Поиск авторов по алфавиту

Автор:Без автора

В. В. З. – К. В. Мочульский. Владимир Соловьев. Жизнь и учение.Журнал "Путь" №52

К. В. МОЧУЛЬСКИЙ. «Владимир Соловьев. Жизнь и Учение». Париж, 1936 г.

После своей прекрасной книги о Гоголе К. В. Мочульский выпустил в свет книгу о Влад. Соловьеве. В основу своего труда К. В. Мо­чульский положил биографию Вл. Соловьева, в свете которой он излагает и анализирует все творчество Соловьева. Благодаря этому кни­га К. В. Мочульского  читается очень легко и дает живой и яркий образ великого  нашего философа. В литературе о Вл. Соловьеве книга К. В. Мочульского  займет по праву первое место, как лучшее вве­дение в изучение Соловьева. Однако, несмотря на большие достоинства книги, она вызывает некоторые серьезные возражения — и это прежде всего относится к основной мысли книги о том, что в основе всего творчества Соловьева лежит мистическая интуиция Софии. Я не буду от­рицать реальности «видения» Вл. Соловьева, но решительно не согласен с тем, что в этих «видениях» дан ключ к философским построениям Соловьева. Скажу даже больше: внутренняя диалектика мысли Соловьева очень мало связана с его мистикой. Можно и должно ви­деть в «Философских начатках цельного  знания» ключ к пониманию этой внутренней диалектики философских исканий Соловьева, но его учение о Софии очень расплывчато и неопределенно и  с о в с е м  н е стоит в центре его философского творчества. Если тема о Софии после Соловьева и под его влиянием получила дальней­шее развитие в русской философской и богословской мысли, то его общие идеи действовали совершенно независимо от его софиологии. Чем дальше отходим мы от Соловьева, тем больше научаемся мы в нем ценить самый замысел философского  синтеза, который был намечен уже славянофилами, — и тем больше искусственности и философской выдумки ощущаем мы в его учении о Софии. Заслуги Соловьева в настойчивом введении софюлогической темы в русскую мысль не дол­жны закрывать нам глаза на всю искусственность и шаткость его построений в этой области. Значительность темы неизмеримо превосхо­дит ее разрешение у Соловьева.

Не развивая дальше наших замечаний, еще раз подчеркнем боль­шую ценность книги К. В. Мочульского, как лучшего  введения в изу­чение творчества Вл. Соловьева.

В. В. З.

79


Страница сгенерирована за 0.23 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.