россия» (Бердяев).
И если «страдание причина сознания», то русский народ, идя по стопам своего предтечи, уже пострадавшего ради него и его будущего, обретет спасение.
Кн. Михаил Волконский.
Женева, 1936 г.
56
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.