13776 работ.
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z Без автора
Автор:Ильницкий С.
Ильницкий С. «Просите мира Иерусалиму». Журнал "Путь" №52
(ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ)
На иконостасе церкви св. Царицы Александры в русской духовной Миссии в Иерусалиме начертаны слова 122-го псалма: «Просите мира Иерусалиму». Нигде вся сила этого прошения не может быть так очевидна, как в самом Святом Граде.
Весь мир сейчас тяжко страдает, словно распят он на кресте безблагодатном. Глубокая скорбь, чувство безграничного страха перед неизвестным будущим овладели людьми. Желая бежать от всего этого, человек напрягает все свои силы и способности для гигантских сооружений и самых фантастических изобретений, думая таким путем укрепить свое шаткое положение. Одно за другим поразительные открытия, как бы отдергивают завесу скрытого и кажется будто вот вот сама вечность вознаградить усилия «царя природы». Но нет покоя в его душе, тревога и тоска овладевают им, непрерывно возрастая.
С другой стороны, все глубже ощущается некая богооставленность мира, уходят из него последние святыни и последние светильники, о чем особенно сильно твердят голоса, доходящие из советской России, где борьба между Добром и Злом достигла своего апогея. Творится невидимый Китеж, до времени сокрытый от глаз, устремившихся в соблазнительные дали чисто материального прогресса.
С такими мыслями покидаешь нынешнюю Европу. Но все эти настроения куда-то разом исчезают, когда входишь в Иерусалимский храм Воскресения Христова. Особо благодатное состояние овладевает самой немощной душой. Навсегда останутся незабываемыми минуты ежевоскресной ночной службы, когда Литургия совершается на самом кам-
70
ни Гроба Господня, когда во, время большого входа (после «иже херувимы») все духовенство с Святыми Дарами и все молящиеся, с русским хором во главе, обходят кругом кувуклий Живоносного Гроба. Как причастен поют ирмосы пасхального канона, стихиры Пасхи, что придает службе пасхальный характер.
***
Однако, достаточно бывает выйти за порог Храма, чтобы сразу очутиться среди шума восточного базара, словно в громадном муравейнике, в узеньких уличках «суки», так хорошо символизирующих нашу встревоженную жизнь, превратившуюся в большое торжище. Снует многоречивая, голосистая, пестрая по нарядам и по цвету лиц толпа, торопливо пробегают перегруженные до отказа ослики, важно ступают, имеющие всегда запыленный вид верблюды, как будто они только что пришли из пустыни.
Расширяя круг наблюдений, замечаешь, что умеренный еврейский национализм, с фатальной неизбежностью, породил жуткий в своей жестокости арабский шовинизм. Борьба этих двух сил только начинается. Если сионисты пионеры несли сюда, хотя и искаженную идею мессианства еврейского народа, то нынешние пришельцы в Палестину, за небольшим исключением, могут быть названы не людьми, возвращающимися в Обетованную землю, а колонистами, мечтающими об эксплуатации земель, об интенсивном сельском хозяйстве, о фабричной промышленности. Куда ближе кажутся евреи, молящиеся у Стены Плача, целующие камни Соломонова Храма. У этой стены, может быть, больше чем где-нибудь становится ясным до какой степени мы, «в рассеянии сущие» повторяем библейскую судьбу израильского племени. В одной сионистской сельско-хозяйственной колонии, куда я попал в гости, меня забросали вопросами о России, об эмиграции. Между прочим, я высказал только что приведенную мысль об общности пути русского и еврейского народов. Аудитория вполне одобрила эту параллель.
Именно в Палестине становится особенно очевидно, что стремление искусственно решить еврейский вопрос, выделив его из общечеловеческой темы, заранее обречено на неудачу. Прав, конечно, Léon Bloy в своем замечательном произведении «Le Salut par les Juifs», что судьба всего мира соединена с вопросом о спасении через евреев, вернее было бы сказать — вместе с евреями.
Восточная тишина, в которой веками пребывала Па-
71
лестина, нарушена войной и послевоенными событиями. Англичане своими техническими усовершенствованиями, беспощадным уничтожением всего прежнего уклада, колоссальным строительством во всех городах, сооружением прекрасных дорог быстро меняют внешний аспект страны, развивают среди местного населения ажиотаж, погоню за богатством, комфортом. В какой ужас от всего этого пришел бы Константин Леонтьев.
Бесцеремонно, нагло, ни с чем не считаясь, врывается европейская цивилизация в самое сердце Святой Земли. Но нигде так не оскорбительна «модернизация» Святых Мест, как у Генисаретского озера. Когда оно открывается на горном перевале, то кажется будто громадный сапфир вставлен в оправу из розового мрамора. На фоне природной красоты образ Христа выступает особенно близким.
И вот на берегу, в виду развалин Капернаумского храма, где Спаситель проповедовал три года, устроено «Галилеа-Лидо», очень смахивающее на загородный кафешантан. В Тивериаде возводятся набережные, на которых вечером ближайшие кафе разворачивают свою бойкую торговлю, а хрипящие радио нарушают покой уснувших вод, по которым некогда скользила ладья Учителя и Его учеников. Конечно, это только начало, ибо во всех отношениях соблазнительно в таком пункте завести модный курорт, со всеми его атрибутами.
Иерусалим, которому больше, чем кому-нибудь другому месту на земле нужен мир, — очутился в потоке ему несвойственных, ненужных страстей. Глядя на это, делается очевидным, что Запад заливает волнами своих настроений те точки нашей планеты, которые долго были им недоступны. В водоворот безумного эгоизма хотят вовлечь самое светлое и ценное, что есть у человечества.
Но пока не вернуть Святому Граду необходимого ему мира не сыскать его и во всем остальном мире, который долго будет еще биться в тенетах темных сил. Здесь в Иерусалиме завязывается узел сложных отношений, и от того, как и кем он будет развязан, может быть, зависит судьба всей вселенной.
***
Есть особая радость для русской души, когда ступаешь на территорию русской Духовной Миссии, либо попадаешь в многочисленные русские монастыри, рассеянные вокруг
72
Иерусалима, на землях, купленных не без труда у мусульман и у католиков во второй половине прошлого столетия гениальным провидцем, архимандритом Антонином. Ему удалось приобрести участки земли в Хевроне у Маврийского дуба, где три Ангела явились Аврааму, на Елеонской горе, откуда вознесся Господь, Горное селение, где св. Елизавета дала свое целование Богоматери и т. д.
В этих местах покидает ощущение эмигрантства, вы снова под сенью русских обителей, на русской земле, среди русских людей, сохранивших всю красоту и все разнообразие нашей речи. Приехавшая накануне войны группа русских паломниц, не имевшая затем возможности вернуться на родину, вместе с духовенством и монахинями, являются теперь единственными верными хранителями русского имущества в Палестине, защищая его от вожделений со всех сторон, до того часа, пока Россия вновь обретет силу религиозного духа и снова потекут сюда толпы русских паломников.
А в нынешний момент иногда бесконечно грустно бывает во время богослужений в обширных русских церквях, где сиротливо стоит группа старушек-богомолок, — а иногда и никого нет, кроме иеромонаха и псаломщика. Встает тревожный вопрос о необходимости скорейшего заселения палестинских русских монастырей, ибо старое поколение монахов и монахинь уходит и не видно, пока, их смены.
* **
Нет пределов тем жертвам, которые можно принести для того, чтобы побывать в Святых Местах, все они будут сторицей вознаграждены несметным духовным богатством, которое там получаешь. Все в жизни после этого, приобретает иной весь, иную меру.
73
© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.