Поиск авторов по алфавиту

Автор:Сове Борис

Сове Б.И. Тезисы по Священному Писанию Ветхого Завета. Журнал "Путь" №52

для I конгресса православных Богословов в Афинах в ноябре 1936 года.

 

1. На сложные и ответственные проблемы, поставленные западной библейской наукой в области ветхозаветной исагогики и экзегетики, истории израильского  народа и ветхозаветного  Богословия, православные библеисты еще не дали своего ответа. Современные православные ветхозаветники почти не могут пользоваться опытом своих предшественников. Слабое развитие библейской дисциплины в Православной Церкви, объясняющееся между прочим и отсутствием интереса к Вет­хому Завету, печально отражается и на состоянии православной аполо­гетики.

2. Нельзя утверждать, что традиционная консервативная школа пра­вославных ветхозаветников может почитаться исчерпывающе выра­жающей учение Церкви и сокрушившей все построения критической шко­лы. Ее ответы на поставленные западной критической школой пробле­мы исагогики имеет источником патриотическую письменность, пользовавшуюся часто в этих вопросах непосредственно или из вторых рук преданиями иудейской синагоги. Эти ответы возводятся не­которыми на степень общеобязательного  Церковного  Предания. Такой взгляд ошибочен. Церковь не дала канонического  ответа на пробле­мы ветхозаветной исагогики. Здесь нельзя говорить о consensus patrum. Сохранились мнения отдельных отцов, иногда противоре­чивые (например, о происхождении Пятикнижия, Псалтыри, учительных книг, о Богодуховновенном характере перевода LXX). Мнения отцов являются ценным материалом для библеиста, однако не связывают его, если обнаружится противоречие между ними и результа­тами освещенного  светом веры в Христа-Богочеловека свободного  научного  исследования методом Higher Criticism без тех крайно­стей, в которые впали некоторые представители критической школы.

3. Святых отцов в большинстве случаев не интересовали исагогические проблемы, не интересовал Ветхий завет сам по себе, ибо «прейде сень законная благодати пришедшей». Патристическое отношение к Ветхому Завету определяется апологетическими задачами, воз­никшими в эпоху раннего христианства и сотериогическою ценностью ветхозаветного  Богословия, догматического  и нравственного. Для свя-

67

 

 

тых отцов, независимо от их принадлежности к разным экзегетическим школам, Священное Писание — средство для нашего спасения. Отцы, «образов сбытие зряще», обращали особое внимание на мессианское содержание и устремление Ветхого  Завета, которыми оправды­вается типологическое толкование без его крайностей. Эти стороны патристического  толкования имеют огромную ценность для православного  ветхозаветника, который, однако, должен учитывать и различие толкования отцов, не возводя автоматически ни одного из них на степень Предания Церкви. Православные библеисты с полным правом обращают внимание и на церковно богослужебное (литургическое, иконографическое) истолкование Ветхого  Завета, выясняя общецерковное экзегетическое предание, отделяя позднейшие и случайные элементы, ча­сто навеянные инославными влияниями. Церковное истолкование ветхозаветных книг в свете новозаветного  совершенного  откровения обяза­тельно для православного  ветхозаветника, ибо Библия дана нам в Цер­кви и через Церковь. И к этому церковному толкованию должен вос­ходить православный экзегет от буквального, которое устанавлива­ется методами научной экзегетики..

4. Механически-буквальное понимание богодухновенности священных книг — достояние иудейского  и консервативного  протестантского  богословия, не может быть защищаемо православными богословами, как уклоняющееся от своего рода «монофизитство», а должно быть исправлено в свете Халкидонского  догмата о богочеловечестве. Участие в написании Библии человеческого  элемента с его ограниченностью объясняет особенности ветхозаветных книг, как исторических источников, их ошибки, анахронизмы, которые могут быть исправ­лены внебиблейскими данными, обогатившими особенно в последнем десятилетии историю Древнего Востока. Ложный апологетический взгляд на Библию, как на энциклопедию исторических и естественных наук должен быть оставлен. Ветхозаветные боговдохновенные писатели — прежде всего богословы и законоучители. С этой точки зрения надлежит рассматривать учение о творении мира, о всемирном потопе, и т. д. Ценность Библии в ее богословии.

5. Православный Богослов обязан вскрывать несостоятельность современных «маркионистических» взглядов на Ветхий Завет, кото­рые, к сожалению, проникают и в Православную Церковь, встречая сочувствие со стороны некоторых богословов. Эти взгляды не различают Ветхого  Завета от иудаизма. Церковное Предание, consensus patrum и богослужебное употребление Ветхого  Завета устанавливают тесную связь обоих Заветов, как составляющих «единое тело исти­ны» (Преп. Ефрем Сирин), рассматривают Ветхий Завет, как под­готовительную ступень к полноте новозаветного  откровения, подчеркивают мессианское устремление Ветхого  Завета. Некоторые проблемы, волнующие в настоящее время христианский мир (например, социальный), с необыкновенной остротой поставлены и разрешены в ветхозаветных книгах. Как в дохристианскую эпоху, как в апостольский и патристический век, так и в наше время Священное Писание Ветхого  Завета является источником спасения и «полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да бу­дет совершен Божий человек» (2 Тим. 3, 16-17).

6. Отмеченное выше слабое развитие православной ветхозаветной Науки, почти полное отсутствие некоторых ее дисциплин, отсутствие православных ученых в археологических экспедициях на Ближнем Востоке, которыми может гордиться западная библейская наука, заставляет обратить внимание на принятие мер для устранения этих печальных явлений. Чрезвычайно желательно «соборование» православных библеистов, устройство специальных библейских съездов, и семи-

68

 

 

наров и основание в Иерусалиме Православного  Библейского  и Археологического  института, устроенного  по типу ученых учреждений инославных исповеданий (The Orthodox Biblical Archeological and Liturgical Institute in Jerusalem). В этом институте могут быть посылаемы ежегодно окончившее курс православных богословских факультетов для специализации в библейских дисциплинах. Очень желательно, чтобы съезд православных богословов избрал комис­сию для разработки этого чрезвычайно важного  для православной биб­лейской науки вопроса.

Б. Сове.

Выборг, 4 августа 1936 г.

69


Страница сгенерирована за 0.07 секунд !
Map Яндекс цитирования Яндекс.Метрика

Правообладателям
Контактный e-mail: odinblag@gmail.com

© Гребневский храм Одинцовского благочиния Московской епархии Русской Православной Церкви. Копирование материалов сайта возможно только с нашего разрешения.