13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Зеньковский Василий, протопресвитер
Зеньковский В., прот. Irenikon. Журнал "Путь" №53
IRENIKON. 1985—1987 г.
Среди многочисленных изданий, публикуемых католиками в целях воссоединения Православной Церкви с католической, Irenikon занимает особое и исключительное место. Читатели этого журнала знают, что они встретят на страницах его не только понимание Православия, не только внимательную и доброжелательную характеристику текущей жизни или прошлого периода (преимущественно) русской Церкви. Они найдут там и более глубокое, чем в других католических изданиях, отношение к самой проблеме воссоединения Церквей. В этом смысле чрезвычайно характерной является статья одного из главных сотрудников Irenikon’a, о. Лялина (Dom Lialin) посвященная разбору этюда известного униатского деятеля Тышкевича (в Gregorianum за 1934 г., под заглавием «Spiritualité etsainteté russepravoslave»). В сдержанной форме, но очень сильно и удачно о. Лялин изобличает о. Тышкевича в непонимании самых основных особенностей Православия, связывая весь замысел «унии» с этим недостаточным знанием Православия (Irenikon 1935, № 2, стр. 176). О. Лялин признает возможным даже обогащение католичества православнымбогословиеми его литургическими сокровищами... Вот эта позиция Irenikona и отличает его очень существенно от всяких иных изданий — не исключая и доминиканского издания Russie et Chrétienté (см. новое издание этого журнала с начала 1937 г.).
Не стоит перечислятьценных статей, появившихся в Irenikon за два последних года: их довольно много. Но нельзя не остановиться на анализе общей «воссоединительной» позиции, какую занимает Irenikon. Несмотря на то, что этот журнал решительно свободен от тех дурных привычек, которые вошли в обиход в политической печати, благодаря униатству, — и та позиция, какую занимает Irenikon, не обещает ничего реального для церковного воссоединения, — кроме простого изучения и добросовестного вживания в сущность и дух Православия... Очень характерны в этом отношении все статьи и заметки, появившаяся в Irenikon об экуменизме (см. особенно статьио. Лялина в 1933 и 1934 гг.). Позиция Православия в т. наз. экуменическом вопросе совершенно непонятна католикам. Иногда и в Irenikon можно найти более мягкие тона в отношении к протестантизму (см. особенно статьи Ch. Pfleger в Irenikon за 1936 г., № 3—4), но как раз непонимание протестантизма и стоит больше всего на пути к сближению православных и католиков. Это звучит парадоксально, но это так. Ведь главное, что нас разделяет с католиками, связано даже не столько с Ватикан-
85
ским догматом, сколько вообще с католическим пониманием Церкви (венцом чего и является Ватиканский догмат). Чтобы понять свои ошибки, католики должны понять изнутри трагическую неизбежность реформации, признать огромную вину католичества во всей религиозной трагедии Запада. Я давно пришел к убеждению, что центральным вопросом церковного воссоединения является вовсе не воссоединение католической и православной Церквей, а религиозное примирение на Западе (вернее всего — через посредство англиканства). Мы православные, быть может, и призваны к тому, чтобы облегчать путь и англиканам и протестантам в церковном воссоединении с Римом, но сам то Рим, с его «окаменелым нечувствием» своей вины и своей ответственности за церковные разделения, остается все время (за очень редкими исключениями; —напр., кард. Мерсье) на позиции, исключающей возможность церковного воссоединения на Западе...
Нам симпатичен и близок Irenikon, — но если в нем веет иной дух, чем в остальных течениях католичества, мы все так же стоим на разных берегах без реальной надежды на воссоединение...
По-видимому, должно пройти еще не мало времени, чтобы в сознании католических богословов, а за ними и во всей католической Церкви произошли те сдвиги, без которых все речи о воссоединении останутся бесплодными и нежизненными... чем, однако, труднее это, тем с большей симпатией должны мы отнестись к таким изданиям, как Irenikon, которые так много делают для ознакомления католического мира с Православием.
В. В. Зеньковский.
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.